Никакое общество не можетъ существовать безъ раздѣленія труда. Трудъ нераздѣльный могъ бы быть только тогда, когда на свѣтѣ былъ бы всего только одинъ человѣкъ, и если бы люди такъ были разсѣяны по землѣ, что одинъ другому не могъ бы подать никакой помощи. Какъ скоро нѣсколько человѣкъ соединяются, то есть, какъ скоро образуется общество, какъ бы малочисленно оно ни было, то непремѣнно является раздѣленіе труда. Когда общество еще грубо, бѣдно, когда потребности его не многосложны и по утончены, то трудъ дѣлится только на нѣсколько главныхъ вѣтвей: каждый избираетъ себѣ то занятіе, къ которому болѣе имѣетъ, способностей.
Но народонаселеніе увеличивается, богатѣетъ, вкусы становятся утонченнѣе, а вмѣстѣ съ тѣмъ являются новыя потребности, для удовольствія которыхъ являются новые виды труда. Каждая первоначальная вѣтвь труда раздѣляется на новыя вѣтви, которыя требуютъ новыхъ спеціалистовъ и т. д. Чѣмъ общество многочисленнѣе, образованнѣе и богаче, тѣмъ болѣе трудъ раздѣляется и подраздѣляется на новыя вѣтви. Назначить мѣру раздѣленія труда невозможно, потому что невозможно поставить границъ человѣческимъ потребностямъ, да и предугадать ихъ нельзя. Многихъ изъ нашихъ потребностей но имѣли люди прежнихъ вѣковъ, и мы не можемъ знать навѣрно, какія будутъ потребности общества чрезъ нѣсколько поколѣній. Чѣмъ человѣкъ образованнѣе, умнѣе, тѣмъ вкусы его разнообразнѣе и утонченнѣе.
Сначала, когда общество еще грубо, оно имѣетъ потребности немногосложныя, и нуждается только въ необходимомъ, то есть заботится почти исключительно о пропитаніи и убѣжищѣ отъ холода. Потомъ потребности общества нѣсколько усложняются, но по выходятъ изъ постепенности, человѣкъ образовывается но вдругъ, а потому и потребности его являются не всѣ разомъ, а въ послѣдовательномъ порядкѣ, смотря по успѣхамъ человѣческаго образованія, однѣ за другими. Такимъ образомъ вслѣдъ за не обходимымъ является потребность въ удобномъ и безопасномъ. Общество крѣпнетъ, матеріальное его благосостояніе ростетъ, и ему уже становится мало однихъ матеріальныхъ благъ: возникаетъ потребность развитія умственнаго и нравственнаго, являются науки, правосудіе, гражданское устройство. Съ успѣхами образованія, общество становится все взыскательнѣе, и наконецъ, кромѣ необходимаго и покойнаго, требуетъ еще изящнаго. Вотъ въ краткихъ словахъ исторія развитія всякаго общества. Каждое новое открытіе въ области паукъ, искусствъ или промышленности увеличиваетъ массу общественнаго образованія, а слѣдственно и вызываетъ новыя потребности.
Спеціализмъ или раздѣленіе труда идетъ такъ же постепенно, какъ развитіе общества, и постоянно сообразуется съ потребностями, никогда не опережая ихъ, и когда какая-нибудь потребность уже ясно высказалась въ обществѣ, рѣдко отстаетъ отъ нея, исключая только тѣхъ случаевъ, когда что-нибудь особенное его удерживаетъ. Каждое общество въ главныхъ чертахъ развивается одинаково; по каждая народность имѣетъ свой особенный характеръ, свои преданія, и наконецъ не всякій народъ бываетъ въ одинаковыхъ обстоятельствахъ.
Очень естественно, что народъ болѣе молодой, менѣе образованный, перенимаетъ и заимствуетъ много у народовъ древнѣйшихъ и болѣе образованныхъ. Это само по себѣ не имѣетъ ничего дурнаго, но и въ этомъ заимствованіи, какъ и во всемъ, должна быть своего рода постепенность. Насильственными мѣрами рѣдко можно достигнуть предположенной цѣли. Такъ напримѣръ, въ обществѣ является потребность тѣхъ удобствъ, которыми пользуется другой какой-нибудь народъ, но этихъ удобствъ нельзя достигнуть вдругъ, никакими насильственными мѣрами: желая ускорить развитіе, можно иногда излишнею поспѣшностью его остановить, или попасть на совершенно ложный путь. Все, что можно сдѣлать въ это время, это -- но мѣшать, и, если содѣйствовать, то не прибѣгая ни къ какимъ крутымъ мѣрамъ.
Какъ въ былыя, давно прошедшія времена, такъ и въ настоящее время, всѣ народы продолжаютъ развиваться, а вмѣстѣ съ этимъ развитіемъ являются и новыя потребности, и новые виды труда. Вездѣ мы видимъ новыя открытія, вездѣ видимъ улучшенія, какъ у чужихъ народовъ, такъ и у насъ. Съ увеличеніемъ нашего образованія ростутъ наши потребности, являются новыя спеціальности и новые спеціалисты, Но насильственное образованіе спеціалистовъ изъ малолѣтныхъ, какъ все насильственное, не можетъ при нести дѣйствительной пользы. Возьмемъ для примѣра нѣкоторыя потребности, которыя явились въ недавнія времена, напримѣръ, потребность въ образованіи. Предки наши мало заботились объ образованіи вообще, а тѣмъ болѣе о первоначальномъ образованіи. Дьячекъ, а тѣмъ болѣе священникъ, смѣло бралъ на себя обязанность первоначальнаго обученія молодаго поколѣнія; но времена измѣнились, явилась потребность большаго образованія: познанія дьячка и священника оказались недостаточными, первоначальное воспитаніе стали поручать домашнимъ учителямъ. Явилась новая потребность, явились вмѣстѣ съ ней и новые спеціалисты. На воспитаніе женщинъ обратили больше вниманія, а вслѣдъ за тѣмъ явились гувернантки.
Шоссе потребовало болѣе искусныхъ работниковъ, чѣмъ простая дорога; желѣзныя дороги потребовали еще болѣе искусныхъ техниковъ. Кромѣ того желѣзныя дороги потянули за собой множество новыхъ спеціальностей, а слѣдственно и спеціалистовъ. Однимъ словомъ, съ каждымъ успѣхомъ цивилизаціи, являются и новыя спеціальности и новые спеціалисты.
У насъ бываетъ такъ, что въ обществѣ сначала возникаетъ потребность въ какой-нибудь спеціальности, а потомъ уже являются и спеціалисты. Конечно, это можетъ быть происходитъ оттого, что потребность эта еще не ясно высказалась во всей массѣ народа Что дѣлать, когда потребность ужо существуетъ, а спеціалистовъ еще нѣтъ? Естественно, что должно сдѣлать изъ нѣкоторыхъ людей спеціалистовъ для этой новой спеціальности. И вотъ заводятъ спеціальныя школы, училища, корпуса и т. под. заведенія. Общество радуется, что будетъ черезъ нѣсколько времени имѣть хорошихъ спеціалистовъ, а родители этихъ будущихъ спеціалистовъ радуются еще болѣе. Въ самомъ дѣлѣ, какъ же имъ но радоваться: дѣти ихъ будутъ полезными людьми, и въ тоже время будутъ имѣть обезпеченный кусокъ хлѣба.
Для всѣхъ хорошо, казалось бы. Одно только странно и въ тоже время непріятно: у насъ очень мало хорошихъ, и очень много -- плохихъ спеціалистовъ. Положимъ, изъ какого нибудь Вани хотятъ сдѣлать моряка, изъ Васи архитектора, а Вариньку, на всякій случай, если она не найдетъ себѣ хорошаго жениха, приготовить въ гувернантки. Дѣти поступаютъ въ спеціальныя училища, учатся довольно прилежно, а между тѣмъ, по окончаніи ихъ курса, оказывается, что Ваня очень плохой морякъ, Вася такой архитекторъ, которому очень не охотно поручаютъ постройку домовъ, а Варинька, хотя и занимается съ грѣхомъ пополамъ воспитаніемъ дѣтей, во и сама скучаетъ страшнымъ образомъ, и воспитанницы ея дѣлаютъ мало успѣховъ. Чтоже могло быть этому причиной? Вѣрно, училища не довольно хорошо устроены, слѣдственно -- должно ихъ улучшить.
Училища улучшаются, конечно не даромъ: напротивъ, улучшенія эти обходятся чрезвычайно дорого, а число хорошихъ спеціалистовъ почти что не увеличивается. Что же дѣлать? Или мы учить не умѣемъ, или паши дѣти слишкомъ тупоумпы?-- Ни то, ни другое: ни мы. ни наши дѣти не глупѣе другихъ; но къ сожалѣнію очень многіе проникнуты убѣжденіемъ, что спеціалистовъ можно образовать. Было бы-де только спеціальное заведеніе, отдавали бы въ это заведеніе дѣтей, а спеціалисты будутъ. Да, дѣйствительно, они будутъ, но -- только очень посредственные, а иногда даже просто плохіе; и общество, и родители обманулись въ своихъ ожиданіяхъ. Дѣти не имѣютъ того обезпеченнаго куска хлѣба, о которомъ мечтали родители, потому что плохой спеціалистъ не можетъ много выработывать честнымъ образомъ: у него всегда будутъ отбивать работу хорошіе спеціалисты; а общество, кромѣ того, что не имѣетъ хорошихъ спеціалистовъ, но еще терпитъ большіе убытки. Конечно, это можетъ показаться страннымъ: какимъ образомъ спеціалистъ, получающій очень умѣренное вознагражденіе, можетъ стоить обществу гораздо дороже, чѣмъ другой спеціалистъ, который за свой трудъ получаетъ громадныя суммы? Хотя это и странно, но справедливо. Возьмите, для доказательства, сначала примѣръ изъ частной жизни. Частная и общественная жизнь такъ тѣсно связаны, что примѣръ, годный для одной, можетъ быть годенъ и для другой.
Предположимъ, что у васъ заболѣла лошадь, которая стоитъ 300 р. Когда вы потерпите больше убытка: когда вы заплатите 80 р. за леченіе лошади хорошему спеціалисту ветеринару, который вылетитъ вамъ лошадь, или плохому спеціалисту-ветеринару всего только 1 р., во за то плохой спеціалистъ погубитъ вашу лошадь навсегда? Въ первомъ случаѣ вы издерживаете 50 р., и имѣете удовольствіе сохранить лошадь; во второмъ случаѣ вы теряете 301 р. Къ которому же изъ двухъ спеціалистовъ вамъ выгоднѣе обратиться?-- Вы хотите построить домъ: одинъ спеціалистъ проситъ одну сумму, другой требуетъ сумму вдесятеро большую. Вы поручаете постройку дома дешевому спеціалисту; но скоро раскаетесь въ этомъ, потому что въ вашемъ новомъ домѣ оказывается невозможнымъ жить, и его должно перестроивать чуть ли не съизнова, такъ что вамъ дешевая постройка обойдется чуть ли не дороже дорогой, уже даже но принимая въ разсчетъ непріятности и хлопоты.
Переносите эти примѣры изъ частной жизни въ общественную: прикиньте, какъ дорого могутъ обойтись обществу различимо промахи различныхъ спеціалистовъ, и вы убѣдитесь, что хорошій, хотя и очень дорогой спеціалистъ стоитъ обществу дешевле, чѣмъ дешевый, да плохой. Нѣтъ! сколько ни улучшайте училища, какъ ни измѣняйте манеру ученья, не будетъ хорошихъ спеціалистовъ до тѣхъ поръ, пока мы не придемъ къ тому убѣжденію, что нельзя изъ людей дѣлать спеціалистовъ, а -- должно дать людямъ возможность сдѣлаться спеціалистами. Оставьте излишнія хлопоты объ образованіи будущихъ спеціалистовъ, которые думаютъ еще только объ однихъ игрушкахъ; но за то дайте возможность юношѣ, который можетъ уже распознать свое призваніе, сдѣлаться спеціалистомъ, и тогда у васъ будутъ хорошіе спеціалисты, и будутъ дѣйствительно выгоды для всѣхъ,-- и для всего общества вообще, и для каждаго лица отдѣльно. Кромѣ матеріальныхъ выгодъ, это будетъ имѣть еще ту выгоду, что подвинетъ впередъ и науки, и художества, и ремесла. Человѣкъ, который съ любовью занимается своимъ дѣломъ, всегда старается улучшить его, сколько возможно.
Трудъ для того, чтобъ быть выгоднымъ, долженъ быть свободенъ, но, кромѣ этого, еще долженъ быть свободенъ и выборъ труда. На свѣтѣ немного людей, лишенныхъ совершенно способностей, все дѣло только въ томъ, чтобы попасть на настоящее свое призваніе; а можетъ ли ребенокъ лѣтъ 10-ти узнать основательно свое призваніе, да и спрашиваютъ ли его совѣта при выборѣ ему спеціальнаго занятія на всю жизни. Что же удивительнаго послѣ этого, что мы встрѣчаемъ такъ много людей, которые, повидимому, какъ-будто ни къ чему не способны? Дайте этимъ же самимъ людямъ хорошее общее образованіе, внушите имъ мысль, что они должны изучать себя, узнать свое призваніе, что они должны избрать себѣ какое-нибудь занятіе, и быть полезными членами общества, наконецъ -- дайте имъ возможность посвятить себя какому-нибудь отдѣлу труда, уже въ тѣ лѣта, когда разсудокъ окрѣпъ, и -- тогда навѣрно будутъ хорошіе спеціалисты, и меньше будетъ горькихъ ошибокъ въ жизни людей. по несчастію подобныхъ учебныхъ заведеній почти нѣтъ: ила должно избирать себѣ спеціальность съ младенческаго возраста, или оставаться, какъ говорится, ни при чемъ.
Всякому случалось видѣть плохихъ воиновъ, плохихъ ученыхъ, плохихъ артистовъ, плохихъ ремесленниковъ, плохихъ воспитательницъ, плохихъ актриссъ и т. д. Это еще совсѣмъ не доказываетъ, чтобъ эти люди но способны были быть хорошими спеціалистами: дайте имъ только помѣняться занятіями, пусть каждый изберетъ себѣ ту спеціальность, къ которой болѣе имѣетъ склонности, и тогда каждый станетъ въ этой спеціальности хорошъ. Правда, тутъ многихъ перемѣнъ не допустятъ предразсудки, которыми мы находимъ какое-то особенное удовольствіе стѣснять себя,-- въ родѣ того, какъ нѣкоторые люди находятъ удовольствіе стѣснять свое дыханіе и мѣшать себѣ ходить слишкомъ узкимъ платьемъ или слишкомъ узкою обувью,-- по что же дѣлать: всѣхъ предразсудковъ вдругъ нельзя бросить; по все же цивилизація возьметъ свое и -- уничтожитъ многіе изъ лихъ. Но и теперь, право, пора бы уже отказаться отъ той мысли, что по своему произволу можно сдѣлать изъ человѣка, который почему бы-то ни было подвластенъ намъ, по молодости лѣтъ или по положенію въ свѣтѣ, все, что хочешь, музыканта, или плотника, агронома, или ученаго.
Дайте свободу труду, предоставьте свободу выбора труда, перестаньте образовывать, а дайте возможность образоваться, и, навѣрное, будетъ лучше. Тогда, можетъ быть, и у насъ будутъ хорошіе спеціалисты. Все насильственное -- ложно, а добро и польза могутъ быть только въ истинѣ.