Кромѣ устройства путей въ Сибири, Россія должна подумать и о другихъ своихъ азіатскихъ окраинахъ, которыя принято обозначать общимъ именемъ Средней Азіи, и здѣсь нужны какъ пути внутри самаго края, такъ и соединеніе его съ центромъ Россіи. Малонаселенность Средней Азіи, за исключеніемъ немногихъ оазисовъ, и обширныя, пустынныя степи, отдѣляющія ее отъ Россіи, до сихъ поръ мѣшали постройкѣ желѣзныхъ дорогъ (за исключеніемъ небольшой, бездоходной, стратегической закаспійской). Пока были въ виду однѣ дорогія, ширококолейныя желѣзныя дороги, остается радоваться тому, что правительство не вняло прожектерамъ, готовымъ съ казенной гарантіей, связать Среднюю Азію съ Россіей. Совсѣмъ иначе стоитъ дѣло, когда идетъ рѣчь о дешевыхъ желѣзныхъ дорогахъ, на первый разъ хотя бы съ животными двигателями (лошадьми, мулами, верблюдами). Сила животныхъ дешева въ Средней Азіи и киргизскихъ степяхъ, а паровыя желѣзныя дороги затрудняются отсутствіемъ лѣсовъ и рѣдкостью залежей каменнаго угля. Напомнимъ то обстоятельство, что французы въ Алжирѣ и Тунисѣ широко воспользовались желѣзными дорогами съ животными двигателями, система Дековилля нашла большое примѣненіе во время тунисской войны, а система Лартига была изобрѣтена именно въ виду условія Сахары, и верблюды прежде всего пригодились для нея, какъ движущая сила. И внутри Средней Азіи, и на путяхъ, соединяющихъ ее съ Оренбургомъ, Уральскомъ, Каспійскимъ моремъ и т. д., найдутся грузы, для оплаты процентовъ и погашенія для пути, постройка версты котораго обойдется тысячи въ три, много тысячъ въ пять рублей, а эксплоатація будетъ очень дешева. Однихъ казенныхъ грузовъ туда идетъ много, а съ другой стороны, для правительства очень важно имѣть удобные пути сообщенъ съ Средней Азіей. Въ виду ихъ можно будетъ значительно сократить содержимыя тамъ войска, такъ какъ въ случаі войны или возстанія ихъ будетъ легко доставить изъ Россіи Въ виду этого правительство скорѣе могло бы оказать со дѣйствіе такимъ дешевымъ дорогамъ, чѣмъ тѣмъ дорогимъ которыя, по газетнымъ извѣстіямъ, предполагается строить отъ Кизилъ-Арвата до Мерва, и которыя, конечно, тяжело лягутъ на государственный бюджетъ.
Дешевыя желѣзныя дороги по двумъ или болѣе направленіямъ, изъ Россіи въ Среднюю Азію, были бы полезны и потому, что не измѣнятъ сразу торговыхъ путей, установившихся давно, и не оставятъ въ сторонѣ киргизскихъ степей, доставляющихъ много продуктовъ скотоводства на русскіе рынки -- кожи, сало, шерсть, и нуждающихся въ мануфактурныхъ произведеніяхъ. Затѣмъ важно и то обстоятельство, что теплый климатъ Средней Азіи даетъ ей возможность производить такіе продукты, которые Россія получаетъ изъ-за границы, напримѣръ, шелкъ, хлопокъ, фрукты, вино и т. д. Здѣсь существуютъ, такъ сказать, естественныя условія обмѣна, зависящія отъ климата, а не отъ различія степени цивилизаціи. Еще естественнѣе такой обмѣнъ былъ бы между Средней Азіей и Сибирью. Послѣдняя не только по своему климату не можетъ производить подобные продукты, но ни откуда не можетъ получить ихъ дешевле, чѣмъ изъ Средней Азіи, лишь бы существовали удобные пути сообщенія {Только Амурскій край и побережье Охотскаго моря могли бы получить подобные продукты изъ Китая и Японіи удобнѣе и дешевле чѣмъ изъ Средней Азіи. Авт.}. Легкая, дешевая желѣзная дорога изъ Ташкента на Вѣрный въ Семипалатинскъ и Барнаулъ, или другой городъ на Оби, могла бы окупиться уже теперь, не упоминая о болѣе или менѣе близкомъ будущемъ, когда Сибирь будетъ гуще населена и потребуетъ болѣе продуктовъ теплыхъ климатовъ. Въ обмѣнъ она дала бы металлы, пушнину, лѣсъ и лѣсныя издѣлія, вѣроятно, и чай. Нѣтъ сомнѣнія, что разъ у насъ начнется постройка дешевыхъ желѣзныхъ дорогъ, будетъ умѣнье обращаться съ ними и найдутся средства еще у дешевить изготовленіе рельсовъ и подвижнаго состава, хотя бы постройкой ихъ на Уралѣ или Алтаѣ, вмѣсто выписки изъ-за границы, то онѣ подвинутся въ разныхъ направленіяхъ къ южнымъ окраинамъ Сибири, облегчая, напримѣръ, сношенія съ Монголіей {Давно идетъ вопросъ о расчисткѣ колесной дороги съ р. Чуи въ Алтаѣ въ Монголію. Наша торговля много лѣтъ хлопочетъ объ этой дорогѣ. Здѣсь существуетъ первобытный выочпый путь. На разработку этой дороги требуется по болѣе 90,000 руб. Къ сожалѣнію, до сихъ поръ вопросъ этотъ не разрѣшенъ. Говорятъ, что теперь дѣло за кабинетомъ. Странно, что здѣсь при настоятельныхъ нуждахъ отпускъ десятковъ тысячъ встрѣчаетъ затрудненіе, хотя желѣзно-дорожныя смѣты въ милліоны рублей легко разрѣшаются. Ред.}; чѣмъ легче типъ желѣзной дороги и уже ея колея, тѣмъ удобнѣе устроить ее въ горахъ, не прибѣгая къ тѣмъ дорогимъ сооруженіямъ, которыя возможны въ Алтаѣ, но еще надолго будутъ немыслимы не только на Алтаѣ, но даже и на Кавказѣ.