Вилье-Де-Лиль-Адан Огюст Де
Вилье де Лиль-Адан: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   ВИЛЬЕ де ЛИЛЬ АДАН [Comte Jean-Marie-Matthieu-Philippe-Auguste Villiers de l'Isle Adam, 1838--1889] -- французский писатель. Последний потомок одного из древнейших аристократических родов, В. провел почти всю жизнь в нужде, бросался во всевозможные авантюры (с его именем связано много легенд) и порою вынужден был добывать себе хлеб даже в качестве "ходячей рекламы" мануфактурной фирмы и т. под. способами. Умер почти нищим. В лит-ре В. выступил в 1858 стихами ("Deux Essais de Poésie"), затем перешел к драме, роману и новелле. Роман "Isis" появился в 1862; в 1865, 1866 и 1870 -- драмы: "Elen", "La Révolte", "Morgane"; с 1866 печатал в периодических органах свои новеллы, объединенные в 1883 в сборнике "Contes cruels" (Жестокие рассказы), явившемся началом высшего расцвета его творчества; к этому периоду относится еще ряд сборников его новелл ("L'Amour suprême", 1886; "Tribulat Bonhomet", 1887; "Histoires insolites", 1888; "Nouveaux contes cruels", 1888), роман "L'Eve future" [1886] и драматическая поэма "Axël" [1889]. В. принадлежал вместе с Верленом (см.) и Маллармэ (см.) к той ветви Парнаса (см.), которая примкнула впоследствии к символизму; особенно близко стоял В. к Барбэ д'Оревильи (см.). Все творчество В., все его мировоззрение -- живое отражение протеста против нового экономического уклада, против власти денег над каждым жизненным шагом человека, над всеми его помыслами и желаниями, к-рая так неприкрыто проявилась, когда во Франции пришла к власти буржуазия, и в особенности когда началась горячка роста крупной индустрии и банков, т. е. в период конца Второй империи и начала Третьей республики, в 60-е, 70-е гг. и в начале 80-х. Землевладельческая аристократия, сметаемая с общественной арены, могла лишь с ненавистью отнестись к новому строю. Сам же В. проникся ненавистью также и к культурным достижениям своей эпохи -- к росту техники и положительного знания; ему чудилось, что они в грядущем превратят человека в машину; он язвительно высмеял это превращение в "Eve future" и во многих новеллах, проникнутых глубокой иронией. Выходом для В. явилось мистическое миросозерцание, превознесение ирреального над реальным. И этим определяется его художественная направленность мистика в условиях буржуазной современности. Два мистических течения владели В.: католицизм и оккультизм. Большое влияние на философские воззрения В. оказал Шопенгауэр с его пессимизмом и отрицанием жизни. В новеллах В. ирония является основным моментом в трактовке современных тем. "Жестокость" -- мотив бессмысленного, немотивированного страдания -- определяет собой тон вообще всех сборников В. Поистине бессмысленными и немотивированными представлялись ему страдания той общественной группы, к которой он принадлежал, в условиях нового строя. Многие из новелл В. отражают его оккультные тенденции и построены по принципу ирреалистической новеллы Эдгара По, оказавшего громадное влияние на творчество В.: под внешней, якобы реальной, сюжетной концепцией скрывается оккультная сущность сюжета; несмотря на возможность реального объяснения, факты сгруппированы так, чтобы заставить читателя не верить реальному объяснению. Сущность своей поэтики В. сам определил в словах: "если бы я не был парнасцем, я бы был классиком среди романтиков". И В., так часто разрабатывающий, подобно Э. По и Барбэ д'Оревильи, "новеллу ужасов", строит ее логически и лаконически; именно этим, а не нагромождением кошмаров, достигается то почти патологическое воздействие, которое новеллы В. производят на читателя. Влияние В. в мировой лит-ре очень значительно: особенно сказалось оно в 10-х и 20-х годах XX в. у писателей ирреального склада, типа Мак-Орлана во Франции, Г. Г. Эверса и Мейринка в Германии. К писательской группе, к-рая в 80-х гг. примкнула к В., относятся: Гюисманс, Э. Элло, Л. Блуа, Пеладан.

Библиография:

   I. Полное собр. сочин. В. изд. в 1922--1925 "Mercure de France"; на русск. яз. переведены: Тайны эшафота, из сб. "L'Amour suprême", M., 1902; Жестокие рассказы, СПБ., 1909, 1912; Новые жестокие рассказы, М., 1911.
   II. Фриче В. М., Поэзия кошмаров и ужаса, М., 1912; Гурмон Реми, де, Книга масок, русск. перев., СПБ., 1913; Волошин Макс., Лики творчества, СПБ., 1914 (наиболее полная из русских работ о В.); Mallarmé S., Les miens, P., 1892; Gide André, Prétextes, P., 1905 и 1925; Chapoutot H., Villiers de l'Isle Adam, P., 1908; Rougemont E., de, Villiers de l'Isle Adam, P., 1910; Clerget F., Villiers de l'Isle Adam, P., 1913; Vander Meulen, L'idéalisme de Villiers de l'Isle Adam, P., 1925; Palgen R., Villiers de l'Isle Adam, auteur dramatique, 1925; Drougard E., "L'Intersigne" de Villiers de l'Isle Adam, Histoire du texte ("Revue d'hist. litt. de la France", P., 1927,  1).

А. Шабад

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939.Т. 2. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929. -- Стб. 232--234.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le2/le2-2321.htm
   

II.

   Вилье де Лиль-Адан (Villiers de l'Isle-Adam), Филипп Огюст Матиас [7.XI.1838, Сен-Бриёк (Бретань), -- 19.VIII.1889, Париж], граф, -- франц. писатель. Происходил из разорившегося старинного рода. Переехав из Бретани в Париж, в 1858 опубл. сб. "Первые стихи" ("Premières poésies"). Отвращение к буржуазии и бунтарские настроения, выразившиеся в драмах "Моргана" ("Morgane", 1866), "Бунт" ("La révolte", 1870), в романе "Клер Ленуар" ("Claire Lenoir", 1867), сблизили В. де Л.-А. с коммунарами. Оставшись в осажденном Париже в 1871, он печатал статьи в прессе Коммуны, приветствуя "рождение нового века". В 70--80-х гг. ненависть В. де Л.-А. к буржуазии приобрела еще более страстный характер, но поражение Коммуны наложило на его зрелое творчество печать пессимизма и мистицизма. В драмах "Аксель" ("Axel", pt. 1--2, 1872--86), "Новый свет" ("Le nouveau monde", написана 1875, пост. 1883), в романе "Ева будущего" ("L'Ève future", 1886) и в лучших его произв. -- рассказах ("Жестокие рассказы" -- "Contes cruels", 1883; "Новые жестокие рассказы" -- "Les nouveaux contes cruels", 1888; "Необычайные истории" -- "Les histoires insolites", 1888, и др.) соседствуют сатирич. антибурж. гротеск и романтич. апология мечтательства. Блестящий сатирич. тип Трибулы Бономе, самодовольного пошляка, демагога и труса, изображенный в ряде рассказов ("Трибула Бономе" -- "Tribulat Bonhomet", отд. сб. 1887, включающий рассказ "Убийца лебедей" и др.), воплощает оскудение духовной культуры бурж. общества. В сатире В. де Л.-А. смешное граничит со страшным: под ничтожным обликом буржуа таится садистич. жестокость, вражда к добру, красоте, иск-ву. Всему этому В. де Л.-А. способен противопоставить только одиноких утонченных мечтателей.
   Соч.: Oeuvres complètes, t. 1--11, P., 1914--31; в рус. пер. -- Собр. соч., т. 1--3, М., 1911; Жестокие рассказы, М., [1909] (см. вступ. ст. В. Я. Брюсова), в кн.: Франц. новелла 19 века, [пер. с франц.], т. 2, М. -- Л., 1959.
   Лит.: История франц. лит-ры, т. 3, М., 1959; Bornecque J. H., Villiers de l'Isle-Adam sous la Commune, "Mercure de France", 1958, l août; Daireux M., Villiers de l'Isle-Adam, l'homme et l'oeuvre. P., 1936.

О. И. Ильинская.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 1: Аарне -- Гаврилов. -- 1962. -- Стб. 973.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke1/ke1-9731.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru