|
Скачать FB2 |
| |
Эмиль Верхарнъ.
Монастырь.
Пьеса въ четырехъ актахъ.
Переводъ Н. Степановой.
ДѢЙСТВУЮЩІЯ ЛИЦА:
ПЕРВЫЙ АКТЪ.
Монастырскій садъ: правильно разбитые цвѣтники, кусты буксуса, бесѣдки изъ зелени, солнечные часы. Направо, на переднемъ планѣ крестъ на возвышеніи. Налѣво -- входъ въ часовню въ романскомъ стилѣ Въ глубинѣ монахи играютъ въ шары, вяжутъ рыболовныя сѣти, исправляютъ садовые инструменты. Нѣкоторые изъ монаховъ бесѣдуютъ, усѣвшись полукругомъ на широкой деревянной скамьѣ.
(Обращается къ другимъ монахамъ, которые прервали свои игры и слушаютъ, не становясь ни на чью сторону)
(Обращается къ Донъ Марку и Донъ Милиціану)
(Обращается прямо къ Донъ Балтазару)
(Какъ бы обезумѣвъ, онъ падаетъ на колѣни)
(Онъ удаляется, монахи изумлены. Вскорѣ Донъ Милиціанъ и Донъ Маркъ догоняютъ его въ аллеѣ. Они исчезаютъ)
(При видѣ приближающагося настоятеля всѣ умолкаютъ)
(Старый настоятель, опираясь на посохъ, медленно приближается. Ѳома быстро направляется къ нему. Остальные монахи, одинъ за другимъ, уходятъ и въ концѣ концовъ никого не остается).
(Ѳома удаляется, но потомъ останавливается. Настоятель смотритъ на него. Онъ уходитъ)
(Онъ уходитъ. Донъ Балтазаръ быстро подходитъ къ Донъ Марку, который съ нѣкотораго времени издали наблюдалъ за ними)
(Онъ бросается на грудь Балтазару. Колокола звонятъ)
(Они уходятъ въ разныя стороны. Занавѣсъ падаетъ)
ВТОРОЙ АКТЪ.
Капитульная зала: деревянныя скамьи, полъ изъ бѣлыхъ и черныхъ плитъ съ циновкой посерединѣ. На стѣнѣ распятіе. Направо, на своемъ обычномъ мѣстѣ, Донъ Балтазаръ, распростертый, съ лицомъ, закрытымъ руками. Входитъ Ѳома и медленно приближается къ нему. Слегка трогаетъ его за плечо.
(Пауза. Донъ Балтазаръ не отвѣчаетъ)
(Пауза)
(Въ капитульную залу внезапно входитъ настоятель. Оба монаха молчатъ. Чувствуется ихъ замѣшательство. Немного погодя Донъ Балтазаръ подходитъ къ нему)
(Колоколъ звонитъ. Слышны приближающіеся шаги. Монахи входятъ въ капитульную залу и становятся каждый на свое мѣсто. Настоятель входитъ на каѳедру)
(Молчаніе)
(Онъ указываетъ на распятіе на стѣнѣ),
(Молчатъ)
(Полное молчаніе)
(Онъ обводитъ всѣхъ взглядомъ -- молчаніе: никто не шелохнется)
(Долгая пауза; настоятель мало-по-малу успокаивается и продолжаетъ)
(Обращается къ Донъ Балтазару)
ТРЕТІЙ АКТЪ.
Декорація перваго акта: монастырскій садъ.
(Пауза)
(Пауза)
(Слышны звуки колокола)
(Они уходятъ. Появляются монахи. Одни прогуливаются по аллеямъ. Другіе собираются вмѣстѣ и разговариваютъ)
(Монахи уходятъ за Ѳомой, оставляя Идезбальда, который -- побѣжденный -- опускается на скамью; съ другой стороны сада появляется донъ Балтазаръ. Онъ идетъ и преклоняетъ колѣна предъ распятіемъ. Но едва онъ началъ молиться, къ нему подходитъ Идезбадьдъ)
(Онъ встаетъ и прогоняетъ Идезбальда, который, наконецъ, уходитъ)
(Донъ Балтазаръ снова опускается на колѣни. Но лишь только онъ началъ молиться, появляется Донъ Маркъ. Онъ прямо идетъ къ Донъ Балтазару)
(Донъ Балтазаръ пораженъ. Молчаніе. Кажется, что онъ внезапно прозрѣлъ)
(Онъ указываетъ на Донъ Марка)
(Онъ уходитъ)
(Колокола звонятъ, монахи входятъ въ церковь. Донъ Балтазаръ въ волненіи возвращается назадъ и вдругъ какъ будто рѣшается на что-то. Вѣрующіе идутъ вереницей черезъ садовую калитку слушать воскресную обѣдню. Донъ Балтазаръ вмѣстѣ съ ними проходятъ на паперть).
ЧЕТВЕРТЫЙ АКТЪ.
Храмъ. Въ глубинѣ -- алтарь. Направо, въ тѣни, загражденная трибуна, гдѣ Донъ Балтазаръ исполняетъ свою епитимію. Налѣво -- каѳедра. Около двери, на стѣнѣ, огромное распятіе. Донъ Милиціанъ въ алтарѣ кончаетъ служить обѣдню и поетъ Ite Missa est и направляется къ ризницѣ. Монахи отвѣчаютъ Alleluia.
(Настоятель медленно поднимается на каѳедру. Вѣрующіе занимаютъ глубину церкви. Монахи сгруппировались около скамьи причастниковъ въ три ряда)
(На трибунѣ слышится сильный шумъ и Донъ Балтазаръ -- растерянный -- появляется за рѣшеткой)
(Донъ Маркъ бросается къ подножію распятія, онъ остается тамъ въ продолженіе всей сцены)
(Монахи поднимаются къ трибунѣ)
(Слышны удары топора по дереву)
(Монахи выломали дверь и схватили Донъ Балтазара. Сильное смятеніе. Вдругъ настоятель обращается къ толпѣ)
(Монахи направляютъ толпу къ двери храма)
(Онъ поднимаетъ посохъ)
(Онъ ударяетъ его)
(Онъ толкаетъ его ногой и тотъ падаетъ лицомъ на землю)
(Насмѣшливо)
(Монахи поднимаютъ Балтазара и гонятъ его къ двери церкви, которую съ сильнымъ грохотомъ захлопываютъ за нимъ)
(Долгое молчаніе. Наконецъ Ѳома подходитъ къ настоятелю. Въ этотъ моментъ всѣ монахи, за исключеніемъ Идезбальда и Донъ Маpка, окружаютъ Ѳому)
(Указывая на дверь, въ которую ушелъ Балтазаръ)
(Указывая на Ѳому)
(Настоятель и всѣ монахи уходятъ)
Конецъ.
Сборникъ товарищества "Знаніе" за 1908 годъ. Книга двадцать первая
|