Волошин Максимилиан Александрович
Видение Иезекииля

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


М. А. Волошин

Видение Иезекииля

   Во время Войны и Революции я знал только два круга чтения: газеты и библейских пророков. И последние были современнее первых.
   Газеты -- это наркотик. Это питье разжигающее, но не утоляющее жажды.
   Пророки -- это тот ключ, про который сказано:
  
   "Он лучше всех жар сердца утолит".
  
   Только в Библии можно найти слова, равносильные пафосу, нами переживаемому.
   Малое зерно, из которого проросла вся наша культура, -- Иудея, кинутая между жерновами двух мировых царств -- Египта и Ассирии, нашла те образы и те идеи, в которые укладываются мировые катастрофы всех стран, всех времен. Ничего равносильного этой политической поэзии в последующей истории создано не было. И в эпохи, подобные нами переживаемой, люди невольно возвращаются к первоисточникам.

_________________________________

   Как различны голоса Библии.
   Исступленный Наум, дышащий пламенем и яростью...
   Яркая и широкая историческая живопись Аввакума...
   Политические памфлеты и вопли Иеремии, занимающего в Иерусалиме положение почти большевика, призывающего к союзу с Германией -- Ассирией против старого культурного союзника -- Египта, -- создателя теории "Бичей Божьих"...
   Необычайная мессианская гроза Второ-Исайи, райское видение будущего мира всего мира, раскрывающееся посреди мировых катастроф и бедствий; ликующая песня, прорвавшаяся из ада земных страданий...
   Глубокая символика Апокалипсиса Эздры. Тонкая эмблематика Захарии...
   И наконец Иезекииль, стоящий перед полем, усеянным мертвыми костями, на глазах у которого эти кости начинают оживать и обрастать плотью.

___________________________________

   Иезекииль, как и Моисей, -- выносил Бога лицом к лицу и оставил нам описание своего видения, столь точное и детальное, какого мы не находим ни у одного из духовидцев древних и новых времен.
   Его Господь разговаривает со своею избранной страной голосом и словами ревнивого мужа с неверной женой; с теми реалистическими деталями, которые смели только библейские пророки влагать в уста Божьи.
   Не та же ли ревнивая любовь Господа проявляется и в судьбах России -- поруганной, обиженной и кинутой на позор перед всеми народами?
   Ее образ стоял предо мной, когда я писал "Видение Иезекииля", стараясь быть как можно более точным и близким к библейскому тексту, только одним расположением слов и модуляциями ритма стараясь довести силу выражения до последней ударности.
  
   Бог наш есть огнь поядающий. Твари
   Явлен был свет на реке на Ховаре.
   В буре клубящейся двигался он --
   Облак, несомый верховными силами --
   Четверорукими, шестерокрылыми,
   С бычьими, птичьими и человечьими,
   Львиными ликами с разных сторон.
   Видом они точно угли горящие,
   Ноги прямые и медью блестящие,
   Лики, как свет раскаленных лампад,
   И вопиющие, и говорящие,
   И воззывающе к Господу: "Свят!
   Свят! Вседержитель!" А около разные,
   Цветом похожи на камень топаз,
   Вихри и диски, колеса алмазные,
   Дымные ободы, полные глаз.
   А над животными -- легкими сводами --
   Крылья, простертые в высоту,
   Схожие шумом с гудящими водами,
   Переполняющими пустоту.
   Выше же вышних, над сводом всемирным,
   Тонким и синим повитым огнем,
   В радужной славе, на троне сапфирном,
   Огненный облик, гремящий, как гром.
   Был я покрыт налетевшей грозою,
   Бурею крыльев и вихрем колес.
   Ветр меня поднял с земли и вознес...
   Был ко мне голос:
   "Иди предо Мною --
   В землю Мою, возвестить ей позор!
   Перед лицом Моим -- ветер пустыни,
   А по стопам Моим -- язва и мор!
   Буду судиться с тобою Я ныне.
  
   Мать родила тебя ночью в полях,
   Пуп не обрезала и не омыла,
   И не осолила и не повила,
   Бросила дочь на попрание в прах...
   Я ж тебе молвил: живи во кровях!
   Выросла смуглой и стройной, как колос,
   Грудь поднялась, закурчавился волос,
   И округлился, как чаша, живот...
   Время любви твоей было... И вот
   В полдень лежала ты в поле нагая,
   И проходил и увидел тебя Я,
   Край моих риз над тобою простер,
   Обнял, омыл твою кровь, и с тех пор
   Я сочетался с рабою Моею.
   Дал тебе плат, кисею на лицо,
   Перстни для рук, ожерелье на шею,
   На уши серьги, в ноздри кольцо,
   Пояс, запястья, венец драгоценный
   И покрывала из тканей сквозных...
   Стала краса твоя совершенной
   В великолепных уборах Моих.
   Хлебом пшеничным, елеем и медом
   Я ль не вскормил тебя щедрой рукой?
   Дальним известна ты стала народам
   Необычайною красотой.
   Но, упоенная славой и властью,
   Стала мечтать о красивых мужах
   И распалялась нечистою страстью
   К изображениям на стенах.
   Между соседей рождая усобья,
   Стала распутной -- ловка и хитра,
   Ты сотворяла мужские подобья --
   Знаки из золота и серебра.
   Строила вышки, скликала прохожих
   И блудодеяла с ними на ложах,
   На перекрестках путей и дорог,
   Ноги раскидывала перед ними,
   Каждый, придя, оголить тебя мог
   И насладиться сосцами твоими.
   Буду судиться с тобой до конца:
   Гнев изолью, истощу свою ярость,
   Семя сотру, прокляну твою старость,
   От Моего не укрыться лица!
   Всех созову, что блудили с тобою,
   Платье сорву и оставлю нагою,
   И обнажу перед всеми твой срам,
   Темя обрею; связавши ремнями,
   В руки любовников прежних предам,
   Пусть тебя бьют, побивают камнями,
   Хлещут бичами нечистую плоть,
   Станешь бесплодной и стоптанной нивой...
   Ибо любима любовью ревнивой --
   Так говорю тебе Я -- твой Господь!"
  
   Впервые опубликовано: Дело (Одесса). 1919. No 2. 30 марта. С. 2.
   Исходник: http://dugward.ru/library/voloshin/voloshin_videnie_iezekiila.html
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru