Если сильные мира сего начинают ссылаться на "сознание" или "волю" народа, тогда слабым сегомира не сдобровать. Обыкновенно всякие проявления народных чувств (кроме чувства беспредельной преданности) складываются у нас в особых местах, известных под собирательным названием: "куда Макар телят не гонял". Но есть специальная категория этих чувств, которая тщательно отбирается и под соответствующим номером хранится в канцеляриях. К этой категории относятся, так сказать, "боевые" чувства. Например, "чувство негодования народа по поводу некоторых тлетворных учений", или "чувство возмущения народа еврейским засилием" и т. п. И хотя хороший тон культурного человека, вообще говоря, не позволяет ссылаться на настроения простонародья, для того рода чувств делается почетное исключение.
Это лишний раз подтвердил начальник главного тюремного управления Хрулев в думской бюджетной комиссии. На "гуманное" предложение Гучкова уничтожить нерчинскую каторгу, заменив ее новой каторжной тюрьмой в Европейской России, г. Хрулев возразил, что это не мирится с "сознанием народа". Согласно этому "сознанию", каторга должна быть подальше от метрополии, а вы, мол, хотите перенести ее в центр страны.
Очевидно, все-таки имеются два издания "народного сознания" -- официальное и неофициальное. Ибо по неофициальным сообщениям исследователей народной жизни мы знаем, что неофициальное "народное сознание" вообще тяготится всякими каторжными предприятиями, независимо от их отдаленности от метрополии. Известно, что народ (настоящий, а не канцелярский) смотрит на каторжан, как на несчастных, страдающих, обиженных. Но, очевидно, это совсем не имеет ничего общего с официальным изданием "народного сознания", формулируемого г. Хрулевым. Есть ведь два "Юрия Милославских" -- одного написал Загоскин, другого -- Хлестаков. Вероятно, так же обстоит дело и с "сознанием народа".
П. О.
"Одесские новости",
16 марта 1912 г.
Перепечатывается впервые.
В газете "Одесские новости" Воровский сотрудничал в 1912 г. (март--июнь). Это была одна из крупнейших провинциальных газет. Среди ее постоянных авторов были известные писатели, в том числе Бунин, Куприн, Юшкевич, журналисты Амфитеатров, Аверченко, Кармен, Жаботинский, Герцо-Виноградский и другие. "Одесские новости" придерживались умеренной либеральной программы. Старейший одесский журналист П. Аренберг, работавший в ту пору в "Одесских новостях" и встречавший там Воровского, вспоминает: "Приходя в редакцию, Вацлав Вацлавович никогда не принимал участия в редакционных спорах. Он оставался в редакции очень мало времени и общался только с двумя-тремя товарищами. Воровскнй чувствовал себя здесь отчужденно". Неудивительно, что Воровского отталкивала атмосфера "Одесских новостей", где уживались друг с другом и кадеты, и меньшевики, и сионисты. Но в условиях, когда в Одессе не было возможности обрести более подходящую печатную трибуну, Воровский счел возможным использовать и либеральную газету, поставив при этом условие, что редакция не будет подвергать его материалы правке. Арест прервал работу Воровского в "Одесских новостях".