Воскресенский Григорий Александрович
Из церковной жизни православных славян

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Королевство Сербия. Черногория.


   Воскресенский Г. А. Из церковной жизни православных славян: Королевство Сербия. Черногория // Богословский вестник 1899. T. 1. No 3. С. 455-470 (2-я пагин.).
   

ИЗЪ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ ПРАВОСЛАВНЫХЪ СЛАВЯНЪ.

Королевство Сербія.-- Сербскій Архіерейскій Соборъ.-- Избраніе епископа въ нишскую епархію.-- Возстановленіе шабачской епархіи и избраніе епископа шабачскаго.-- Другія постановленія Архіерейскаго Собора -- Вопросъ о вознагражденіи и наказаніи священниковъ (перемѣщеніи ихъ съ одного прихода на другой) въ Архіерейскомъ Соборѣ и 9-й священнической скупщинѣ. -- Другіе предметы занятій 9-и священнической скупщины.-- Вопросъ о конкордатѣ Сербіи съ Ватиканомъ въ 1898 году.-- Бѣлградская духовная семинарія.-- Крупное пожертвованіе на просвѣтительныя цѣли.-- Семисотлѣтіе Хиландарскаго монастыря Мирославово Евангеліе XII вѣка.-- Освященіе памятника князю Милошу Обреновичу.-- Подписка на памятникъ воинамъ, павшимъ въ Косовской битвѣ 1389 году.-- Привѣтствіе сербскаго короля Государю Императору въ день открытія памятника Царю-Освободителю въ Москвѣ.-- Дѣятельность рашско-призревскаго митрополита Діонисія и управляющаго скопійской епархіей архимандрита Фирмилліана.-- Черногорія.-- Торжественный актъ въ цетинскомъ институтѣ Государыни Императрицы Маріи Ѳеодоровны.-- Заслуги для института нынѣшней его начальницы.-- Законъ о жалованьѣ учителямь народныхъ и среднихъ школъ.-- Вопросъ о жалованьѣ духовенству.-- "Руководство къ исповѣди для духовенства и народа" черногорскаго митрополита Митрофана.-- Успѣхи католицизма въ Черногоріи.

   Съ избраніемъ, 15 февраля 1898 года, бывшаго епископа тайскаго преосвященнаго Иннокентія въ митрополита сербскаго, епископская каѳедра въ Нишѣ осталась вакантною Посему Соборъ Архіерейскій въ первомъ весеннемъ засѣданіи своемъ 16 апрѣля приступилъ къ избранію епископа нишскаго и единогласно избралъ преосвященнаго Никанора Рулшчича, каковой выборъ утвержденъ королемъ 17 апрѣля 20 мая епископъ Никаноръ вступилъ въ управленіе своею епархіей, послѣ обычной торжественной инсталлаціи въ нишскомъ каѳедральномъ соборѣ, въ присутствіи депутатовъ со стороны Двора, правительства и митрополіи. Преосвященный Никаноръ на первыхъ же порахъ проявилъ ревностную архипастырскую дѣятельность. Отмѣтимъ архипастырскія посланія его: обширное вступительное къ своей паствѣ объ обязанностяхъ человѣка въ отношеніи къ Богу, ближнему и самому себѣ {Весник српске цркве. 1898, май, стр. 385--408. Здѣсь же приложенъ портретъ нового епископа нишскаго.}, посланіе къ представителямъ церковныхъ и государственныхъ учебныхъ и общественныхъ учрежденіи нишской епархіи о значеніи и важности св. иконъ, съ напоминаніемъ, чтобы ими снабжены были всѣ учрежденія какъ видимымъ отличіемъ, что то суть учрежденія христіанскія и православныя {Тамъ же. окт. стр. 907.}, и еще третье посланіе къ той части нишской епархіи, которую посѣтилъ преосвященный архипастырь въ сентябрѣ 1898 года. Въ семъ посланіи преосвященный Никаноръ призываетъ духовенство и всю паству къ устраненію и исправленію различныхъ замѣченныхъ имъ неустройствъ по благочинію и благоукрашенію церковному {Тамъ, дек., стр. 1073--1081.}.
   Въ засѣданіяхъ Архіерейскаго Собора, происходившихъ въ Бѣлградѣ съ 16 апрѣля до 16 мая, между другими болѣе или менѣе важными дѣлами выработанъ былъ проектъ объ измѣненіяхъ и дополненіяхъ въ законѣ о церковныхъ властяхъ 1890 года; нѣкоторыя изъ этихъ измѣненій и дополненій приняты народною скупщиною въ Нишѣ (въ іюлѣ мѣсяцѣ) и утверждены королемъ. Изъ нихъ особеннаго вниманія заслуживаетъ возстановленіе шабачской епархіи, упраздненной въ декабрѣ 1886 г. и причисленной къ бѣлградской митрополіи. Въ составъ вновь возстановленной епархіи вошли округи подринскій и вальевскій. Архіерейскій Соборъ въ ноябрьскихъ засѣданіяхъ своихъ въ Нишѣ избралъ 12 ноября на шабачскую епархію преосвященнаго Димитрія, бывшаго ранѣе епископомъ нишскимъ, каковое избраніе въ тотъ же день утверждено было королемъ {Архипастырское поcланіе преосвященнаго Димитія шабачской паствѣ о преданности вѣрѣ отцовъ, какъ главномъ благѣ жизни -- въ Весн. срп. ц. 1898, дек. 1067--1078.}. "Весник српске цркве" отъ лица духовенства горячо привѣтствуетъ избраніе на епископскія каѳедры преосвященныхъ Никанора и Димитрія, какъ лицъ вполнѣ достойныхъ и такъ какъ этимъ избраніемъ достигнуто столь желанное примиреніе двухъ частей іерархіи {Весн. срп. ц. май, стр. 415 и ноябрь, стр. 1004. Преосвященные Никаноръ и Дмитрій -- члены "іерархіи Мраовичевой", т. е. -- ставленники пок. митрополита Ѳеодосія Мраовича и какъ такіе, по возвращеніи на сербскую митрополичью каѳедру пок. митрополита Михаила, были удалены отъ своихъ каѳедръ.}. Высокопреосвященный митрополитъ Иннокентій по поводу послѣдняго избранія отправилъ 18 ноября на имя Архіерейскаго Собора посланіе о мирѣ и любви въ церкви, а членами Собора 21 ноября отслуженъ торжественный молебенъ въ нишскомъ каѳедральномъ храмѣ {Весн. срп. ц. дек. стр. 1065--1067.}.
   Изъ другихъ постановленій Архіерейскаго Собора въ 1898-мъ году отмѣтимъ: перенесеніе резиденціи епископа жичскаго изъ Кральева въ г. Чачакъ, куда также перемѣщенъ изъ Кральева жичскій Духовный Судъ {Тамъ же. авг. 780 и ноябрь, 1063.}; утвержденное королемъ распоряженіе о преподаваніи Закона Божія воспитанникамъ Военной Академіи и о томъ, чтобы всѣ комнаты въ казармахъ были снабжены св. иконами и лампадками, причемъ лампадки должны регулярно зажигаться наканунѣ великихъ праздниковъ и въ самый день праздника {Тамъ же, ноябрь. 1062.}; постановленіе о томъ, чтобы при королевской бѣлградской митрополіи была учреждена галлерея портретовъ всѣхъ доселѣ управлявшихъ архіепископовъ и епископовъ сербскихъ {Тамъ же, май, стр. 475.}, и выдачу пособія изъ церковныхъ фондовъ сербскому композитору Ст. Мокранцу на напечатаніе положенной имъ на поты литургіи для смѣшаннаго хора изъ четырехъ голосовъ Д. Отмѣтимъ еще архипастырское посланіе высокопреосвященнаго митрополита Иннокентія, въ которомъ онъ предлагаетъ священникамъ не курить въ публичныхъ ліѣстахъ и вообще избѣгать ихъ, чтобы но подавать примѣра народу и не унижать своего священническаго сапа.
   Новый проектъ объ измѣненіяхъ и дополненіяхъ въ законѣ о церковныхъ властяхъ 1890 года заключалъ въ себѣ также статьи о преобразованіи положенія священниковъ (§§ 41 и 120). Еще до обнародованія проекта сербское духовенство съ одной стороны было обрадовано слухами о предполагаемомъ улучшеніи положенія сельскихъ священниковъ, имѣющихъ бѣдные приходы и малые доходы, а съ другой стороны крайне встревожено слухомъ о предполагаемыхъ новымъ законопроектомъ перемѣщеніяхъ священниковъ съ одного прихода на другой. Въ 128 "Дневнаго Листа'* напримѣръ прямо говорилось, что "всѣ священники безъ различія съ наградами и безъ наградъ административными путемъ будутъ перемѣщаемы съ прихода на приходъ, какъ скоро архіереи найдутъ, что тою или другаго священника нужно удалить". Для успокоенія духовенства канцелярія сербской митрополіи помѣстила въ журналѣ "Весник српске цркве" слѣдующее оффиціальное объясненіе отъ 8 іюня. {} Неправда, что священники съ наградами и безъ награда" будутъ перемѣщаемы съ прихода на приходъ, какъ скоро архіереи найдутъ, что того или другого священника нужно удалить; но и по новому проэкту закона о церковныхъ властяхъ священники съ наградами и безъ оныхъ, добросовѣстно отправляющіе свою должность и священническую службу, будутъ прочно какъ и доселѣ оставаться на своихъ приходахъ. 2) Всѣ проступки священниковъ и по новому проэкту будетъ разслѣдовать и судить Епархіальный и Великій Духовный Судъ какъ и доселѣ", и посему нечего опасаться, что и такіе священники будутъ лишены своихъ законныхъ правъ и перемѣщены безъ судебнаго приговора. 3) Только тѣ священники, которые своею жизнію и поступками унижаютъ достоинство вѣры и церкви и которые дѣйствуютъ вопреки церковно-религіознымъ и народнымъ интересамъ, слѣд. противъ православія и сербской народности, будутъ судимы и осуждаемы въ Архіерейскомъ Соборѣ, какъ высшей католически-судебной власти, но и то послѣ обычнаго полнаго разслѣдованія смѣшанной коммиссіи" {Весник срп. ц. іюнь, стр. 570--571.}. Какъ бы то ни было, новый законопроэкть совсѣмъ не удовлетворилъ сербскихъ священниковъ, положеніе которыхъ -- какъ имъ было очевидно -- онъ не только не улучшалъ, а даже ухудшалъ: въ самомъ дѣлѣ, назначенное въ § 41-мъ дополнительное вознагражденіе вмѣсто "бира" не давало бы въ деньгахъ даже столько, сколько доселѣ получалось "бира" не считая платы за совершеніе таинствъ и обрядовъ, которые новыми проэктомъ относятся къ безплатнымъ. Равно и статья о перемѣщеніи священниковъ (§ 120), по мнѣнію ихъ, слишкомъ опасна для прочности ихъ на своихъ приходахъ, какъ слишкомъ растяжимая и способная отдать священника въ безконтрольное и безапелляціонное распоряженіе мѣстнаго епископа. Посему главный комитетъ священническаго общества обратился къ высокопреосвященному митрополиту Иннокентію съ почтительною просьбою, чтобы упомянутыя статьи новаго законопроэкта были замѣнены другими болѣе цѣлесообразными. Главный Комитетъ въ дальнѣйшихъ своихъ разсужденіяхъ постановилъ просить митрополита, чтобы былъ принятъ проэктъ крагуевацкой священнической скупщины (1891 г.) {Крагуевацкимъ проэктомъ предполагалось постоянное систематическое жалованье и періодическіе повышенія духовенства соразмѣрно годамъ священнической службы.}, или если это не возможно, то чтобы сохранены были прежніе порядки, только при болѣе правильномъ собираніи и распредѣленіи "бира", а если не будетъ принято ни то, ни другое, то чтобы были дозволено сознаніе чрезвычайной священнической скупщины, для всесторонняго и окончательнаго обсужденія этого вопроса. Съ подобными заявленіями отнесся главный комитетъ также къ министру просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ. Митрополитъ и министръ благосклонно приняли заявленія главнаго комитета, и когда этотъ послѣдній, согласно предложенію митрополита. представилъ ему новую для духовенства желательную редакцію статей о вознагражденіи и наказаніяхъ, то высокопреосвященный Иннокентій обѣщалъ принять во вниманіе новую редакцію {По сему проекту главнаго комитета "бир" дѣлится поровну между всѣми священниками и дается дополнительное вознагражденіе духовенству бѣдныхъ приходовъ. Весн. срп. ц. ноябрь, 1057.} сообщить ее остальнымъ архіереямъ {Весн. срп. ц. май, стр. 481--516. Здѣсь же (на стр. 483--485) напечатаны 41 и 120 статьи законопроекта, выработаннаго Архіерейскимъ Соборомъ.}. Въ іюльскую сесію народной скупщины статьи законопроэкта о вознагражденіи и наказаніяхъ священниковъ разсмотрѣны не были.
   Между тѣмъ 10 августа 1898 года открылась 9-я обычная священническая скупщина въ Бѣлградѣ (въ залѣ Великой Школы: священниковъ собралось свышѣ 250). 21 эту ста священническая скупщина единогласно постановила: ходатайствовать предъ Архіерейскимъ Соборомъ, чтобы согласно съ канонами вселенской церкви и вѣками освященной практикой сохранена была прочность положенія священниковъ въ своихъ приходахъ, т. е. чтобы священникъ могъ быть перемѣщаемъ только по прошенію или по приговору духовныхъ судовъ, каковые приговоры подлежатъ разсмотрѣнію и утвержденію Св. Архіерейскаго Собора, какъ Духовной Кассаціи {Весн. срп. ц. сент. стр. 845--858.}. Такъ какъ крагуевацкій проэктъ въ цѣломъ видѣ оказался неосуществимымъ по состоянію государственныхъ финансовъ, то священническая скупщина поручила главному комитету выработать новый проэктъ съ тѣмъ, чтобы были сохранены главныя основанія проэкта крагуевацкаго, который вполнѣ удои, іетворялъ духовенство. Это и было исполнено главнымъ комитетомъ къ ноябрскимъ засѣданіямъ Архіерейскаго Собора. Новаго привнесено въ этотъ проэктъ желаніе духовенства, чтобы высшія награды давались въ соотвѣтствіи съ годами священнической службы, такъ какъ справедливость требуетъ, чтобы тотъ имѣлъ высшую награду, кто больше служитъ {Тамъ же. ноябрь. стр. 1057.}. Такимъ образомъ, въ ноябрѣ 1898 г. предъ Архіерейскимъ Соборомъ находились три проэкта преобразованія положенія духовенства (кромѣ крагуевацкаго): первый, выработанный самимъ Соборомъ, и два предложенные главнымъ комитетомъ въ іюнѣ и ноябрѣ, Какой проэктъ будетъ предложенъ на одобреніе народной скупщинѣ, неизвѣстно. 9-я священническая скупщина, избравшая высокопреосвященнаго митрополита Иннокентія своимъ почетнымъ членомъ, была успокоена 21 августа торжественнымъ заявленіемъ митрополита, что перемѣщенія священниковъ съ прихода на приходъ чисто административнымъ путемъ и по новому законопроэкту не будетъ {Тамъ же. ноябрь. стр. 1058--1059.}. Народной скупщинѣ, засѣдавшей въ ноябрѣ въ г. Нишѣ, опять не былъ предложенъ законопроектъ о вознагражденіи и наказаніяхъ священниковъ.
   Изъ другихъ предметовъ занятій 9-й священнической скупщины отмѣтимъ разсмотрѣніе докладовъ главнаго комитета о преобразованіи фонда священническихъ вдовъ и сиротъ, о замѣщеніи праздныхъ приходовъ, о мѣрахъ къ болѣе регулярному собиранію и распредѣленію "бира", о заключеніи браковъ между лицами, находящимися подъ опекою и о поощреніи пчеловодства.
   Переговоры, которые ведены были въ 1897 г. между Римомъ и сербскимъ королевствомъ о заключеніи конкордата и на нѣкоторое время были прерваны, въ началѣ 1898 г (пять возобновились, особенно послѣ кончины митрополита Михаила и, по сообщеніямъ вѣнскихъ газетъ, должны были быть скоро окончены въ желательномъ для Ватикана смыслѣ. Конкордатомъ предоставлялась католикамъ полная свобода въ отправленіи религіозныхъ обязанностей въ Сербіи и опредѣлялось жалованье католическимъ епископамъ Бѣлграда, Крагусвца и суффрагану Ниша, на случай, если бы явилась надобность въ этихъ городахъ основать епископскія каѳедры {Весн. срп. ц. 1898, янв. стр. 89--90.}. Въ сербскомъ обществѣ распространены были самые странные слухи, связанные съ вопросомъ о заключеніи конкордата. Такъ; по сообщенію "Србобрана", римская курія обязалась будтобы уплатитъ Милану 5 мил. франковъ, если при его содѣйствіи будетъ заключенъ конкордатъ съ Сербіей, а Миланъ обѣщалъ въ подарокъ три сербскіе монастыря, шъ которыхъ одинъ предназначался для женщинъ. Говорили также, что съ заключеніемъ конкордата связанъ планъ женитьбы короля Александра на младшей дочери австрійскаго эрцгерцога Іосифа, которая, ставъ сербской королевой, останется при своей католической вѣрѣ и будетъ способствовать распространенію католичества въ Сербіи. Слухи о предполагаемой женитьбѣ были очень сочувственно встрѣчены въ Венгріи. Будапештская газета "Omagos Hirlap" по этому поводу пишетъ: "Женитьба эта болѣе всего касается насъ, непосредственныхъ сосѣдей сербскаго королевства, интересы котораго на Балканахъ переплетаются во многихъ отношеніяхъ съ нашими интересами. Кромѣ того, намъ интересно вывести Сербію изъ нынѣшняго затруднительнаго состоянія, а съ этой стороны намъ нужно найти въ ней искреннѣйшаго союзника на случай всякаго запутаннаго положенія. Такая женитьба сербскаго короля, которая связала бы династію Обреновичей съ нашею сильною монархіей и съ могущественнымъ владѣтельнымъ домомъ, будетъ служить гарантіей этой династіи и подниметъ сербское государство надъ другими балканскими державами. И въ сербскомъ народѣ явится самоувѣренность въ самомъ себѣ. Благодаря будущимъ родственнымъ связямъ съ Венгрей, Сербія будетъ вырвана изъ общаго славянскаго хаоса и неизвѣстности {Моск. Вѣд. 1898. No 185.}". Въ различныхъ славянскихъ газетахъ сообщалось даже, что конкордатъ уже заключенъ {Правосл. Проповѣдникъ, 1898, ноябрь, дек., стр. 112.}. Къ счастію всѣ эти слухи не оправдались. Несомнѣнно однако, что заключеніе конкордата съ Сербіей составляетъ давнишнюю цѣль Ватикана. Потеря въ Болгаріи, съ переходомъ княжича Бориса въ православіе, заставляетъ Ватиканъ съ большей энергіей разсчитывать на успѣхъ въ Сербіи.. Какъ-же въ Сербіи относятся къ этому вопросу? Сербская печать согласно доказываетъ, что этотъ церковный договоръ, если бы осуществился, далъ бы римской церкви большія права и преимущества въ предѣлахъ сербскаго королевства, но не только не принесъ бы никакой пользы странѣ, а и прямо имѣлъ бы вредныя слѣдствія. Авторъ помѣщенной въ январской книжкѣ "Весника српске цркве" статьи: "И опет о конкордату" ставитъ вопросъ: какая предстоитъ дѣятельность христіанской церкви (римско-католической) въ сербскомъ королевствѣ, государствѣ христіанскомъ? Мы понимаемъ -- говоритъ онъ -- церковь христіанскую, дѣйствующую среди некрещенныхъ и христіански -- непросвѣщеныхъ племенъ: тамъ она вноситъ свѣтъ евангельской истины и науки. Но не понимаемъ миссіи христіанской церкви въ христіанской державѣ, въ которой лучи евангельскаго свѣта и науки сіяютъ божественнымъ блескомъ болѣе 1000 лѣтъ, и тѣмъ болѣе, что и сами послѣдователи католическаго вѣроисповѣданія не терпятъ здѣсь никакихъ лишеній въ удовлетвореніи своихъ вѣроисповѣдныхъ потребностей, потому что имѣютъ здѣсь и свою церковь и своего священника, а вблизи отъ Сербіи и своего епископа. Не ясно ли для каждаго, что дѣятельность римско-католической церкви въ Сербіи была бы прежде всего дѣятельностію исключительно вѣроисповѣдною? А что это за дѣятельность, нынѣ каждому слишкомъ извѣстно. Не говоря уже о Хорватіи и Далмаціи, стоитъ лишь подымать о Босніи, Герцеговинѣ, Старой Сербіи и Македоніи, чтобы видѣть, къ чему стремится тамъ папство, какія прослѣдуетъ цѣли. Не ясно ли, что цѣль заключенія конкордата та, чтобы и въ Сербіи развить свою дѣятельность и свою борьбу противъ господствующей православной вѣры? Добровольно пускать къ себѣ католическихъ миссіонеровъ противно здравому смыслу и народнымъ интересамъ. Мы ничего но имѣемъ противъ свободы вѣроисповѣдинія римской церкви въ Сербіи, и то, противъ чего мы возстаемъ, не есть самое вѣроисповѣданіе, но непозволительныя притязанія и стремленія властолюбія папскаго. И безъ того приходится сербамъ вести немалую борьбу національную и культурную съ могущественными сосѣдями. На чѣмъ же открывать еще новую борьбу и притомъ съ силой, которая органически устроена болѣе 1000 лѣтъ и черпаемъ свою матеріальную мощь изъ всѣхъ пяти частей свѣта? И кого мы выставляетъ насупротивъ этой такъ организованной и матеріально сильной арміи? Малую горсть духовенства съ малою-богословскою подготовкой -- предъ докторами богословія и философіи! Выставляетъ борцовъ голодныхъ и босыхъ предъ борцами съ полными карманами и съ безчисленными денежными фондами... Мудро ли, политично-ли, наконецъ патріотично ли сербскую церковь и державу -- молодую, неподготовленную, обезсиленную въ культурной и національной борьбѣ подвергать еще опасной и неравной борьбѣ съ непріятелемъ, который 1000 лѣтъ готовился къ этой борьбѣ и который располагаетъ "европейскою силою" и "петровымъ динаріемъ", всюду, а на востокѣ въ особенности, имѣющимъ такую притягательную силу {Весн. срп. ц. 1848. янв, стр. 24--20. Невольно при этомъ припоминаются слова блаженнопочившаго митрополита сербскаго Михаила отъ 25 янв. 1848 г. "Охъ, какъ тяжело бороться съ папистами. Они сильны и деньгами и разнымъ лукавствомъ и поддержкой свѣтской власти. Въ Босніи и Герцеговинѣ нынѣшнее поколѣніе еще хранить св. православіе, но молодежь, обучающаяся въ римско-католическихъ школахъ у профессоровъ католиковъ, едва ли сохранить, особенно если Европа дозволитъ аннексію (присоединеніе) этихъ чисто сербскихъ областей". Весн срп. ц. 1847. окт. стр. 888.}. Нѣкоторыя газеты находили основанія къ учрежденію въ Бѣлградѣ католической епископіи въ томъ, чтобы этимъ порвать связь сербскихъ католиковъ съ сосѣдней габсбургской державой, откуда получаются для сербскихъ католиковъ духовные пастыри и которая жадно глядитъ на Балканскій полуостровъ. Но -- продолжаетъ одна изъ такихъ галетъ -- если Ватиканъ думаетъ этимъ способомъ распространить свою пропаганду и на Балканскомъ полуостровѣ, то тогда не о чемъ и толковать. Православіе тамъ настолько же національная вѣра славянская, какъ католицизмъ -- романская. И какъ скоро папа надѣется открытіемъ католической епархіи въ Сербіи обезпечить успѣхъ пропаганды уніи, то обязанность новаго сербскаго митрополита прервать всякіе переговоры съ Ватиканомъ, потому что съ политической, а равно и съ религіозной пропагандой духовенства изъ Австріи легче бороться, нежели съ домашней католической пропагандой {Весн. срп. ц, мартъ, стр. 273}.-- Высокопреосвященный митрополитъ Иннокентій въ апрѣлѣ 1898 года имѣлъ случай ясно выразить свой взглядъ на это дѣло. Въ Сербіи вообще довольно часто являются различные проповѣдники, миссіонеры. Послѣ того какъ епископъ Штроссмайеръ, управлявшій доселѣ католическою церковію въ Сербіи, отказался отъ этой чести, въ Бѣлградъ прибылъ 9 апрѣля Ивань Вуичичъ, боснійскій францисканецъ и представился митрополиту, назвавъ себя миссіонеромъ римской церкви для Сербіи. На это высокопреосвященный Иннокентій отвѣтилъ, что Сербія -- страна христіанская и потому въ ней нѣтъ мѣста для миссіонеровъ {Тамъ же, апр. стр. 379.}... Митрополитъ Иннокентій въ вопросѣ о конкордатѣ обѣщалъ идти по слѣдамъ покойнаго митрополита Михаила и -- сдержалъ свое слово: конкордатъ отвергнутъ. Эту важную вѣсть митрополичья канцелярія сообщила всему православному народу и духовенству королевства Сербіи особымъ отношеніемъ, которое гласитъ, что "вопросъ о конкордатѣ снятъ съ очереди {Тамъ же. окт. стр. 886--887.}."
   Съ началомъ 1898--99-го учебнаго года въ Бѣлградской духовной семинаріи введено преподаваніе философіи и новыхъ языковъ. Въ первый классъ принято 160 учениковъ (въ предшествующіе два года пріема въ семинарію не было). Учебныя занятія начались съ 10 сентября. Ректоромъ семинаріи состоялъ съ марта 1898-го года прот. Ефремъ Иличъ, а съ 25 янв. текущаго года ректоръ семинаріи -- архим. Кириллъ, бывшій настоятель сербскаго подворья въ Москвѣ. На мѣсто проф. М. Влаича, вышедшаго за штатъ, назначень Ст. Чутурило. Архимандритъ Иларіонъ Весичъ, кандидатъ богословія, выдержалъ экзаменъ на званіе профессора. Впрочемъ въ силу утвержденныхъ королемъ 11 декабря 1898 г. "измѣненій и дополненій закона о семинаріи" суплентами и профессорами для преподаванія богословскихъ наукъ могутъ поставляться и безъ профессорскаго экзамена лица духовнаго сана, съ отличнымъ успѣхомъ окончившія курсъ бѣлградской семинаріи и православной духовной академіи заграницей или же извѣстныя своими учеными трудами. Жалованье эти супленты и профессора получаютъ такое же, какое и нынѣшніе профессора, т. е по уставу 28 февраля 1875 г.-- 8 ноября митрополитомъ Иннокентіемъ "пострижены въ чтецы" (т. е. посвящены въ стихарь) профессора: Ефремъ Поповичъ, Петръ Противъ, Павелъ Швабичъ, Стефанъ Веселиновичъ и Драголюбъ Поповичъ. Но примѣру русской церкви митрополитъ Иннокентій сдѣлалъ распоряженіе, чтобы профессора семинаріи произносили поученія въ храмахъ въ большіе праздники и причемъ облачались въ стихарь. Первый произносилъ проповѣдь въ стихарѣ Петръ Протичь 8 ноября. "Мы привѣтствуемъ -- пишетъ по этому случаю "Весник српске цркве" -- эту новость, хотя бы съ большимъ удовольствіемъ слушали, если бы гг. профессора семинаріи поучали съ церковной каѳедры какъ лица высшаго духовнаго чина, а не какъ чтецы" {Весн. срп. ц. ноябрь. стр. 1061--1062.}.-- Не лишнимъ считаемъ отмѣтить, что съ 1898--99-го учебнаго года преподаваніе русскаго языка сдѣлано обязательнымъ во всѣхъ среднихъ учебныхъ заведеніяхъ королевства Сербіи Отмѣтимъ также крупное пожертвованіе Велимира М. Теодоровича, скончавшагося въ Мюнхенѣ и оставившаго по завѣщанію все свое имущество въ 2 мил. динаровъ (франковъ) на просвѣтительныя цѣли въ Сербіи, съ тѣмъ чтобы имуществомъ его управляли Сербскій Государственный Совѣтъ {Тамъ же. мартъ. стр. 284.}.
   Въ іюлѣ 1897 г исполнилось 700 лѣтъ со времени основанія на Аѳонской горѣ сербскаго Хиландарскаго монастыря, "задушбины" Нѣманичей. Годовщина эта торжественно отпразднована въ монастырѣ и въ Сербіи, откуда отправлена была на Аѳонъ нарочитая депутація. Въ Хиландарскомъ монастырѣ хранилось до 1896 года знаменитое Мирославово Евангеліе XII в., писанное дьякомъ Григоріемъ для князя Мирослава, сына Завидина, племянника Стефана Нѣмани,-- великолѣпная рукопись на прекрасномъ топкомъ и нѣжномъ пергаминѣ въ листъ большаго формата (длиною 9 вершк. слишкомъ, а въ ширину ок. 7 и, сохранилось всего 181 л.): начальныя буквы изящно разрисованы различными красками: такихъ буквъ ни по величинѣ, ни по красотѣ рисунка, ни по нѣжности работы нѣтъ ни въ одной изъ древнихъ кирилловскихъ рукописей, доселѣ открытыхъ. Рукопись писана отчетливымъ крупнымъ уставомъ, въ два столбца Въ 1896 г., когда король Александръ посѣтилъ Хиландаръ, тамошніе монахи принесли ему въ даръ это Евангеліе. Сербскій король, желая сдѣлать доступнымъ для науки этотъ важный древне-сербскій памятникъ, распорядился фотографировать его весь сполна. Одинъ экземпляръ этого роскошнаго фотохромолитографическаго изданія съ благодарностію получила и Московская духовная академія чрезъ сербскаго посланника въ С.-Петербургѣ генерала Савву Грунча.
   Въ сербскомъ городѣ Пожаревцѣ 24 іюня происходило церковное торжество по случаю освященія памятника князю Милошу Обреновичу, освободителю страны отъ власти турокъ и основателю нынѣшней Сербіи. Освященіе совершилъ митрополитъ Иннокентій въ присутствіи короля, членовъ правительства, представителей всѣхъ сословій и корпорацій и массы народа {}.-- Для увѣковѣченія памяти сербскихъ воиновъ, павшихъ въ славной Косовской битвѣ (1389 г) открыта была въ Сербіи подписка на памятникъ, давшая уже свыше 60 тыс. динаровъ: кромѣ того изъ казны отпущено 10 т. динаровъ. Памятникъ будетъ воздвигнутъ въ Крущевцѣ {Весн. срп. ц. іюль. стр. 680--681. При Пожаровнѣ въ 1815 г. одержана Милошемъ славная побѣда надъ турками.}.
   Въ день торжественнаго открытія памятника Царю-Освободителю въ Москвѣ, 10 августа, сербскій король послалъ Государю Императору слѣдующую телеграмму:
   "Въ этотъ день, посвященный славной и вѣчной памяти въ Бозѣ почивающаго Императора Александра II, Августѣйшаго Дѣда Вашего Императорскаго Величества и моего незабвеннаго Крестнаго Отца, я, мысленно съ тѣми, кои оказываютъ Ему сегодня поклоненіе и благодарность, и со всѣмъ сербскимъ народомъ, присоединяюсь къ молитвамъ, которыя возносятся сегодня Всемогущему о благополучіи Вашего Императорскаго Величества и Августѣйшей Семьи Вашей, о славѣ и процвѣтаніи Вашей Державы".

Александръ.

   Государь Императоръ изволилъ послать сербскому королю Александру слѣдующую телеграмму:
   "Благодарю Ваше Величество за участіе, которое Вы приняли со всею Сербіей въ этотъ торжественный для Россіи день".

Николай.

   Сербскіе церковные дѣятели внѣ королевства Сербіи -- римско-призренскій (въ Старой Сербіи) митрополитъ высокопреосвященный Діонисій Петровичъ и администраторъ скопійской (въ Македоніи) митрополіи архимандритъ Фирмилліанъ продолжали и въ 1898-мъ году {Сербъ по происхожденію Діонисій состоитъ митрополитомъ рашско-призренскимъ съ 25 янв. 1896 г (о немь -- въ Бог. Вѣстн. 1897. апр. 113--116). Архим. Фирмилліанъ управляетъ скопійской митрополіей съ 4 окт. 1897 1 (о первыхъ его распоряженіяхъ -- въ Бог. Вѣстн. 1898, іюнь. 326--327).} ревностную дѣятельность по благоустроенію своихъ митрополіи. Что касается высокопреосвященнаго Діонисія, отмѣтимъ учрежденіе имъ вспомогательной кассы для вдовъ и сиротъ священниковъ и учителей (съ ежегоднымъ членскимъ взносомъ по одной турецкой лирѣ) и окружное посланіе, призывающее священниковъ содѣйствовать уничтоженію укоренившихся у сербовъ безнравственныхъ обычаевъ купли и продажи невѣстъ со стороны ихъ родителей и опекуновъ {Весн. срп. ц. февр. стр. 185 и сент. 878.}. Архимандритъ Фирмилліанъ лѣтомъ 1898 г. открылъ въ г. Скопіи педагогическіе курсы, на коихъ священники и учителя скопійской епархіи обучались сербскому церковному пѣнію, а также Закону Божію, медицинѣ и сельскому хозяйству. Въ веденіи учебной части курсовъ принималъ личное участіе самъ ихъ устроитель.-- Не смотря на свои заслуги и на ходатайство сербскаго правительства предъ Портою архимандритъ Фирмилліанъ доселѣ не возведенъ въ санъ митрополита скопійскаго.
   21 ноября 1898 г., какъ сообщаетъ "Глас Црногорца" въ Цетиньѣ (въ Черногоріи) съ особою торжественностію былъ отпразднованъ день Введенія во храмъ Пресв. Богородицы, домовой праздникъ института Государыни Императрицы Маріи Ѳеодоровны. На богослуженіи присутствовали: князь Николай, наслѣдникъ Даніилъ, княжичъ Марко, представитель Россіи К. А. Губастовъ, полковникъ H С. Сумароковъ, министры, институтскій персоналъ и именитые граждане. Въ концѣ благодарственнаго молебствія провозглашено было многолѣтіе августѣйшей покровительницѣ института Государынѣ Императрицѣ Маріи Ѳеодоровнѣ и черногорской княгинѣ Миленѣ. Пѣлъ хоръ воспитанницъ. Послѣ богослуженія былъ актъ въ большой залѣ въ присутствіи княжескихъ особъ и почетныхъ гостей. Общимъ хоромъ былъ пропѣтъ русскій народный гимнъ Боже Царя храни, сопровождавшійся единодушнымъ и громкимъ ура!, послѣ чего черногорскій князь Николай пилъ за здравіе Ихъ Величествъ Государынь Императрицъ Маріи Ѳеодоровны и Александры Ѳеодоровны, а г. Губастовъ провозгласилъ тостъ за князя, княгиню и весь княжескій домъ.-- Процвѣтаніе цетинскаго института много обязано ревностной дѣятельности нынѣшней начальницы его С. П. Мертваго (бывшей начальницы рязанской женской гимназіи). Софья Петровна Мертваго на занимаемомъ ею съ 1888 года посту пріобрѣла великую любовь и признательность среди черногорцевъ и сербовъ, живущихъ въ Босніи и Герцеговинѣ и въ Австро-Венгріи, откуда съ охотою посылаютъ своихъ дочерей на воспитаніе въ цетинскій институтъ. О значеніи г-жи Мертваго среди южныхъ славянъ можно судить по рѣчи, сказанной ей 21 ноября 1895 года, въ день 25 лѣтія упомянутаго института, черногорскими княземъ Николаемъ: "Въ цѣломъ южномъ славянствѣ, по отзывамъ знатоковъ ученыхъ, этотъ институтъ стоитъ въ первомъ ряду передъ другими, на великую пользу Черногоріи и славу Россіи. Но что поднимаетъ его на такую высоту?-- Этимъ мы обязаны тому жизнеобильному русскому сердцу, которое бьется въ стѣнахъ его. Въ великой, братской намъ Россіи, благотворительность творитъ чудеса, которымъ удивляется западная, просвѣщенная Европа Это чуткое и отзывчивое русское сердце создало и на нашихъ высотахъ ароматнѣйшій цвѣтокъ балканскій, цетинскій институтъ, который своимъ успѣхомъ обязанъ вамъ, госпожа, вашему мудрому, ревностному и просвѣщенному управленію" {Моск. Вѣд. 1898 No 37.}.
   Въ октябрѣ 1898 г. черногорскимъ княземъ Николаемъ утвержденъ законъ о жалованьи учителямъ народныхъ и среднихъ школъ {Всего въ настоящее время въ Черногоріи сто двадцать государственныхъ и частныхъ школъ.}. Возбужденъ также вопросъ о томъ, чтобы и духовенство получало постоянное жалованье изъ государственной казны. До настоящаго же времени черногорское духовенство содержится доходами съ церковныхъ сборовъ, различными пожертвованіями и платой за требы.
   Высокопреосвященный Митрофанъ, митрополитъ черногорскій, въ заботахъ о религіозно-нравственномъ воспитаніи духовенства и народа, составилъ на основаніи авторитетныхъ сочиненій русскихъ и сербскихъ богослововъ "Спомочно упуство о исповиjеди за свештенство и народѣ", т. е. "Руководство къ исповѣди для духовенства и народа" (Цетинье. 1898. No 306) {Благопріятные отзывы онъ этой книгѣ даны въ Христ. Чтеніи. 1399. янв. стр. 191--192 (проф. И. С. Пальмова) и въ Уч. Зап. Импер. Каз. Университета. 1399 (проф. А. И. Александрова).}.
   Католицизмъ въ Черногоріи, повидимому, дѣлаетъ значительные успѣхи за послѣднее время, что можно заключать уже по одному тому, что католическое населеніе этого исконнаго православнаго княжества за послѣдніе три года, какъ видно изъ оффиціальнаго отчета католической пропаганды, увеличилось на 1000 человѣкъ, тогда какъ общее число католиковъ, живущихъ въ Черногоріи, достигаетъ всего 6350 человѣкъ. Не безъ основанія, кажется, газеты усвояютъ этотъ успѣхъ католицизма вліянію конкордата, заключеннаго Черногоріей съ Ватиканомъ. Всякій римскій конкордатъ, какими бы соображеніями ни вызывался онъ, есть несомнѣнная засада для православныхъ, и рано или поздно онъ приноситъ горькіе плоды для православія {Церк Вѣстн. 1899. No 3, стр. 105.}. Впрочемъ, правительственный черногорскій органъ "Глаc Црногорца" утверждаетъ, что католической пропаганды въ Черногоріи нѣтъ, и если за послѣднее время въ княжествѣ больше католиковъ, чѣмъ прежде, то они не изъ мѣстнаго населенія, а пришлые изъ Албаніи и Австріи.

(Окончаніе слѣдуетъ).

Г. Воскресенскій.

   26 февраля 1899 года
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru