Вернадская Мария Николаевна
Что такое подати

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


СОБРАНІЕ СОЧИНЕНІЙ ПОКОЙНОЙ МАРІИ НИКОЛАЕВНЫ ВЕРНАДСКОЙ,
урожд. Шигаевой.

САНКТПЕТЕРБУРГЪ.
1862.

   

ЧТО ТАКОЕ ПОДАТИ.

   Въ хорошо устроенномъ хозяйствѣ каждый членъ семейства, который уже въ состояніи заработывать деньги, вноситъ свою часть дохода съ семейную кассу, для покрытія общихъ семейныхъ издержекъ, остальныя же деньги употребляетъ на свои личныя потребности. Такимъ образомъ изъ денегъ всѣхъ членовъ семейства составляется семейная казна, поручаемая одному лицу, къ которому всѣ имѣютъ довѣріе, и издерживается на то, что необходимо для семейства. Это -- казна семейная, по что такое Казна государственная?
   Государство -- огромное семейство, которое называется народомъ, и хозяйствомъ котораго управляетъ правительство... Какъ въ семействѣ каждый вноситъ свою долю въ общую кассу, точно также и въ государствѣ каждый вноситъ свою долго доходовъ въ казну, и эта доля называется податью, налогомъ и пошлиной. Изъ этихъ денегъ составляются суммы, которыя идутъ на покрытіе общихъ государственныхъ, то-есть народныхъ потребностей; но такъ какъ эти потребности не всегда одинаковы, то не всегда нужно и одинаковое количество денегъ; иногда надо болѣе, иногда менѣе. Для нѣкоторыхъ государственная казна впрочемъ представляется какимъ-то неоскудѣваемымъ источникомъ богатства: "казна -- говорятъ -- богата", у казны много денегъ"; по откуда же она беретъ эти деньги, какъ не отъ народа. Обѣднѣетъ народъ, обѣднѣетъ и казна; богатъ народъ,-- богата и она.
   Тотъ, кто разоряетъ народъ, уменьшаетъ поэтому доходы казны; кто грабитъказну, тотъ разоряетъ народъ. Мы платимъ подати не даромъ, и получаемъ очень много такого, въ чемъ не нуждается народъ дикій, по что необходимо для общества образованнаго, много такихъ выгодъ, которыя не только массѣ народа, но даже очень богатымъ людямъ были бы недоступны безъ этого соединенія капитала въ однихъ рукахъ. Тяжесть, которую не можетъ поднять одинъ очень сильный человѣкъ, легко могутъ поднять десять, пятнадцать человѣкъ, одаренныхъ самой обыкновенной силой. Тоже самое можно сказать и объ издержкахъ: то, что недоступно одному даже очень богатому человѣку, получается легко большинствомъ, когда каждый внесетъ въ общую кассу извѣстную долю своихъ денегъ. Народъ въ дикомъ состояніи не платитъ ни податей, ни налоговъ, ни пошлинъ, потому что потребности въ немъ мало развиты, и еще неизвѣстны законы раздѣленія труда. Всякій долженъ самъ себѣ добывать то, въ чемъ нуждается, самъ прокладывать тропинки въ лѣсахъ и степяхъ, самъ расправляться и мстить за свои обиды, самъ оберегать свою собственность отъ воровъ и защищаться въ случаѣ нападенія непріятелей. Очень понятно, что когда такимъ образомъ трудъ не раздѣленъ, и у каждаго такое количество самыхъ разнообразныхъ занятій, которыя еще кромѣ того онъ безпрестанно долженъ мѣнять, и по необходимости переходить отъ одного дѣла къ другому, то никакой трудъ не можетъ имѣть должнаго успѣха.
   Но такой порядокъ вещей невозможенъ въ обществѣ образованномъ, гдѣ являются другія требованія и другія обязанности. Многочисленныя и разнообразныя потребности его ведутъ за собою раздѣленіе труда, и каждый членъ общества избираетъ себѣ какое-нибудь спеціальное занятіе. Но чтобъ вполнѣ предаться этому занятію, должно быть свободнымъ отъ другихъ обязанностей и быть увѣреннымъ, что его не отвлекутъ отъ одного дѣла къ другому. Раздѣленіе труда и подати доставляютъ намъ эту увѣренность. Удѣляя извѣстную долю нашихъ доходовъ въ казну, мы за эту сумму обезпечены во многомъ. Насъ защитятъ въ случаѣ нападеніи непріятели -- для этого содержатся всегда готовый войска и флотъ; если насъ обидятъ, то дѣло наше разберутъ, и накажутъ виноватаго -- для этого содержатъ гражданское управленіе и суды; насъ берегутъ отъ непріятностей и грабежа внутри отечества -- для этого существуетъ полиція; для насъ улучшаютъ старые и проводитъ новые пути сообщенія, открываютъ и улучшаютъ учебныя заведенія, строятъ и украшаютъ города, заводятъ больницы, и пр. Но для всего этого надо много денегъ, а откуда бы они взялись, еслибъ не платили податей? Разумѣется однако, что эти суммы, образующіяся изъ трудовыхъ денегъ народа, должны быть употребляемы очень осторожно, и именно только на то, что необходимо для блага большинства, и тогда никто не вправѣ жаловаться; но въ высшей степени несправедливо, когда народныя деньги издерживаются на прихоти или удовольствіе нѣсколькихъ лицъ, потому что отъ этого терпитъ большинство, которое слѣдовательно и имѣетъ полное право быть. этимъ недовольнымъ.
   Естественно также, что всякій, кто платитъ подати, долженъ имѣть одинаковое право съ другими пользоваться тѣми выгодами, которыя получаются отъ общаго капитала, и никто не долженъ имѣть первенства передъ другими. Естественно также, что общественный, то есть казенный капиталъ долженъ быть строго оберегаемъ всѣми отъ расхищенія, во первыхъ, какъ всякая собственность общественная или частная, и во вторыхъ, какъ капиталъ, который составился изъ денегъ не столько богатыхъ, сколько преимущественно бѣдныхъ людей, которымъ какъ говорится каждая копѣйка дорога, и которые для того, чтобъ пользоваться общественными выгодами и правами, должны иногда подвергаться большимъ лишеніямъ въ своей частной жизни. Что принадлежитъ всѣмъ вмѣстѣ, то, правда, никому не принадлежитъ лично; но это еще не значитъ, чтобъ общественная собственность была ничья, и чтобъ всякій могъ се себѣ присвоивать.
   Подати дѣлятся главнымъ образомъ на два рода: на подати прямыя и подати косвенныя. Прямыя, безъ сомнѣнія, выгоднѣе для платящихъ и для собирающихъ подати, потому что платящіе подать навѣрно знаютъ, сколько они должны издержать для пользы общей, и потому могутъ легче сообразить свои расходы и доходы; а собирающіе могутъ навѣрно сосчитать заранѣе, какою суммою будутъ располагать, и сообразно этому распредѣлять общественныя издержки. Но косвенные налоги имѣютъ какъ-будто то преимущество, что ихъ платитъ только тотъ, кто хочетъ, и когда захочетъ, и что они необязательны, какъ прямыя. Большею частію эта выгода впрочемъ только кажущаяся, и въ дѣйствительности косвенныя подати всегда тяжелѣе ложатся на бѣдный классъ общества, а иногда даже останавливаютъ развитіе его благосостоянія, дѣлая для него недоступнымъ по ихъ дороговизнѣ многіе предметы удобства и даже первой необходимости.
   Косвенными податями называютъ всѣ пошлины и налоги на предметы потребленія привозные и отечественные. Конечно, богатый человѣкъ потребляетъ болѣе, а слѣдовательно и платитъ болѣе, чѣмъ бѣдный; но тяжесть издержки измѣряется не величиною суммы, а тѣмъ, въ какомъ она отношеніи находится ко всему состоянію: иногда копѣйка для бѣднаго человѣка составляетъ болѣе значительную издержку, нежели для богатаго сотня рублей; а бѣднякъ долженъ всегда но необходимости довольствоваться часто неполнымъ удовлетвореніемъ только самыхъ простыхъ (грубыхъ) и крайне необходимыхъ потребностей. Такой способъ удовлетворенія не можетъ не имѣть дурнаго вліянія на нравственное развитіе и образованіе общества, потому что чѣмъ меньше у человѣка потребностей, чѣмъ онѣ однообразнѣе и грубѣе, тѣмъ и онъ самъ грубѣе и невѣжественнѣе, и -- какъ напримѣръ ему думать объ удовлетвореніи своихъ умственныхъ потребностей, когда онъ едва, и то съ грѣхомъ пополамъ, можетъ удовлетворить только вещественнымъ. Правда, намъ могутъ сказать, что всѣ эти невыгоды можетъ имѣть только подать на предметы необходимые, по что налогъ можетъ падать только на предметы роскоши. Къ несчастію, такой налогъ не можетъ принести много, потому что роскошь могутъ себѣ дозволить очень немногіе; а то, что сдѣлалось предметомъ необходимости для большинства (напр. кофе, чай), не можетъ уже болѣе называться роскошно, потому что перестаетъ быть прихотью. Такимъ образомъ доходный косвенный налогъ на всякій предметъ тяжелъ и невыгоденъ, потому что невѣренъ.
   Но если, какъ мы сказали, всякій, кто платитъ подати, долженъ имѣть право пользоваться тѣми выгодами, которыя доставляются общественнымъ капиталомъ, то точно также можно сказать, что по справедливости тотъ, кто ничего не платитъ, не долженъ имѣть этихъ правъ, потому что зачѣмъ же одинъ будетъ платить за другаго, въ особенности, если этотъ другой совершенно въ состояніи самъ за себя заплатить. Чѣмъ государство образованнѣе, тѣмъ справедливѣе и равномѣрнѣе поэтому распредѣляются подати на всѣхъ,-- тѣмъ болѣе уравниваются права каждаго платящаго. Въ такомъ государствѣ нѣтъ человѣка, который не пользовался бы общественными выгодами, а потому каждый и долженъ вносить за нихъ свою долю.
   Подати не могутъ быть всегда одинаковы, потому что сумма ихъ зависитъ отъ многихъ причинъ. Съ теченіемъ времени подати должны непремѣнно постепенно увеличиваться, потому что чѣмъ общество образованнѣе, тѣмъ болѣе у него потребностей, и тѣмъ сильнѣе развиваются именно тѣ потребности, которыя требуютъ общественныхъ издержекъ, потому что тоже самое образованіе, которое доказываетъ, что трудъ для того, чтобъ имѣть успѣхъ, долженъ быть раздѣленъ,-- доказываетъ также, что капиталъ для того, чтобъ имѣть силу и доставить возможно болѣе выгоды, долженъ быть соединенъ. Коль скоро потребности увеличиваются и развиваются, то для удовлетворенія ихъ нужно болѣе капитала, а слѣдовательно, чтобъ составить болѣе значительный капиталъ, должно увеличить долю взноса каждаго. Это тѣмъ болѣе справедливо, что общественныя издержки дѣлаются не для нѣкоторыхъ, а для всѣхъ вообще.
   Вотъ главная причина увеличенія податей всякаго рода, справедливая уже потому, что всѣ предметы съ теченіемъ времени измѣняютъ свою цѣнность. Вездѣ потребленіе и производство измѣняются въ цѣнѣ, какимъ же образомъ подати могутъ оставаться неизмѣнно всегда въ однихъ и тѣхъ же размѣрахъ? Кромѣ того, какъ въ жизни всякаго семейнаго человѣка случаются необыкновенныя издержки, независимо отъ издержекъ ежедневныхъ, такъ и въ жизни народа бываютъ эпохи особенно тяжелыя въ финансовомъ отношеніи, когда недостаточны текущія средства. Что же дѣлать тогда?-- Въ случаяхъ особенно радостныхъ или горестныхъ событій семейныхъ, болѣзни, рожденія, брака члена семьи, что дѣлаетъ распорядитель семейной казны? Одно изъ трехъ: или въ продолженіи многихъ лѣтъ онъ собиралъ лишнюю часть съ доли взноса каждаго члена семейства, и такимъ образомъ составилъ особый запасный капиталъ, который долженъ теперь пустить въ дѣло, или, если этого не было, то, чтобъ собрать нужныя деньги, онъ долженъ увеличить на время долю взноса членовъ семейства, пока не соберется необходимый капиталъ, или обратиться къ помощи другихъ -- временной (займу), или безвозвратной (подаянію).
   Въ государствѣ точно также, какъ и въ семействѣ, бываютъ случаи, когда необходимо сдѣлать особенныя издержки, и случаи эти хотя и можно предвидѣть, по -нельзя съ точностію опредѣлить впередъ, когда и что случится, и сколько для того потребуется денегъ; не долженъ ли распорядитель его казны дѣлать въ такихъ обстоятельствахъ, требующихъ вдругъ особенныхъ издержекъ, того же самаго, что дѣлается въ семействѣ? Если прежде собиралась лишняя доля для составленія капитала на необыкновенныя издержки, то пустить его въ ходъ, если же нѣтъ, то должно или увеличить сумму сбора, или занять. Но даже если и прежде накопился капиталъ, то онъ можетъ оказаться недостаточнымъ, и чтобъ собрать должную сумму, а также, чтобы погасить заемъ, почти неизбѣжно увеличить подати прямыя или косвенныя, то есть или прямо увеличить долю взноса каждаго, или увеличить налоги на предметы потребленія, или обложить налогомъ такіе предметы, которые прежде не были обложены никакой пошлиной. Впрочемъ, что касается до предметовъ привозныхъ, то большая пошлина на нихъ, кромѣ невѣрности суммы сбора и увеличенія дороговизны, имѣетъ еще ту невыгоду, что стѣсняетъ и замедляетъ торговлю. Но такимъ или другимъ образомъ, если предстоитъ народу какая-нибудь издержка, которую надо непремѣнно сдѣлать для общаго блага, деньги должны быть собраны, и если это даже будетъ и тяжело, то лучше пожертвовать нѣкоторыми выгодами на время, чѣмъ сдѣлать себѣ вредъ навсегда. Конечно, такой усиленный сборъ денегъ съ народа можетъ быть законнымъ и справедливымъ только тогда, когда издержки дѣйствительно необходимы и ихъ нельзя избѣжать безъ вреда для всѣхъ.
   Тяжелыя или легкія подати для народа никакъ нельзя опредѣлить по величинѣ сборовъ; это зависитъ отъ степени народнаго благосостоянія: чѣмъ народъ богаче, тѣмъ легче ему уплатить даже очень значительныя подати, чѣмъ бѣднѣе, тѣмъ труднѣе ему отдѣлить отъ своихъ доходовъ самую незначительную часть. Подати, которыя идутъ на покрытіе общественныхъ издержекъ и удовлетвореніе общественныхъ потребностей, какъ бы ни были необходимы, никогда не должны достигать до такой степени, чтобъ были разорительны для народа: должно существовать равновѣсіе между издержками какъ общественными, такъ и частными; по чтобъ казна была богаче, должно дать возможность народу упрочить свое благосостояніе, а этого можно достигнуть, предоставивъ труду человѣческому болѣе простора и свободы, потому что въ ней -- основа всякаго богатства общественнаго и частнаго. Трудъ же для того, чтобъ дѣйствовать съ успѣхомъ, не долженъ быть стѣсненъ никакими ни ограничительными, ни принудительными мѣрами, и тогда онъ можетъ приносить дѣйствительную пользу, доставить благосостояніе трудящимся, и сдѣлать возможнымъ, безъ обремененія для народа, даже значительный сборъ податей.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru