ВЕСЕЛЫЙАртем [1899--] -- псевдоним Николая Ивановича Кочкурова. Р. в семье волжского крючника. О своем детстве и юности рассказывает следующее: "Семья жила бедно. Сам я с раннего детства начал работать -- сперва на Волге в рыбачьих артелях, потом ломовиком, писарем и чернорабочим на трубочном заводе. Учился в приходской и городской школе. В 1916 связался с группой анархистов. В марте 1917 вступил в партию большевиков. 1917 -- агитатор, красногвардеец, 1918--1919 -- партийная работа, боец, 1920 -- газетная работа -- писательство".
Осенью 1921 в журнале "Красная новь" (No 3) напечатана первая его драма "Мы". В 4-й книге того же журнала -- рассказ "Масленица". В 1922 -- "флот, писательство". С 1923 его произведения печатаются в наших толстых журналах: 1923 -- "Реки огненные", 1924 -- "Дикое сердце", "Вольница", 1925--1926 -- роман "Страна родная", 1927--1928 -- "Россия, кровью умытая".
Веселый принадлежит к числу оригинальнейших современных писателей. Уже в 1923, в "Реках огненных", мы видим сложившимися основные черты его лит-ой манеры. Он широко пользуется сказом. Яз. его очень богат провинциализмами, бытовыми речениями, выражениями профессиональных жаргонов. Герой, от имени к-рого ведется сказ, обычно представитель "вольницы" -- партизан, солдат, бросающий фронт, матрос-махновец. Поэтому основа сказа В. -- крестьянская, и в нее вплетены слова солдатского, матросского, "блатного" жаргонов. Сказ "взволнован", приподнят. Густота его эмоциональной окраски -- и в характерном обилии восклицаний и междометий, и в структуре убыстренной, отрывистой, задыхающейся фразы, опускающей отдельные части речи (как напр. глаголы), и в "нагнетающих" повторениях, и в резких повелительных "интонациях". Автор старается ее усилить внешними способами воздействия (шрифты, своеобразная разбивка отдельных строк и целых периодов, печатание их напр. в виде расширяющегося книзу треугольника и т. д.). Нередко это доходит до крайностей и затрудняет чтение (так "Реки огненные" были напечатаны в "Молодой гвардии" без знаков препинания).
Произведения В. фабульно бедны. Особенно это относится к его романам ("Страна родная" и "Россия, кровью умытая"). Их можно назвать почти бесфабульными. Вместе с тем они лишены твердого композиционного костяка. В них явственный упор не на архитектонику, а на слово.
Тематически В. весь в гражданской войне. Революция показывается им преимущественно в ее "стихийном" крестьянском облике. Человека "стихии", восставшей крестьянской массы, революционера по инстинкту и чувству В. изображает превосходно. Тут в показе разлившейся стихии оказываются чрезвычайно у места особенности его художественного метода: и характеристика посредством действия, и специфичность бытовой речи, и густо эмоциональный, напряженный, красочный, народный язык. В этом случае понятной становится и "бесструктурность" произведений Веселого, в которых эмоционально-лирический напор как бы сламывает, разрушает архитектурные грани.
Человек действующий -- вполне в "средствах" В. Человек думающий удается ему гораздо меньше. Не только рефлектирующие натуры, склонные к самоанализу, но и вообще тип интеллигента плохо воспроизведен В. -- упрощенно, неловко-шаржированно (Гильда и Ефим в "Стране родной"). Немногим только больше повезло пролетарию, в изображение которого к тому же нередко вносятся В. "махновские" черты (усердно выставляемая напоказ, чуть ли не "принципиальная" грубость и некультурность -- Павел в той же "Стране родной"). Эта слабость "показа" сознательного, планирующего, направляющего элемента революции еще более выдвигает вперед в произведениях В. элемент стихийный, и без того "развернутый" с большой силой, широтой и яркостью. Перевес получается несомненно на стороне "стихии", и в ее цвет закрашивается революция.
В. -- характерный представитель той группы, к-рая победительницей вошла в лит-ру в первые же годы после окончания гражданской войны и к-рая отличается как своей тематикой (почти исключительно гражданская война), так и рядом художественных особенностей (разорванность композиции, полисюжетность или бессюжетность, пристрастие к сказу, "динамизированная", убыстренная фраза, сильный лирический напор) и наконец общим восприятием революции как могучего стихийного движения, "метели" и т. д. В. занимал в этой лит-ой группе обособленное место на крайнем левом фланге. Но он единственный сохранил ее особенности и доныне, в то время как другие (Малышкин, Огнев, Пильняк, Вс. Иванов и пр.) далеко отошли от первоначального пути, разойдясь в разные стороны.
На творчестве В. сказываются те же основные влияния, что и на всей "динамической" прозе 1921--1923 (прежде всего -- Андрея Белого), а из "производных" -- Б. Пильняка. Можно пожалуй еще указать на Хлебникова.
В пролетарской лит-ре у В. особое место. Стилистически он стоит в ней отдельно, имея мало общего с остальными прозаиками. Этому соответствует и его положение вне групп. Но в прошлом -- В. организатор и деятельный участник объединения "Перевал" (см.), с к-рым его связывало сходное понимание задач и целей лит-ры.
Отношение критики к В. было неровное. Но несмотря на отдельные расхождения в оценке его произведений, большинство критиков признает сильный талант В., его большую чуткость к слову, добросовестную и тщательную работу над материалом и над собой.
Библиография:
II. Полонский В., Об Артеме Веселом;
Пакентрейгер С., Дикое перо (Артем Веселый), "Печать и революция", кн. 5, 1926;
Лежнев А., Вопросы литературы и критики, М. -- Л., 1926 (статья о "Перевале").
А. Лежнев.
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 2. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929. -- Стб. 202--205.
ВЕСЁЛЫЙ, Артем [псевд.; наст. имя -- Николай Иванович Кочкуров; 17(29).IX.1899, Самара, -- 2.XII.1939] -- рус. сов. писатель. Чл. Коммунистич. партии с марта 1917. Род. в семье грузчика. С 14 лет работал по найму. Окончил 4-классное гор. училище. Активный участник Окт. революции. В 1918, участвуя в борьбе против белогвардейского мятежа в Поволжье, был ранен. В 1919 добровольцем ушел на деникинский фронт. Был матросом Черноморского флота (1922), чекистом. Сотрудничал в большевистских газетах с 1917. В 1922 поступил учиться в Высший лит.-худож. ин-т им. В. Я. Брюсова, затем в Моск. ун-т. Участвовал в лит. группе "Перевал", вышел из нее в 1926, позднее вступил в РАПП (1929). Первую пьесу "Разрыв-трава" написал в 1919. Вслед за тем В. создал пьесу "Мы" (1921), повести "Реки огненные" (1924), "Страна родная" (1926), рассказы "Масленица" (1921), "Дикое сердце" (1925) и др. Осн. произв. В. -- роман "Россия, кровью умытая" (частично опубл. 1929, полностью в 1932), над к-рым он работал в течение мн. лет, посвящен гл. теме творчества писателя -- России, разбуженной Октябрьской революцией и бурями гражд. войны, росту революц. сознания крестьян и солдат (преим. на Кубани и в Поволжье). Рисуя движение нар. масс как могучий стихийный процесс, создавая красочные картины массовой борьбы, В., однако, не раскрыл организованную революц. силу и индивидуальные человеческие характеры. В последнем произв. -- историч. романе "Гуляй Волга!" (1932) о завоевании Ермаком Сибири В. также привлекает изображение отважной, стихийной казацкой вольницы 16 в. Сочностью языка, колоритностью изобразит. приемов творчество В. близко к фольклору, говору крестьян и солдат эпохи революции. В 1937 В. был незаконно репрессирован; реабилитирован посмертно.
Соч.: Избр. произв., М., 1958 (Вступ. ст. М. Чарного).
Лит.: Артем Веселый. [Сб. критич. статей], М., 1931; Либединский Ю., Песнь о битве народной, "Новый мир", 1957, No 10; Макаров А., Разговор по поводу..., в кн. того же назв., М., 1959; Чарный М., Артем Веселый, М., 1960; Рус. сов. писатели прозаики, биобиблиограф. указатель, т. 1, Л., 1959.
Источник текста:Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 1: Аарне -- Гаврилов. -- 1962. -- Стб. 944--945.
"Певец России, разбуженный революцией", "дикое перо",-- так в 1920-е годы называли литературные критики писателя Артема Веселого.
Артем Веселый (псевд., наст, имя -- Николай Иванович Кочкуров) родился 17(29) сентября 1899 г. в г. Самаре в бедной семье волжского крючника. С 14 лет работал по найму. В 1916 г. примкнул к анархистам. В 1917 г. вступил в партию большевиков. Участвовал в революции и гражданской войне.
Летом 1919 г. красный комиссар Н.И. Кочкуров в составе Самарского коммунистического батальона ЧОН прибыл в Тулу в связи с угрозой деникинского вторжения, был направлен для долечивания ранения в госпиталь уездного г. Ефремова, там сотрудничал в местной большевистской печати. На редакторском посту выпустил с сентября по декабрь 1919 г. 22 номера большевистской газеты "Красный пахарь". В газете, печатавшейся через день, постоянно помещал под псевдонимами: "Пожилинский мужик", "Кочкуров", "Сидор Веселый", "Артем Невеселый" и др. свои публикации, пронизанные как духом классового антагонизма, так и непримиримостью к злоупотреблениям в среде коммунистических и советских работников.
После ликвидации деникинской опасности был оставлен в Туле, где непродолжительное время сотрудничал в газете "Коммунар"; бывал по заданию губ. отдела печати во многих уездах губернии для организации местных большевистских газет.
Уже в Туле проявил себя самобытным писателем. В доме своего тульского друга А. Глебова-Котельникова (впоследствии драматурга) написал рассказ "Масленица". В газете "Коммунар" и тульском журнале "Пролетарское строительство" были напечатаны его рассказы "Молодой полк", "Под черным крылом", "Расстрел" и др.
Художественный портрет Н.И. Кочкурова той поры запечатлен в пьесе А. Глебова "Наши дни" (он выведен под именем Коли Кунгурова, "редактора газеты из крестьян").
После отъезда из Тулы учился в Москве в высшем художественно-литературном институте им. В.Я. Брюсова, а затем в Московском университете, сотрудничал в РОСТА, был в числе организаторов известного литобъединения "Перевал", непродолжительно состоял в РАПП, но его самобытный талант стоял особняком в пролетарской литературе.
В 1920-е гг. печатал свои рассказы, повести и романы под псевдонимом "Артем Веселый" в крупных советских журналах. Его произведения тематически связаны с гражданской войной. Основные черты авторской манеры -- широкое пользование сказом, язык, богатый бытовыми речениями, густота эмоциональной окраски, отрывистость фраз. Первая повесть -- "Реки огненные" (1923). Самое значительное произведение о гражданской войне -- роман "Россия, кровью умытая" (1926). Огромный читательский успех имело последнее произведение Артема Веселого, исторический роман "Гуляй-Волга" (1932).
В 1937 г. Артем Веселый был незаконно репрессирован. Погиб 2 декабря 1939 г. Реабилитирован посмертно.
А. Веселый принадлежит к числу оригинальнейших пролетарских писателей. Его сильный талант, чуткость к слову, добросовестная работа над материалом до сих пор привлекают внимание читателей и литературоведов.
И.Г. Соколова
Литература
Веселый А. Избранная проза.-- Л.: Лениздат, 1983.-- 560 с.: ил.-- (Мастера рус. прозы XX в.).
Веселый А. Избранное: Роман. Рассказы. Очерки. Стихотворения в прозе.-- М.: Правда, 1990.-- 461 с.: ил.-- Библиогр. в примеч.: с. 451--460.
Веселый А. Россия, кровью умытая: Роман.-- М.: Воениздат, 1990.-- 420 с.: ил.
Веселый Артем [псевд.; наст, имя -- Николай Иванович Кочкуров; 17(29).IX.1899--2.XII.1939] // Краткая лит. энцикл.--М., 1962.--Т. 1.-- Стб. 944--945.
Кочкуров Николай Иванович (лит. псевдоним Артем Веселый) // Тульский биогр. слов.-- Тула, 1996.-- Т. 1.-- С. 282.
Милонов Н. Русские писатели и Тульский край: Очерки по лит. краеведению.-- [2-е изд.].-- Тула: Приок. кн. изд-во, 1971.-- 574 с.-- Указ, имен.: с. 553--572 [Кочкуров Н.]
Скобелев В.П. Артем Веселый. Очерк жизни и творчества.-- Куйбышев: Куйбышев, кн. изд-во, 1974.-- 192 с.: ил.-- Библиогр.: с. 182--191.
Норильский С. Все было красным: Николай Кочкуров, он же Андрей Веселый // Тул. известия.-- 1992.-- 3, 4, 6 июня.
Норильский С. Правду-матку -- в глаза / / Коммунар.-- 1989.-- 4 окт.
Поваляев Д. Юность писателя // Мол. коммунар.-- 1983.-- 24 дек.
Столярова Н. У нас он был Невеселым // Коммунар.-- 1991.-- 20 марта.