Н. Водовозовъ. Экономическіе этюды. Съ портретомъ автора. Изд. М. И. Водовозовой. Ц. 2 р. Москва. 1897 г. Книга этюдовъ покойнаго H. В. Водовозова представляетъ большой интересъ для читателей, какъ начинающихъ изученіе политической экономіи, такъ и познакомившихся уже съ главными ея основами. Въ книгу вошли четыре статьи по различнымъ вопросамъ, и самая большая по размѣрамъ, а также наиболѣе существенная по содержанію, это -- статья "Ученіе Мальтуса о народонаселеніи". Покойный экономистъ много занимался ученіемъ Мальтуса, и кромѣ этой статьи, въ которую вошли главнѣйшіе результаты этого изученія, ему принадлежитъ біографія Мальтуса въ серіи біографическихъ изданій Ф. Ф. Павленкова. Въ настоящей статьѣ читатели найдутъ обстоятельную критику какъ всѣхъ главнѣйшихъ положеній Мальтуса, такъ и его послѣдователей и противниковъ. Авторъ является сторонникомъ взглядовъ англійскаго экономиста о прямой зависимости между экономическимъ состояніемъ и увеличеніемъ народонаселенія, которую Мальтусъ формулируетъ въ трехъ положеніяхъ: 1) Народонаселеніе строго ограничено средствами существованія. 2) Народонаселеніе всегда увеличивается, когда увеличиваются средства существованія, если только оно не будетъ остановлено какой-нибудь могущественной встрѣчной причиной. 3) Всѣ препятствія, которыя, ограничивая силу размноженія, держатъ населеніе на уровнѣ средствъ существованія, сводятся въ концѣ концовъ къ нравственному воздержанію, пороку и несчастіямъ. На-ряду съ критикой этихъ положеній, Водовозовъ приводитъ всѣ новѣйшія біологическія и соціологическія данныя, которыми подтверждается гипотеза Мальтуса о тенденціи къ неограниченному росту населенія, при наличности требуемыхъ для этого условій. Попутно онъ касается вопроса о перенаселеніи, какъ результата современнаго капиталистическаго строя хозяйства. Въ заключеніе авторъ указываетъ, что если гипотеза Мальтуса и не стала закономъ, то во всякомъ случаѣ она не опровергнута, а вліяніе ея на развитіе науки объ обществѣ было и есть громадно.
Водовозовъ вовсе не является "ярымъ мальтузіанцемъ", какимъ его считаютъ нѣкоторые. "Главное,-- говоритъ онъ въ концѣ,-- что въ наше время умаляетъ значеніе ученія Мальтуса, это то, что оно недостаточно (курсивъ автора): его общія положенія вѣрны, но мы нуждаемся въ большемъ. Въ двухъ направленіяхъ доктрина Мальтуса должна быть дополнена и расширена. Авторъ "Опыта" совершенно правильно указалъ на зависимость роста населенія отъ условій экономическаго характера; современнымъ ученымъ слѣдуетъ подробно разобрать и установить настоящій характеръ этой зависимости... слѣдуетъ заняться изысканіемъ спеціальныхъ законовъ отдѣльныхъ историческихъ эпохъ". Авторъ сравниваетъ ученіе Мальтуса съ "недостроеннымъ зданіемъ: великолѣпный прочный фундаментъ, крѣпкія массивныя стѣны, но окна безъ рамъ и никакая крыша, никакой куполъ не увѣнчиваютъ прекраснаго сооруженія. Однако, оно не заброшено: рабочіе всякихъ профессій трудятся надъ нимъ, чинятъ бреши, причиненныя временемъ, замазываютъ щели и неустанно ведутъ къ завершенію столь геніально начатый великій трудъ". Тонкій анализъ автора, вмѣстѣ съ изяществомъ изложенія, дѣлаетъ его статью цѣннымъ вкладомъ въ эту общую работу.
Вторая статья -- "Рабочее движеніе въ Бельгіи" имѣетъ компилятивный характеръ, представляя сжатую исторію развитія бельгійской промышленности и, на-ряду съ нею, возникновенія и роста рабочаго класса въ Бельгіи. Статья крайне любопытна фактическимъ содержаніемъ и представляетъ необходимый источникъ для лицъ, интересующихся развитіемъ западно-европейской промышленности и связаннаго съ нею соціальнаго движенія. То же замое слѣдуетъ сказать и о статьѣ "Къ истеріи идей и партій въ Соединенныхъ Штатахъ", знакомящей съ развитіемъ рабочаго движенія въ Штатахъ.
Совсѣмъ особое мѣсто въ экономической литературѣ занимаетъ послѣдняя статья "Экономическія идеи французскихъ католиковъ", какъ своего рода unicum въ русской литературѣ. Думаемъ, что читателямъ еще памятна энциклика папы Льва XIII по рабочему вопросу и тотъ живой интересъ и обмѣнъ мнѣній, какіе она вызвала въ текущей печати. Въ своей статьѣ Водовозовъ знакомитъ читателя съ исторіей развитія идей, высказанныхъ въ энцикликѣ Льва XIII. Авторъ начинаетъ съ Ламеннэ, мятежнаго аббата, отдѣлившагося въ тридцатыхъ годахъ отъ церкви и примкнувшаго къ рабочему движенію. Постепенно, подъ давленіемъ требованій времени, когда-то объявленныя еретическими, идеи Ламеннэ получили теперь признаніе, и съ высоты папскаго престола раздается теперь призывъ къ "вѣрнымъ католикамъ" -- идти на помощь рабочему классу, въ которомъ высшій руководитель католицизма усмотрѣлъ силу будущаго. Забрать по возможности эту силу въ свои руки, подчинить её себѣ, какъ нѣкогда монархію,-- такова цѣль католическаго первосвященника, на которую онъ указываетъ вѣрному воинству. Нельзя не признать и теперь огромную жизненную мощь въ католичествѣ и глубокое пониманіе времени въ самой попыткѣ овладѣть рабочимъ движеніемъ и направить его въ вѣковѣчное русло католической церкви. Можно провести любопытную параллель между этой попыткой и стремленіемъ папства предъ реформаціей -- объединить и направить въ желательную сторону реформаціонныя попытки европейской мысли, требовавшей свободы духа и вѣры. Какъ тогда, такъ и теперь, католическая церковь располагаетъ безподобной организаціей, единственной въ мірѣ по своей стройности, обширности и строгой дисциплинѣ. Но можно думать, что и современная попытка кончится плачевно. И тогда, и теперь папство идетъ не впереди движенія, а сзади его, не оно направляло реформацію, а послѣдняя увлекала его за собой, какъ теперь увлекаетъ рабочее движеніе. Но, наученное прежнимъ опытомъ, папство теперь примкнуло къ движенію, справедливо понявъ, что если оно и не овладѣетъ рабочимъ движеніемъ, то все же болѣе выиграетъ отъ союза съ нимъ, чѣмъ отъ открытаго разрыва и сопротивленія. Въ этомъ отношеніи заигрываніе папы Льва XIII съ рабочимъ классомъ на Западѣ очень поучительно и характерно. И тѣмъ болѣе должна быть интересна указанная статья Водовозова для русскихъ читателей, которымъ совершенно незнакома эта самоновѣйшая глава въ исторіи католической церкви.