Имя:Вильде, Николай Евстафьевич (1832 -- 17 июня 1896) -- артист и драматург
Псевдонимы:В. В.; Дьяков, Н.
Источники:
Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 4 т. -- Т. 4. -- М., 1960. -- С. 105;
РНБ. Генеральный алфавитный каталог
II.
ВИЛЬДЕ Николай Евстафьевич (Карл Густавович фон Вильденау) [10(22).8.1832*, Петербург -- 17(29).6.1896, Москва], драматург, актер. Зять А. Д. Улыбышева.Окончил 2-ю петерб. г-зию (1849), учился на юрид. ф-те Петерб. ун-та (1849--51). С 1855 чиновник особых поручений при Нижегород. казенной палате. Летом 1858 содержатель и дир. Нижегород. т-ра. С 1859 играл на провинц. сцене, с 1863 один из ведущих актеров моск. Малого т-ра (амплуа драм. любовников, позднее -- драм. резонеров). Один из старшин Артистич. кружка, управляющий его драм, частью (1867--69, 1875--77). Принимал деятельное участие в создании моск. Об-ва рус. драм. писателей и оперных композиторов (1874). В 1888 ушел с казенной сцены; в последние годы жизни страдал душевной болезнью. В 1849 написал первую комедию "Матушки и дочки" (не сохр.), одобренную В. А. Соллогубом, к-рый использовал ее сюжет для водевиля "Беда от нежного сердца" (ОЗ, 1850, No 3, с. 141, прим.). Следующая пьеса -- водевиль в 1 действии "Женихи, или Седина в бороду, а бес в ребро" (Александрин. т-р, 1854; опубл.-- "Репертуар рус. сцены", 1855, No 1) -- "имела положительный фурор" ("Моск. листок", 1888, 8 нояб.) благодаря игре В. В. Самойлова (Вольф, 176) и вошла в репертуар мн. театров. Популярность в провинции получила комедия "Из сострадания" (Драм. сб-к, т. 2, СПб., 1858); на сцене имп. театров наиб. часто ставились комедии "Молодежь" (пост. 1865, опубл.: М., 1879), "В глуши" (пост. 1866) и "Куколка" (пост. 1871), драмы "Преступница"(пост. 1882; литографиров. изд.-- М., 1882), "В поместье г-жи Поводаевой" (пост. 1885). Драмы В., пользовавшиеся успехом у купеч. зрителя, не лишены нек-рой сценичности; присущий им морализм и дидактизм позволил А. Н. Островскому определить их как жанр "купеческой идиллии" (X, 582, см. также с. 433, 437). Особый успех имел водевиль В. "Званый вечер с итальянцами" (Малый т-р, 1867; опубл. в изд. 1879) -- переделка оперетты Ж. Оффенбаха.
Популярность комедий В. объясняется приспособленностью ролей к творч. данным актеров, а их ведущее место в комедийном репертуаре Малого т-ра -- связями и влиянием В. в театр. мире. С худож. т. з. пьесы В. подвергались заслуженной критике за "психол. неверность", "книжный, деланный язык" (Д. В. Григорович--ЦГАЛИ, ф. 138, оп. 1, д. 257), ходульность персонажей и фабулы, к-рые "взяты им напрокат ... из разных пьес, русских и нерусских" (А. Н. Баженов -- "Антракт", 1866, 23 окт.), неестественность и растянутость сюжета (СПбВед, 1866, 21 авг.; "Голос", 1866, 27 окт.; "Театр. мирок", 1885, No 44). Особенно резким нападкам подверглась комедия "Арахнея, или Где паук, там и мухи" (пост. 1881; см. рец.: "Страна", 1881, 29 окт.; "Будильник", 1881, No 45 -- пародия ""Ахинея", или Где скука, там и мука"), однако она оказалась наиб. репертуарной (16 представлений в Малом т-ре за 3,5 месяца). В 60--80-х гг. отд. комедии и драмы В. неоднократно переиздавались. В. принадлежат также переводы и переделки водевилей и оперетт (ок. 20). Использованием стереотипных поэтич. конструкций отмечены тексты В. к романсам М. А. Балакирева ("Когда беззаботно, дитя, ты резвишься...", "Рыцарь"), написанные в 1859, в период дружбы с композитором в Н. Новгороде.
В мемуарах В. "Из моих записок" ("Моск. листок", 1888--89, с перерывами) -- бытовые портреты актеров П. М. Садовского, В. И. Живокини, С. В. Шумского, Н. X. Рыбакова и др., композиторов А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского и др.
Лит.: Баженов А. Н., Соч. и переводы, т. 1, М., 1869, с. 369--374, 513--519, 690--694; Захарьин И. Н., Встречи и восп., СПб., 1903, с. 270--72; Соколов А. А., Из моих восп.-- "Моск. листок" (илл. прил.), 1908, 9, 16 нояб.; Старый театрал (Леонтьев И. Л.), Из славного прошлого моек, сцены.-- "Светлый луч", 1910, No 3, 4; Де-Лазари К., Невозвратное прошлое.-- "Россия", 1900, 30 окт., 6 нояб.; Зограф Н. Г., Малый т-р второй пол. XIX в., М., 1960 (ук.); Давыдов В. Н., Рассказ о прошлом, Л.-- М., 1962, с. 80; Ревякин А. И., Москва в жизни и творчестве А.Н.Островского, М., 1962, с. 213--15; Островский А. Н., ПСС, т. 10--12, М., 1978--80 (ук.); Рус. театр, пародия XIX -- нач. XX вв., М., 1976, с. 339, 340--41. + Некрологи, 1896: "Новости и биржевая газ.", 21 июня; ВИ, No 1431; РВед, 20 июня; "Театрал", No 74. НЭС; Венгеров. Источ.; Михневич; ТЭ; ИРДТ; Масанов (ошибочно приписан псевд. В.В.).
Архивы: ГЦТМ, ф. 55; ГЦТМ, ф. 172, д. 306, л. 10--11 (краткая биография); ЛГТБ (рукописи пьес); ГБЛ, ф. 177, к. 50, д. 22 (восп. П. А. Тарасенкова); ЛГИА, ф. 174, оп. 1, д. 1234, 1615 (списки гимназистов*); ЦГАЛИ, ф. 626 (Фемилиди); ЦГИА, ф. 776, оп. 2, д. 2--5; ф. 780, оп. 1, д. 31...42; ф. 497, оп. 4, д. 1236, 1239, 3283...3298.
К. А. Кумпан.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989