Воскресенский Григорий Александрович
Из церковной жизни православных славян

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Королевство Сербия. Старая Сербия и Македония.


   Воскресенский Г. Л. Из церковной жизни православных славян: Королевство Сербия. Старая Сербия и Македония // Богословский вестник 1901. T. 1. No 4. С. 716-744 (2-я пагин.).
   

ИЗЪ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ ПРАВОСЛАВНЫХЪ СЛАВЯНЪ.

Королевство Сербія.-- Новый ежемѣсячный журналъ -- органъ Архіерейскаго Собора.-- Опредѣленія Архіерейскаго Собора, состоявшіяся въ 1899 и 1900 годахъ.-- Узаконенія народной скупщины 1900 г., имѣющія отношеніе къ сербскому духовенству.-- Отчеты митрополита и мѣстныхъ епископовъ о ревизіяхъ епархій.-- Біографическія свѣдѣнія о преосвященномъ Саввѣ, епископѣ жичскомъ и о заслугахъ его для сербской церкви.-- Бракосочетаніе сербскаго короля Александра съ Драгою Машиной.-- Бѣлградская духовная семинарія въ 1899--1900 учебномъ году. Новая "богословія св. Саввы".-- ХІ-я священническая скупщина въ г. Шабцѣ. Рѣчь преосвященнаго Димитрія, епископа шабачскаго, при открытій скупщины. Предметы занятій скупщины: разсмотрѣніе докладовъ главнаго комитета о преобразованіи матеріальнаго положенія священниковъ, о развитіи религіозности въ народѣ., о реформѣ церковныхъ метрикъ, о вспомоществованіи престарѣлымъ и больнымъ священникамъ, и рефератъ объ отношеніи духовенства къ земледѣльческимъ общинамъ. Современное положеніе вопроса объ улучшеніи матеріальнаго положенія священниковъ.-- IX-я монашеская скупщина въ монастырѣ Студеницѣ.-- Кончина бывшаго короля Милана Обреновича и погребеніе его въ крушедольскомъ монастырѣ.-- Старая Сербія и Македонія.-- Высокопреосвященный Діонисій, митрополитъ рашско-призренскій.-- Избраніе и посвященіе новаго митрополита въ рашско-призренскую епархію. Біографическія свѣдѣнія о новопосвященномъ митрополитѣ. Сербская печать о назначеніи новаго митрополита.-- Двадцатипятилѣтіе сербской богословско-учительской школы въ Призренѣ. Состояніе школы въ 1899--1900 учебномъ году.-- Огорченіе скопійскихъ сербовъ по случаю все откладываемаго посвященія администратора скопійской епархіи серба архимандрита Фирмилліана въ скопійскаго митрополита.

   На основаніи опредѣленія сербскаго Архіерейскаго Собора отъ 24 апрѣля 1898 года началъ съ января 1900 г. издаваться въ Бѣлградѣ новый ежемѣсячный журналъ "Гласник православне цркве у кральевини Србиjи. Орган Архjереjског Сабора". Журналъ имѣетъ отдѣлы оффиціальный и неоффиціальный. Въ послѣднемъ, по мысли Архіерейскаго Собора, особенное вниманіе должно быть обращаемо на разработку богословскихъ наукъ, на рѣшеніе недоумѣнныхъ вопросовъ изъ области церковно-приходской практики и на предоставленіе народу здоровой духовной пищи, которая бы утверждала его въ вѣрѣ и христіанской нравственности {Гласник, 1900, янв., стр. 1--2, 14--16.-- Въ засѣданіи Архіерейскаго Собора 29 ноября 1899 г. утверждены составленныя преосвященнымъ Никаноромъ, епископомъ нишскимъ, правила о вознагражденіи изъ церковнаго фонда авторовъ за статьи, помѣщаемыя въ "Гласникѣ", какъ и вообще за сочиненія церковно-религіознаго и нравоучительнаго содержанія. "Гласник" обязаны выписывать всѣ церкви и монастыри сербскіе, за исключеніемъ тѣхъ, которые по причинѣ крайней бѣдности будутъ освобождены отъ сего обязательства мѣстными архіереями (Гласник, янв., стр. 3--5).}. Въ первомъ же, оффиціальномъ отдѣлѣ обыкновенно помѣщаются опредѣленія Архіерейскаго Собора и распоряженія епархіальныхъ властей. Съ нихъ мы и начнемъ свое обозрѣніе.
   Въ засѣданіи 24 апрѣля 1898 года состоялось также важное постановленіе Архіерейскаго Собора, стоящее въ связи съ опредѣленіемъ объ изданіи новаго журнала, именно постановленіе о переводѣ твореній св. отцевъ на сербскій языкъ. Согласно предложенію высокопреосвященнаго митрополита Иннокентія, редакціонный комитетъ "Гласника" долженъ принять на себя заботы о переводѣ твореній св. отцевъ и ихъ изданіи. Отдѣльными ли книгами будетъ издаваться переводъ, или при самомъ журналѣ, это предоставлено усмотрѣнію митрополита, который, по соглашенію съ министромъ просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ, дастъ и необходимыя средства изъ церковнаго фонда. Труды по переводу будутъ выходить какъ изданіе Архіерейскаго Собора {Гласник, янв., стр. 2--3.}. Свято-отеческія творенія на сербскомъ языкѣ, безъ сомнѣнія, окажутъ великія услуги духовному просвѣщенію сербовъ вообще и сербскаго духовенства вчастности. Но о движеніи и дальнѣйшей судьбѣ этого постановленія пока ничего неизвѣстно.
   Изъ другихъ постановленій Архіерейскаго Собора отмѣтимъ: объ основаніи при митрополіи ризницы для храненія церковныхъ и монастырскихъ древностей (опредѣленіе состоялось еще 8 мая 1898 г., а въ ноябрѣ 1899 г. доложено было о согласіи на этотъ предметъ министра просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ); объ изданіи на счетъ церковнаго фонда памятной книжки о погребеніи блаженнопочившаго митрополита Михаила и объ избраніи новаго митрополита высокопреосвященнаго Иннокентія (въ засѣданіи 13 нояб. 1899 г.). объ отпускѣ духовныхъ лицъ изъ одной епархіи въ другую (--19 ноября 1899 г.); о вторичномъ вступленіи въ бракъ новокрещеннаго или новокрещенной изъ нехристіанской вѣры съ лицомъ православнаго вѣроисповѣданія, въ случаѣ несогласія нехристіанской стороны продолжать брачную жизнь съ новокрещеннымъ (--23 ноября 1899 г.); объ отдачѣ чести воинскимъ знаменамъ со стороны священниковъ, діаконовъ и монаховъ (--30 ноября 1899 г.); объ измѣненіи шапки у военныхъ священниковъ; о совершеніи парастоса всѣмъ блаженнопочившимъ митрополитамъ и епископамъ сербскимъ ежегодно осенью во время засѣданій Архіерейскаго Собора и о совершеніи парастоса епископамъ въ епархіяхъ по усмотрѣнію мѣстныхъ архіереевъ; о конкурсѣ на всѣ учебники науки христіанской въ основныхъ, среднихъ и спеціальныхъ школахъ согласно программамъ министерства народнаго просвѣщенія; о письменной присягѣ клириковъ при вступленіи въ священный санъ {Послѣднія четыре опредѣленія состоялись въ октябрскихъ засѣданіяхъ Архіерейскаго Собора 1900 г. (Гласник, 1901, янв., стр. 4--8).}. Согласно опредѣленію Архіерейскаго Собора отъ 30 ноября 1899 г. изданъ весьма полезный "Зборник правила, уредаба и наредаба Архиjереjсеог Сабора православне цркве у Кральевини Србиjи (од 1839--1900 године) са законима: о црквеним властима неточно православне цркве у Кральевини Србиjи; о уредженьу свештеничког станьа: о фонду за издржаванье удовица и деце умрлих свештеника и дjакона; о начину како тчjе се поступили кад хотчjе да се граде нове цркве, о установленьу цркв. Фонда; о Богословиjи; о таксама и т. д. Приредили Тод. Петкович и Чедомиль Митрович. Београд. 1900. I --XLIII, 1--411, 8о".
   Отмѣтимъ узаконенія, принятыя народною скупщиной въ январѣ 1900 г. и утвержденныя королемъ: объ обязанности священниковъ своевременно и не позднѣе двухнедѣльнаго срока извѣщать управленіе пенсіоннаго фонда чиновниковъ о вѣнчаніи и смерти пансіонеровъ и членовъ ихъ семействъ, подъ угрозой, въ случаѣ неисполненія этой обязанности, денежнаго штрафа въ пользу фонда и кромѣ того отвѣтственности за убытки фонда,-- и о храмѣ св. Саввы, который имѣетъ быть построенъ въ Бѣлградѣ, на Врачарѣ, и который объявляется, какъ всенародное сооруженіе {Гласник, 1900, мартъ, стр. 1--2.}. Храмъ предположено построить на томъ мѣстѣ, гдѣ нѣкогда Синанъ-паша сжегъ мощи св. Саввы. При храмѣ предположено выстроить соотвѣтствующія помѣщенія для митрополіи и семинаріи ("богословиjи"). Образованъ особый комитетъ подъ предсѣдательствомъ митрополита. Изъ государственной казны ежегодно положено выдавать на этотъ предметъ по 100 тыс. динаровъ. Пожертвованій собрано уже много, хотя все-таки собранная сумма далеко еще недостаточна, и это обстоятельство не позволяетъ приступить къ постройкамъ {Србобран, 1900, NoNo 90 и 125.}. Изъ крупныхъ пожертвованій послѣдняго времени отмѣтимъ 20 тыс. динаровъ отъ сербскаго короля Александра и королевы Драги (къ 15 іюля, дню ихъ обрученія) {Гласник, 1900, авг., 130.} и 1 тыс. флориновъ отъ душеприкащиковъ покойнаго митрополита Михаила {Застава, 1900, No 109.}.
   Въ церковно-историческомъ отношеніи немалый интересъ представляютъ отчеты сербскихъ епархіальныхъ архіереевъ о ревизіяхъ епархій. Такъ, высокопреосвященный митрополитъ Иннокентій въ сентябрѣ и октябрѣ 1899 г. въ теченіе 38 дней посѣтилъ всѣ почти церкви и монастыри въ округѣ пожаревацкомъ и въ обширномъ отчетѣ Архіерейскому Собору далъ полную картину положенія церковно-религіозной жизни этого округа {Гласник, мартъ, 8--25.}. Отчетъ преосвященнаго Никанора, епископа нишскаго, констатируетъ крайне бѣдственное матеріальное положеніе многихъ церквей и монастырей его епархіи, а равно низкій умственный уровень большей части сельскихъ священниковъ. Такъ, изъ 344 священниковъ нишской епархіи только 114 окончили курсъ бѣлградской семинаріи, остальные не проходили школы, а нѣкоторые и совсѣмъ неграмотны, неумѣютъ ни читать ни писать, не умѣютъ различить церковныхъ книгъ, не умѣютъ сказать ектеніи, а вмѣсто короля поминаютъ по служебнику русскихъ царей, вмѣсто сербскихъ епископовъ -- русскій Св. Синодъ. Церковное пѣніе прямо невозможное, церковныя книги и переписку ведутъ дѣти или ученики школьники, отчего неправильностей масса {Въ виду такого положенія дѣлъ нельзя не признать благовременнымъ и цѣлесообразнымъ циркулярное распоряженіе преосвященнаго Димитрія, епископа шабачскаго, о томъ, что впредь кандидаты на священныя должности должны предварительно выдержать экзаменъ изъ церковнаго пѣнія, устава и литургики (Весник српске цркве, 1900, іюль, 862--863).}. Въ этомъ же отчетѣ отмѣчаются многія суевѣрія и непорядки: празднованіе "бѣлыхъ" четверговъ, "луде" среды, "смушеног" вторника, увлеченіе назаренствомъ, совершеніе молитвъ въ пещерахъ и на погостахъ церковныхъ, вырываніе мертвыхъ, чтобы не сдѣлались вампирами, внѣбрачное сожительство {Гласник, іюнь, 5--22.}. Преосвященный Димитрій, епископъ шабачскій, въ своемъ отчетѣ отмѣчаетъ упадокъ религіозности особенно въ средѣ интеллигенціи и военныхъ, отмѣчаетъ нежелательныя явленія въ области брачной жизни: уводъ невѣстъ, конкубинатъ и легкое расторженіе брачныхъ союзовъ {Тамъ же, апрѣль, 4--27 и май, 9--23.}. Отчеты содержатъ извѣстія и о тѣхъ мѣрахъ, какія приняты были архіереями къ устраненію замѣченныхъ непорядковъ. Для назиданія паствы сербскіе архіереи разсылаютъ окружныя посланія обыкновенно къ Рождеству Христову, Новому году и Пасхѣ. Преосвященный Мелетій, епископъ тимочскій, въ обширномъ пасхальномъ посланіи 1900 г. предостерегаетъ своихъ пасомыхъ отъ служенія идоламъ, каковы: деньги и вообще богатство, чревоугодіе, гордость, высокомѣріе, властолюбіе, славолюбіе, маловѣріе и суевѣріе {Тамъ же, мартъ, 26--46.}. А ранѣе, въ началѣ великаго поста онъ же издалъ циркулярное посланіе всѣмъ окружнымъ протопресвитерамъ, уѣзднымъ намѣстникамъ и управляющимъ монастырями, въ которомъ увѣщеваетъ ихъ словомъ и собственнымъ примѣромъ воздѣйствовать на пасомыхъ къ достодолжному исполненію ими религіозныхъ обязанностей -- посѣщенія храма Божія, исповѣди и св. причастія. О томъ же предметѣ преосвященный Мелетій написалъ особое письмо начальнику тимочскаго округа {Гласник, мартъ, 3--7.}. Замѣтивъ во время ревизіи епархіи, что въ многихъ церквахъ иконы написаны не въ православномъ духѣ, а въ католическомъ, надписи на иконахъ, равно и цѣлыя богослужебныя книги написаны на румынскомъ языкѣ, преосвященный Мелетій, въ началѣ 1900 г. распорядился во всѣхъ такихъ церквахъ замѣнить старыя иконы новыми, а также и богослужебныя книги, которыхъ одна часть пріобрѣтена въ Москвѣ, а другая въ Кіевѣ и Одессѣ {Моск. Вѣд. 1900, No 77.}.
   По поводу исполнившагося 10 іюня 1900 г. десятилѣтія архіерейскаго служенія преосвященнаго Саввы, епископа жичскаго, "Весник српске цркве" сообщаетъ интересныя свѣдѣнія о его жизни и заслугахъ для сербской церкви. Преосвященный Савва родился 1 октября 1831 г. въ селѣ Гнѣздны, недалеко отъ Косова, отъ почтенныхъ и зажиточныхъ родителей и въ міру назывался Георгіемъ. Первоначальное образованіе получилъ въ монастырѣ Дечанскомъ {Дечанскій монастырь, въ Старой Сербіи, недалеко отъ патріаршей печской обители, основанъ королемъ сербскимъ св. Стефаномъ Урошемъ III въ 1335 г., а второю его основательницею считается вдова св. князя Лазаря. Милица (въ иночествѣ Евгенія), возобновившая монастырь, послѣ разоренія его турками. Дечанскій храмъ во имя Вседержителя -- "царская задушбина", одно изъ совершеннѣйшихъ произведеній византійской архитектуры. Церковь большая и высокая, построена крестообразно, съ однимъ круглымъ высокимъ куполомъ. Внѣшнія стѣны, снизу до верху, состоятъ изъ мраморныхъ плитъ, правильно расположенныхъ горизонтальными полосами, изъ бѣлаго, розоваго и сѣраго мрамора. Внутренность церкви выложена бѣлымъ мраморомъ; полъ изъ разноцвѣтныхъ мраморныхъ плитъ. Иконостасъ деревянный въ позолотѣ, съ старинными образами. Святыни: крестъ изъ честнаго древа, принесенный, по преданію, изъ Іерусалима св. Саввою и другой крестъ, напрестольный, сооруженный царемъ Стефаномъ Душаномъ въ 1348 г.; мощи основателя монастыря св. короля Стефана Уроша III (Дечанскаго) и его сестры св. Елены, супруги болгарскаго царя Михаила.}, и здѣсь же 24 декабря 1854 г. принялъ монашеское постриженіе. Рукоположенный въ мартѣ слѣдующаго года рашско-призренскимъ митрополитомъ Мелетіемъ въ іеродіакона и іеромонаха, Савва вскорѣ посланъ былъ собирать добровольныя пожертвованія въ Старой Сербіи и Македоніи на дечанскую обитель, каковое порученіе исполнилъ съ великимъ успѣхомъ. Не получивъ правильнаго школьнаго образованія, іеромонахъ Савва просилъ начальника монастыря и братію отпустить его въ науку въ Бѣлградъ, и въ 1861 г. поступилъ въ бѣлградскую семинарію, какъ первый ученикъ изъ Старой Сербіи. По окончаніи курса въ семинаріи, Савва возвратился на родину, и въ г. Печи (Ипекѣ) открылъ сербскую школу и съ великою ревностію исполнялъ учительскую должность. Въ тоже время онъ принялъ на себя и другую должность -- проповѣдника патріаршей церкви. Неустанною проповѣдію онъ пріобрѣлъ общую народную любовь. Несмотря на блестящіе успѣхи свои по службѣ, и чувствуя недостаточность своего образованія, іеромонахъ Савва, по указанію блаженнопочившаго митрополита сербскаго Михаила, поступилъ студентомъ въ кіевскую духовную академію, въ которой и окончилъ курсъ въ 1871 г. со степенью кандидата богословія. По возвращеніи на родину, Савва открылъ въ г. Призренѣ семинарію въ прекрасномъ помѣщеніи, нарочито для сей цѣли выстроенномъ на средства одного сербскаго патріота и добротвора Симеона Игумнова. Савва былъ первымъ ректоромъ и оставилъ по себѣ наилучшую память и какъ ректоръ и какъ наставникъ. Тяжелыя обстоятельства, наступившія для Старой Сербіи послѣ невесиньскаго возстанія, принудили Савву покинуть Призренъ и удалиться въ свободную Сербію. Въ 1876 г. мы видимъ іеромонаха Савву въ качествѣ коменданта и начальника дежево-ибарскаго отряда повстанцевъ. По окончаніи войны, въ мартѣ 1878 г. былъ произведенъ въ архимандрита и отправленъ въ Берлинъ въ качествѣ депутата отъ Старой Сербіи и Македоніи съ цѣлію ходатайствовать о присоединеніи ихъ къ княжеству Сербіи. Народная мольба не была уважена, Старая Сербія и Македонія остались и дальше подъ властію оттоманской имперіи. Между тѣмъ открытая борьба съ турецкими властями сдѣлала невозможнымъ для Саввы возвращеніе въ Старую Сербію и онъ долженъ былъ остаться въ княжествѣ сербскомъ. По возвращеніи изъ Берлина, былъ назначенъ администраторомъ враньской епархіи, а когда она въ 1882 г. была упразднена я присоединена къ епархіи нишской, опредѣленъ. былъ членомъ ужичской консисторіи. Когда во время послѣдовавшаго за симъ конфликта между церковію и государствомъ изъ за закона о таксахъ за поставленіе въ церковныя должности (изд. напредняцкимъ правительствомъ въ 1881 г.) епископскія каѳедры лишились своихъ главъ, архимандриту Саввѣ предложена была одна епархія, но тогда онъ отказался. Вскорѣ былъ перемѣщенъ членомъ нишской консисторіи. Прибывъ въ Нишъ какъ разъ въ то время, когда духовенство озабочено было идеею основанія общаго священническаго "удруженья", архим. Савва горячо принялъ къ сердцу эти идею, и съ своей стороны лично содѣйствовалъ ея осуществленію въ 1889 г. Въ благодарность за это избранъ былъ предсѣдателемъ чрезвычайной священнической скупщины, которая состоялась въ Нишѣ 23 августа 1889 г., а потомъ предсѣдателемъ главнаго комитета священническаго общества и какъ такой много потрудился надъ организаціей священническаго "удруженья". Въ 1890 г. избранъ и 10 іюня въ бѣлградскомъ соборномъ храмѣ посвященъ въ епископа жичской епархіи. Ревностный и мудрый архипастырь, преосвященный Савва извѣстенъ и литературными трудами. Кромѣ многихъ мелкихъ статей и брошюръ ("Садашньё жалосно станье Старо Србще и Македонще", "О Призрену" и др.), ему принадлежитъ сочиненіе "Владалац и народ" (1897). Въ сентябрѣ 1897 г., по порученію Архіерейскаго Собора, онъ отправился въ Святую Гору, въ Хиландарскій монастырь, чтобы тамъ на мѣстѣ разсмотрѣть и разрѣщить нѣкоторые спорные вопросы между монахами изъ болгаръ и сербовъ. Вернулся съ Св. Горы въ февралѣ 1898 г. въ Бѣлградъ, къ погребенію митрополита Михаила. Подъ предсѣдательствомъ епископа Саввы состоялись 15 февраля 1898 г. выборы новаго митрополита, высокопреосвященнаго Иннокентія. За свою архипастырскую любовь, отеческую внимательность ко всѣмъ обращающимся къ нему, особенно засвидѣтельствованное свое "родолюбіе", преосвященный Савва пользуется общею любовію духовенства и своей паствы {Весник срп. цркве, іюнь, 485--494.}.
   8 іюля 1900 г. король сербскій Александръ особымъ манифестомъ объявилъ "народу сербскому" о своей помолвкѣ съ Драгою, дочерью покойнаго Панты Луньевича и внучкою Николая Луньевича, одного изъ главныхъ сотрудниковъ Милоша Обреновича {Манифестъ напечатанъ въ Весн. срп. цркве, авг., 883--885.}. 15 іюля въ 6 ч. веч. совершенъ "брачни испит" (обрядъ обрученія) въ домѣ невѣсты, въ присутствіи высокопреосвященнаго митрополита Иннокентія и представителей иностранныхъ державъ. Самое вѣнчаніе происходило 23 іюля въ 11 часовъ дня въ бѣлградскомъ соборномъ храмѣ. Таинство брака совершалъ митрополитъ Иннокентій въ сослуженіи всѣхъ сербскихъ архіереевъ и множества высшаго и низшаго духовенства. Митрополитъ произнесъ рѣчь, въ которой призывалъ благословеніе Божіе на жениха и невѣсту. Храмъ былъ переполненъ избраннымъ обществомъ; улицы, по которымъ ѣхали новобрачные, были богато украшены и переполнены народомъ, который съ великимъ воодушевленіемъ привѣтствовалъ своего короля и королеву. Посаженнымъ отцомъ ("венчани кум") благоволилъ быть Государь Императоръ, замѣстителемъ Котораго былъ русскій повѣренный въ дѣлахъ П. Мансуровъ. Это обстоятельство -- согласіе Государя Императора -- вызвало необыкновенную радость и воодушевленіе среди населенія сербской столицы, какъ сообщили телеграммы и различныя свѣдѣнія изъ Бѣлграда. Въ оффиціальныхъ сербскихъ сферахъ выражалась увѣренность, что этотъ актъ со стороны русскаго Царя имѣетъ для сербовъ весьма важное значеніе и будетъ имѣть своимъ послѣдствіемъ сближеніе между Россіей и Сербіей. "Въ тотъ часъ -- говоритъ органъ Архіерейскаго Собора -- когда со стѣны старой бѣлградской крѣпости гремятъ пушки, когда съ бѣлыхъ колоколенъ въ королевствѣ сербскомъ несутся серебрянные звуки колоколовъ, веселя, какъ добрые вѣстники, сердце сербское, въ тотъ часъ отворяются и двери святаго алтаря, чтобы благословить святой союзъ брака, основаннаго на чистой, идеальной любви между молодымъ королемъ Александромъ и королевой Драгой. Сербская церковь радуется этому союзу и благословляетъ его. Онъ укрѣпилъ и далъ новую силу православію въ Сербіи. Имъ снятъ съ очереди одинъ вопросъ, который бы могъ быть роковымъ для Сербіи, если бы то мѣсто заняла какая либо иностранная принцесса чуждая по вѣрѣ и крови. Нынѣшнимъ святымъ чиномъ этотъ вопросъ однажды на всегда рѣшенъ и оконченъ, и православіе, которое сохранило имя и народность сербскую, обезпечено въ своемъ дальнѣйшемъ мирномъ развитіи. Сербская церковь радуется этому святому союзу и потому, что онъ сталъ твердою связію, которая независимую сербскую державу совсѣмъ приблизила къ великой православной Россіи. Если и были какія политическія разногласія между Сербіей и Россіей, этотъ святой чинъ изгладилъ ихъ. Императоръ русскій, Николай II, православный Царь -- духовный отецъ-кумъ молодому и милому королю нашему Александру"... {Гласник, іюль. Здѣсь же портретъ короля Александра и королевы Драги.} Король Александръ получилъ отъ Государя Императора какъ отвѣтъ на письмо, коимъ извѣщалъ Его Величество о своемъ бракосочетаніи, слѣдующее письмо: "Мой братъ! Съ чрезвычайнымъ удовольствіемъ получилъ Я письмо, въ которомъ ваше величество изволило сообщить Мнѣ о своемъ бракосочетаніи съ г-жей Драгой, дочерью покойнаго Панты Лунѣевича и внучкой воеводы Николая Лунѣевича. Въ виду тѣхъ узъ дружбы и духовнаго родства, которыя существуютъ между вашимъ величествомъ и Мной, Я принялъ живое участіе въ этомъ счастливомъ событіи и спѣшу поэтому выразить вамъ Свои сердечныя поздравленія. Присоединяя къ этому Свои благопожеланія счастія вашему величеству и ея величеству королевѣ, вновь прошу васъ принять увѣренія въ высокомъ уваженіи, съ которымъ пребываю вашего величества доброжелательный братъ Николай. Петергофъ. 13 августа 1900 г." {Весник срп. ц. сент., 1139--1131.}. По случаю бракосочетанія послѣдовали многочисленныя пожалованія по арміи и администраціи. Митрополитъ и всѣ сербскіе епископы получили ордена. Кромѣ того опубликована была амнистія, которою уменьшено наказаніе по многимъ политическимъ и другимъ преступленіямъ, а немного спустя ко дню рожденія королевы Драги (11 сентября) изданъ указъ короля о помилованіи всѣхъ, осужденныхъ по извѣстному дѣлу покушенія на жизнь бывшаго короля Милана. Въ числѣ помилованныхъ находится и протоіерей ужичскаго округа Миланъ Джуричъ, осужденный на двадцатилѣтнюю каторгу и лишенный, по опредѣленію Архіерейскаго Собора, духовнаго сана 21 ноября 1899 г. {Богосл. Вѣстн. 1900, мартъ, 529--530.}. Въ октябрѣ 1900 г. по опредѣленію Архіерейскаго Собора онъ вновь опредѣленъ на прежнее мѣсто военнаго протопресвитера тимочской дивизіи въ г. Заячарѣ съ жалованьемъ 4500 динаровъ {Весник срп. ц., ноябрь. 1321.}.
   Бѣлградская семинарія и въ 1900 г. 13 января торжественно праздновала день св. Саввы. Послѣ совершенія обряда рѣзанья колача, проф. Божовичъ произнесъ рѣчь о значеніи исторіи, какъ науки. Торжество почтили своимъ посѣщеніемъ высокопреосвященный митрополитъ Иннокентій, начальникъ министерства народнаго просвѣщенія, ректоръ Великой школы и многіе другіе гости. Митрополитъ преподалъ ученикамъ семинаріи наставленіе, чтобы они сколько возможно лучше подготовляли себя къ священническому служенію. Въ квартирѣ ректора о. архимандрита Кирилла предложена была гостямъ праздничная трапеза. При прощаніи съ ректоромъ всѣ гости выражали желаніе, чтобы слѣдующее свято-савское торжество состоялось уже въ новомъ помѣщеніи семинаріи {Весн. срп. ц. февр., 188--189.-- Однако и 13 января 1901 г. праздникъ св. Саввы состоялся съ обычною торжественностію въ старой семинаріи. Проф. Д. Ковачевичъ произнесъ рѣчь о св. Саввѣ, какъ проповѣдникѣ (Весн. срп. ц. 1901, янв., 90--91).}.-- Изъ оффиціальнаго отчета королевско-сербской бѣлградской семинаріи за 1899--1900 учебный годъ видно, что въ ней имѣлся только одинъ классъ, состоявшій изъ трехъ отдѣленій. Семинарія основана въ 1836 году. Много разъ поднимался вопросъ о необходимости преобразованія семинаріи согласно новѣйшимъ требованіямъ и нуждамъ современной сербской религіозной жизни, но эти попытки остались только добрыми пожеланіями. Нынѣ дѣятельно заботятся о томъ, чтобы выстроить новое помѣщеніе для семинаріи, а посему и въ этомъ году пріема новыхъ учениковъ въ первый классъ не было. Съ новой семинаріей неразрывно будетъ связанъ и интернатъ, такъ какъ по опыту убѣдились, что безъ интерната не можетъ быть правильнаго и успѣшнаго воспитанія и образованія будущихъ клириковъ сербской церкви. Въ семинаріи имѣется 10 наставниковъ. Учениковъ въ началѣ учебнаго года было записано 183, а въ концѣ года держали экзаменъ 165. Изъ нихъ переведены въ слѣдующій классъ 97; должны подвергнуться передержкѣ экзаменовъ 70 и оставлены въ томъ же классѣ 7 учениковъ {Въ второй классъ приняты еще 53 ученика изъ пятаго и старшихъ классовъ гимназіи- (Весн. срп. ц., окт., 1235).}.-- Бюджетъ семинаріи на жалованье наставникамъ и служителямъ, на отопленіе и канцелярскіе расходы равняется 29003 динарамъ. Какъ вспомогательныя средства для облегченія бѣдныхъ учениковъ въ ихъ содержаніи служатъ: 1) фондъ пок. I. Костича, проценты коего въ суммѣ 300 динаровъ ежегодно присуждаются по опредѣленію профессорскаго совѣта отличнымъ и примѣрнымъ ученикамъ и 2) фондъ бѣдныхъ семинаристовъ, основанный въ 1894 г. профессорами семинаріи и насчитывающій нынѣ 14832 динара и 7 паръ. Семинарская библіотека имѣла 3215 сочиненій въ 7390 томахъ. Ба отчетный годъ она увеличилась библіотекой покойнаго митрополита Михаила (4250 сочиненій въ 6603 томахъ и три рукописи) и библіотекой покойнаго архимандрита Никифора Дучича (1752 сочиненія въ 3007 томахъ) {Гласник, іюль, 126--127.}. Въ октябрѣ 1900 г. профессоръ семинаріи архимандритъ Викторъ вышелъ въ отставку, согласно своему прошенію. Воспитателемъ учениковъ на 1900 -- 1901 учебный годъ назначенъ профессоръ Драголюбъ Поповичъ. Учителемъ церковнаго пѣнія опредѣленъ священникъ и членъ бѣлградскаго духовнаго суда Михаилъ Поповичъ {Гласник, 1901, янв., стр. 1; Весн. срп. ц. 1900, окт., 1235.}.
   По сообщенію "Србобрана", 1 декабря 1900 г. открыта въ Бѣлградѣ, въ "домѣ св. Саввы" новая богословская семинарія, объ устройствѣ которой хлопотали еще съ 1883 года, и которая нынѣ открывается съ тою цѣлію, чтобы съ нею слилась прежняя бѣлградская семинарія. Новое духовно-учебное заведеніе будетъ интернатомъ, въ который будутъ приниматься дѣти 10--12 лѣтъ, всѣ ученики должны носить особую одежду, какая будетъ предписана. Семинарія эта, которая по указу короля отъ 30 ноября 1900 г. будетъ называться "богословія (семинарія) св. Саввы" постепенно будетъ развиваться въ духовную академію. Вскорѣ будетъ приступлено къ закладкѣ огромнаго зданія для этой духовной школы близъ храма св. Саввы на Савинцѣ. Временнымъ ректоромъ этой семинаріи св. Саввы опредѣленъ Драголюбъ Поповичъ, профессоръ старой семинаріи; профессорами назначены М. Вукичевичъ, профессоръ гимназіи В. С. Караджича и Миливой Поповичъ, старшій учитель гимназіи короля Александра I {Србобран, No 266; Гласник, 1901, янв., 1--2. Что касается народнаго образованія, то, по сообщенію "Србобрана", къ 1899--1900 учебному году въ королевствѣ сербскомъ было основныхъ школъ 1105, въ томъ числѣ мужскихъ 947 и женскихъ 158, городскихъ 155, сельскихъ 950. Наставниковъ было 1921, изъ нихъ учителей 1034 и учительницъ 887 (Србобран, 72).}.
   23 и 24 августа 1900 г. состоялись засѣданія ХІ-й священнической скупщины въ г. Шабцѣ. Участвовало 130 священниковъ {Священникамъ, отправляющимся на скупщину, дается обыкновенно льготный проѣздъ по желѣзной дорогѣ и на пароходахъ (за 1/2 цѣны). Такъ было и въ 1900 г. Льгота имѣла силу съ 15 по 30 августа.}. Прошлогоднюю скупщину почтилъ своимъ присутствіемъ министръ народнаго просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ Павелъ Маринковичъ съ своимъ референтомъ и секретаремъ. Скупщину открылъ мѣстный преосвященный епископъ шабачскій Димитрій пространною и интересною рѣчью, въ которой изложилъ исторію священническаго "удруженья", въ основаніи котораго самъ онъ много потрудился {Преосвященный Димитрій въ бытность свою ученикомъ бѣлградской семинаріи былъ однимъ изъ главныхъ учредителей семинарскаго общества подъ названіемъ "Братство" (въ 1867--68 гг.), которое существуетъ до сихъ поръ и которое въ своихъ членахъ, впослѣдствіи священникахъ, не мало способствовало возбужденію и развитію мысли о потребности основанія общества священническаго. Въ началѣ 70-хъ годовъ преосвященный Димитрій, тогда приходскій священникъ, одинъ изъ первыхъ пропагандировалъ эту мысль среди своихъ сослуживцевъ и по порученію ихъ участвовалъ въ составленіи устава. Общество могло быть, однако, открыто гораздо позднѣе. Въ 1887 г. преосвященный Димитрій, тогда епископъ нишскій, приглашалъ къ себѣ съ этою цѣлью всѣхъ протоіереевъ и намѣстниковъ нишской епархіи, а въ 1888 г. и весною 1889 г. созывалъ епархіальные съѣзды, на которыхъ приняты были правила, составленныя преосвященнымъ Димитріемъ и положенныя въ основаніе нынѣшняго устава "удруженья". (Свѣдѣнія заимствованы изъ рѣчи преосвящ. Димитрія, напеч. въ Весн. срп. ц., сент., 1048--1052).}, и указалъ путь, которымъ должно идти сербское духовенство, чтобы исполнить свое назначеніе и укрѣпить свое вліяніе на народъ. Кто слѣдилъ за дѣятельностію священническаго "удруженья" -- говорилъ преосвященный Димитрій -- тотъ могъ замѣтить, что на годичныхъ его собраніяхъ главное вниманіе посвящалось вопросамъ о матеріальныхъ интересахъ самого общества или духовенства вообще. Между тѣмъ, хотя отъ матеріальныхъ интересовъ зависятъ всѣ дѣла людей на землѣ и ихъ отнюдь не слѣдуетъ опускать изъ виду, мы должны признать, что именно священническое общество призвано на то, чтобы свою дѣятельность направлять главнымъ образомъ на усовершенствованіе духовной жизни людей. Дѣятельность именно на этомъ полѣ въ состояніи возвысить авторитетъ нашего духовенства... Пороки овладѣваютъ людьми все больше и больше, и угрожаютъ подкопать и вѣру, и патріотизмъ, и человѣчность. Умные люди видятъ опасность такого положенія, обращаются къ намъ, духовнымъ, и ждутъ, чтобы мы энергично взялись за свое дѣло. А мы что дѣлаемъ? Какъ стоимъ на стражѣ винограда Господня? Наибольшая часть насъ поглощены только своими личными невзгодами, а меньшая часть, правда, исполняетъ свое дѣло съ большей или меньшей энергіей, но безъ особеннаго успѣха, потому что эти дѣлатели одиноки... Священническое "удруженье" въ томъ именно должно полагать свою главную задачу, чтобы своихъ членовъ-священниковъ объединять, возбуждать и воодушевлять къ ихъ дѣлу, чтобы именно изъ, ихъ среды исходили иниціатива и руководительство борьбой противъ всего, что разрушаетъ принципы христіанской вѣры и нравственности.-- Это -- въ интересахъ и самого "удруженья" и всего духовенства, потому что разъ такъ они будутъ дѣйствовать, и церковь и духовенство достигнутъ того положенія и авторитета, которые имъ приличествуютъ. Тогда въ обществѣ и народѣ иначе смотрѣли бы и на матеріальныя потребности духовенства, не съ тѣмъ пренебреженіемъ, какое видимъ нынѣ. Способъ, какимъ священническое "удруженье" могло бы вліять на дѣятельность своихъ членовъ въ этомъ направленіи, нисколько не тяжелъ и не неосуществимъ. Для этого требуется только имѣть добрую волю и любовь къ своему призванію, и тогда -- каждый разъ на годичныхъ собраніяхъ предъявлять всѣ случаи, противные вѣрѣ и нравственности, имѣвшіе мѣсто въ теченіи года. Затѣмъ надобно выработать и утвердить планъ и разослать его подлежащимъ подкомитетамъ, чтобы въ соотвѣтствіи съ нимъ направляли своихъ членовъ въ ихъ дѣятельности. Эти же подкомитеты будутъ обсуждать на своихъ, собраніяхъ правильность дѣятельности отдѣльныхъ членовъ. Краткія извлеченія изъ отчетовъ подкомитетовъ должны печататься въ органѣ "удруженья", чтобы видно было, какъ и что дѣлалось во всей странѣ. Главное только, чтобы всѣ члены и всѣ подкомитеты одновременно работали и до тѣхъ поръ, пока не достигнутъ успѣха. Такъ, напр., если въ какомъ либо мѣстѣ ослабнутъ религіозныя чувства, то все духовенство того края должно стараться поднять и оживить религіозное чувство. Если гдѣ либо совьетъ себѣ гнѣздо развратъ какого бы то ни было рода, духовенство всей тамошней околицы должно возстать противъ разврата и т. д... Для успѣшности дѣятельности священникъ-проповѣдникъ прежде всего долженъ на дѣлѣ (а случаевъ къ тому всегда найдется много) доказать своей паствѣ, что онъ ей искренній другъ и пастырь. Проповѣдь не должна быть ораторскою, а должна дышать любовью и евангельской теплотою. Въ видахъ воздѣйствія на пасомыхъ, священническое общество должно побуждать своихъ членовъ, чтобы они принимали живое участіе во всѣхъ просвѣтительныхъ, гуманныхъ и земледѣльческихъ учрежденіяхъ на пользу народа. Сами духовные должны быть готовы дать отвѣтъ на всякій вопросъ отъ прихожанъ, должны быть людьми книжными и всесторонне образованными, должны при этомъ всячески уклоняться отъ участія въ народной партійной борьбѣ (впрочемъ что касается уклоненія отъ партійности, то духовенство само на одномъ изъ своихъ годичныхъ собраній сдѣлало постановленіе въ желательномъ смыслѣ). Во второй половинѣ своей рѣчи преосвященный Димитрій коснулся тѣхъ вопросовъ, которые предстояло обсудить настоящему собранію (объ улучшеніи матеріальнаго положенія духовенства, о пенсіяхъ духовенству и др.) {Весник срп. ц., сент., 1016--1066.}. Министръ просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ П. Маринковичъ въ отвѣтной рѣчи на привѣтствіе предсѣдателя скупщины священника Н. Божича также приглашалъ духовенство проявлять большую энергію въ своей плодотворной дѣятельности и тѣмъ возвратить утраченный духовенствомъ авторитетъ {Тамъ же, 1068--1069.}.
   Въ засѣданіяхъ скупщины 23 августа были посланы привѣтствія королю и митрополиту, выслушаны привѣтствія отъ митрополита, епископовъ и другихъ лицъ, сочувствующихъ дѣлу духовенства, прочитаны и приняты отчеты; о дѣятельности главнаго комитета священническаго общества за истекшій годъ, о дѣятельности редакціоннаго комитета по изданію "Весника српске цркве" и о состояніи главной кассы общества. Изъ послѣдняго отчета видно, что на приходѣ къ 21 августа 1900 г. было всего 15576 дин. 19 паръ, въ расходѣ 8271 дин. и 35 паръ, итого въ остаткѣ къ слѣдующему году 7304 дин. 84 пары {Весп. срп. ц., октябрь, 1145--1148. Къ сожалѣнію, священники сербскіе въ общемъ мало поддерживаютъ свое "удруженье" и свой журналъ. Главный комитетъ священническаго общества нашелъ себя вынужденнымъ обратиться къ митрополиту съ почтительной просьбой о соотвѣтствующемъ воздѣйствіи на духовенство въ интересахъ поддержанія общаго дѣла. Высокопреосвященный митрополитъ Иннокентій сдѣлалъ съ своей стороны соотвѣтствующія распоряженія (Весн. срп. ц., февр.. 100--101). Тѣмъ пріятнѣе отмѣтить, что въ послѣднее время не изъ духовенства находится не мало лицъ, сочувствующихъ благимъ цѣлямъ священническаго общества и становящихся его членами-основателями со взносами 300 динаровъ (какъ бѣлградскіе купцы М. Трифуновичъ и И. Раjковичъ), 200 и 100 динаровъ (Весн. срп. ц., 1900, февр.. 186: іюль., 868--870; авг., 1034--1040). Отмѣтимъ крупное (больше 800 тыс. динаровъ) пожертвованіе на благотворительныя и просвѣтительныя цѣли по завѣщанію бѣлградскаго купца Д. Стаменковича. Царигр. Гласник. 1900, 12.}. На памятникъ митрополиту Михаилу собрано всего 5260 дин. и 40 паръ {Весн. срп. ц., окт., 1145.-- Блаженнопочившій митрополитъ Михаилъ, въ заботахъ о благѣ сербской церкви, во второмъ пунктѣ завѣщанія выразилъ свою волю, чтобы изъ его суммъ помимо другихъ фондовъ были основаны еще два фонда: 1) фондъ для высшаго образованія сербскихъ иноковъ въ русскихъ духовныхъ академіяхъ, и 2) фондъ на печатаніе книгъ въ защиту православія и для нравственнаго назиданія сербскаго народа. Оба эти фонда нынѣ образованы и ими завѣдуетъ, согласно волѣ завѣщателя, сербскій Архіерейскій Соборъ. Первый фондъ имѣетъ основнаго капитала 37978 дин. и 10 паръ золотомъ. Второй -- 10680 дин. и 80 паръ серебромъ (Весн. срп. ц., 1900, февр., 180--183).}.-- За тѣмъ скупщинѣ были предложены на обсужденіе два доклада главнаго комитета и одинъ рефератъ. Первый докладъ или предложеніе -- о преобразованіи матеріальнаго положенія священниковъ на основаніи опредѣленнаго регулярнаго жалованья. Изложивъ всѣ неудобства и неудовлетворительность нынѣшняго вознагражденія священниковъ, которое они получаютъ отъ народа за свою службу, главный комитетъ предлагалъ еще разъ обратиться къ подлежащимъ властямъ съ ходатайствомъ объ улучшеніи поположенія на основаніяхъ крагуевачскаго проэкта, который еще десять лѣтъ тому назадъ былъ выработанъ и принятъ духовенствомъ. Скупщина приняла резолюцію: ходатайствовать предъ Архіерейскимъ Соборомъ, чтобы онъ благосклонно принялъ докладъ главнаго комитета о преобразованіи священническаго состоянія и настоялъ предъ министерствомъ просвѣщенія я церковныхъ дѣлъ на образованіи коммиссіи, которая бы разсмотрѣла прежніе проэкты и на основаніяхъ проэкта крагуевачскаго выработала бы новый законопроэктъ, обезпечивающій прочность священниковъ на своихъ приходахъ съ систематическимъ жалованьемъ и періодическими повышеніями.-- Другой докладъ главнаго комитета -- о развитіи религіозности въ сербскомъ народѣ. Съ прискорбіемъ отмѣчая фактъ упадка набожности, сказывающійся особенно въ рѣдкомъ посѣщеніи храмовъ Божіихъ и въ уклоненіи отъ исполненія обязанности исповѣди и причастія Св. Таинъ, главный комитетъ дѣлаетъ слѣдующія предложенія. 1) Литургія должна служиться отдѣльно отъ утрени и начинаться не раньше 9 час. (чтобы прихожане успѣли справиться съ своими домашними дѣлами и могли приводить въ храмъ своихъ домочадцевъ). II) Семейство священника должно исправно посѣщать церковныя богослуженія, чтобы подавать добрый примѣръ прихожанамъ. III) Должно быть издано правительственное распоряженіе, чтобы представители власти особенно въ селахъ обязательно посѣщали церковныя богослуженія. Для этого должна быть воспрещена всякая работа въ канцеляріяхъ въ воскресные и праздничные дни, -- особенно въ селахъ не должно имѣть мѣста въ такіе дня судопроизводство. IV) Общинныя власти должны распорядиться, чтобы каждый домъ въ общинѣ посылалъ по крайней мѣрѣ одного своего члена въ воскресные и праздничные дни въ церковь, подъ угрозой наказанія за неисполненіе этого распоряженія. V) II со стороны государственной власти должно быть сдѣлано распоряженіе, чтобы народъ посѣщалъ церковь и причащался въ положенное церковнымъ уставомъ время. Неисполнившіе этой обязанности должны понести наказаніе. Особенно общинныя власти въ селахъ должны подавать народу добрый примѣръ въ этомъ отношеніи, въ противномъ случаѣ должны быть удаляемы отъ своихъ должностей. VI) Духовенство должно говорить народу краткія и назидательныя поученія, утверждать народъ въ вѣрѣ, религіозности и прочихъ добродѣтеляхъ христіанскихъ, а вмѣстѣ съ тѣмъ пріучать его къ разумной экономіи и трудолюбію.. Послѣ довольно горячихъ разсужденій, въ коихъ между прочимъ указывалось, что религіозность не можетъ быть вынуждаема силою, а достигается правильнымъ христіанскимъ воспитаніемъ дома, въ школѣ, въ церкви, вездѣ и на всякомъ мѣстѣ, принятъ былъ и этотъ докладъ съ тѣмъ только ограниченіемъ, что въ селахъ литургія будетъ служиться ранняя, какъ и прежде, а въ городахъ можетъ начинаться и позднѣе.-- Послѣ сего прочитанъ обширный рефератъ священника Михаила Поповича: "Земледѣльческія общины и сербское духовенство" ("Земльорадничке задруге и сриско свештенство"). Указавъ подробно на великое благотворное вліяніе земледѣльческихъ общинъ въ отношеніи вѣры, семейной и общественной нравственности и вообще христіанскихъ добродѣтелей, референтъ приглашалъ духовенство принимать самое дѣятельное участіе въ основаніи этихъ общинъ, чрезъ что священники могутъ благотворно дѣйствовать на народъ и тѣмъ самымъ возвратить себѣ утраченный авторитетъ. Скупщина, признавая съ своей стороны важность учрежденія земледѣльческихъ общинъ, постановила напечатать рефератъ въ "Весникѣ српске цркве", обратить вниманіе духовенства на этотъ предметъ и пригласить священниковъ въ возможно большей мѣрѣ принимать участіе1 въ дѣятельности и основаніи земледѣльческихъ общинъ {Въ королевствѣ сербскомъ насчитывается земледѣльческихъ общинъ до 250. Въ текущемъ году предположенъ конгрессъ ихъ въ г. Чачкѣ (Србобран, 1901, No 35).}.
   Въ засѣданіяхъ 24 августа прочитаны два доклада главнаго комитета. Первый -- о реформѣ церковныхъ метрикъ, соотвѣтственно послѣдовавшимъ въ разное время распоряженіямъ государственныхъ властей, напр. относительно указанія лѣтъ родителей новорожденнаго младенца {Распоряженіе о семъ министра просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ послѣдовало 6 ноября 1899 г. (Гласник, 1900, февр., 6).}, грамотности повѣнчанныхъ, вѣры и народности заносимыхъ въ метрики и т. д., а вмѣстѣ и объ удешевленіи метрическихъ книгъ. Скупщина постановила принять этотъ докладъ и завести въ метрическихъ книгахъ еще новую рубрику для отмѣтки въ отдѣлѣ о родившихся муропомазанія. Предварительно проэктъ этотъ долженъ быть разсмотрѣнъ и утвержденъ Архіерейскимъ Соборомъ. Второй докладъ -- о вспомоществованіи престарѣлымъ и больнымъ священникамъ. Проэктъ по этому вопросу былъ уже на разсмотрѣніи Архіерейскаго Собора (въ 1899 г.), который нашелъ, что по этому предмету требуются еще дополнительныя справки, и сдѣлалъ нѣкоторыя замѣтки. Послѣ долгихъ разсужденій, скупщина постановила возобновить ходатайство предъ Архіерейскимъ Соборомъ объ утвержденіи прежняго проэкта оказанія помощи престарѣлымъ и больнымъ священникамъ изъ фонда священническихъ вдовъ и сиротъ.-- Въ виду устнаго заявленія предсѣдателя главнаго комитета о томъ, что многіе приходы отдаются въ обслуженіе монастырской братіи, что противно закону о церковныхъ властяхъ и убыточно для бѣлаго духовенства, скупщина поручила главному комитету принять надлежащія мѣры, чтобъ этого впредь не было... Вотъ тѣ главные вопросы, которыми занималась прошлогодняя священническая скупщина {Весник срп. ц., сент., 1043--1D88; окт., 1143--1195; ноябрь, 1239--1257. На текущій годъ мѣстомъ собранія скупщины назначенъ г. Неготинъ.}. 25 августа нарочитая депутація отъ священнической скупщины представлялась въ Бѣлградѣ высокопреосвященному митрополиту Иннокентію, а на слѣдующій день 26 августа въ Смедеревѣ -- королю Александру. Въ отвѣтной рѣчи на привѣтствіе предсѣдателя скупщины король благодарилъ за выраженныя вѣрноподданническія чувства и обѣщалъ съ своей стороны сдѣлать все, что можно, для улучшенія тяжелаго матеріальнаго положенія священниковъ {Весн. срп. ц., сент., 1088--1095.}.
   По вопросу о преобразованіи священническаго состоянія въ Сербіи встрѣчаемъ дѣльныя замѣтки въ журналѣ "Христіански Весник" {Журналъ этотъ, издававшійся протоіереемъ Алексѣемъ Иличемъ въ теченіи 17 лѣтъ, былъ пріостановленъ назадъ тому четыре года, а съ января 1901 г. началъ вновь выходить.}. Болѣе десяти лѣтъ уже -- говоритъ протоіерей А. Иличъ -- ежегодно избираются коммиссіи и вырабатываются проэкты о преобразованіи состоянія священническаго. Новая скупщина,-- и -- новый проэктъ. Но прежде необходимо имѣть почву, основу, чтобы проэктъ могъ быть осуществленъ, необходимо считаться съ факторами, отъ которыхъ зависитъ осуществленіе. Всѣ ли факторы на сторонѣ того проэкта, какой желателенъ духовенству? Эти факторы: Соборъ Архіерейскій, министръ просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ, правительство, народная скупщина и королевская власть. Сущность проэкта, одобреннаго духовенствомъ: 1) жалованье священника должно дѣлиться на классы съ періодическими повышеніями такъ, чтобы въ первыя пять лѣтъ священникъ получалъ 1500 динаровъ, и самое большее -- 3500 дин. ежегодно. 2) Духовенству должна быть обезпечена закономъ прочность на приходахъ. Перемѣщенія должны имѣть мѣсто не иначе, какъ за проступки -- по рѣшенію духовныхъ судовъ, или по собственной просьбѣ священника... Какъ же относятся къ этому проэкту перечисленные выше факторы? Что касается Архіерейскаго Собора, то назадъ тому два года онъ выработалъ проэктъ новаго церковнаго закона, по которому священники могутъ быть перемѣщаемы съ одного прихода на другой и административно. Жалованье свя7ценникамъ архіерейскимъ проэктомъ предположено отъ 800 до 2500 дни, Этой же нормы держался Архіерейскій Соборъ и въ засѣданіяхъ 1900 г. Министръ просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ, лично присутствовавшій въ засѣданіяхъ скупщины 1900 г. обѣщалъ все сдѣлать для улучшенія положенія священниковъ. Но на основаніи какого проэкта? Безъ всякаго сомнѣнія -- архіерейскаго. Такимъ образомъ ни Архіерейскій Соборъ, ни министръ не совсѣмъ на сторонѣ излюбленнаго духовенствомъ крагуевачскаго проэкта. Скупщина? Но если Архіерейскій Соборъ не находитъ возможнымъ вполнѣ удовлетворить желанія священниковъ, то тѣмъ болѣе трудно ждать щедрости отъ скупщины. Остается надежда на короля, милостиво обѣщавшаго помочь бѣдственному положенію сербскаго духовенства {Христ. Весник, 1901, янв. 53--61: "Шта треба радити да се станье свештеничко у кральевини Србиjи преуреди"?}.-- Дальнѣйшее движеніе этого вопроса таково. Въ половинѣ октября 1900 г. главный комитетъ священническаго общества внесъ въ Архіерейскій Соборъ законопроэктъ о преобразованіи священническаго состоянія. Проэктомъ испрашивались опредѣленное жалованіе съ періодическими повышеніями и прочность на приходахъ. Размѣръ жалованья нѣсколько повышенъ, тотъ же, что для полковыхъ священниковъ -- отъ 2000 до 4000 дин. 30 октября послѣдовало опредѣленіе Архіерейскаго Собора, чтобы была образована спеціальная коммиссія изъ священниковъ, чиновниковъ, финансистовъ и экономистовъ, которая бы изучила этотъ вопросъ и выработала такой проэктъ объ улучшеніи положенія духовенства, который всего удобнѣе можетъ быть осуществленъ примѣнительно къ нынѣшнимъ" обстоятельствамъ. 12 декабря министръ просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ пригласилъ главный комитетъ избрать изъ своей среды двухъ священниковъ, которые вмѣстѣ съ другими членами коммиссіи, образованной министромъ, должны заняться выработкою законопроэкта о преобразованіи священническаго состоянія. Со стороны главнаго комитета въ составъ коммиссіи вошли бѣлградскіе священники Н. Трифуновичъ, предсѣдатель главнаго комитета и Н. Божичъ, редакторъ журнала общества (остальные члены: начальникъ министерства финансовъ, главный секретарь управы фондовъ и референтъ церковныхъ дѣлъ). Ближе ознакомившись съ положеніемъ дѣлъ, члены коммиссіи пришли къ единогласному заключенію, что при нынѣшнемъ положеніи финансовъ въ королевствѣ, когда на государственный бюджетъ отнюдь разсчитывать нельзя, нечего и думать о новомъ проэктѣ, а приходится ограничиться только измѣненіями и дополненіями въ законѣ о преобразованіи священническаго состоянія 1882 г. {Закономъ этимъ увеличенъ минимумъ и максимумъ приходовъ (300 и 400 домовъ,-- тогда какъ по опредѣленіямъ Архіерейскаго Собора 1842 и 1862 г.г. приходы не должны имѣть менѣе 150 и болѣе 200 домовъ), а главное изъятъ "биръ" натурою и замѣненъ двумя динарами съ платежной души въ годъ.} Послѣ бывшихъ разсужденій коммиссія пришла къ слѣдующимъ заключеніямъ. 1) Должно быть принято за правило, чтобы въ каждомъ приходѣ было не менѣе 400 и не болѣе 600 ломовъ православнаго сербскаго населенія. 2) Каждый священникъ навсегда остается при своемъ приходѣ и не можетъ быть перемѣщенъ безъ опредѣленіи духовныхъ судовъ. 3) Въ приходахъ служитъ только бѣлое духовенство. 4) "Биръ" со всякой платежной головы увеличивается на одинъ динаръ въ годъ. 5) "Биръ" не долженъ быть ни въ какомъ случаѣ расходуемъ на общественныя или государственныя нужды. 6) "Биръ" долженъ собираться въ первомъ разрядѣ прямыхъ государственныхъ налоговъ и въ концѣ каждаго мѣсяца присылаться въ епархіальные духовные суды. Казначей, не пославшій собранный "биръ" до 5 числа текущаго мѣсяца, платитъ 12% пени на собранную сумму и по представленію духовныхъ судовъ несетъ соотвѣтствующее наказаніе со стороны министра финансовъ. 7) Священники приходовъ I и II классовъ помогаютъ священникамъ IV и V классовъ двумя процентами съ "бира" своихъ приходовъ {Представлена таблица раскладки бира по приходамъ всѣхъ пяти классовъ и таблица отчисленія отъ 1 и 2 классовъ 2% въ пользу приходовъ 4 и 5 классовъ. Всего приходовъ въ королевствѣ сербскомъ 842.}. 8) Должно быть увеличено наказаніе за невзносъ священнической "верести" (платы за требы), и наказанія налагаютъ уѣздныя и окружныя полицейскія власти {Весн. срп. ц., 1901, янв. 1--10: "Шта je са преуреджьеньем свештевичког станьа?"}. Эти измѣненія и дополненія закона 1882 г., чтобы получить законную силу, должны быть приняты народною скупщиною я утверждены королевскою властію. 15 января 1901 г. депутаты отъ главнаго комитета лично сообщили митрополиту о желательныхъ измѣненіяхъ и дополненіяхъ, а 16 янв. въ г. Нишѣ ходатайствовали предъ представителемъ министерства просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ, чтобы эти измѣненія и дополненія были приняты и внесены въ народную скупщину на утвержденіе еще въ текущую сессію. И митрополитъ, и представитель министерства и священники-депутаты -- всѣ обѣщали свое содѣйствіе {Тамъ же, стр. 91--92.}. Что изъ этого выйдетъ, покажетъ будущее.
   2 сентября 1900 г. состоялась въ монастырѣ Студеницѣ {О студеничскомъ монастырѣ-лаврѣ -- въ Богосл. Вѣстн. 1900, мартъ, 523--524, примѣч. 3-е.} IX-я монашеская скупщина подъ предсѣдательствомъ профессора бѣлградской семинаріи архимандрита Иларіона Весича. Скупщина эта приняла слѣдующія резолюціи. 1) Просить чрезъ посредство Архіерейскаго Собора, чтобы министромъ земледѣлія назначены были способныя лица, которыя бы составили надлежащій планъ всѣхъ монастырскихъ лѣсовъ въ королевствѣ, дабы можно было завести по монастырямъ правильное лѣсоводство. 2) Должны быть точнѣе опредѣлены отношенія къ монастырямъ приходскихъ священниковъ, которые служатъ въ монастыряхъ и не имѣютъ своей приходской церкви. 3) Младшая братія отнынѣ должна учиться только въ спеціальныхъ сельскохозяйственныхъ школахъ въ Буковѣ и Кральевѣ. 4) Управляющіе монастырями должны доносить главному комитету о всемъ, что случится въ монастырѣ -- доброе ли или худое, чтобы главный комитетъ могъ принять мѣры къ укрѣпленію авторитета монастырей и монашества и по возможности парализовать зло. 4) Согласно 14-му пункту правилъ, вся братія должна по возможности дѣлать взносы въ основной фондъ монашескаго "удруженья", и согласно прежнему рѣшенію каждый управляющій монастыремъ долженъ присылать въ фондъ всю ту сумму, какая получается отъ кружечнаго сбору въ праздникъ Преображенія Господня. 5) Каждый монастырь долженъ по возможности вести образцовое скотоводство. 6) Монастыри должны быть освобождены, если не отъ налоговъ, то по крайней мѣрѣ отъ дополнительныхъ взносовъ и другихъ расходовъ {Въ октябрѣ 1899 г. преосвященный Никаноръ, епископъ нишскій, внесъ въ народную скупщину предложеніе, чтобы монастыри были освобождены отъ налоговъ. Но это предложеніе принято не было (Гласник, 1900, іюнь, 10).}. 7) Монастыри и братія должны содѣйствовать основанію земледѣльческихъ общинъ въ своемъ округѣ. 8) Въ текущемъ году должны быть приняты въ сельскохозяйственныя школы три монаха, какъ воспитанники монашескаго общества, и въ семинарію -- одинъ іеромонахъ, по рекомендаціи преосвященнаго епископа жичскаго Саввы. 9) Слѣдующая скупщина имѣетъ быть въ мон. Любостиньѣ {Гласник, октябрь, 116--118.-- Монастырь Любостинья -- на лѣвомъ берегу р. Моравы, въ 1 верстѣ отъ нея и въ 4 верст. отъ г. Терстеника. Построенъ царицей Милицей, супругой царя Лазаря, павшаго въ битвѣ на Косовомъ полѣ. Храмовой праздникъ 15 августа. Въ монастырѣ находятся древнія гробницы царицы Милицы, Стефана, сына князя Лазаря и Стефана, сына царя Углеши.}.
   29 января 1901 года скончался въ Вѣнѣ бывшій король Сербіи Миланъ. Родился 10 августа 1854 г. Послѣ смерти князя Михаила онъ 20 іюня 1868 г. провозглашенъ сербскимъ княземъ, съ учрежденіемъ регентства до его совершеннолѣтія. По исполненіи совершеннолѣтія 10 августа 1872 г. взялъ управленіе въ свое руки какъ Миланъ Обреновичъ IV. Во время его управленія достигнута въ Я 878 г. политическая независимость сербскаго княжества, въ слѣдующемъ году и церковная. 22 февраля 1882 г. Сербія стала королевствомъ, а князь Миланъ королемъ. 22 февраля 1889 г. отказался отъ престола въ пользу своего сына короля Александра I.-- Гробъ съ тѣломъ бывшаго короля Милана послѣ отпѣванія, совершеннаго въ его квартирѣ мѣстнымъ сербскимъ священникомъ, торжественно согласно заранѣе составленному церемоніалу перенесенъ въ сербскую церковь св. Саввы 1 февраля вечеромъ. 2 февраля въ 4 ч. пополудни совершена была панихида карловицкимъ патріархомъ Георгіемъ Бранковичемъ въ присутствіи австрійскаго императора Франца Іосифа и его свиты, и затѣмъ гробъ отправленъ чрезъ Будапештъ въ г. Карловцы. Погребеніе состоялось 3 февраля въ крушедольскомъ монастырѣ {Крушедольскій монастырь, близь Карловцевъ, основанъ въ второй половинѣ XV столѣтія митрополитомъ Максимомъ, сыномъ деспота Стефана Браyковича и праведной Ангелины. При основаніи богато одаренъ былъ селами; дарственныя грамоты и нынѣ хранятся въ монастырѣ. Сожженъ былъ турками въ 1716 году. Надъ возобновленіемъ монастыря трудились митрополитъ Викентій Поповичъ и патріархъ Арсеній IV Іоанновичъ, а довершилъ оное епископъ печуйскій Никаноръ. Въ монастырѣ находятся части мощей св. Максима и его матери праведной Ангелины. Здѣсь погребены сербскіе патріархи; Арсеній III Черноевичъ и Арсеній IV Іоанновичъ, митрополиты; Исаія Іаковлевичъ, Никаноръ нечуйскій, Петръ Іоанновичъ, митрополитъ бѣлградскій (ум. 1804) и нѣкоторые сербскіе воеводы. Въ женскомъ отдѣленіи церкви погребена княгиня Любица, супруга Милоша Обреновича. При монастырѣ хранятся древности, перенесенныя сербскими патріархами изъ древней патріаршей столицы -- Ипека (Печи, въ Старой Сербіи). Въ монастырской библіотекѣ довольно древнихъ книгъ и рукописей. Этотъ монастырь служилъ нѣкоторое время резиденціей сербскаго митрополита-патріарха (и нынѣ находится подъ его непосредственнымъ вѣдѣніемъ), и въ немъ собирались конгрессы для избранія патріарха. Мѣстоположеніе монастыря превосходно.}.-- Въ Бѣлградѣ, въ соборномъ храмѣ, 2 и 3 февраля совершены, въ присутствіи короля Александра, заупокойныя богослуженія.
   Сербская православная церковь въ Старой Сербіи понесла тяжкую утрату въ лицѣ скончавшагося 7 декабря 1900 г. рашско-призренскаго митрополита Діонисія. Высокопреосвященный Діонисій Петровичъ скончался послѣ непродолжительной тяжкой болѣзни, на 43 году жизни, въ г. Скопіи, куда онъ прибылъ для лѣченія. Это былъ первый митрополитъ-сербъ на рашско-иризренской епархіи со времени закрытія печской патріархіи {Въ 1766 г. при послѣднемъ сербскомъ патріархѣ Каллиникѣ II, родомъ грекѣ, стараніями константинопольскаго патріарха Самуила I печскій патріархатъ былъ уничтоженъ и присоединенъ къ патріархату константинопольскому, при чемъ печская каѳедра, низведенная изъ архіепископіи въ митрополію, переведена изъ Печи въ Призренъ.}. Біографическія свѣдѣнія и объ архипастырской дѣятельности почившаго даны были нами раньше, по поводу посвященія его 25 января 1896 года въ митрополита {Богосл. Вѣстн. 1897, апр., 113--116; 1899, мартъ, 467.-- Некрологи -- въ журналахъ: "Весн. срп. п. 1900. дек.: "Царигр. Гласник" 1900, No 51: "Гласник -- орган Арх. Сабора" 1901, янв.: "Христ. Весник", 1901, янв.}. Въ заслугу ему должно поставить особенныя заботы его о благоустроеніи церквей, монастырей и школъ, а вчастности сербской богословско-учительской школы въ Призренѣ. По распоряженію вселенской патріархіи, отпѣваніе совершили велесскій и дебрскій митрополитъ Поликарпъ Теологиди и избранный въ скопійскаго митрополита сербскій архимандритъ Фирмилліанъ. Погребенъ 10 декабря въ монастырѣ Грачаницѣ (на Косовомъ полѣ), задушбинѣ краля Милутина.
   16 января 1901 г. Св. Синодъ константинопольской патріархіи подъ предсѣдательствомъ патріарха Константина V избралъ въ рашско-призренскаго митрополита архимандрита-серба Никифора Перича, настоятеля церкви св. Апостоловъ въ Ферикеѣ въ Константинополѣ. Кандидатами, кромѣ архимандрита Никифора, были: Ириней Панталеонъ, профессоръ халкинскаго богословскаго училища и Дамаскинъ Мосхонулосъ, митрополичій намѣстникъ въ воденской епархіи. Изъ 12 членовъ Св. Синода десять подали голосъ за архимандрита Никифора, а двое за Иринея Панталеона. 21 января архимандритъ Никифоръ хиротописанъ въ митрополита рашско-призренской епархіи. Посвященіе совершилъ, по случаю нездоровья патріарха, амасійскій митрополитъ Анѳимъ въ сослуженіи членовъ Св. Синода и многочисленнаго высшаго духовенства. А 14 февраля полученъ султанскій бератъ объ утвержденіи новоназначеннаго митрополита {Царигр. Гласник, 1901, No No 4, 5 и 8.}.
   Высокопреосвященный митрополитъ Никифоръ Перичъ, въ міру Николай, родился 4 декабря 1862 г. въ селѣ Барандѣ, въ Военной Границѣ, недалеко отъ Бѣлграда. Основную школу прошелъ въ родномъ селѣ, затѣмъ учился въ Бѣлградѣ. 17 лѣтъ отъ роду Николай Перичъ съ разрѣшенія и благословенія покойнаго митрополита Михаила принялъ монашеское постриженіе въ монастырѣ Вратьевницѣ {Монастырь Вратьевница во имя св. великом. Георгія, личской епархіи, у подножія рудницкихъ горъ, въ прекрасной долинѣ, на рѣкѣ Вратьевницѣ, въ 12 верстахъ отъ г. Горняго Милановца, основанъ въ 1431 г., возобновленъ кн. Милошемъ, котораго мать и двое дѣтей погребены здѣсь.}. 14 сентября 1880 г. рукоположенъ въ іеродіакона митрополитомъ Михаиломъ и 1 марта 1881 г. въ іеромонаха покойнымъ епископомъ Викентіемъ. Іеромонахъ Никифоръ поступилъ за тѣмъ въ бѣлградскую семинарію и по окончаніи курса въ 1889 г. поступилъ для довершенія богословскаго образованія въ халкинское богословское училище и здѣсь прошелъ полный курсъ, основательно изучивъ греческій языкъ. Послѣ сего служилъ нѣкоторое время въ архіерейской канцеляріи митрополита Михаила и въ званіи синкелла управлялъ монастыремъ Раваницей {Монастырь Раваниця, но имя Вознесенія Господня въ 10 в. отъ г. Чупріи, основанъ царемъ Лазаремъ въ 1381 г. Сюда перенесены останки царя Лазаря, погибшаго въ битвѣ съ турками на Косовомъ полѣ. Возобновленъ въ 1710 г.}; въ 1893 г. состоялъ профессоромъ, а нѣкоторое время начальникомъ сербской константинопольской гимназіи. Произведенный въ 1896 г. патріархомъ Анеимомъ въ архимандрита, онъ былъ назначенъ протосинкелломъ къ престарѣлому и больному скопійскому митрополиту Меѳодію, согласно просьбѣ послѣдняго. Здѣсь оставался до іюля 1897 г. Возникшія въ Скопіи волненія послѣ смерти митрополита Меѳодія (ум. 16 ноября 1896 г.) по случаю назначенія на скопійскую каѳедру бывшаго охридскаго митрополита Амвросія {О скопійскихъ безпорядкахъ -- Богосл. Вѣстн. 1897, апр., 106--112 и 1898, іюнь, 321--326.}, были причиной того, что управлявшій этой епархіей архимандритъ Никифоръ, вѣроятный кандидатъ на митрополичью каѳедру, сосланъ былъ патріархомъ въ заточеніе на островъ Патмосъ, гдѣ и пробылъ 4 мѣсяца. Послѣ избранія на скопійскую митрополію архимандрита Фирмилліана (18 сентября 1897 г.), архимандритъ Никифоръ возвращенъ былъ въ Константинополь и здѣсь служилъ въ патріаршей канцеляріи. 19 октября 1899 г. опредѣленъ настоятелемъ церкви св. Апостоловъ въ Ферикеѣ, въ Константинополѣ, гдѣ и оставался до избранія въ рашско-призренскаго митрополита {Царигр. Гласник, 1901, No 5.}.
   Сербская печать единодушно выражаетъ искреннюю радость по поводу назначенія на рашско-призренскую епархію серба архимандрита Никифора, человѣка хотя и молодого, но уже опытнаго въ управленіи церковными дѣлами, получившаго основательное богословское образованіе и примѣрнаго сербскаго патріота. Назначеніе рашско-призренскимъ митрополитомъ серба архимандрита Никифора -- читаемъ въ газ. "Србобран" -- является счастливымъ и удачнымъ какъ для пользы мѣстнаго сербскаго населенія, такъ и для православной церкви, коей онъ преданный сынъ. Какъ добрый сербъ онъ съумѣетъ собрать около себя свою паству, наставлять ее къ доброй жизни и дать отпоръ римской пропагандѣ въ своей епархіи. А какъ преданный сынъ вселенской церкви онъ съумѣетъ наилучшимъ образомъ защищать и ея интересы. Избраніемъ его и Порта имѣетъ полное основаніе быть довольною, потому что только сербъ-митрополитъ можетъ съ успѣхомъ отстранять все то, что можетъ нарушать миръ и спокойствіе въ этомъ краю турецкой имперіи. И въ Бѣлградѣ довольны этимъ назначеніемъ и потому еще, что Россія энергично и со всею охотою поддержала выборъ сербскаго кандидата, и тѣмъ еще разъ доказала, что никогда она не была противъ сербовъ и Сербіи, и если была не довольна, то только лицами, которыя толкали Сербію въ пропасть. Этого въ Бѣлградѣ никогда не должны забывать, и особенно теперь, когда стало очевидно, что сербскому народу можетъ помочь только Россія {Србобран. 1901, No 20.}.
   Въ августѣ 1900 г. исполнилось двадцать пять лѣтъ со времени основанія въ Призренѣ сербской богословско-учительской школы, Это -- самая старая высшая сербская школа въ предѣлахъ турецкой имперіи. Отъ основанія своего и до настоящаго времени она дала сербскому народу много хорошихъ священниковъ, дѣльныхъ учителей, добрыхъ гражданъ и другихъ полезныхъ дѣятелей. Основана на средства сербскаго добротвора Симеона Игумнова. Первоначально имѣла только 3 класса, потомъ 4 и 5, а нынѣ всѣ науки распредѣлены на 6 классовъ, изъ коихъ 3 низшихъ общегимназическихъ, и 3 высшихъ богословско-педагогическихъ.-- Въ 1899--1900 учебномъ году было въ ней всего 136 учениковъ, изъ коихъ 108 жили въ интернатѣ, а 28 внѣ интерната. Стипендіатовъ было 103, полустипендіатовъ 3, кромѣ того 7 учениковъ получали пособія. По происхожденію болѣе всего было дѣтей крестьянскихъ (55), за тѣмъ дѣтей ремесленниковъ и купеческихъ (46), священническихъ дѣтей училось 27. По округамъ больше всего было изъ рашско-призренской епархіи (84) и скопійской (22), было также нѣсколько учениковъ изъ Черногоріи, Босніи и Герцеговины. Экзамены выдержали 23 воспитанника съ отличнымъ успѣхомъ, 80 съ очень хорошимъ, 33 съ хорошимъ и только 1 съ слабымъ успѣхомъ. Ректоръ школы -- Стеф. Димитріевичъ. Учителей съ высшей и средней богословской подготовкой семь... Въ послѣднее время приведены въ новый лучшій порядокъ библіотека фундаментальная (2910 томовъ), ученическая (58 названій и 1386 томовъ учебниковъ) и школьный архивъ {Царигр. Гласник. 1900, 34 и 35.}. По случаю значительнаго ремонта зданій, ученье въ текущемъ учебномъ году началось 2 октября 1900 года.
   Посвященіе сербскаго архимандрита Фирмилліана въ митрополита скопійской епархіи до сихъ поръ еще не состоялось, къ великому огорченію православной сербской паствы. Сербы скопійской епархіи -- пишетъ "Србобрану" корреспондентъ изъ Старой Сербіи -- оставшіеся еще и донынѣ вѣрными константинопольской, такъ называемой вселенской, а въ сущности греческой патріархіи, скорбятъ и терпятъ муки, и никого не имѣютъ кто бы откликнулся на ихъ вопли, кто бы утолилъ ихъ скорбь и страданія. Каждый только утѣшаетъ ихъ обѣщаніями и надеждами, но они впали въ отчаяніе, потому что увидѣли и убѣдились что то только обманъ и что хиротонія ихъ церковнаго поглаваря все откладывается на неопредѣленный срокъ. Патріархія ссылается на султана, султанъ на патріархію и оба на нѣкоего третьяго. Такъ какъ всего виновнѣе патріархія, то сербскій народъ скопійской епархіи больше всего теперь недоволенъ патріархіей. Огорченіе нынѣ очень велико въ цѣлой епархіи, особенно съ того времени, какъ хиротописанъ призренскій митрополитъ Никифоръ, и остался непосвященнымъ скопійскій митрополитъ Фирмилліанъ, который избранъ въ митрополита еще 17 октября 1899 года и который еще съ 4 октября 1897 года управляетъ скопійскою епархіей къ полному удовольствію и патріархіи и паствы. Каждый здѣсь знаетъ, что причина такой отсрочки отнюдь не заключается въ личности Фирмилліана, вполнѣ достойнаго митрополичьей каѳедры {Србобран, 1901, 25.}.

Г. Воскресенскій.

   15 марта
   1901 года.
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru