Воскресенский Григорий Александрович
Из церковной жизни православных славян

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Болгария.


   Воскресенский Г. А. Из церковной жизни православных славян: Болгария // Богословский вестник 1901. T. 1. No 2. С. 317-332 (2-я пагин.).
   

ИЗЪ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ ПРАВОСЛАВНЫХЪ СЛАВЯНЪ *).

*) Окончаніе. См. Богосл. Вѣстникъ. Январь.

(Мамоновское богословское училище и константинопольская духовная семинарія въ 1899--1900 учебномъ году. Почему семинаристы не охотно принимаютъ на себя священный санъ?-- Изъ исторіи константинопольской духовной семинаріи.-- Болгарскіе студенты въ русскихъ духовныхъ академіяхъ и семинаріяхъ.-- Церковное празднованіе 19 февраля, 11 мая и 11 августа.-- Къ сооруженію русскаго православнаго монастыря съ семинаріей на Шипкѣ.-- Къ сооруженію въ г. Софіи памятника Царю-Освободителю Императору Александру Н. Модель -- проэктъ итальянскаго художника А. Зочи.-- Конкурсъ на постройку "Музея болгарскаго возрожденія".-- Участіе болгарской церкви въ торжествахъ двадцати пятилѣтняго юбилея султана Абдулъ-Гамида.-- Первый турецкій университетъ.-- Римско-католическая и Тіротестантская пропаганда въ Болгаріи.-- Назначеніе грека Поликарпа Теологиди митрополитомъ велесскимъ и дебрскимъ въ Македоніи.

   Съ 19-го мая 1900 г. въ самоковскомъ богословскомъ училищѣ происходили выпускные экзамены въ присутствіи представителя отъ Св. Синода высокопреосвященнаго Максима, бывшаго сконійскаго митрополита и управляющаго ловченскою епархіей. На испытанія зрѣлости явились 73 воспитанника, изъ нихъ 70 выдержали съ успѣхомъ устные и письменные экзамены. Всего въ 1899--1900 учебномъ году въ самоковскомъ богословскомъ училищѣ было 215 учениковъ: въ I классѣ 40, въ II -- 60, въ III -- 39 и въ IV -- 76. Ученики первыхъ трехъ классовъ всѣ, за исключеніемъ одного, перешли въ соотвѣтствующіе высшіе классы {Църк. Вѣстникъ, No 14.}. 19 іюня состоялся годичный актъ въ залѣ семинаріи. На актѣ розданы аттестаты ученикамъ, окончившимъ полный семинарскій курсъ и годичныя свидѣтельства прочимъ воспитанникамъ. Вмѣстѣ съ аттестатами высокопреосвященный Максимъ роздалъ окончившимъ воспитанникамъ отъ имени Св. Синода награды книгами.-- На пріемные экзамены, начавшіеся 25 августа 1900 г., явилось свыше 120 человѣкъ. Конкурсный экзаменъ былъ письменный и устный: письменный по болгарскому языку, священной исторіи, ариѳметикѣ и чистописанію, устный -- изъ катихизиса. Поступающіе должны имѣть не свыше 18 лѣтъ. Выдержали экзаменъ въ 1 классъ so, изъ нихъ 30 съ наилучшими успѣхами приняты стипендіатами: 1 изъ виддинской епархіи, по 4 изъ вратчанскои, ловченской и старозагорской, по 3 изъ самоковской и софійской, по 2 изъ пловдивской, доростольско-червенской и сливенской и 5 изъ терновской. Кромѣ того, на остальныхъ трехъ курсахъ пользовались стипендіями 12 воспитанниковъ изъ терновской епархіи, 11, изъ софійской, 18 изъ пловдивской, 6 изъ виддинской, 8 изъ вратчанской, 10 изъ старозагорской, 8 изъ сливенской, 11 изъ ловченской, 5 изъ доростольско-червенской, 6 изъ варненской и 9 изъ самоковской. Стипендіаты даютъ обязательство, что поступятъ въ духовное званіе по достиженіи опредѣленнаго закономъ возраста, иначе обязаны возвратить истраченную на нихъ сумму (по 480 левовъ за каждый годъ). Всѣ воспитанники носятъ однообразную священническую одежду {Тѣже обязательства отъ стипендіатовъ и таже форма одежды и въ константинопольской духовной семинаріи. Годичная плата здѣсь 20 турецкихъ лиръ.}.
   Къ сожалѣнію, однако, едва только 10% изъ окончившихъ курсъ богословскаго училища или семинаріи принимаютъ священный санъ. Отчего зависитъ это прискорбное явленіе? На этотъ вопросъ отвѣчаютъ различно. Одни указываютъ, какъ на причину на необезпеченность священническаго положенія, другіе на презрительное отношеніе общества къ священникамъ, третьи -- на трудность священническаго служенія, четвертые -- на незнаніе кандидатами священства церковнаго устава и пѣнія, пятые -- на нежеланіе семинаристовъ надѣть священническую рясу {Съвѣтникъ, NoNo 16 и 26.}. Каковы бы ни были причины, прискорбный фактъ остается на лицо. Нельзя не признать большимъ неудобствомъ неимѣніе при самоковской семинаріи собственнаго храма. Постоянное посѣщеніе церкви могло бы помогать изученію церковнаго устава и привязывать къ церковному богослуженію, что такъ важно для кандидатовъ священства {21 ноября 1900 г. освященъ наконецъ параклисъ или точнѣе сказать подвижной престолъ въ одной изъ училищныхъ комнатъ, приспособленной для храма. Църк. Вѣсти. No 35.}.
   10 іюня окончились выпускные экзамены въ болгарской духовной семинаріи въ Константинополѣ. Въ послѣднемъ, шестомъ классѣ въ 1899--1900 г. было 7 учениковъ. Шесть изъ нихъ съ успѣхомъ выдержали экзаменъ. 15 іюня розданы аттестаты окончившимъ полный курсъ и свидѣтельства ученикамъ остальныхъ пяти классовъ. Всего въ 1899--1900 учебномъ году было 86 учениковъ. Обычнаго торжественнаго акта не было, по случаю свирѣпствовавшихъ въ Константинополѣ заразныхъ болѣзней. Съ сентября 1899 года временное управленіе семинаріей поручено было учителю семинаріи В. Градинарову. Въ августѣ 1900 г. ректоромъ семинаріи назначенъ архимандритъ Неофитъ, бывшій экзархійскій протосингелъ {Църк. Вѣсти. No No 12 и 20; Вѣсти. No 80.}.
   Любопытна исторія этой болгарской семинаріи. Первоначально она, какъ духовное училище, открыта была въ г. Прилѣпѣ въ началѣ 1884--85 учебнаго года; въ началѣ 1885-- 1886 г. это училище перемѣщено было въ Адріанополь, гдѣ оставалось до 1889--1890 учебнаго года. Въ 1890--91 учебномъ году оно перемѣстилось въ Константинополь, на Фанаръ. Какъ духовное училище оно просуществовало до конца 1891--92 учебнаго года. Въ началѣ же слѣдующаго учебнаго года фанарское духовное училище преобразовано въ духовную семинарію съ полнымъ шестигодичнымъ курсомъ. Въ первый классъ духовной семинаріи принимались ученики, окончившіе съ очень хорошимъ успѣхомъ трехклассное училище. Поступившіе въ первый классъ въ 1892--93 учебномъ году окончили полный семинарскій курсъ въ 1898--99 г. Это -- первый выпускъ семинаріи. Съ постепеннымъ открытіемъ старшихъ классовъ возрастало и число учениковъ, тѣсное помѣщеніе на Фанарѣ становилось неудобнымъ и нужно было подъискивать другое болѣе обширное помѣщеніе. Въ началѣ 1894--95 учебнаго года семинарія перенесена изъ Фанара въ Ферикьой и оставалась тамъ до конца 1896--97 г. За это время экзархъ заботился найти удобное мѣсто, гдѣ бы можно было построить собственное зданіе для семинаріи. Наконецъ такое мѣсто и зданіе нашлись въ одномъ изъ самыхъ удобныхъ въ гигіеническомъ отношеніи предмѣстій Константинополя "Шишли", -- сюда перенесена семинарія въ началѣ 1897--98 учебнаго года, здѣсь помѣщается и нынѣ. Въ нынѣшнемъ помѣщеніи семинарія дала уже два выпуска окончившихъ полный семинарскій курсъ воспитанниковъ (второй выпускъ 1899--1900 г.). Программа болгарской семинаріи въ общемъ соотвѣтствуетъ программѣ русскихъ духовныхъ семинарій. Можно развѣ замѣтить, что семинарскій врачъ состоитъ въ тоже время преподавателемъ антропологіи, гигіены и практической медицины. При семинаріи устроенъ храмъ во имя преп. Іоанна Рыльскаго. 19 октября, день памяти преп. Іоанна, торжественно чествуется, какъ училищный праздникъ. Обязательны для учениковъ неопустительное посѣщеніе церковныхъ службъ, участіе въ пѣніи и чтеніи, соблюденіе постовъ и двукратная въ теченіи года исповѣдь и пріобщеніе Св. Таинъ {Вѣсти. 1900, No 2 (31 октября).}.
   Въ текущемъ учебномъ году въ русскихъ духовныхъ академіяхъ находится 24 болгарскихъ студента, четверо -- стипендіаты государственнаго бюджета, остальные 20 -- стипендіаты Св. Синода болгарской церкви. Два студента изучаютъ церковную живопись. Кромѣ 20 студентовъ, Св. Синодъ болгарскій содержитъ еще 7 стипендіатовъ въ русскихъ духовныхъ семинаріяхъ. Въ 1899--1900 учебномъ году окончили высшее духовное образованіе 8 болгаръ, изъ нихъ 4 въ с.-петербургской духовной академіи, 1 въ московской и 3 въ казанской {Църк. Вѣстникъ, No 19.}.
   19 февраля, день освобожденія болгаръ отъ турецкаго ига (договоръ въ С. Стефано), и 11 мая, день свв. Кирилла и Меѳодія, отпразднованы въ 1900 г. съ подобающею торжественностію повсемѣстно въ Болгаріи, какъ великій національный и школьный праздникъ {Църк. Вѣсти. NoNo 5, 6: Сѣвѣтникъ NoNo 3 и 13; No No 53--57. 75.}. 11 августа въ Софіи праздновали годовщину побѣды, одержанной въ 1877 г. на Шипкѣ отрядомъ болгарскихъ добровольцевъ, сражавшимся въ корпусѣ генерала Радецкаго. Старики-ветераны этого добровольческаго отряда ("поборническото дружество") ежегодно съ особою торжественностію празднуютъ этотъ день. На этотъ разъ празднество, по обыкновенію, открылось торжественнымъ богослуженіемъ въ софійскомъ соборѣ, на которомъ присутствовали всѣ болгарскіе министры и дипломатическій представитель Россіи, г. Бахметьевъ. Митрополитомъ Парѳеніемъ совершены были послѣ литургіи панихида по Царѣ-Освободителѣ и по убіеннымъ воинамъ русскимъ и болгарскимъ, и за тѣмъ благодарственное молебствіе о здравіи ветерановъ-ополченцевъ. Въ концѣ молебствія митрополитъ въ прочувствованной рѣчи восхвалилъ человѣколюбіе и подвиги Царя-Освободителя и самоотверженность братскаго русскаго народа шипкинскихъ героевъ. По окончаніи богослуженія, всѣ бывшіе въ соборѣ отправились къ обелиску, воздвигнутому на одной изъ софійскихъ площадей въ память Императора Александра II. Подъ звуки русскаго національнаго гимна, обелискъ былъ украшенъ вѣнками, а затѣмъ софійскій городской голова произнесъ рѣчь, въ которой восхвалялъ память Царя-Освободителя. Празднество окончилось торжественнымъ банкетомъ, на которомъ присутствовалъ и представитель Россіи {Църк. Вѣсти. No 20.}.
   Извѣстно, что у подножія Балканъ, на Шипкѣ, въ южной Болгаріи воздвигается для вѣчнаго поминовенія воиновъ павшихъ въ войну 1877--78 гг. обширный русскій монастырь. При монастырѣ устраивается духовная семинарія съ общежитіемъ на СО человѣкъ. Работами по сооруженію монастыря и семинаріи руководитъ профессоръ академіи художествъ А. Н. Померанцевъ (строитель Верхнихъ Торговыхъ рядовъ въ Москвѣ) при непосредственномъ содѣйствіи его ученика архитектора г. Смирнова. Работаютъ 50 мастеровъ русскихъ и около 100 болгаръ. Работы находятся подъ высшимъ надзоромъ особаго комитета въ С.-Петербургѣ, состоящаго подъ предсѣдательствомъ гр. Н. П. Игнатьева. Обширный храмъ на 800 человѣкъ будетъ освященъ во имя св. благовѣрнаго князя Александра Невскаго. Наружныя и внутреннія галлереи храма украсятся мраморными плитами, на коихъ будутъ вырѣзаны имена русскихъ воиновъ, павшихъ въ войну 1877--78 гг. Церковный звонъ изъ 12 колоколовъ и золоченые кресты заказаны въ Москвѣ. Освященіе храма предполагается 19 февраля 1903 г., когда исполнится 25 лѣтъ со времени освобожденія Болгаріи {Вѣсти., NoNo 27, 43, 96; Србобран. No 84.}. Изъ отчета комитета по сооруженію сего храма видно, что къ 1 января 1899 г. въ капиталахъ комитета состояло 578,927 руб. 31 1/2 к. Къ нимъ поступило съ 1 января по 31 декабря 1899 г. 165,046 р. 73 1/2 к. А съ остаткомъ отъ 1898 г., къ 1 января 1900 г. всего въ приходѣ 743,974 р. 5 к. Съ 1 января по 31 декабря 1899 г. израсходовано 257,950 р. 16 к. Затѣмъ къ 1 января 1900 г. въ остаткѣ 486,023 р. 89 к. Съ открытія дѣйствій комитета поступило пожертвованій 435,944 р. 7 1/2 к., въ томъ числѣ: наличными деньгами 435,294 р. 7 1/2 к. и процентными бумагами 650 р. Въ теченіе того-же времени получено процентовъ, какъ по %% бумагамъ, въ которыя пожертвованія эти на текущемъ счетѣ были обращены, такъ и по наличнымъ деньгамъ, находившимся въ Государственномъ Банкѣ (въ томъ числѣ возвращенный 5% купонный налогъ), 488,310 р. 30 1/2 к. Израсходовано съ мая 1880 г. по 31 декабря 1899 г.: на заготовку строительныхъ матеріаловъ и принадлежностей, на работы но постройкамъ и сооруженіямъ, на содержаніе и вознагражденіе строительнаго персонала, на командировки и разъѣзды, на изготовленіе смѣтъ, плановъ и чертежей, на составленіе архитектурныхъ проэктовъ по конкурсу, на канцелярію комитета и дѣлопроизводство, на охрану имущества комитета во время пріостановки работъ по постройкѣ и проч., всего 477,472 р. 49 к. Кромѣ денежныхъ пожертвованій въ комитетъ поступали приношенія иконами, церковною утварью и другими предметами. На %% расходнаго капитала комитета воспитываюсь въ 1899 г. 35 болгаръ, изъ нихъ въ академіяхъ: с.-петербургской 8, кіевской 5, казанской 8; въ семинаріяхъ: московской 1, с.-петербургской 2, кіевской 5, одесской 3, полтавской 1, казанской 1 изъ кіево-софійскомъ училищѣ 1.-- Продолжавшаяся въ 1899 г. строительная дѣятельность комитета выразилась въ слѣдующемъ: зданіе церкви возведено вчернѣ подъ главный ея карнизъ и временно покрыто крышею: внутри выведены всѣ арки, своды, паруса, надпарусныя кольца и барабанныя стѣны пяти куполовъ на уровень скатовъ крыши. Колокольня возведена окончательно съ ея шатромъ и главкою подъ крестъ. Высота колокольни безъ креста, считая съ подошвы заложенія основанія, равняется 23 саженямъ. Трехъэтажное зданіе для семинаріи, съ интернатомъ на 60 человѣкъ, окончено безъ внутренней отдѣлки и покрыто желѣзною кровлею; къ нему примыкаетъ небольшой 2-хъ-этажный флигель, предназначенный для квартиръ служащихъ, также законченный вчернѣ. Построено новое большое зданіе для больницы, съ помѣщеніемъ для фельдшера на особомъ спеціально прикупленномъ для него мѣстѣ, съ садикомъ близъ семинаріи. Старое зданіе, выстроенное для конторы лѣтъ 12 тому назадъ и предназначавшееся къ расширенію для больницы, найдено негигіеничнымъ по своему положенію, обращенному окнами на сѣверо-востокъ и совершенно лишенному солнечныхъ лучей. Окончена вчернѣ и покрыта крышею баня для семинаріи и причта. Возведено каменное зданіе для водопровода въ горахъ, на берегу потока, у источника ключевой воды, съ прокладкою металлическихъ трубъ на протяженіи болѣе 200 саженъ къ зданіямъ церкви, семинаріи, больницы и дома духовенства. Произведено земляныхъ работъ по выемкѣ сыромъ и рвами подъ зданія больницы, бани и водопровода, по засыпкѣ овраговъ, урегулированію площадокъ храма, семинаріи и больницы, по устройству дорогъ, прокладкѣ водопротока подъ габровское шоссе и прочее -- болѣе 2000 куб саженъ {Синод. Церк. Вѣдом. 1900 No 34.}.
   Комитетъ по сооруженію памятника въ г. Софіи Царю-Освободителю Императору Александру ІІ-му выработалъ въ началѣ 1900 г. условія конкурса на этотъ предметъ между художниками скульпторами. Условія слѣдующія. Памятникъ воздвигается болгарскимъ народомъ и будетъ носить слѣдующую надпись: Царю-Освободителю -- Признательная Болгарія. Поставленъ онъ будетъ въ Софіи предъ Народнымъ Собраніемъ и для постройки комитетомъ назначено 300.000 франковъ золотомъ. Скульпторы, участвующіе въ конкурсѣ, должны изобразить на памятникѣ слѣдующія лица и событія: Статую Царя-Освободителя (во весь ростъ) въ стоячемъ или сидячемъ положеніи, или на конѣ. Статуи четырехъ наиболѣе видныхъ сподвижниковъ Царя въ освободительной войнѣ: Великаго Князя Николая Николаевича Старшаго, графа Игнатьева, Скобелева и Гурко. Изображеніе на барельефахъ по меньшей мѣрѣ четырехъ важнѣйшихъ событій изъ войны: 1) чтенія Манифеста о войнѣ Царемъ предъ войсками въ Кишиневѣ, 2) сраженія при Шипкѣ 9 и 10 августа, гдѣ участвовали и одержали блестящую побѣду также болгарскіе ополченцы, 3) заключеніе С.-Стефанскаго мира и 4) открытіе перваго болгарскаго Народнаго Собранія. Если позволитъ мѣсто, можно представить еще слѣдующія событія: 1) торжественное врученіе боеваго знамени отъ г. Самары болгарскимъ ополченцамъ въ Плоештѣ, 2) переходъ русскихъ войскъ черезъ Дунай у Систова, 3) осаду и взятіе ІІлевны и 4) сраженіе при Старой Загорѣ, гдѣ ополченцы спасли самарское знамя отъ непріятельскихъ рукъ. Относительно размѣровъ памятника, скульпторамъ предоставляется полная свобода, и они должны только сообразоваться съ требованіями монументнаго искусства и съ мѣстомъ постановки памятника. Всѣ скульптурныя и архитектурныя части будутъ изъ бронзы и гранита. Уменьшенный модель-проэкть изъ гипса (въ 1/6 дѣйствительной величины) долженъ быть представленъ въ Софію къ 1 (13) сентября 3 900 года, отмѣченный какимъ либо знакомъ или девизомъ. Имя и адресъ автора должны быть въ особомъ конвертѣ. Все это направляется на имя предсѣдателя комитета Ст. Заимова, въ Софіи. Кромѣ членовъ комитета въ составъ жюри войдутъ три извѣстные художника-скульптора -- отъ Россіи, Франціи и Италіи. Авторъ лучшаго проэкта получитъ заказъ на постройку памятника въ 300.000 франковъ и денежную награду въ 5.000 франковъ. Остальныя преміи состоятъ изъ 4, 3, 2 и 1 тысячи франковъ. Всѣ премированные модели-проэкты будутъ собственностію комитета. Скульптурныя работы но постройкѣ и постановкѣ памятника должны быть кончены къ 19 февраля 1904 года. Планъ мѣста постановки памятника и фотографическіе. виды его будутъ высланы всѣмъ желающимъ, а также цѣны мѣстныхъ матеріаловъ. Ввозъ моделей освобожденъ отъ всякой пошлины. Деньги строителю будутъ выплачиваться по мѣрѣ хода работъ {Застава, 1900, No 19. Моск. Вѣдом., No 68.}.-- Скоро начали поступать многочисленныя заявленія художниковъ-скульпторовъ о желанія принять участіе въ конкурсѣ. Къ концу мая 1900 г. объявились уже 103 художника-скульптора. 25 изъ нихъ -- итальянцы, 15 французовъ, 12 русскихъ, 12 нѣмцевъ, 8 чеховъ, 4 поляка, 3 англичанина, 3 португальца, 2 испанца, 4 датчанина, 5 норвежцевъ, 6 болгаръ, 1 сербъ, 1 грекъ, 1 армянинъ и 1 румынъ {Вѣсти, 1900, No 65.}. Въ сентябрѣ до 30 моделей памятника были доставлены въ г. Софію и выставлены въ княжескомъ манежѣ. Оцѣнка достоинствъ каждой модели была произведена спеціально созваннымъ для этой цѣли международнымъ жюри; оно состояло изъ предсѣдателя -- князя Фердинанда, двухъ подпредсѣдателей: русскаго дипломатическаго агента г. Бахметьева и предсѣдателя комитета Ст. Заимова; протоколистами (секретарями) были: первый секретарь русскаго дипломатическаго агентства т. Етеръ, инженеръ Сарафовъ и архитекторъ Лазаревъ: членами жюри: А. Мерсье, профессорѣскульпторъ парижской академіи изящныхъ искусствъ, Г. Ферари, профессоръ-скульпторъ римской академіи изящныхъ искусствъ, г. Бахъ, профессоръ с.-петербургской академіи художествъ и профессора рисовальнаго училища въ г. Софіи. Засѣданія жюри открылись 20 сентября и продолжались ни 25-е, когда оно окончательно высказалось о достоинствахъ представленныхъ его разсмотрѣнію проэктовъ. Первую премію (5000 франковъ) получилъ итальянскій художникъ Арнольдъ Зочи, профессоръ флорентійской академіи. Ему же поручено и сооруженіе памятника. Царь-Освободитель, по проекту Зочи, будетъ изображенъ сидящимъ на конѣ. По гранямъ пьедестала памятника рельефами будутъ изваяны конныя фигуры сподвижниковъ Императора -- Великаго князя Николая Николаевича Старшаго, М. Д. Скобелева, I. В. Гурко, гр. H. П. Игнатьева: далѣе -- толпы русскихъ воиновъ и болгарскихъ добровольцевъ. Еще ниже -- три картины барельефами, назначенныя въ конкурсѣ; впереди -- чеканная аллегорическая фигура побѣды {Изображеніе памятника -- въ "Нивѣ", 1900. No 44.-- Комитетъ по сооруженію памятника Царю-Освободитслю первоначально задался цѣлію -- устроить близъ памятника инвалидный домъ ветеранамъ-ополченцамъ. Но эта часть проэкта современемъ была измѣнена въ особый проэктъ построенія "Музея Болгарскаго Возрожденія", на каковой предметъ открытъ былъ 15 сентября конкурсъ въ малой залѣ Болгарскаго Народ наго Собранія. Приняли участіе многіе архитекторы, представившіе свои планы и смѣты на постройку музея. Въ составъ жюри вошли архитекторы: русскій профессоръ г. Померанцевъ и болгарскіе архитекторы Нешевъ и Ковачевскій. Църк. Вѣстникъ, No 26.}.
   19-го августа 1900 г. въ столицѣ турецкой имперіи происходили большія торжества по случаю двадцатипятилѣтняго юбилея со дня вступленія султана Абдулъ-Гамида на турецкій престолъ. Приняли участіе въ торжествахъ также болгарское княжество и болгарская церковь. Для принесенія поздравленій султану прибыла изъ Болгаріи въ Константинополь нарочитая депутація съ министромъ-президентомъ во главѣ. Была еще отдѣльная депутація отъ болгаръ-мусульманъ. Въ самый день юбилея утромъ экзархъ въ сослуженіи со всѣмъ экзархійскимъ духовенствомъ совершилъ благодарственное молебствіе о здравіи и благоденствіи султана въ присутствіи всѣхъ членовъ болгарской депутаціи, экзархійскихъ чиновниковъ и массы народа, съ провозглашеніемъ многолѣтія султану. Экзархъ лично приносилъ поздравленія султану. Вечеромъ въ этотъ день экзархійскій домъ былъ иллюминованъ. Предъ воротами были устроены три арки, сплошь унизанныя фонариками и плошками. На средней самой высокой было изображено солнце, а на другихъ двухъ -- мѣсяцы. На другой день юбилея, 20 августа, въ воскресенье была совершена торжественная литургія экзархомъ со всѣмъ столичнымъ болгарскимъ духовенствомъ въ присутствіи депутаціи и различныхъ чиновъ. Послѣ литургіи провозглашены многолѣтія султану и князю болгарскому. 21 августа въ домѣ экзарха устроенъ былъ торжественный обѣдъ для членовъ болгарской депутаціи съ рѣчами и тостами въ честь султана, князя, экзарха, турецкаго войска и т. д. {Вѣсти, NoNo 81--83.} Къ юбилейному году пріурочено открытіе въ Константинополѣ перваго турецкаго университета. Указъ и уставъ его напечатаны въ газ. "Икдамъ". Доселѣ имѣлась Великая Школа съ юридическимъ и медицинскимъ факультетами, а нынѣ прибавляются факультеты: мусульманско-богословскій, физико-математическій и историко-филологическій. Курсъ ученія на богословскомъ факультетѣ четырехгодичный, на остальныхъ -- трехгодичный. Количество студентовъ не должно превышать на богословскомъ факультетѣ 30, а на остальныхъ -- 25 человѣкъ. Вновь поступающіе въ университетъ должны имѣть не свыше 18 лѣтъ и должны окончить курсъ лицея. По окончаніи факультетскаго курса воспитанники должны выдержать государственный экзаменъ и только тогда получаютъ дипломъ. На богословскомъ факультетѣ преподаются: толкованіе корана, церковное право, церковныя узаконенія и установленія и исторія ислама: на физико-математическомъ факультетѣ: астрономія, высшая алгебра, аналитическая геометрія, интегральная и дифференціальная математика, физика и метеорологія, органическая, неорганическая и біологическая химія, зоологія, ботаника, минералогія и геологія: на историко-филологическомъ факультетѣ: психологія, логика, ученіе о нравственности, турецкая, арабская, персидская и французская литература, турецкая и всеобщая исторія, турецкая и всеобщая географія, археологія и педагогика. Кромѣ того предполагается еще отдѣльная секція наукъ финансовыхъ, коммерческихъ и экономическихъ {No 53: Гласник прав. цркве у кральевини Србиіи, октябрь, стр. 120--121.}.
   Католическая пропаганда въ Болгаріи, а также и протестантская, изъ года въ годъ все усиливается и развивается среди православнаго болгарскаго населенія. Кромѣ множества католическихъ монаховъ и монахинь, наполняющихъ различные болгарскіе города и села, кромѣ множества училищъ съ учительскимъ персоналомъ изъ католиковъ и протестантовъ, съ каждымъ годомъ строются новые костелы и часовни не только въ большихъ городахъ, но и въ селахъ. Тамъ гдѣ прежде и помину не было о присутствіи католическаго элемента, тамъ незамѣтно образуется цѣлая община. Терпѣливо шагъ за шагомъ католическіе миссіонеры прокладываютъ себѣ путь въ простодушномъ народѣ, и теперь рѣдкій городъ безъ костела или католической часовни..... Что касается инославныхъ училищъ, то по статистическимъ даннымъ 1900 г. въ княжествѣ болгарскомъ -- 14 католическихъ и 11 протестанскихъ училищъ. Католическія училища имѣются въ слѣдующихъ городахъ и селахъ: 3 въ Варнѣ, 1 въ Виддинѣ, 3 въ Пловдивѣ, 2 въ Рущукѣ, 2 въ Софіи II по 1 въ Бургасѣ, Ямболѣ и с. Топуздарѣ (ямбольскаго округа). Протестантскія училища находятся въ слѣдующихъ городахъ и селахъ: 1 въ Пловдивѣ, 1 въ Хасковѣ, 1 въ с. Цѣровѣ (пазарджикскаго округа), 1 въ Ловчѣ, 1 въ с. Хотницѣ (балбунарскаго округа), 1 въ Софіи, з въ Самоковѣ, 1 въ с. Каялу-дере (каваклійскаго округа) и 1 въ с. Меричлери (чирпанскаго округа). Во всѣхъ католическихъ училищахъ въ теченіи 1899--1900 учебнаго года было всего 1324 ученика, изъ нихъ 266 православныхъ, 691 католикъ, 5 протестантовъ, 304 еврея, 5 мусульманъ, 22 армяно-грегоріанца и 31 съ непоказаннымъ вѣроисповѣданіемъ. Въ протестанскихъ училищахъ всего было 456 учениковъ, изъ нихъ 103 православныхъ, 234 протестанта, 52 католика, 44 еврея и 23 съ непоказаннымъ вѣроисповѣданіемъ {Църк. Вѣстн. No 16.}. Инославныя училища замѣтно стали умножаться со времени освобождеденія Болгаріи отъ турецкаго ига... Многіе болгары посылаютъ своихъ дѣтей въ американское миссіонерское протестанское училище въ г. Самоковѣ. Согласно уставу училища туда принимаются дѣти обоего пола. Училище поставлено съ внѣшней стороны весьма хорошо. Но -- пишетъ корреспондентъ "Съвѣтника" -- худо то, что дѣти православныхъ болгарскихъ родителей губятъ здѣсь свою праотеческую вѣру и становятся протестантами или въ крайнемъ случаѣ равнодушными къ своей вѣрѣ. Всѣ ученики и ученицы-пансіонеры и пансіонерки обязательно посѣщаютъ протестантскую молельню, гдѣ конечно выставляется въ лучшемъ видѣ все протестантское въ явный ущербъ всему православному, а то и прямо православная вѣра подвергается осмѣянію... По поводу тѣхъ симпатій, которыми пользуется протестантское самоковское училище среди болгаръ, редакція "Съвѣтника" замѣчаетъ: "мы-то болгары сдѣлали ли то, что имѣютъ протестанты и чѣмъ привлекаютъ насъ къ себѣ,-- чтобы не обращаться къ ихъ помощи. Само собою понятно, при томъ состояніи, въ какомъ мы киснемъ, будутъ успѣвать у насъ и католики и протестанты, а мы только плачемся глядя ла нихъ. Нели бы мы были способны чувствовать, намъ должно бы быть стыдно, что въ послѣднее время даже протестанты приняли на себя миссію ходить изъ мѣста въ мѣсто по Болгаріи и увѣщевать православныхъ, чтобы они открывали пріюты для старыхъ и больныхъ и для дѣтей-сиротъ {Съвѣтникъ, 1903. No 30.}.
   На сколько дерзки и коварны бываютъ происки католической пропаганды въ Болгаріи, можно судить по слѣдующимъ двумъ случаямъ -- въ Старой Загорѣ и въ Варнѣ. Въ концѣ ноября 1899 г. въ Старую Загору -- бывшій центръ болгарскаго національно-церковнаго возрожденія и школьнаго просвѣщенія -- явились три католическихъ патера: Симонъ Кобржинскій, Нома и Людовикъ, члены адріанопольской католической миссіи, съ цѣлію устроить здѣсь параклисъ для отправленія католическаго богослуженія. Для кого же потребовалось устроить параклисъ? Ровно для пяти лицъ римскокатолическаго вѣроисповѣданія, состоящихъ на службѣ и временно-проживающихъ въ Старой Загорѣ (лица эти слѣдующія: полковой капельмейстеръ, двѣ учительницы, жена желѣзнодорожнаго служащаго и жена инженера). Ни одного мѣстнаго постояннаго жителя-католика здѣсь нѣтъ! И замѣчательно, что по внѣшнему виду католическіе патеры совсѣмъ похожи на православныхъ священниковъ, отпустили себѣ бороды, надѣли рясу и камилавку православнаго священника -- съ цѣлію, конечно, скорѣйшаго уловленія простодушныхъ православныхъ болгаръ. И говорятъ они порядочно по болгарски, проповѣди говорятъ также на болгарскомъ языкѣ, который понимаютъ ихъ прихожане. Присланы они сюда пловдивскимъ римско-католическимъ архіепископомъ Менини, которому -- кстати замѣтить -- какъ и всѣмъ вообще римско-католическимъ епископамъ и протестанскимъ пасторамъ,-- православное болгарское княжество выдаетъ ежегодное очень приличное жалованье за ихъ вѣроисповѣдную дѣятельность. На борьбу съ этими непрошенными гостями выступилъ высокопреосвященный митрополитъ старо-загорскій Меводій. О происшедшемъ случаѣ онъ донесъ софійскому Св. Синоду и министру иностранныхъ дѣлъ и исповѣданій, указывая на незаконность дѣйствій латинскихъ миссіонеровъ, съ точки зрѣнія экзархійскаго устава и даже конституціи, которая, не возбраняя въ Болгаріи исповѣданія своей вѣры иновѣрцамъ, ограничиваетъ, однако, вѣроисповѣдный ихъ прозелитизмъ. Вмѣстѣ съ митрополитомъ и старо-загорскіе граждане, въ главѣ съ своимъ духовенствомъ отправили телеграммы министру исповѣданій, въ Св. Синодъ и во многія болгарскія газеты съ просьбою принять мѣры къ удаленію непрошенныхъ гостей въ избѣжаніе отвѣтственности и тѣхъ послѣдствій, которыя неизбѣжны, если не приняты будутъ мѣры къ предупрежденію отчаянной борьбы православныхъ болгаръ за свою вѣру.. И тѣмъ не менѣе католическіе патеры продолжаютъ въ Старой Загорѣ свою дѣятельность. Хотя теперь мало прихожанъ у нихъ, но они знаютъ что дѣлаютъ. Не пройдетъ и 10--15 лѣтъ, какъ прихожане найдутся въ достаточномъ количествѣ. Такъ католичество прокладываетъ свой путь для будущаго поля дѣйствій {Съвѣтникъ, 1899, NoNo 19--50? 51--52 и 1900, NoNo 1. 3. Въ виду такого положенія дѣлъ, нельзя не привѣтствовать почтенную дѣятельность о. архимандрита Паисія, благочиннаго болгарскихъ церквей въ Старой Нагорѣ, извѣстнаго борца противъ все усиливающагося въ Болгаріи католицизма. Лѣтомъ 1900 г. архим. Паисій привезъ изъ Болгаріи въ Россію 14 сиротъ и, съ цѣлью сдѣлать ихъ крѣпкими въ вѣрѣ проповѣдниками православія на своей родинѣ, помѣстилъ: семь человѣкъ въ уфимскую духовную семинарію, на стипендіи Св. Синода, двухъ -- въ казанское духовное училище, трехъ дѣвочекъ -- въ казанское епархіальное женское училище духовнаго вѣдомства и одну -- въ славянскій питомникъ въ Одессѣ. Кромѣ того одинъ болгаринъ помѣщенъ въ с.-петербургскій технологическій институтъ на стипендію азіатскаго департамента министерства иностранныхъ дѣлъ (Моск. Вѣд. No 289).}. Такъ и въ г. Сливнѣ не было ни одного протестанта, а открывается молельня и являются единовѣрцы. Такъ и въ г. Ямболѣ свила себѣ прочное гнѣздо пропаганда и католическая и протестантская. Здѣсь открыты католическое училище и пансіонъ "Св. Богородицы", подъ управленіемъ сестеръ-католичекъ. Можно ли поручиться, что православныя болгарскія дѣти не усвоютъ себѣ здѣсь католическихъ идей? Тоже должно сказать и относительно протестантскихъ училищъ, которыя открываются тамъ, гдѣ вовсе нѣтъ протестантовъ, т. е. съ явною цѣлію пропаганды.
   Болѣе успѣшною оказалась борьба православныхъ болгаръ съ римско-католическою пропагандою въ г. Варнѣ, близъ которой находится лѣтняя резиденція князя Фердинанда -- Евксиноградъ. Уступая сильнымъ внѣшнимъ давленіямъ, городское управленіе Варны подарило мѣстной католической миссіи обширную центральную площадь для постройки монастыря. Площадь эта раньше, давно уже, предназначалась для постройки православной церкви во имя Св. Параскевы, но, въ виду отсутствія денегъ, вопросъ этотъ рѣшенъ былъ только на планѣ. Въ октябрѣ 1900 г. городское населеніе было сильно озадачено, увидѣвъ какихъ то инженеровъ и архитекторовъ, съ цѣпями и вѣхами, планирующихъ что-то на этой площади. Вскорѣ граждане изъ разспросовъ узнали, что тутъ начнется постройка католическаго монастыря. Эта вѣсть быстро обошла весь городъ, и населеніе кинулось оберегать свою площадь. Образовалась громадная толпа, которая тутъ же командировала депутацію къ варненскому митрополиту Симеону за совѣтомъ. Со слезами на глазахъ митрополитъ сказалъ: "Все вижу, все знаю, но не въ силахъ я ничего сдѣлать", прибавивъ, что если граждане рѣшили стойко отстаивать свое дѣло, то онъ готовъ стать во главѣ ихъ. Немедленно было организовано торжество закладки православнаго храма, и черезъ два дня, 28 октября, послѣ литургіи въ соборѣ, все мѣстное духовенство, съ пѣвчими и хоругвями, въ сопровожденіи тысячной толпы гражданъ, крестнымъ ходомъ отправилось на площадь, гдѣ и состоялась закладка храма во имя Св. Параскевы. Общее настроеніе было настолько серьезно, что администрація побоялась помѣшать этому правдивому дѣлу. Изъ Варны отъ мѣстнаго населенія и митрополіи отправленъ рядъ протестовъ и ходатайствъ объ отмѣнѣ дарственнаго постановленія и указа объ уступкѣ мѣста подъ постройку католическаго монастыря. Протесты и ходатайства были уважены. Центральная площадь осталась за православными, а католикамъ отведено новое мѣсто въ концѣ города, у виноградниковъ "Кокарджа" {Църк. Вѣстникъ. NoNo 32 и 23; Моск. Вѣд. No 314.}. Скоро варненскіе граждане получили новую радость. По сообщенію софійской газеты "Болгария", русскій вице-консулъ въ Варнѣ въ ноябрѣ передалъ мѣстной строительной коммиссіи десять тысячъ франковъ, пожертвованныя Государемъ Императоромъ въ помощь дѣлу сооруженія въ Варнѣ православнаго каѳедральнаго собора.
   Въ концѣ 1897 г. были выданы султаномъ три новыхъ епископскихъ берата для болгарскихъ епархій въ Македоніи: битольской или пелагонійской, струмицкой и дебрской, такъ что къ тому времени стало въ Македоніи семь болгарскихъ епархій: охридская, скопійская, велесская, неврокопская, битодьская, струмицкая и дебрская (восьмая, адріанопольская не имѣетъ пока своето особаго митрополита). Тогда же ожидались архіерейскіе бераты еще для городовъ: Мельника, Сереса и Кукуша. 11 вдругъ вмѣсто того въ началѣ 1900 года греческая патріархія назначила митрополитомъ двухъ епархій (велесской и дебрской) Поликарпа Теологиди. Ново-назначенный митрополитъ-грекъ учился въ Сербіи, знаетъ сербскій языкъ и по сообщеніямъ болгарскихъ газетъ преданъ сербскимъ интересамъ. Понятно, что такое назначеніе огорчило болгарскую экзархію. Экзархъ не замедлилъ подать въ Порту представленіе, въ которомъ энергично протестовалъ противъ назначенія грека-митрополита въ такія епархіи, въ коихъ патріархія не имѣетъ паствы, за исключеніемъ 40--50 домовъ цинцаровъ, и которыя и въ фирманѣ объ учрежденіи экзархіи называются болгарскими. Во имя мира и спокойствія населенія экзархъ настаивалъ на томъ, чтобы это назначеніе было отмѣнено. Болгарское населеніе обѣихъ епархій и даже валашскія общины въ Велесѣ также протестовали противъ назначенія Поликарпа съ угрозой, что если не уваженъ будетъ ихъ протестъ, митрополитъ не будетъ принятъ и допущенъ въ церковь. Тѣмъ не менѣе, хотя и съ опозданіемъ, новоназначенный митрополитъ Поликарпъ прибылъ въ Велесъ 6 апрѣля и вступилъ въ управленіе двумя епархіями {Църк. Вѣстн. NoNo 1 и 5.}.

Г. Воскресенскій.

   15 декабря
   1900 г.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru