Воскресенский Григорий Александрович
Из церковной жизни православных славян: Македония; Королевство Сербия

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Воскресенский Г. А. Из церковной жизни православных славян: Македония; Королевство Сербия // Богословский вестник 1900. T. 1. No 3. С. 521-545 (3-я пагин.).
   

ИЗЪ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ ПРАВОСЛАВНЫХЪ СЛАВЯНЪ.

Королевство Сербія.-- Опредѣленіе Архіерейскаго Собора о присвоеніи сербскому митрополиту, какъ первостоятелю сербской церкви, видимаго знака отличія отъ прочихъ епископовъ.-- Новый епископъ возстановленной шабачской епархіи.-- Торжество семисотлѣтія со дня кончины преп. Симеона Міроточиваго (Стефана Нѣмани).-- Отчетъ "фонда для вспомоществованія вдовамъ и сиротамъ священниковъ и діаконовъ православной церкви въ королевствѣ сербскомъ" за 1898 годъ. Мысль объ основаніи фонда больныхъ и преетарѣлыхъ священниковъ и діаконовъ.-- Нѣкоторыя опредѣленія Архіерейскаго Собора въ ноябрскихъ засѣданіяхъ 1899 года. Образованіе ризницы при митрополіи. Увеличеніе жалованья протоіереямъ. Разстриженіе протоіерея М. Джурича.-- Вопросы объ улучшеніи матеріальнаго положенія духовенства, о постановкѣ памятника митрополиту Михаилу и другіе предметы занятій 10-й священнической скупщины.-- "Общество священниковъ монашескаго чина". Цѣли образованія этого общества. Предметы занятій 7-й монашеской скупщины. Мысль о составленіи исторіи сербскихъ монастырей и учрежденіи монастырской типографіи. Просьба аѳонскихъ русскихъ монаховъ объ уступкѣ имъ райновацкаго монастыря въ Сербіи.-- Бѣлградская духовная семинарія.-- Крупное пожертвованіе на пользу духовнаго образованія.-- Юбилей архимандрита Никифора Дучича.-- Къ вопросу о преобразованіи бѣлградской Великой Школы въ университетъ.-- Македонія.-- Статистическія свѣдѣнія о сербскихъ церквахъ, монастыряхъ и школахъ въ скопійской митрополіи.-- Избраніе администратора скопійской митрополіи серба архимандрита Фирнилліава въ скопійскаго митрополита.-- Сербская церковь въ Кумановѣ.-- Римско-католическая пропаганда въ Македоніи.

   Сербскій Архіерейскій Соборъ въ засѣданіи своемъ 12 ноября 1898 года въ г. Нишѣ обсуждалъ между прочимъ слѣдующее предложеніе трехъ своихъ членовъ, преосвященныхъ епископовъ: Никанора нишскаго, Саввы жичскаго и Мелетія тимочскаго: "Имѣя въ виду значеніе права и власти автокефальной церкви и ея первостоятеля (поглавара), находимъ, что онъ долженъ имѣть и нѣкоторый видимый знакъ, которымъ бы отличался отъ другихъ епископовъ упомянутой церкви. Поэтому честь имѣемъ предложить Архіерейскому Собору, чтобы и митрополитъ королевства Сербіи, какъ первостоятель сербской независимой православной церкви въ королевствѣ сербскомъ, имѣлъ и носилъ на черномъ клобукѣ, какъ отличіе и высшій знакъ церковнаго первостоятеля, брилліантовый крестъ средней величины и малый крестъ на камилавкѣ". На основаніи 12 и 10-й статьи "закона о церковныхъ властяхъ" Архіерейскій соборъ опредѣлилъ: "Архіепископъ бѣлградскій и митрополитъ сербскій, какъ первостоятель сербской независимой церкви въ королевствѣ сербскомъ, имѣетъ носить на черномъ клобукѣ брилліантовый крестъ, а на камилавкѣ золотой крестъ меньшей величины". Привѣтствуя этотъ знакъ отличія сербскаго митрополита, "Весник српске церкве" выражаетъ желаніе, чтобы высокопреосвященный Иннокентій своею архипастырскою дѣятельностію въ духѣ и интересахъ св. церкви, престола, отечества и духовенства заслужилъ и высшее отличіе въ сербской церкви -- бѣлый клобукъ, коимъ украсилъ Архіерейскій Соборъ покойнаго митрополита Михаила въ день сороколѣтія его архіерейскаго служенія {Весник српске цркве, 1800, мартъ, стр. 161--162.}.
   Въ томъ же засѣданіи 12 ноября 1898 года Архіерейскій Соборъ избралъ на возстановленную шабачскую епархію {Щабачская епархія была упразднена и причислена къ бѣлградской митрополіи въ декабрѣ 1886 года.} преосвященнаго Димитрія, бывшаго при митрополитѣ Ѳеодосіи Мраовичѣ епископомъ нишскимъ, каковой выборъ въ тотъ же день былъ утвержденъ королемъ. А 23 декабря того же года была совершена торжественная инсталляція {Инсталлація (неизвѣстная раньше въ сербской церкви) введена церковнымъ закономъ 1800 года, предоставившимъ королю право, по предложенію министра церковныхъ дѣлъ, указомъ поставлять избраннаго и посвященнаго епископа на его епархію. Право это взято изъ греческой церкви, гдѣ послѣ рукоположенія епископы утверждаются королевскимъ приказомъ, чтобы они, какъ сказано въ законѣ, были признаны таковыми и со стороны свѣтскихъ властей королевства. Истинный смыслъ инсталляціи тотъ, что этимъ актомъ санъ епископа какъ бы приравнивается ко всѣмъ прочимъ государственнымъ должностямъ, даруемымъ королемъ, который получаетъ чрезъ то возможность и поводъ вліять на епископа, обращаться съ нимъ такъ же, какъ и съ другими государственными чиновниками и во имя обязанностей государственной службы требовать отъ него исполненія правительственныхъ постановленій.} новоназначеннаго епископа въ шабачскомъ каѳедральномъ соборѣ въ присутствіи депутатовъ со стороны Двора, правительства и митрополіи, а также многочисленнаго духовенства и народа {Весн. срп. ц. 1899, янв.-- Февр. 149--150.}. Еще до торжественнаго вступленія въ управленіе епархіей, преосвященный Димитрій отправилъ своей шабачской паствѣ архипастырское посланіе о преданности вѣрѣ отцевъ, какъ главномъ благѣ жизни, а въ маѣ прошедшаго года и лично знакомился съ своею новою паствой, совершая обычный объѣздъ своей епархіи {Посланіе напечатано въ Весн. срп. ц. 1898, дек., 1067--1078.-- Въ началѣ мая преосвященный Димитрій награжденъ отъ короля Александра орденомъ Милоша 3 степени (указъ о томъ въ Весн. срп. ц.. іюнь, 628).}.
   13 февраля 1899 года сербская церковь и школа торжественно праздновали 700-лѣтіе со дня кончины преп. Симеона Муроточиваго (въ мірѣ великаго жупана Стефана Нѣмани). Стефанъ Нѣманя родился въ дуклянской области, въ г. Рыбникѣ въ 1114 г. Крещенъ первоначально по обрядамъ римско-католической церкви въ монастырѣ св. Сергія и Вакха и получилъ въ крещеніи имя Вакхинъ. По возвращеніи его родителей въ свое отечество, г. Рашку, крещенъ вновь по обрядамъ православной церкви и получилъ новое имя Немѣнъ, которое онъ послѣ обратилъ въ прозвище и назывался Стефанъ Нѣманя. Нѣманя выросъ подъ крыломъ своихъ родителей и получилъ сербское домашнее и православно-религіозное воспитаніе. Послѣ смерти своего отца и дяди, великаго жупана Уроша I въ 1159 году, братья Стефана Нѣмани раздѣлились и получили каждый по части рашской жунаніи, подъ верховнымъ управленіемъ великаго жупана Уроша II. Стефану Нѣмани достались въ удѣлъ Топлица, Ибаръ, Рашка и Рѣка. Послѣ тридцатисемилѣтняго управленія. Нѣманя отказался отъ престола въ пользу своего сына Стефана Тихомила, впослѣдствіи названнаго Первовѣнчаннымъ, принялъ 25 марта 1195 г. монашескій чинъ съ именемъ Симеона и удалился въ свою "задушбину" монастырь Студеницу {Монастырь Студеница находится въ 60 верстахъ къ югу отъ г. Кральева при рѣкѣ Студеницѣ. Это самый красивый и древнѣйшій монастырь и единственная Лавра въ королевствѣ сербскомъ. Большая церковь изъ бѣлаго мрамора во имя Успенія Пресвятыя Богородицы служитъ прекраснѣйшимъ памятникомъ архитектуры того времени. Въ монастырѣ много святынь и древностей. Главнѣйшія: мощи преп. Симеона Мvроточиваго (Стефана Нѣмани), преп. Симона (Стефана Первовѣнчаннаго). крестъ съ частицей животворящаго Креста Господня, девять серебрянныхъ ковчеговъ съ частицами мощей святыхъ (по преданію, св. мощи принесъ св. Савва и здѣсь положилъ ихъ на сохраненіе-для употребленія при освященіи св. антиминсовъ и церквей), особенно чтимая "наперсна икона св. Саввы", сдѣланная изъ кипариснаго дерева и украшенная драгоцѣнными камнями, которую св. Савва носилъ вмѣсто панагіи. Въ Студеницѣ много дорогихъ сосудовъ, церковныхъ одеждъ и другой церковной утвари древняго происхожденія.}. Спустя два года отправился въ Св. Гору и сначала помѣстился въ монастырѣ ватопедскомъ, а потомъ перешелъ въ монастырь Хиландарь, каковой монастырь онъ обновилъ и устроилъ, и здѣсь скончался на рукахъ своего младшаго сына св. Саввы 13 февраля 1199 года, какъ утверждаютъ одни историки или 1200 года, какъ думаютъ другіе.-- Стефанъ Нѣманя своею жизнію и дѣятельностію имѣлъ великое вліяніе на политическую и религіозную судьбу сербскаго народа. Онъ былъ основателемъ сербской династіи Нѣманичей, первымъ объединителемъ сербскаго народа. Побѣдивъ противниковъ своей государственной идеи -- объединенія сербскихъ племенъ, Стефанъ Нѣманя въ 1187 году былъ уже единодержавнымъ властителемъ. Такъ какъ въ его державѣ было много еретиковъ богомиловъ, бывшихъ противниками и государственной и церковной власти, то Нѣманя открыто преслѣдовалъ ихъ, созвалъ противъ нихъ соборъ, изгналъ учителей богомильскихъ и сжегъ ихъ книги. Вмѣстѣ съ богомильствомъ уничтожилъ и слѣды прежняго язычества. Онъ же былъ великимъ покровителемъ православной церкви. Въ своей области и даже за предѣлами ея онъ много построилъ церквей и монастырей, богато ихъ одарилъ и прилагалъ особыя заботы о церковномъ благоустройствѣ и порядкѣ. Но мало того: онъ задумалъ объединитъ и образовать сербскую православную церковь. Ранѣе однѣ сербскія епископіи зависѣли отъ охридской архіепископіи, а другія отъ барской (въ Италіи). Нѣманя стремился къ тому, чтобы всѣ епископіи въ его державѣ подчинены были митрополиту рашскому, что ему и удалось. Въ 1177 году сербская церковь сбросила съ себя власть барской архіепископіи, а чрезъ 45 лѣтъ добилась независимости и отъ константинопольской патріархіи. Въ 1222 г. провозглашена была сербская архіепископія, а сынъ Стефана Нѣмана св. Савва -- первымъ сербскимъ архіепископомъ {Св. Савва и Стефанъ Первовѣнчанный оставили и жизнеописанія своего отца.}. Такимъ образомъ Стефанъ Нѣмана первый положилъ основаніе сербскому государственному единству, а сербской православной церкви придалъ чисто-національной характеръ.
   По распоряженію высокопреосвященнаго митрополита Иннокентія 13 февраля 1899 года совершены были торжественныя архіерейскія служенія во всѣхъ церквахъ епископскихъ резиденцій. Въ монастырѣ Студеницѣ, "задушбинѣ" Стефана Нѣмана, мощи котораго и нынѣ нетлѣнно почиваютъ здѣсь (перенесены сюда изъ хиландарскаго монастыря св. Саввою и Стефаномъ Первовѣнчаннымъ), литургію совершалъ преосвященный Савва, епископъ жичскій, въ сослуженіи многочисленнаго духовенства. Равно отслужены были литургіи въ всѣхъ церквахъ королевства, городскихъ, сельскихъ и во всѣхъ монастыряхъ. По распоряженію министра просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ, на этихъ торжественныхъ богослуженіяхъ, присутствовали всѣ воспитанники школъ вмѣстѣ съ своими наставниками. Въ этотъ день въ храмахъ произнесены были приличествующія торжеству поученія, а во всѣхъ школахъ преподавателями сербской исторіи предложены были ученикамъ болѣе или менѣе обширныя сообщенія о жизни и дѣятельности Стефана Нѣмани. Немало появилось статей по поводу этого торжества въ сербской печати. Желая видимымъ знакомъ почтить память великаго Нѣмани, король сербскій указомъ предписалъ, чтобы гимназія въ г. Вранья называлась впредь Нѣманыгной, и чтобы одинъ пѣхотный полкъ именовался полкомъ Стефана Нѣмани -- Симеона Муроточиваго. Высокопреосвященный митрополитъ Иннокентій 13 февраля въ придворной церкви, посвященной памяти преп. Симеона (Стефана Нѣмани), торжественно освятилъ 60 антиминсовъ для сербскихъ церквей и въ сопровожденіи многочисленнаго духовенства и всѣхъ воспитанниковъ семинаріи ("богословіи"), при пѣніи тропаря преп. Симеону торжественно перенесъ ихъ въ соборный храмъ и совершилъ здѣсь литургію, посвятивъ до 40 лучшихъ воспитанниковъ семинаріи въ стихарь. Въ концѣ литургіи, въ присутствіи короля, высшихъ военныхъ и гражданскихъ чиновъ, воспитанниковъ школъ и множества народа митрополитъ произнесъ глубокопрочувствованную рѣчь въ память и похвалу преп. Симеону {Напечатана въ Весн. срп. ц.-- мартъ. 162--167.}. Въ тотъ-же день въ 4 часа пополудни состоялся торжественный актъ въ залѣ семинарской въ присутствіи митрополита, наставниковъ съ ректоромъ во главѣ и воспитанниковъ. Въ началѣ акта профессоръ архимандритъ Иларіонъ Весичъ произнесъ пространную и прекрасную рѣчь о значеніи дѣятельности Стефана Нѣмани для государственной и религіозной жизни сербскаго народа {Напечатана тамъ же, стр. 199--211.}. Бѣлградская вечерняя "школа св. Саввы", воспитывающая сербовъ уроженцевъ Старой Сербіи и Македоніи получила въ этотъ день отъ короля чрезъ министра просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ даръ -- 200 динаровъ (франковъ), на каковыя деньги начальствомъ школы устроенъ былъ для своихъ воспитанниковъ (свыше ста человѣкъ) въ одной кофейнѣ ужинъ, прошедшій весьма оживленно, въ присутствіи министра просвѣщенія и другихъ чиновъ министерства {Весн. срп. ц.-- мартъ. 247--248.}.
   Девять лѣтъ прошло уже съ тѣхъ поръ, какъ учрежденъ "фондъ для вспомоществованія вдовамъ и сиротамъ священниковъ и діаконовъ православной церкви въ королевствѣ сербскомъ". Согласно закону отъ 11 марта 1891 года, фондъ состоитъ подъ правительственнымъ контролемъ и находится на равныхъ правахъ съ такимъ же фондомъ чиновничьихъ вдовъ и сиротъ. Во взносахъ должны участвовать всѣ православные священники и діаконы сербскаго королевства. Составляется фондъ: 1) изъ основнаго взноса всѣхъ православныхъ сербскихъ священниковъ и діаконовъ, 2) изъ обыкновенныхъ ежегодныхъ взносовъ, 3) изъ процентовъ отъ капитала фонда, 4) записей и добровольныхъ пожертвованій и 5) изъ разныхъ непредвидѣнныхъ доходовъ. Вдова и дѣти умершихъ священниковъ и діаконовъ получаютъ пенсію сообразно съ количествомъ и числомъ лѣтъ взноса (всѣ приходы раздѣлены на пять классовъ, на столько же классовъ дѣлятся и взносы, какъ основные, такъ и обыкновенные)... Изъ отчета фонда за 1898 годъ видно, что 95 семействъ умершихъ священниковъ и діаконовъ изъ различныхъ округовъ королевства получали пособія въ слѣдующихъ размѣрахъ. Четыре семейства получали по V классу въ годъ 240 динаровъ, два семейства по IV классу 300 дин., пятьнадцать семействъ по III классу 400 дин., сорокъ четыре семейства по II классу 600 дин. и тридцать семействъ по I классу 800 динаровъ. Въ теченіи 1898 года фондъ получилъ отъ процентовъ и срочныхъ взносовъ 217. 888 дин. 52 пары {Пара -- мелкая монета (= 1/3 коп.).}. Изъ этой суммы на пособіе вдовамъ я сиротамъ умершихъ священниковъ и діаконовъ израсходовано въ 1898 году 52. 349 динаровъ 33 пары. Если оказавшійся излишекъ въ 165. 539 дин. 19 паръ приложить къ капиталу фонда, имѣвшемуся къ концу отчетнаго 1897 года, тогда фондъ ко дню 31 декабря 1898 года представляетъ капиталъ въ 1.654.700 динаровъ 25 паръ. Такимъ образомъ состояніе фонда блестящее. Духовенство сербское надѣется, что въ скоромъ времени представится возможность съ одной стороны уменьшить размѣръ взносовъ и съ другой увеличить размѣръ пособій вдовамъ и сиротамъ {Весник српске цркве. 1899, апрѣль, 336--338. Здѣсь же (стр. 338--340) отмѣчается щедрый даръ фонду отъ бѣлградскаго купца Іов. Пачича 1500 дин. въ память двухъ скончавшихся сыновей его.}. Учрежденіе этого фонда должно быть отмѣчено какъ весьма отрадное явленіе въ жизни православнаго сербскаго духовенства.
   На очередь выступаетъ вопросъ о пожизненной помощи больнымъ и престарѣлымъ священникамъ и діаконамъ. Зайчарскій подкомитетъ въ іюнѣ 1899 года обратился къ главному комитету священническаго общества съ просьбой, чтобы на предстоящей священнической скупщинѣ предложенъ былъ на разсмотрѣніе проэктъ слѣдующаго содержанія: больнымъ и престарѣлымъ священникамъ выдавать пожизненную пенсію или изъ государственнаго казначейства или изъ священническаго фонда, уставъ котораго долженъ быть въ такомъ случаѣ соотвѣтствующимъ образомъ измѣненъ. Главному комитету предоставляется выработать правила о пожизненныхъ пенсіяхъ {Весн. срп. ц., іюнь. 511--512. Въ томъ же смыслъ высказалось и тимочcкое духовенство (--августъ. 703).}. Редакція "Весника српске цркве" горячо привѣтствуя мысль о необходимости придти на помощь больнымъ и престарѣлымъ священникамъ и діаконамъ, находитъ однако неудобнымъ и несправедливымъ заимствовать пособія исключительно изъ имѣющагося уже фонда вдовъ и сиротъ, а предлагаетъ основать для сей цѣли особый самостоятельный фондъ. Изъ какихъ же источниковъ долженъ образоваться этотъ новый фондъ? Прежде всего, для сей цѣли могло бы быть безъ ущерба позаимствовано изъ фонда вдовъ и сиротъ 1/2 мил. динаровъ. Потомъ, всѣ отечественныя церкви могли бы придти на помощь основанію и усиленію этого новаго фонда посредствомъ единовременнаго выдѣленія для сей цѣли десятой части всѣхъ церковныхъ капиталовъ, что приблизительно составило бы 200 тыс. динаровъ. Наконецъ, всѣ наличные священники и діаконы могли бы для сей цѣли давать 2% отъ той суммы, которая предположена къ выдачѣ въ качествѣ пособія; равно и прежніе приходы больныхъ и престарѣлыхъ священниковъ могли бы выдѣлять въ пособіе имъ хоть 3-ю часть обычныхъ доходовъ. При помощи всѣхъ этихъ источниковъ могъ бы быть основанъ спеціальный фондъ для вспомоществованія больнымъ и престарѣлымъ священникамъ {"Помозимо остарелии и изнемоглим свештоницима" -- Весн. срп. ц., іюль. 559--566.}. Этотъ проэктъ вызвалъ въ томъ же журналѣ новую статью {Свящ. Мил. I. Стоjадинович. "Iош неколико мисли и іздржаваньу старих и изнемоглих свештеника".-- августъ. 702--711.}, авторъ которой предлагаетъ давать пособія не только престарѣлымъ и изнемогшимъ отъ старости священникамъ, но и вообще всѣмъ священникамъ, не могущимъ по причинъ болѣзни отправлять свою священническую службу, хотя бы и не достигшимъ преклонныхъ лѣтъ. Затѣмъ, предлагается установить предѣльный срокъ службы священнической (35 лѣтъ), дающій право на пенсію. Основывать самостоятельный фондъ, отдѣльный отъ фонда вдовъ и сиротъ священническихъ, представляется автору означенной статьи неудобнымъ ни въ матеріальномъ, ни въ нравственномъ отношеніи. Лучше имѣющійся фондъ преобразовать въ "фондъ для вспомоществованія престарѣлымъ и больнымъ священникамъ и діаконамъ, какъ и вдовамъ и дѣтямъ умершихъ священниковъ и діаконовъ" или короче "законъ о пенсіяхъ приходскихъ священниковъ и діаконовъ", съ возможнымъ повышеніемъ нынѣшнихъ пособій по всѣмъ классамъ. Предложенія зайчарскаго и тимочскаго подкомитетовъ сообщены были главному комитету, который съ своей стороны выработалъ законопроэктъ "о фондѣ священническомъ" {Законопроектъ напечатанъ въ Весн. срп. ц. ноябрь, стр. 986--988. Предлагаются нѣкоторыя измѣненія и дополненія къ закону о фондѣ вдовъ и сиротъ священниковъ а діаконовъ, такъ чтобы больнымъ и престарѣлымъ священникамъ и діаконамъ, вмѣстѣ съ половиной дохода отъ ихъ "парохій", выдавалось и опредѣленное пособіе изъ фонда вдовъ и сиротъ соотвѣтственно классу, по коему дѣлались взносы. При семь приходскіе священники и діаконы теряютъ право на помощь изъ этого фонда, если безпорядочною жизнію сдѣлали себя неспособными къ отправленію приходской службы.} и послалъ его на одобреніе Архіерейскаго Собора, открывшаго свои засѣданія 10 ноября 1899 года. На Соборѣ проэктъ былъ разсматриваемъ, сдѣлано къ нему нѣсколько замѣчаній и поправокъ. На этомъ пока и остановилось это дѣло.
   Отмѣтимъ здѣсь же нѣкоторыя опредѣленія Архіерейскаго Собора, состоявшіяся въ осеннихъ засѣданіяхъ 1899 года. Рѣшено образовать при бѣлграцской митрополіи центральную ризницу или хранилище всѣхъ древностей монастырскихъ, для чего должны быть собраны изъ всѣхъ монастырей старыя книги, облаченія и прочая церковная утварь. Относительно храненія этихъ древностей имѣютъ быть составлены нарочитыя правила по соглашенію съ министромъ просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ {Весн. срп. ц., декабрь, 1139. Кстати отмѣтимъ, чти зданіе сербской митрополіи недавно (въ концѣ 1899. года) вновь ремонтировано снаружи и внутри и снабжено новою домашнею утварью.}.-- Въ заботахъ о религіозномъ и нравственномъ усовершенствованіи народа и объ усиленіи дисциплины въ духовенствѣ, Архіерейскій Соборъ занятъ былъ выработкою проэкта объ увеличеніи жалованья протоіереямъ, которые доселѣ получали всего 300 динаровъ въ годъ {Увеличеніе жалованья послужитъ, конечно, побужденіемъ къ болѣй ревностному исполненію протоіереями различныхъ возлагаемыхъ на нихъ оффиціальныхъ обязанностей. Говоримъ что въ виду циркулярнаго письма преосвященнаго Никанора, епископа нишскаго отъ 18 октября 1899 года ко всѣмъ протоіереямъ, намѣстникамъ и настоятелямъ монастырей нишской епархіи, въ которомъ архипастырь нишскій горько жалуется на нерадѣніе нѣкоторыхъ подчиненныхъ ему органовъ церковнаго управленія, не умѣющихъ иногда исполнить даже самыхъ обычныхъ распоряженій административной и судебной власти и вынуждающихъ обращаться за содѣйствіемъ къ гражданскимъ властямъ. (Весн. срп. ц., ноябрь, 1044--1045).}.-- Отмѣтимъ еще печальный обрядъ лишенія духовнаго сана, состоявшійся по опредѣленію Архіерейскаго Собора. Приговоренъ былъ къ разстргшенію, послѣ тридцатилѣтняго священства, бывшій ужицкій протоіерей Миланъ Джуричъ, осужденный на двадцатилѣтнюю каторгу по извѣстному дѣлу покушенія на жизнь бывшаго короля Милана. Обрядъ лишенія духовнаго сана происходилъ 21 ноября въ крѣпостной церкви г. Бѣлграда. Предварительно сняли съ осужденнаго кандалы и арестантское платье и надѣли на него духовное одѣяніе протоіерея. Въ 8 часовъ утра узникъ былъ отведенъ изъ каземата подъ конвоемъ въ церковь. Здѣсь у церковныхъ вратъ его встрѣтилъ архимандритъ Иларіонъ Весичъ, въ сопровожденіи діакона и пѣвчихъ. Отцу Джуричу было поднесено священническое облаченіе, какъ бы для совершенія богослуженія, обычнымъ порядкомъ. Послѣ облаченія, архимандритъ Иларіонъ обратился къ осужденному съ трогательнымъ словомъ на слова Апостола Павла: "всякъ да покорится власти установленной, ибо нѣтъ власти не отъ Бога", и заключилъ словами: "да будетъ къ тебѣ милосерденъ Богъ въ твоей будущей жизни. Аминь". Затѣмъ архимандритъ Иларіонъ началъ постепенно снимать съ осужденнаго облаченіе со словами: "недостоинъ", что повторяли каждый разъ и пѣвчіе, и, наконецъ, приступилъ къ его разстриженію. Такимъ образомъ, протоіерея Джурича не стало {Моск. Вѣдом. 1899, 333. Въ книгѣ: "Православна србска црква у княжеству Србіи. Израдіо митрополитъ Михаилъ (У Београду, 1874)" помѣщенъ "Начинъ изврженя изъ св. чина и беседа архіерейска у той прилици" (стр. 213--215).-- По сообщенію сербской газеты "Застава" (No 183), преосвященный Никаноръ нишскій предложилъ было членамъ Архіерейскаго Собора ходатайствовать предъ королемъ о помилованіи осужденныхъ радикаловъ, но изъ этого ничего не вышло, и самое ходатайство не состоялось.}.
   14 апрѣля 1899 года исполнилось ровно десять лѣтъ съ тѣхъ поръ, какъ на первомъ епархіальномъ съѣздѣ духовенства въ г. Нишѣ, когда рѣшено было основать священническое общество, поднятъ былъ вопросъ о томъ, чтобы духовенству положено было опредѣленное жалованье, дабы оно успѣшнѣе могло отправлять свои обязанности {Хришт. Весник, 1889, стр. 709.}. Епархіальная нишская и затѣмъ первая общая священническая скупщина 20 августа 1889 года въ томъ же городѣ Нишѣ единогласно приняли это предложеніе и вскорѣ выработанъ былъ формальный проэктъ и отправленъ въ подлежащія мѣста, для утвержденія. Съ той поры и донынѣ въ засѣданіяхъ и общинныхъ подкомитетовъ и главнаго комитета и священнической скупщины постоянно раздавались голоса о томъ, чтобы вопросъ о вознагражденіи священниковъ рѣшенъ былъ на лучшихъ и современныхъ основаніяхъ. Сколько разъ главный комитетъ обращался съ соотвѣтствующимъ ходатайствомъ по сему дѣлу къ митрополиту и министру просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ! Нарочитыя депутаціи неоднократно обращались съ тою же мольбою и къ королю сербскому. Нужно отдать справедливость церковнымъ и гражданскимъ властямъ: мольбы духовенства выслушивались весьма охотно и постоянно давались наилучшія обѣщанія, которыя однако и доселѣ не исполнены. И вотъ какъ результатъ необезпеченнаго положенія сербскаго духовенства видимъ, что одни священники въ поискахъ за насущнымъ хлѣбомъ и въ явный ущербъ своимъ прямымъ обязанностямъ предаются всецѣло экономической и земледѣльческой дѣятельности, другіе занимаются писательствомъ и адвокатурой, третьи пускаются въ разныя спекуляціи, четвертые -- въ ростовщичество, пятые не соглашаются исполнить церковную требу для прихожанина, пока тотъ не уплатитъ долговъ за прежнія требы... Если улучшеніе матеріальнаго положенія духовенства не можетъ быть исполнено по причинѣ финансовыхъ затрудненій, тогда духовенство желало бы покрайней мѣрѣ того, чтобы церковной общинѣ была обезпечена уплата долговъ за требы ("свештеничка вереста") и чтобы аккуратно собирался и выдавался духовенству т. н. "биръ", чего нѣтъ нынѣ. И отдѣльныя лица и "Весник српске цркве", какъ органъ священническаго общества, во имя всего духовенства въ королевствѣ сербскомъ вновь возвышаютъ голосъ свой и молятъ гражданскія и духовныя власти, чтобы удовлетворена была наконецъ насущная потребность служителей олтаря Господня {"Свештеничко станье" -- Весник срп. ц., іюнь, 449--455. О необходимости упорядоченія "вересіи" и "бира" -- тамъ же, августъ, 727--737.}. Вопросъ объ улучшеніи матеріальнаго положенія сербскаго духовенства значился въ предварительномъ росписаніи занятій и прошлогодней общей священнической скупщины, состоявшейся 18 августа въ г. Крагуевцѣ. Эта по счету десятая скупщина привлекла не особенно много представителей духовенства. Изъ другихъ предметовъ занятій скупщины отмѣтимъ 1) докладъ главнаго комитета по вопросу о постановкѣ памятника блаженно-почившему митрополиту Михаилу. Оказалось изъ доклада, что проэктъ и рисунокъ памятника приготовлены уже архитекторомъ Илкичемъ стоимостію на сумму около 8000 динаровъ и отправлены на разсмотрѣніе митрополита, которымъ и одобрены, но постановка памятника отложена на нѣкоторое время, пока не соберется достаточная для этой цѣли сумма {Весн. срп. ц., октябрь, 896.}. 2) Расмотрѣніе реферата одного изъ членовъ скупщины "о внѣ брака живущихъ лицахъ, о вредномъ вліяніи этого явленія на христіански-общественную нравственность и о средствахъ противостоять этому злу" {Обширный рефератъ свящ. П. Стефановича напечатанъ въ Весн. срп. ц., окт. 897--911. Какъ средства противодѣйствія указанному злу, рекомендуются здѣсь священническія бесѣды, поученія, совѣты, содѣйствіе государственныхъ и общественныхъ властей.}. Скупщина опредѣлила ходатайствовать предъ Архіерейскимъ Соборомъ, чтобы въ видахъ если не совершеннаго искорененія, то по крайней мѣрѣ уменьшенія числа внѣ брака живущихъ лицъ была облегчена имъ возможность вступленія въ законный бракъ.-- Изъ читаннаго на скупщинѣ отчета о дѣятельности главнаго комитета за прошедшій годъ можно указать постановленіе его -- ходатайствовать предъ Архіерейскимъ Соборомъ объ учрежденіи духовной цензуры для разсмотрѣнія книгъ, распространяемыхъ въ народѣ отдѣльными лицами изъ за границы,-- которыя нерѣдко оказываются противными православію {Весн. срп. ц., сентябрь, 825, § 18.}. Заслуживаетъ также вниманія резолюція одного мѣстнаго (млавскаго) подкомитета, коею предлагается просить подлежащія власти о томъ, чтобы въ проэктъ о преобразованіи священническаго состоянія включенъ былъ вопросъ объ устройствѣ въ приходахъ церковныхъ домовъ для членовъ причта {Весн. срп. ц., августъ, 752.}.
   Въ параллель "свештеничкому удруженью", т. е. обществу священниковъ мірскаго чина, возникшему въ 1889 году, образовалось въ 1891 году "удруженье свештенства монашког реда у кральевини Србищ" или общество священниковъ монашескаго чина. Уставъ общества составленъ главнымъ комитетомъ и утвержденъ на монашеской скупщинѣ 1 октября того-же 1891 г. Цѣли образованія этого общества, какъ онѣ указаны въ правилахъ: 1) заботиться о сохраненіи и утвержденіи вѣры и церкви православной и о совершенствованіи отечественныхъ монастырей,-- о изысканіи способовъ къ совершенствованію себя по примѣрамъ великихъ своихъ предшественниковъ; 2) изыскивать средства къ улучшенію матеріальнаго благосостоянія монастырей; 3) выслушивать отъ настоятелей монастырей о всѣхъ нуждахъ ихъ монастырей для удовлетворенія ихъ; 4) заботиться о сохраненіи и увеличеніи монастырскихъ имѣній и капиталовъ; 5) ссужать по возможности въ крайнихъ случаяхъ больныхъ монаховъ деньгами, на лѣченіе. Но кромѣ этихъ такъ сказать спеціальныхъ цѣлей общество по правиламъ должно преслѣдовать и болѣе общія цѣли, касающіяся вообще интересовъ православной церкви въ Сербіи, именно, заботиться 1) о распространеніи и утвержденіи вѣры и нравственности среди народа, 2) о развитіи и усовершенствованіи церковной письменности, 3) о изысканіи мѣръ къ болѣе успѣшному и полезному прохожденію пастырями ихъ служенія, 4) о поддержаніи единообразія въ богослужебныхъ обрядахъ, на основаніи правилъ церкви, 5) о развитіи церковнаго проповѣдничества, церковнаго пѣнія и благолѣпія въ храмахъ при богослуженіи {Правила общества напечатаны въ Весн. српске цркве, 1891, октябрь, 889--896.}. Общество ежегодно собирается на монашескую скупщину, протоколы которой печатаются въ "Весникѣ српске церкве". Въ означенномъ журналѣ за 1899 годъ помѣщенъ отчетъ о 7-й монашеской скупщинѣ, состоявшейся 21 августа 1898 года въ монастырѣ Раковици {Монастырь Раковица находится въ 7 верстахъ отъ Бѣлграда, между покрытыми лѣсомъ горами, въ живописной долинѣ. По преданію (впрочемъ довольно сомнительному), монастырь основанъ св. Саввою, первымъ сербскимъ архіепископомъ. Изъ числа письменныхъ памятниковъ древности въ монастырѣ сохранился одинъ любопытный документъ -- это грамота русскаго царя Петра Великаго, выданная, имъ 30 іюня 1701 года игумену раковицкаго монастыря Григорію,-- на свободный проѣздъ до Москвы для сбора пожертвованій.-- Князь Милошъ Обреновичъ въ 1822 году построилъ при монастырѣ келіи для монаховъ, а въ 1862 г. монастырь капитально возобновленъ на средства, князя сербскаго Михаила... Храмовой праздникъ -- 8 ноября, день Архистратига Михаила.}. Скажемъ нѣсколько словъ о результатахъ занятій этой скупщины.
   Сильный упадокъ религіи въ Сербіи со времени ея освобожденія и съ введеніемъ европейской цивилизаціи выразился между прочимъ въ запущеніи и закрытіи монастырей, принесшихъ во время турецкаго ига великую пользу православному народу. Съ развитіемъ же парламентарной жизни въ Сербіи покинутые монастыри отчуждались отъ духовнаго вѣдомства и причислялись къ государственнымъ имуществамъ. Въ виду такого положенія бывшихъ хранилищъ св. православной вѣры, и во исполненіе цѣлей, намѣченныхъ обществу его уставомъ, на монашеской скупщинѣ 1897 года между прочимъ было постановлено 1) составить исторію сербскихъ монастырей и 2) учредить монастырскую типографію для печатанія церковно-богослужебныхъ книгъ. Архіерейскій Соборъ одобрилъ оба эти постановленія и для осуществленія перваго изъ нихъ предписалъ всѣмъ настоятелямъ монастырей озаботиться собираніемъ потребнаго матеріала и доставленіемъ онаго главному комитету общества, учрежденіе же монастырской типографіи Архіерейскій Соборъ рѣшилъ взять прямо въ свои руки и на первый разъ командировалъ за границу трехъ монаховъ для изученія типографскаго дѣла {Весн. срп. ц., 1899, янв.-- Февр., стр. 98--99.}. Но оба эти предпріятія пока мало подвинулись впередъ. Поэтому нельзя не отмѣтить съ удовольствіемъ, что на помощь сербскому монашескому обществу пожелали придти въ 1899 году монахи аѳонскаго русскаго монастыря св. Іоанна Златоуста. По сообщенію "Београдских Новин", они рѣшили издать обширное описаніе на русскомъ и сербскомъ языкахъ всѣхъ монастырей, сохранившихся въ сербскихъ земляхъ, именно монастырей королевства Сербіи, Старой Сербіи, Черногоріи, Босніи, Герцеговины, Срема, Бачки, Баната, Славоніи, Хорватіи и Далмаціи. Эти же аѳонскіе монахи обратились въ іюнѣ 1899 года къ сербскому Архіерейскому Собору съ ходатайствомъ объ уступкѣ имъ райновацкаго монастыря {Монастырь Райновацъ находится въ 25 верстахъ отъ Бѣлграда и въ 4 верстахъ отъ мѣстечка Гроцка (пароходи. прист.) на Дунаѣ. Надпись на стѣнѣ монастыря указываетъ, что онъ построенъ въ 1793 году. Съ 1872 года богослуженіе въ старой церкви, по причинѣ ея ветхости, не совершается; за неимѣніемъ средствъ на поправки, возлѣ нея выстроена небольшая деревянная церковь, въ которой нынѣ и совершается богослуженіе. Храмовой праздникъ -- Рождество Пресвят. Богородицы, 8 сентября.}, который они обязуются совершенно заново отдѣлать. Кромѣ того они здѣсь откроютъ училище для сербскихъ монаховъ, школу иконописи, типографію для печатанія церковныхъ книгъ и вообще приведутъ его въ такой порядокъ, что онъ будетъ служить образцомъ для всѣхъ прочихъ монастырей въ Сербіи. Сербскія газеты очень сочувственно отнеслись къ этому ходатайству аѳонскихъ монаховъ и выражали желаніе, чтобы оно было уважено сербскимъ Архіерейскимъ Соборомъ. Извѣстно изъ исторіи, что Сербія во времена татарскаго ига на Руси оказывала важное братское покровительство русскому монашеству. Напримѣръ, въ 1342 году сербскій царь Стефанъ Душанъ возстановилъ, по просьбѣ русскихъ монаховъ, монастырь св. Пантелеймона (на Аѳонѣ) {Время основанія Пантелеймонова монастыря на Аѳонѣ (иначе называемаго Руссикомъ, т. е. Русскимъ монастыремъ) не можетъ быть опредѣлено съ точностію, по недостатку историческихъ свидѣтельствъ; но есть основаніе думать, что возникновеніе его восходитъ ко временамъ в. кн. Ярослава Владиміровича Мудраго, т. е. къ половинѣ XI вѣка. Первоначально монастырь былъ основанъ въ томъ мѣстѣ, гдѣ нынѣ скитъ Богородицы Ксилургу, именовавшійся обителію Руссовъ; но во второй половинѣ XII в. русскихъ отшельниковъ собралось столько, что они не помѣщались въ тѣсной обители Ксилургу и перешли въ нагорный "Руссикъ". Въ концѣ XVIII в. русскіе иноки переселились на берегъ моря, въ обитель съ главнымъ храмомъ Вознесенія Господня, находившуюся на мѣстѣ нынѣшняго Пантелеймонова монастыря. Капитально перестроенъ господаремъ Валахіи Григоріемъ Каллимахомъ въ началѣ нынѣшняго столѣтія. Въ настоящее время число братіи русскаго монастыря простирается свыше 1000 человѣкъ.} и его автономію, даровавъ ему нѣсколько деревень, двѣ церкви во имя св. Николая и великомученика Георгія, виноградники и 200 венеціанскихъ червонцевъ. При этомъ монастырь былъ освобожденъ отъ податей. Такому примѣру въ извѣстной мѣрѣ желаетъ, повидимому, слѣдовать и нынѣшній сербскій Архіерейскій Соборъ. Въ ноябрскихъ засѣданіяхъ 1899 года онъ былъ занятъ, между прочимъ, выработкою, для внесенія въ народную скупщину, законопроэкта о райновацкомъ русскомъ монастырѣ по типику св. Саввы,-- при которомъ будутъ учреждены школа живописи, типографія, библіотека и другія учрежденія русскаго разсадника аѳонскаго монашества. Монастырь предполагается освободить отъ всякихъ податей и налоговъ и даровать ему автономію, весьма мало ограничиваемую контролемъ свѣтской власти {Моск. Вѣдом. 1899, No 326.-- Отмѣтимъ здѣсь кстати даръ сербскаго короля Александра аѳонскому хиландарскому монастырю -- церковную хоругвь прекрасной работы, вышитую золотомъ по шолку (Цариградски Гласник, 1900, 2 и 4).}.
   Оригинальную особенность въ устроеніи сербскихъ монастырей составляетъ то, что они имѣли около себя приходы, отъ которыхъ пользовались доходами и въ которыхъ отправляли требы. Приходы эти состояли изъ монастырскихъ крестьянъ, жившихъ около монастыря. При всеобщемъ оскудѣніи и запустѣніи монастырей отдѣлились отъ нихъ и приходы. На монашеской скупщинѣ 1897 года было постановлено ходатайствовать предъ Архіерейскимъ Соборомъ о томъ, чтобы при монастыряхъ образовано было по крайней мѣрѣ по одному приходу. Архіерейскій Соборъ опредѣлилъ имѣть въ виду это постановленіе скупщины при выработкѣ новаго законопроэкта о преобразованіи священническаго состоянія {Весн. срп. ц. 1899, янв.-- Февр., стр. 99.}. Въ видахъ поднятія монастырей въ отношеніяхъ религіозномъ, умственномъ и матеріальномъ на монашеской скупщинѣ 1898 года рѣшено было обратиться къ Архіерейскбму Собору съ ходатайствомъ объ учрежденіи особаго центральнаго управленія всѣми монастырями королевства сербскаго, согласно проэкту, выработанному предсѣдателемъ монашескаго общества архимандритомъ Иларіономъ Весичемъ {Тамъ же, стр. 100--103.}. Въ тѣхъ же видахъ въ монашеской скупщинѣ 1898 года обсуждались и приняты между прочимъ проэкты: о монашескихъ правилахъ для духовенства монашескаго чина въ королевствѣ Сербіи, объ одѣяніи монаховъ въ виду злоупотребленій въ этомъ отношеніи, объ учрежденіи чтеній и уроковъ въ монастыряхъ по земледѣлію, винодѣлію, пчеловодству, а также чтеній церковно-поучительныхъ, объ участіи сербскихъ монастырей на парижской всемірной выставкѣ 1900 года {Весн. срп. ц., 1899. янв.-- февр. 105; май 414 -- 417; іюль, 629, 631--632.}.-- Въ октябрѣ 1899 года преосвященный Никаноръ, епископъ нишскій, обратился къ народной скупщинѣ съ ходатайствомъ о томъ, чтобы сербскіе монастыри (земля, монастырскія зданія и капиталы) освобождены были отъ государственныхъ податей и налоговъ {Тамъ же, октябрь, 930--932. Вопросу о лучшемъ устройствѣ сербскихъ монастырей посвящена дѣльная статья свящ. Д. Михайловича: "Наши манастири и ньихово преуредженье" (Весн. срп. ц., 1899 августъ, 689--702).}.
   Бѣлградская духовная семинарія ("богословія") 13 января 1899 года торжественно праздновала день св. Саввы {На торжественной литургіи въ каѳедральномъ соборѣ профессоръ Е. Божовичъ произнесъ приличествующее слово о заслугахъ св. Саввы для сербской церкви (напечатано въ Весн. срп. ц., янв.-- февр. 113--117).} въ присутствіи высокопреосвященнаго митрополита, министра просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ, архимандрита Кирилла и многихъ другихъ гостей и лицъ, сочувствующихъ духовному образованію. Согласно программѣ, профессоръ семинаріи П. Швабичъ произнесъ рѣчь "объ отношеніяхъ между церковію и государствомъ". Профессоръ Ефр. Бощвичъ прочиталъ отчетъ о состояніи основаннаго въ 1894 году фонда недостаточныхъ воспитанниковъ семинаріи, изъ котораго видно, что къ 13 января 1898 г. въ фондѣ состояло 10101 дин. и 35 паръ, въ теченіе года поступило на приходъ 2381 дин. 87 паръ, израсходовано 1278 дин. 20 паръ, -- и того къ 13 января 1899 года всего было 11205 дин. 2 пары. Въ концѣ торжества высокопреосвященный митрополитъ Иннокентій обратился къ воспитанникамъ и въ живыхъ чертахъ изобразилъ имъ значеніе того служенія, которое ожидаетъ ихъ по окончаніи курса семинарскаго, почему и приглашалъ ихъ пользоваться временемъ ученія и какъ можно больше пріобрѣтать полезныхъ знаній, чтобы съ наибольшимъ успѣхомъ исполнять свою святую и высокую службу. По окончаніи торжества, ректоромъ семинаріи протоіереемъ Ефр. Иличемъ предложена была гостямъ праздничная трапеза {Весн. срп. ц., 1899, янв.-- февр. 150--151.}.-- Въ личномъ составѣ служащихъ въ семинаріи за 1899 годъ произошло не мало перемѣнъ. Ректоръ протоіерей Ефремъ Иличъ указомъ 25 января 1899 тода уволенъ согласно прошенію -- но болѣзни -- отъ службы, съ пенсіей, а 9-го мая скончался (на 47-мъ году жизни). Воспитанникъ кіевской духовной академіи выпуска 1876 года, протоіерей Е. Иличъ былъ одинъ изъ вѣрныхъ, испытанныхъ и непоколебимыхъ друзей покойнаго митрополита Михаила, неустрашимо защищавшихъ въ многочисленныхъ журнальныхъ статьяхъ каноническія права церковной іерархіи въ эпоху изданія въ Сербіи напредняцкимъ правительствомъ пресловутаго закона о "таксахъ" за поставленія въ церковныя должности (въ 1881 г.) и испытавшій за то не мало непріятностей по службѣ. Кромѣ журнальныхъ статей отъ него осталось и нѣсколько книгъ по преимуществу школьнаго содержанія, между прочимъ, "Руска граматика за српске школе" {Некрологъ и рѣчи при погребеніи -- въ Весн. срп. ц. іюнь. 533--543. См. и Церк. вѣсти. No 21.}.-- На мѣсто Е. Илича ректоромъ семинаріи назначенъ заслуженный профессоръ, состоявшій послѣ въ теченіи 9 лѣтъ настоятелемъ сербскаго подворья въ Москвѣ архимандритъ Кириллъ Іовичичъ (онъ же былъ первымъ редакторомъ "Весника српске цркве"). 18 іюля 1899 года архимандритъ Кириллъ торжественно праздновалъ сороколѣтіе своей священнической службы. Ко дню юбилея награжденъ отъ короля сербскаго орденомъ св. Саввы 2 степени со звѣздой {Весн. срп. ц., августъ, 757--758.}. Профессоръ П. Протичъ указомъ 25 января 1899 года перемѣщенъ на должность профессора алексиначской учительской школы, а въ сентябрѣ назначенъ инспекторомъ основныхъ школъ въ подунайскомъ округѣ. О. Сергій синкеллъ и воспитатель {Всѣ наставники семинаріи дѣлятся на три класса: на профессоровъ, которые, по выдержаніи профессорскаго экзамена, утверждаются въ своемъ званіи, по представленію министра, королемъ,-- на преподавателей и учителей, назначаемыхъ министромъ. Воспитатель руководитъ воспитаніемъ учениковъ, непосредственно слѣдя за ними во всякое время. Поставляется министромъ, по предложенію профессорскаго совѣта.} семинаріи уволенъ отъ должности воспитателя. На его мѣсто избранъ архимандритъ Иларіонъ Весичъ, выдержавшій профессорскій экзаменъ, кандидатъ богословія, а въ сентябрѣ того же года архим. Иларіонъ опредѣленъ профессоромъ. Профессоръ архимандритъ Викторъ уволенъ отъ преподавательской должности за своевольную отлучку -- по болѣзни -- изъ Бѣлграда, и опредѣленъ настоятелемъ монастыря Раковицы {Весн. срп. ц., янв.-- февр. 152; сентябрь, 854.}. О. Ст. Димитріевичъ, кандидатъ богословія, бывшій членъ нишскаго духовнаго суда, въ мартѣ назначенъ преподавателемъ семинаріи, а въ концѣ апрѣля съ отличнымъ успѣхомъ выдержалъ профессорскій экзаменъ по пастырскому богословію и соединеннымъ съ нимъ наукамъ {Весн. срп. ц. мартъ, 249; май, 442--443. Въ іюньской кн. Весн. срп. ц. (481--499) напечатана дѣльная публичная лекція о. Димитріевича, произнесенная 3 мая въ семинарской залѣ на тему: "Свештеник и польска привреда" (долженъ ли священникъ кромѣ своего главнаго дѣла заниматься и земледѣліемъ?).}. Профессора С. Веселиновичъ и Др. Поповичъ перемѣщены на должность профессоровъ учительской школы, первый въ Алексинацъ, второй въ Ягодину {Тамъ же, сентябрь, 854.}. Отмѣтимъ щедрое пожертвованіе на пользу духовнаго просвѣщенія. Умершій 16 октября 1899 года свящ. Ж. Димитріевичъ изъ крагуевачскаго округа по завѣщанію предоставилъ въ распоряженіе Архіерейскаго Собора все свое имущество на сумму 20 тысячъ динаровъ съ тѣмъ, чтобы на проценты съ неприкосновеннаго капитала имени жертвователя и его жены получалъ высшее богословское образованіе заграницей одинъ изъ лучшихъ воспитанниковъ бѣлградской семинаріи {Тамъ же, октябрь, 947.}.
   18 октября 1899 года съ особою торжественностію праздновался въ Сербіи 50-лѣтній юбилей священства и 40-лѣтній юбилей учено-литературной дѣятельности сербскаго архимандрита Никифора Дучича. Почтенный юбиляръ родился 21 ноября 1832 г. въ г. Требинъи въ Герцеговинѣ. Вся его жизнь была посвящена энергичному труду на поприщахъ духовномъ, учебномъ и военномъ. Первоначальное образованіе получилъ у монаховъ въ монастырѣ Дужи {Монастырь Дужи съ храмомъ во имя Покрова Пресв. Богородицы находится среди невысокаго лѣса, выросшаго на скалистой почвѣ, въ 1 1/2 часахъ разстоянія къ западу отъ г. Требиньи.}, гдѣ въ день Св. Троицы 1849 года вступилъ въ монашескій чинъ, давъ обѣтъ отъ всего сердца служить Богу и своему народу, по примѣру древнихъ сербскихъ монаховъ. Позднѣе свое образованіе дополнилъ въ Бѣлградѣ, гдѣ съ отличнымъ успѣхомъ кончилъ семинарскій курсъ и гдѣ, кромѣ того, слушалъ лекціи филологіи у знаменитаго Юрія Даничича, а потомъ въ Парижѣ въ Сорбоннѣ, въ Collège de France слушалъ курсы философіи, исторіи, географіи, еврейской древней письменности и французской словесности. Въ 1863 г. въ г. Цетиньѣ, куда удалился послѣ неудачнаго для Герцеговины возстанія, возведенъ въ санъ архимандрита. Служилъ онъ сербскому народу въ разныхъ сербскихъ областяхъ и на разныхъ поприщахъ. Такъ, онъ основалъ различныя школы, по преимуществу духовныя, въ Герцеговинѣ и Черногоріи. Въ послѣдней онъ убѣдилъ князя открыть семинарію, что и произошло въ 1864 году. Въ качествѣ завѣдующаго черногорскими школами онъ старался какъ можно больше открыть новыхъ основныхъ школъ въ Черногоріи. Онъ принималъ живое активное участіе въ борьбѣ сербовъ съ турками. Когда въ 1861 году вспыхнуло въ Босніи и Герцеговинѣ возстаніе Луки Вукаловича, онъ взялся за мечъ и принялъ верховную команду надъ герцеговинскими возстанцами. Второй разъ пришлось ему взять мечъ въ войнѣ Сербіи съ турками въ 1876 году, когда онъ былъ назначенъ начальникомъ добровольнаго отряда ибарской арміи, а въ 1877--1878 годахъ онъ командовалъ яворскимъ полкомъ. Въ этой войнѣ онъ былъ раненъ въ ногу и плечо. На архимандрита Дучича не разъ возлагались и дипломатическія порученія въ трудное время -- то Сербіей, то Черногоріей. Ему пришлось управлять, въ качествѣ администратора, жичскою епархіей въ 1889 году, но онъ постоянно отклонялъ отъ себя епископскій санъ, который ему нѣсколько разъ предлагалъ покойный митрополитъ Михаилъ. Въ поѣздку митрополита Михаила по Россіи въ 1869 году, его сопровождалъ архимандритъ Дучичъ, имѣвшій тогда счастіе представляться Императору Александру II и получившій въ даръ отъ Русскаго Даря драгоцѣнный крестъ. Литературная и ученая дѣятельность архимандрита Дучича началась въ 1859 году; именно въ сборникѣ русскаго ученаго А. Ѳ. Гильфердинга, издавшаго тогда въ XIII томѣ записокъ Географическаго Общества описаніе своего путешествія по Босніи, Герцеговинѣ и Старой Сербіи, помѣщены двѣ статьи Дучича, въ которыхъ описаны два монастыря (Дужи и Твердошъ) въ Герцеговинѣ и даны вѣрныя статистическія свѣдѣнія о нѣкоторыхъ областяхъ Герцеговины. Съ той поры не проходило ни одного года, чтобы архимандритъ Дучичъ не давалъ изслѣдованій и статей ученаго характера. Отмѣтимъ его "Историjу српске православне цркве од првиjех десетина VII в. до наших дана (Београд, 1894)". Нѣкоторые его труды и проповѣди переведены на русскій языкъ. Онъ отзывался живымъ словомъ съ церковной каѳедры и на нѣкоторыя событія, глубоко затрогивавшія русскую жизнь: такъ въ 1865 году онъ произнесъ слово на паннихидѣ по царевичѣ Николаѣ Александровичѣ, а въ 1886 году на паннихидѣ по B. С. Аксаковѣ. Въ послѣднее время онъ напечаталъ сербскій переводъ нѣкоторыхъ статей изъ "Московскаго Сборника" К. П. Побѣдоносцева. Теперь выходитъ полное собраніе сочиненій Дучича. Это послѣдній, быть можетъ, представитель тѣхъ сербскихъ героевъ изъ духовенства, которые соединяли въ себѣ подвиги патріотизма съ крестомъ, книгою и мечомъ въ рукахъ. Какъ государственный чиновникъ, онъ былъ библіотекаремъ Народной библіотеки, хранителемъ Народнаго музея, управляющимъ государственной типографіи. Состоялъ законоучителемъ сербскаго короля Александра. Архимандритъ Никифоръ Дучичъ -- ординарный академикъ Сербской Королевской Академіи Наукъ, почетный членъ Сербскаго Ученаго Общества, равно какъ почетный или дѣйствительный членъ многихъ другихъ обществъ. Кромѣ сербскихъ знаковъ отличій имѣетъ много и иностранныхъ орденовъ.. Въ день юбилея торжественная литургія была совершена въ бѣлградскомъ каѳедральномъ соборѣ высокопреосвященнымъ митрополитомъ Иннокентіемъ (товарищемъ юбиляра по бѣлградской семинаріи) въ сослуженіи самого юбиляра и многочисленнаго духовенства. Изъ привѣтствій отмѣтимъ рѣчь митрополита Иннокентія и поздравительныя телеграммы отъ сербскаго короля Александра изъ Вѣны, сербскаго патріарха Георгія Бранковича изъ Карловицъ, Оберъ-Прокурора русскаго О-в. Синода К. П. Побѣдоносцева и предсѣдателя Славянскаго Благотворительнаго Общества гр. Игнатьева. Ко дню юбилея избранъ почетнымъ членомъ русской Императорской Академіи Наукъ и С.-Петербургской духовной Академіи {Весн. срп. ц., октябрь, 939--944. См. Моск. Вѣд. No 280 (11 октября).}.
   Сербская Народная Скупщина въ одномъ изъ предшествующихъ своихъ собраній постановила преобразовать бѣлградскую Великую Школу въ университетъ. Для осуществленія этого рѣшенія Народной Скупщины, министръ просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ образовалъ въ мартѣ 1899 года особую коммиссію, въ составъ которой вошли предсѣдатель Сербской Королевской Академіи Наукъ, члены Академіи, ректоръ и пять профессоровъ Великой Школы, По сообщенію сербскихъ газетъ, бѣлградскій университетъ короля Александра I будетъ имѣть пять факультетовъ: богословскій, юридическій, философскій, медицинскій и техническій. Фонды Коларца и Велимира Тодоровича будутъ употреблены на стипендіи {Восанска Вила, 1899, No 9--10, стр. 143.}. При обсужденіи вопроса объ открытіи богословскаго факультета принимали участіе также представители сербскаго митрополита: ректоръ и два профессора семинаріи, и вопросъ улаженъ согласно съ предначертаніями представителей сербской церкви {Весн. срп. ц., апрѣль, 349--350.}.
   Въ "Весникѣ српске цркве" (1899, янв.-- февраль, 157--158) обнародованы статистическія свѣдѣнія о сербскихъ церквахъ, монастыряхъ и школахъ въ скопійской митрополіи въ Македоніи, за 1898 годъ. Оказывается, что приходовъ всего 126, священниковъ 127, въ теченіе года въ вѣдомство управляющаго сербскою скопійской митрополіей вновь поступило въ разныхъ уѣздахъ округа 524 дома. Монастырей 14 (въ нихъ всего 3 монаха) {Сербскіе монастыри и въ королевствѣ вообще не могутъ похвалиться многочисленностію монаховъ. Бывали года (напр. 1892-й), когда въ нѣкоторыхъ монастыряхъ совершенно не было монаховъ (Весн. срп. ц. 1892, стр. 1191).}, храмовъ всего 66, школъ 83 при 129 учителяхъ. Открыты сербскія основныя школы въ г. Битолѣ (имѣются здѣсь и сербскія гимназіи, мужская и женская) и въ битольскомъ округѣ, въ Прилепѣ, Крушевѣ, Кичевѣ, Охридѣ, Галичникѣ, Поречѣ, Велесѣ и въ другихъ мѣстахъ {Цариградски Гласник, 1899, 41. 48. 51. 52 и 1900, No 2. Застава, 1899, No 188.}.
   Съ самаго начала 1899 года сербскій посланникъ въ Константинополѣ прилагалъ всѣ усилія, чтобы склонить Порту къ назначенію въ Скопію митрополита серба {Весн. срп. ц.. 1899, мартъ, 252.}. Еще въ 1897 году сербскій архимандритъ Фирмилліанъ назначенъ былъ администраторомъ скопійской митрополіи. Обѣщано было тогда же со стороны патріарха, что Фирмилліанъ избранъ будетъ и въ митрополита. Но это обѣщаніе долго не исполнялось, къ великому неудовольствію сербской паствы {Тамъ же, май, 358--364: "Администраторство скопске митрополще").}. Наконецъ 19 октября 1899 года Св. Синодъ константинопольской патріархіи, подъ предсѣдательствомъ патріарха Константина V, перемѣстилъ скопійскаго митрополита грека Амвросія на битольскую епархію, а скопійскимъ митрополитомъ и экзархомъ Нижней Мизіи избралъ (большинствомъ 8 голосовъ противъ 3-хъ) архимандрита Фирмилліана {Было три кандидата: архимандритъ Фирмилліанъ, Діонисій митрополитъ рашско-призренскій и Апостолъ Христодулосъ, архимандритъ и ректоръ халкинской семинаріи.}. Понятенъ восторгъ сербовъ: немедленно послана была въ Св. Синодъ патріархіи телеграмма отъ сербо-православныхъ общинъ въ Скопіи и Кумановѣ съ выраженіемъ благодарности {Цариградски Гласник, 1899, NoNo 43, 47.}... Оставалось только посвятить избраннаго въ митрополита. Но не тутъ-то было. Телеграфъ отъ 8 ноября изъ Константинополя извѣстилъ: "Болгарскій митрополитъ Синесій и ускюбскіе именитые граждане обратились къ султану по телеграфу съ просьбой не допустить посвященія Фирмилліана въ епископы, такъ какъ это можетъ вызвать безпорядки". Въ болгарской печати въ виду еще только слуховъ о намѣреніи Порты удовлетворить требованія сербовъ заявлены были рѣзкіе протесты по адресу Порты, повторившіеся послѣ избранія Фирмилліана въ митрополита {Съвѣтникъ, NoNo 30, 43.}. Какъ бы то ни было, посвященіе новоизбраннаго митрополита скопійскаго архимандрита Фирмилліана, которое должно было совершиться 8 ноября въ Солуни, отложено. Не состоялось оно, вопреки ожиданіямъ сербовъ, и въ декабрѣ. По сообщенію "Србобрана" отъ 25 января 1900 г. (No 19) архимандритъ Фирмилліанъ скоро будетъ посвященъ въ одномъ изъ монастырей рашско-призренской митрополіи.
   Дѣло о кумановской церкви рѣшено въ томъ смыслѣ, что сербамъ даны денежныя средства на постройку новой церкви. Сначала сербы хотѣли было строить себѣ церковь рядомъ съ болгарскою, но потомъ согласились, въ избѣжаніе столкновеній, строить въ нѣкоторомъ отдаленіи отъ болгарской церкви {Весн. срп. ц. 1699, декабрь, 1142. Застава, No 194.}.
   Совершенно безпочвенная римско-католическая пропаганда въ Македоніи, при стараніяхъ Австріи, съ каждымъ днемъ дѣлаетъ новые и новые успѣхи. Въ августѣ 1899 года, по сообщенію болгарскаго журнала "Християнски Учитель" (Пловдивъ, 1899, кн. III--IV, стр. 402) происходила въ Скопіи торжественная закладка новаго костела. Для этой цѣли пріѣхали сюда 4 далматинскихъ патера. Торжество сопровождалось по обычаю рѣчами, въ которыхъ восхвалась "та держава (Австрія) изъ всѣхъ государствъ земли, въ которой католики находятъ наимогущественное покровительство". Среди этого римско-католическаго торжества тяжелое впечатлѣніе долженъ былъ производить видъ православныхъ церквей, въ которыхъ не разрѣшено имѣть колокола; вмѣсто колоколовъ висятъ на дворѣ двѣ доски (клепала), одна желѣзная, другая деревянная, которыя ударяютъ поочередно молотками. Римско-католической церкви и здѣсь дано преимущество, она имѣетъ маленькій колоколъ, на который получено разрѣшеніе нѣсколько лѣтъ тому назадъ, въ періодъ упадка русскаго вліянія, благодаря энергичнымъ настояніямъ австрійскаго консула. "Християнски Учитель" выражаетъ желаніе, чтобы правительства православныхъ государствъ выхлопотали у Порты разрѣшеніе имѣть колоколъ и 14-ти тысячамъ православныхъ жителей въ Скопіи, какъ имѣетъ его безпочвенный римско-католическій приходъ, состоящій всего изъ 25 семействъ.
   Настоящая статья была уже набрана для печати, когда получилось изъ Сербіи извѣстіе, что 21 февраля въ Бѣлградѣ скончался архимандритъ Никифоръ Дучичъ. Вѣчная память многозаслуженному сербскому дѣятелю! Біографическія свѣдѣнія о немъ даны нами выше по поводу праздновавшагося въ октябрѣ 1899 года 50-лѣтія священства и 40-лѣтія учено-литературной его дѣятельности. Погребеніе о. архимандрита Никифора Дучича состоялось 23 февраля. Отпѣваніе совершено въ соборномъ храмѣ высокопреосвященнымъ митрополитомъ Иннокентіемъ въ сослуженіи многочисленнаго духовенства, въ присутствіи сербскаго короля Александра, бывшаго короля Милана, министровъ, представителей Сербской Королевской Академіи Наукъ, профессоровъ Великой Школы и семинаріи, военныхъ и гражданскихъ чиновъ и массы народа. Произнесены были рѣчи высокопреосвященнымъ митрополитомъ, представителемъ Академіи Наукъ и ректоромъ бѣлградской семинаріи.

Г. Воскресенскій.

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru