Воровский Вацлав Вацлавович
В кривом зеркале

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


  

В. В. Воровский

  

В кривом зеркале

  
   В. В. Воровский. Фельетоны
   Издательство Академии наук СССР, Москва, 1960
  
   Я на "Гетере Лаисе"1...
   Поднимается занавес. По сцене бродят сологубовские тихие бледные мальчики2.
   Какие-то женщины... тощие в одних калошах. Лаиса -- Инсарова, с ней турецкий посланник (единственный мужчина в штанах).
   Начинаются разговоры. Аристип -- санинист3. Диоген, по ошибке, подает реплики Любима Торцова.
   Публика начинает зевать. Тогда все уходят и остаются только Клеон (поэт) с хрупкой блондинкой.
   Клеон декламирует очень глупые стихи и думает, что это как раз по-гречески.
   К счастью, кто-то приходит, и влюбленным остается уйти за кулисы. Самое время.
   Но, увы! Их место занимает Лаиса с г. Багровым. Она хочет соблазнить его, но он упирается. Положим -- недолго. Публика предвкушает, но галерка преждевременно начинает хлопать, спугивая настроение г. Багрова.
   Остается только опустить занавес.
   На сцене за опущенным занавесом шум и крики.
   Более робкая публика озирается, хочет уйти. Репортер настораживает уши.
   Оказывается, что это коринфская агора -- наш толкучий рынок.
   Для пущей античности сидит слепой украинский лирник и вертит ручку бандуры.
   Пестрота, толкотня, шум. Можно подумать, что суть массовой сцены в том, чтобы быть нелепой.
   Аристип разыгрывает роль покровителя бедных. Лаиса устраивает благотворительный спектакль: четыре дамы бегают кругом с картонными кухонными ножами, а она стоит посредине и делает движения "по Мюллеру"3.
   Кругом публика в такт лезгинки хлопает в ладоши и припевает:
  
   Больше ходишь -- меньше спишь,
   Меньше ходишь -- больше спишь!
  
   В заключение г. Багров призывает толпу к бунту. (Небось, как театр снимал, каким тихоньким притворялся!) А Лаиса доказывает пользу всеобщего, равного и прямого...
   Опять шум за занавесом, но публика уже не верит и улыбается.
   Пир. Правда, съестного нет, но есть чашки и кувшины. Направо, за столом, мужчина, похожий на воздушный шар; он оказывается банкиром.
   Разговор:
   -- Что общего у банкира с воздушным шаром?
   -- И тот и другой могут лопнуть.
   Делают вид, что пьют. Потом пляшут (очень скверно) какие-то черкешки. Но галерея довольна.
   Когда все сильно выпили, вспоминают, что невредно пойти бороться за свободу.
   Оставшись одна, Лаиса ловит момент и хочет соблазнить профессора философии Ксенократа. Но он, увы...
   Опять обнимается она с Полимоном. Публике невмочь. Как вдруг появляется невеста Багрова, г-жа Мансветова.
   Короткий, но высоконравственный диалог. Лаиса уничтожена. Багров покидает г-жу Инсарову, хватает в охапку г-жу Мансветову и убегает.
   Тем временем за кулисами побеждает свобода!
  

-----

  
   Опять поднимается занавес, но уже без предварительного шума.
   Приходит г-жа Инсарова и уверяет, что с прошлого акта прошло десять лет.
   Публика снисходительно улыбается.
   Следует краткое содержание "Черных воронов" того же г. Протопопова.
   -- Реакция,-- говорит г-жа Инсарова,-- возвела гонение на школы, вместо школ строят храмы; жрецы зарабатывают более, чем учителя гимназии, и т. п.
   Приходит депутация от женщин и жалуется на мужей. -- Vote for women! -- голосуйте за женщин,-- отвечает им г-жа Инсарова и рекомендует записаться в ряды суфражисток. Те, посрамленные, уходят.
   Появляется Калхас. Публика "лопается" от смеха. Г-жа Инсарова начинает декламировать.
  
   Пенорожденная, пенорожденная,
   Ты, Афродита, моя незабвенная!
   Сбора не сделала, скуку навеяла,
   Вместо восторга унынье посеяла.
   О, Протопоповым пенорожденная.
   Загромождэюще-загроможденная...
  
   Тут занавес пресек новый залп пенорожденности. Ну, скажем, я претерпел, но каково публике, уплатившей за это еще билетный сбор?

Фавн

   "Одесское обозрение",
   30 октября 1908 г.
  
   Перепечатывается впервые.
   1 Фельетон написан в связи с постановкой в Одессе пьесы "Гетера Лаиса", бездарного и реакционного драматурга В. Протопопова.
   2 Намек на героев романа Ф. Сологуба "Мелкий бес".
   3 Мюллер -- автор руководства по лечебной гимнастике.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru