Милле продал "Angelus" за 5 франков, а после его смерти он был перепродан в Америку за 500 тысяч франков. Это типичный образец возрастания ценности художественных произведений.
Художник получает самую малую часть исторической ценности своего произведения, а между тем он каждым своим новым произведением подымает рыночную ценность всего им сделанного ранее. Выявляющаяся ценность обогащает только перекупщиков, минуя самого художника. Было бы справедливо, чтобы он имел свою долю в этом возрастании ценности, в виде процентного отчисления в его пользу с чистой прибыли с каждой перепродажи его произведений.
Подобный закон уже проектировался во Франции, но проведение его было затруднено отсутствием регистрирующего продажу органа.
Поэтому для регулирования экономического положения художников необходимо создание такого рода союза или ГИЛЬДИИ, которая взяла бы на себя законодательное проведение такого закона о собственности и надзор за осуществлением его.
Но этого мало:
Ценность художественного произведения сразу повышается после смерти художника и продолжает расти многими десятилетиями соответственно его славе.
Отсюда необходимость создать такую художественную ГИЛЬДИЮ, которая позволила бы через головы "дюран-рюэлей"2 отвести от этой растущей в веках ценности струю, которая питала бы молодое растущее искусство.
Восстанавливая освященное европейской историей имя, мы называем этот союз "ГИЛЬДИЕЙ СВ. ЛУКИ".
Задачи Гильдии св. Луки
Заставить старое классическое искусство питать собою крайние молодые ростки нового прорастающего искусства. Для этого:
1) Гильдия берет на себя проведение закона о процентном отчислении с нарастающей ценности картины, взимая при каждой перепродаже 20% в пользу художника при его жизни, в пользу его наследников в течение 30 лет после его смерти, в исключительную пользу Гильдии по истечении этого срока.
2) Гильдия берет на себя всю неизбежную работу по регистрации художественных произведений своих членов, следит за переходом их из рук в руки, скрепляет нотариально каждую перепродажу.
При этих условиях в руках ГИЛЬДИИ через столетие уже скопляются громадные капиталы и она образует громадный художественный кооператив, устраняя постепенно перекупщиков картин и торговцев.
Важно так обставить действия ГИЛЬДИИ, чтобы она не могла превратиться в базар ходового художественного товара, к чему, к сожалению, имеет склонность всякая деловая художественная организация, а действительно обращала избыток своих средств на поддержку революционного, еще не признанного ни публикой, ни рынком искусства, и на объединение всех искусств, имеющих отношение к устройству человеческого жилища.
Для этого необходимо установление правильного взгляда на способ и сущность художественного заказа.
О заказе
В искусстве ценны только крайности: или крайнее новаторство, или крайний консерватизм, доведенный до полноты художественного совершенства.
Ценен Сезанн, ценен Энгр. Но все среднее, что лежит между ними, не ценно для развития искусства.
Если вопрос о художественной ценности решается коллегиально посредством жюри, то оно неизбежно приходит к решению компромиссному, то есть, отметая крайности, останавливается именно на среднем.
К этому приводят обычно все официальные и частные комиссии для покупки картин и раздачи заказов.
Между тем талантливый заказ -- это высший импульс искусства... Творческие эпохи искусства создавались благодаря гениальным заказам отдельных лиц. Можно утверждать, что высокий Ренессанс был создан по заказу банкирского дома Медичисов. В нашем искусстве мы знали тоже талантливых заказчиков, как Дягилев или С.И. Мамонтов, который заказал и Шаляпина, и Врубеля, и Римского-Корсакова...
Основным свойством таланта этих заказчиков было то, что целью заказа являлось не произведение, а сам художник.
Они интуитивно угадывали, что нужно от искусства потребовать, и умели заказать то, что художник сам не успел сознать в себе.
Таких людей своей эпохи художники должны отыскивать и привлекать к творческой деятельности в гильдии.
Обычно в истории искусства личное богатство являлось необходимым условием проявления творчества заказчика, но люди, обладающие этим даром, могут и не обладать средствами. Мы видали примеры этому в иных областях искусства. В области литературы таков был Дидро, раздававший темы друзьям, заказавший Руссо философию естественности.3 Гильдия св. Луки должна изыскивать таких заказчиков и давать им возможность осуществлять свою инициативу.
В таких инициативных волях нуждаются в настоящую эпоху не столько живописцы, сколько архитектора.
Так как сами художники естественно бывают разделены на партии, то для поддержки единства они привлекают к управлению Гильдией и художественных критиков, историков, хранителей музеев, т.е. людей более широкой терпимости и практичности.
Художники в Гильдии группируются по выставочным группам так, чтобы каждая представляла собою особое художественное направление. Тем группам, которые по своему художественному направлению сходны, предлагается объединиться в одну.
Каждая группа состоит из трех иерархий:
1) Учеников: художников, нерегулярно участвующих в выставках.
2) Подмастерьев: членов выставочной группы.
3) Мастеров: художников, выбранных каждой группой, как ее идейных и наиболее ярких представителей.
Мастера каждой группы выбирают из своей среды по одному распорядителю в совет мастеров-распорядителей. Эти же мастера, число которых определяется числом выставочных групп, кооптируют в равном себе количестве мастеров нехудожников из числа художественных критиков, деятелей, историков искусства, хранителей музеев и коллекционеров, чтобы они были уравновешивающим началом, примиряющим неизбежную партийную рознь.
В свою очередь этот совет мастеров-распорядителей избирает совокупно группу мастеров-зачинателей из числа тех, кто в настоящую эпоху является, по ее мнению, наиболее одаренным гением художественного заказа. Этой группе поручается выработка и разработка художественных предприятий Гильдии, но выполнение их поручается всегда одному лицу со всей полнотой свободы заказа.