Водовозов Николай Васильевич
Ламеннэ, Фелисите-Роберт

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Ламеннэ (Félicité -Robert Lamennais) -- аббат, знаменитый французский писатель (1782--1854). Происходя из состоятельной дворянской семьи в Бретани и будучи воспитан в духе религиозного фанатизма, Л. в ранней молодости, под влиянием сочинений Руссо, обнаружил некоторое свободомыслие в религиозных вопросах; но этот период сомнений продолжался недолго, и он принял священство. Первое его сочинение: "Réflexions sur l'état de l'église en France" (1808), изданное анонимно и конфискованное администрацией, представляло собой резкое обличение философии XVIII века и недостаточного рвения католического духовенства. В 1814. г., в сотрудничестве с братом, он издал "Tradition de l' église de France sur l'institution des evêques"; своим ультра-клерикальным направлением оно так раздражило правительство Ста дней, что, приняв на себя одного авторство, Л. на время удалился в Англию. В своем "Essai sur l'indifférence en matiére de religion" Л., вооружаясь против равнодушия в вопросахверы, ищет новых доказательств истинности католичества и находит их во всеобщем признании. Критерий истины, по мнению Л., лежит не в индивидуальном уме, как полагает философия, а в убеждении народов. Истинная религия -- католицизм, потому что на его стороне большая часть человечества. Авторитет церкви, опирающейся на традицию и на народную веру, так велик, что ему должно внимать государство. Государства не может быть без религии, религии -- без церкви, церкви -- без папы; на этом Л. строит суверенитет папы, как в религиозных, так и в светских делах. Его политический идеал -- христианская монархия. Те же мысли, но в применении к Франции, развивались им во многих журнальных статьях и в сочинениях: "La religion considérée dans ses rapports avec l'ordre politique et civil" (1826) и "Les Progrés de la Révolution et de la guerre contre l'église" (1829). В первом Л. критикует декларацию 1682 г. и так назыв. "галликанские вольности". Резкость, с которой им осуждалось правительство за его якобы "атеизм" и "либерализм", навлекла на автора судебные преследования. Во втором сочинении ультрамонтанская оппозиция Л. достигает своего апогея. Законы 1828 г., ограничившие права духовенства в деле народного образования, дают ему повод обрушиться на министерство Мартиньяка. Он требует, чтобы духовенство перестало поддерживать правительство, враждебное религии; предостерегая его также и от союза с либеральной партией, Л. тем не менее высказывает последней большее сочувствие, чем партии реакционной. Безусловное осуждение либерализма сменяется теперь условным. Либерализм прав, требуя гарантии личности против тирании правительства, "но, отделенный от духовной сферы, он вынужден искать гарантию там, где ее нет и быть не может: в формах правления". Отныне Л. пишет на своем знамени: "свобода совести, свобода печати и свобода обучения". Революция 1830 г. находит в Л. открытого сторонника и наталкивает его на мысль об издании, в сотрудничестве с Монталамбером, Лакордером и др., журнала "L'Avenir". Программа последнего сводится к след. пунктам: 1) отделение церкви от государства; 2) гарантии личности (свобода совести, печати, преподавания, союзов, труда и промышленности); 3) уничтожение палаты пэров и крайностей централизации; 4) уничтожение избирательного ценза и установление всеобщего голосования. Невмешательство государства в церковные дела должно быть куплено, по мнению Л., отказом папы от светской власти и духовенства -- от государственного жалованья. Осведомившись о неудовольствии, которое возбудил в папе новый журнал, Л., со своими товарищами, отправился для объяснений в Рим, но не получил здесь никаких ясных указаний и продолжал издавать "l'Avenir" по старой программе. Только в 1832 г., ввиду категорического заявления папой своего неудовольствия, журнал был окончательно прекращен. С Л. была истребована подписка в том, что он не будет писать ничего противного учению и интересам церкви. Это не помешало, однако, Л., после тяжелой внутренней борьбы, выступить на дорогу радикальной и социалистической оппозиции, изданием замечательной книги: "Paroles d'un croyant" (1834), имевшей громадное влияние на тогдашнее французское общество. В форме библейских псалмов и евангельских притч, Л. нападает здесь на существующий экономический и политический строй, стоящий в противоречии с требованиями религии, и выступает защитником кооперации, права на существование, равенства полов и народного суверенитета. Специальной энцикликой от 15 июля 1834 г. "Paroles d'un croyant" были осуждены папой. Окончательно отрешившись от католической церкви ("Affaire de Rome", 1836), Л., в дальнейших своих сочинениях ("Le Pays et le gouvernement", 1840; "Une voix de Prison", 1841), становится в ряды наиболее передовой политической партии и подвергается неоднократно преследованиям за свои нападки против июльской монархии. В 1848 г. он издает газету "Le Peuple constituant", поссорившую его с некоторой частью рабочей партии, так как Л. высказывается здесь против ассоциаций по типу Луи Блана; его социализм предполагает лишь добровольное проявление братских чувств, людьми, просвещенными истинной верой и любовью. Особое место среди сочинений Л. занимает "Esquisse d'une philosophie" (1841--1846), где он выступает в качестве философа-спиритуалиста. Как всякое живое существо, человек подчинен закону прогресса. Доктрина первородного греха, поэтому, ошибочна и внутренне противоречива: как проявление индивидуальной воли, грех не может быть наследственным. Познание добра и зла было не грехом, а первым шагом человека на пути прогресса. Причина нравственного зла лежит в борьбе между законом единства всего человечества и индивидуалистическими стремлениями каждого человека; зло это-- эгоизм, предпочтение своего "я" семье, семьи отечеству, отечества -- человечеству, человечества -- Богу. Количество зла на земле постепенно уменьшается. Философия Л., не будучи оригинальной (она отражает на себе всего больше влияние Платона, св. Фомы и Шеллинга), возвышенна и характерна, как опыт совмещения религии с наукой. В сочинениях социально-политического характера и как инициатор журнала "L'Avenir", Л. является первым провозвестником католического социализма (см.); влияние его заметно на многих представителях французского духовенства 40-х гг. (аб. Констан, Шантом, и др.), на Берне (которым "Paroles d'un croyant" переведены на немецкий яз.) и Ренане. Громадная литература о Л. до 1849 г. указана в труде Керара (Quérard): "Notice bibliographique des ouvrages de M. La Mennais, de leurs réfutations, apologies et biographies de cet écrivain" (Пар., 1849). Из позднейших сочинений см.: Р. Janet, "La philosophie de Lamennais" (1890); "Correspondance de Lamennais" (1864); Roussel, "Lamennais d'aprés des documents inédits" (1892); Spuller, "Lamennais" (1893); Ferraz, "Etude sur la philosophie en France au XIX siécle" (1880); Adam, "Philosophie en France au XIX siécle" (1894); Sainte-Beuve, "Nouveaux Lundis"; Caro, "Nouvelles études morales" (1879); Renan, "Essais de morale et de critique" (1859); Щеглов, "История социальных систем" (т. II, гл. IV, 1889); L. Stein, "Geschichte der socialen Bewegung it Erankreich" (т. II, 1850).

Н. Водовозов.

Дополнение

   Ламеннэ (Фелисите-Роберт Lamennais) -- французский писатель. К литературе о нем: С. Котляревский, "Л. и современный католицизм" (М., 1904). На русском языке вышла брошюра Л.: "Современное рабство" (изд."Сеятель", СПб., 1905); ожидается выход книги: "Слова верующего" (СПб.).
   
   Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, том XVII (1896): Култагой -- Лед, с. 297--299; доп. т. II (1906): Кошбух -- Прусик, с. 56.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru