Вернадская Мария Николаевна
Женский труд

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


СОБРАНІЕ СОЧИНЕНІЙ ПОКОЙНОЙ МАРІИ НИКОЛАЕВНЫ ВЕРНАДСКОЙ,
урожд. Шигаевой.

САНКТПЕТЕРБУРГЪ.
1862.

   

ЖЕНСКІЙ ТРУДЪ.

   Какъ часто случается намъ слышать жалобы женщинъ на свою горькую участь. "Мы рождены для страданья! Мужчинамъ все прощается, намъ же и малѣйшая ошибка вмѣняется въ преступленіе; мужчины совершенно свободны, а мы -- невольницы. Мы должны подчиняться всѣмъ условіямъ свѣта, повиноваться капризамъ и деспотизму мужчинъ. Часто, и очень, очень часто приходится намъ переносить всякія обиды и униженія отъ нихъ, и если даже которая-нибудь изъ насъ и не унижена и не угнетена мужчиной, то это только случай, потому что мужчина не хочетъ унижать; но право на это онъ имѣетъ всегда! За что же мы поставлены въ такое ужасное положеніе? Развѣ мы тупѣе мужчинъ? Напротивъ, есть очень много глупыхъ мужчинъ и очень много умныхъ женщинъ, такъ что доля ума одинакова и у мужчинъ, и у женщинъ. Нѣкоторые даже говорятъ, что будто женщины вообще умнѣе мужчинъ, хотя съ этимъ нельзя согласиться, потому что обыкновенно подъ словомъ женскій умъ (странное выраженіе, какъ будто для ума можетъ быть полъ!) понимаютъ хитрость, притворство, пронырство, а эти свойства совсѣмъ не совмѣстны съ дѣйствительнымъ, яснымъ и положительнымъ умомъ.
   "Въ нравственной силѣ мы тоже ни сколько не уступаемъ мужчинамъ. Можно доказать множествомъ примѣровъ, что въ критическихъ случаяхъ жизни женщина также хорошо, какъ и мужчина, можетъ сохранить присутствіе духа. Мы совсѣмъ по менѣе мужчинъ способны къ просвѣщенію, и если мы дѣйствительно менѣе образованы, то въ этомъ виновато совсѣмъ не наше слабоуміе, а то, что насъ обыкновенно учатъ и меньше, и хуже, чѣмъ мужчинъ. Дайте намъ такія же средства къ образованію,-- и мы и въ этомъ отношеніи не оставимъ первенства мужчинамъ. Въ одномъ только мы должны рѣшительно уступить -- это въ физической силѣ. За то только, что природа создала насъ слабѣе, что мы болѣе подвержены болѣзнямъ и не можемъ переносить тяжелыхъ матеріальныхъ трудовъ, мы должны быть совершенно лишены свободы, и поставлены въ полную зависимость отъ мужчинъ? Мужчина можетъ быть, чѣмъ ему угодно: ему открыты всѣ карьеры, а вамъ, бѣднымъ, остается только быть гувернантками, да хозяйками, и -- отъ всякой женщины требуется, чтобъ она была хорошей хозяйкой, не смотря на то, что не у всѣхъ есть къ хозяйству охота и способности. И хорошо еще, если она вышла замужъ, а если нѣтъ и если она не богата, ей нечѣмъ и хозяйничать, и остается только одно -- идти въ гувернантки, хотя бы у ней къ воспитанію дѣтей не было ни малѣйшаго призванія: но что же дѣлать? другаго выхода нѣтъ для благородной дѣвушки!
   "Какъ послѣ этого винить бѣдныхъ дѣвушекъ въ томъ, что онѣ выходятъ замужъ безъ любви, иногда любя другаго, а иногда даже чувствуя положительное отвращеніе къ тому человѣку, которому рѣшаются ввѣрить участь всей своей жизни? Что же имъ дѣлать? Хорошо разсуждать о любви дѣвушкамъ богатымъ, которыя могутъ выбрать себѣ жениха по сердцу, потому что еслибъ имъ даже и случилось не выдти замужъ, то онѣ будутъ страдать морально; но, по крайней мѣрѣ нужда не заставитъ ихъ скитаться по чужимъ домамъ и ѣсть чужой хлѣбъ, который, какъ всѣмъ извѣстно, и горекъ, и не вкусенъ. Да, бѣднымъ дѣвушкамъ разсуждать не слѣдуетъ. Ужасно, отвратительно выходить замужъ безъ любви, это въ высшей степени оскорбляетъ чувство человѣческаго достоинства; по что же дѣлать? Не всѣмъ же идти въ гувернантки; да и гдѣ набрать столько мѣстъ для нихъ? И въ гувернантки попасть не очень-то легко, въ классныя дамы еще труднѣе, а всѣ прочія занятія недоступны женщинамъ."
   Должно сознаться, что въ этихъ жалобахъ есть очень много справедливаго; по дѣйствительно ли въ этой печальной участи виноваты только одни мужчины? Не виноваты ли немного и сами женщины? Какое право имѣютъ мужчины деспотически поступать съ женщинами, или, по крайней мѣрѣ, на чемъ они основываютъ это право?-- Конечно, я говорю о мужчинахъ болѣе или менѣе образованныхъ, а не о тѣхъ, которые глубоко презираютъ женщинъ, не вѣрятъ ни въ умъ, ни въ женскія добродѣтели. Эти господа, явно выказывая пренебреженіе къ женщинамъ, унижаютъ самихъ себя, потому что всякій, слушая ихъ, выведетъ то заключеніе, что они не имѣютъ ни малѣйшаго понятія объ истинно-порядочныхъ женщинахъ, потому что порядочность опредѣляется не однимъ состояніемъ и положеніемъ въ свѣтѣ отца или мужа; а не знать ни одной порядочной женщины, значитъ одно изъ двухъ, или что мужчина самъ не хотѣлъ ихъ узнать, или былъ до того безпорядоченъ, что его ни одна порядочная женщина знать не хотѣла; а ни то, ни другое не дѣлаетъ особенной чести мужчинѣ.-- Но я говорю о томъ, какъ образованные мужчины объясняютъ свои права, и конечно тутъ дѣло идетъ не о тѣхъ богачахъ, которые живутъ въ роскоши, и о необходимости труда не имѣютъ и понятія.
   "Мы требуемъ отъ васъ повиновенія -- говорятъ мужчины -- но за то вѣдь мы васъ кормимъ. Добывать деньги трудомъ совсѣмъ не легко; гораздо пріятнѣе проспать ночь на покойной кровати, чѣмъ просидѣть за работой. Гораздо легче пролежать утро на мягкомъ диванѣ и заниматься чтеніемъ романовъ, или ѣздить съ визитами, чѣмъ трудиться, работать и, очень часто, заниматься дѣломъ скучнымъ и безплоднымъ. Вы говорите, что вамъ часто приходится терпѣть униженіе отъ мужей; а развѣ вашимъ мужьямъ, для того, чтобы доставить вамъ благосостояніе и покой, никогда не приходится терпѣть униженіе отъ лицъ, которымъ они болѣе или менѣе подчинены?
   "Вы требуете притомъ отъ мужчинъ очень многаго. Хорошій мужъ долженъ хлопотать о томъ, чтобъ жена его ни въ чемъ не нуждалась; это значитъ, чтобы у жены было хорошее помѣщеніе, красивая и современная мебель, сытный и вкусный столъ, порядочный туалетъ, достаточное количество прислуги въ домѣ, чтобъ ей можно было ровно ничего не дѣлать; для дѣтей нужны кормилицы, няньки, гувернантки. Кромѣ того, если жена здорова, то ей нужны развлеченія, выѣзды въ гости, въ театръ, на гулянья; лѣтомъ жена и дѣти должна! жить на дачѣ; больна жена -- ей нужны доктора, лекарства. Чтобы исполнить всѣ эти требованія, надо денегъ, и потому надо работать, часто не зная ни днемъ, ни ночью отдыха.
   "Послѣ этого, кажется, можно понять, отчего мужчины считаютъ себя въ правѣ требовать, чтобъ женщины болѣе или менѣе согласовались съ ихъ требованіями, соображались съ ихъ вкусами, и по крайней мѣрѣ взяли на свою долю незначительный трудъ, хотя, конечно, скучный (но какъ-будто у мужчинъ всегда веселые и пріятные труды!) присмотрѣть за домашней прислугой, за чистотой и порядкомъ въ домѣ, и далибы себѣ немного труда подумать о средствахъ не бросать даромъ тѣхъ денегъ, которыя мы съ такимъ трудомъ зарабатываемъ."
   Мнѣ кажется, что если женщины въ своихъ жалобахъ правы, то и въ оправданьи мужчинъ есть много справедливаго. Еслибы женщины работали, какъ мужчины, и сами могли бы своими собственными трудами зарабатывать себѣ пропитаніе, то онѣ были бы свободнѣе, и -- это можно доказать примѣромъ
   Въ простонародьи, гдѣ женщины работаютъ почти наравнѣ съ мужчинами, онѣ пользуются, сравнительно, большей свободой, чѣмъ женщины высшаго круга, хотя мужчины въ простонародьи гораздо грубѣе, и гораздо болѣе злоупотребляютъ своими правами, чѣмъ мужчины образованные. Наши кухарки, няньки, горничныя, относительно, гораздо независимѣе, чѣмъ ихъ барыни. Отчего же и женщинамъ благороднаго происхожденія нельзя было бы работать? На это отвѣтъ обыкновенно готовъ: для женщинъ закрыты всѣ карьеры. Женщина -- говорятъ -- кромѣ гувернантки и классной дамы, ничѣмъ не можетъ быть. Это обвиненіе несправедливо: поле дѣятельности, открытое для женщины, очень велико; ко онѣ сами не хотятъ имъ пользоваться. Конечно, жеігщипу не примутъ въ кавалерію и даже вообще въ военную службу, по если женщины сами подумаютъ объ этомъ серьезно, то согласятся, что онѣ были бы плохими воинами. Чиновникомъ женщина тоже не можетъ быть; но, кромѣ этихъ двухъ занятій, развѣ мало другихъ?
   Торговля, фабричное дѣло, сельское хозяйство, литература, поэзія, наука, преподаваніе, медицина, художества, сценическое искусство, пѣніе, музыка, ремесла -- вотъ уже, кажется, довольно большое число занятій, которыя также доступны женщинамъ, какъ и мужчинамъ. Конечно, не всякая женщина можетъ быть купцомъ и фабрикантомъ, потому что для этого надо имѣть капиталъ; по, вѣдь, недостатокъ капитала точно такоеже препятствіе въ этомъ дѣлѣ и для мужчины, какъ и для женщины. Для того, чтобъ быть художникомъ, литераторомъ или поэтомъ, надо имѣть талантъ; по несправедливо было бы сказать, что женщины не бываютъ талантливы. Женщина, навѣрное, можетъ быть такимъ же хорошимъ художникомъ, какъ и мужчина, и разница часто происходитъ отъ того, что мужчина посвящаетъ всю свою жизнь искусству, а женщина смотритъ на искусство, какъ на забаву. Употреби и она столькоже усилій, она безспорно сравнялась бы съ мужчиной. Талантъ также, какъ и умъ, дается отъ Бога, но развить талантъ -- дѣло человѣка. Даровитый, хотя и лѣнивый самоучка-художникъ можетъ, пожалуй, произвести иногда картину и лучше той, надъ которою часть жизни протрудился бездарный, хотя трудолюбивый и свѣдущій въ искусствѣ живописецъ; по придайте трудолюбія и любознательности даровитому художнику, и выйдетъ великій человѣкъ изъ того, кто безъ труда остается посредственностью. Никакое искусство, никакое знаніе не приходятъ по одному вдохновенію: на все нуженъ терпѣливый и долговременный трудъ, и потому -- пока женщины будутъ смотрѣть на искусство, какъ на забаву, то между ними не явится замѣчательнаго художника.
   Поприще литературное также открыто женщинамъ, и многія изъ нихъ имѣли блестящій успѣхъ; но и въ этомъ дѣлѣ, какъ и но всемъ, женщины тсцяготъ очень много тѣмъ, что слишкомъ много надѣются на свой талантъ, и слишкомъ мало думаютъ о томъ, чтобы его хорошо выработать.
   Женскій трудъ, правда, обыкновенно цѣнится дешевле, чѣмъ мужской, и это съ перваго раза кажется страшною насправедливостью; но, если хорошо подумать, то оно имѣетъ свое основаніе. Мужчина, занявшись какимъ-нибудь дѣломъ, предается ему гораздо серьёзнѣе, чѣмъ женщина, и потому доходитъ до болѣе успѣшныхъ результатовъ, и притомъ у насъ каждый мужчина необходимо долженъ работать: онъ растетъ, развивается съ этою мыслью, и избираетъ себѣ занятіе, къ которому чувствуетъ болѣе призванія, къ которому болѣе способенъ, и слѣдственно его занятія идутъ гораздо успѣшнѣй, нежели занятія женщины, которую только одна крайность заставляетъ работать, и тогда уже она по выбираетъ, а беретъ первое занятіе, которое только посподручнѣе. Очень естественно, что хорошо образованному и предварительно приготовившему себя къ этому занятію гувернёру платятъ гораздо дороже, чѣмъ гувернанткѣ, которая начала заниматься воспитаніемъ дѣтей только по случаю несчастныхъ семейныхъ обстоятельствъ, а безъ нихъ она и своихъ собственныхъ дѣтей не выучила бы даже грамотѣ. Но еслибы женщины считали трудъ необходимымъ и приготовлялись бы къ нему также серьезно и добросовѣстно, какъ мужчина, то и цѣна за ихъ трудъ была бы по меньше противъ цѣны за мужской трудъ.
   "Но что же намъ дѣлать -- говорятъ обыкновенно женщины -- развѣ мы виноваты, что на наше образованіе не хотятъ обратить такого же вниманія, какъ на образованіе мужчинъ?"
   Конечно, это отчасти справедливо; но что же мѣшаетъ женщинамъ самимъ позаботиться о своемъ образованіи? Книги есть и -- для всѣхъ доступны: учись, читай, и, право, еслибы женщины, вмѣсто того, чтобъ жаловаться на родителей, которые не достаточно учили ихъ, рѣшились бы сами учиться, то могли бы, если но совершенно сравниться съ мужчинами, то, по крайней мѣрѣ, намного уменьшить разницу между ихъ и мужскимъ образованіемъ. И мужчинамъ просвѣщеніе не легко дается. Я знаю молодыхъ людей, которые изъ отдаленныхъ губерній пѣшкомъ приходили въ университетскіе города; которые для того, чтобы прожить какъ-нибудь университетское время, поступали въ домашніе учители, и брались приготовлять въ гимназію нѣсколькихъ мальчиковъ не из-за жалованья, а только за даровую квартиру и столъ. Я знаю даже и такихъ, которые по нѣскольку недѣль были на строгой діэтѣ, то есть, по-просту, морили себя голодомъ, и по цѣлымъ ночамъ сидѣли за переводами или переписываньемъ бумагъ для того, чтобъ купить какую-нибудь нужную, очень скучную, ученую книгу. Согласитесь, что это гораздо труднѣе, нежели жаловаться на родителей, что плохо учили. Какая барышня будетъ морить себя голодомъ, чтобы купить скучную книгу? Да она, развѣ только тогда, когда крайность заставитъ, и въ руки ее возьметъ.
   Итакъ, что поприще дѣятельности закрыто для женщинъ -- это несправедливо; по справедливо то, что онѣ сами себѣ его закрываютъ: женщины просто -- не хотятъ работать, и, скажу болѣе, женщины стыдятся труда. Какъ бы ни показалось это рѣзко, по это -- истина.
   Готовятъ ли себя женщины для какого-нибудь занятія? Ни для какого, кромѣ того, чтобъ быть женой и матерью, положимъ еще хозяйкой, но -- болѣе ни къ чему. Сколько отъ этого пропадаетъ истинныхъ талантовъ, и дарованій; а что еще хуже -- въ какое унизительное положеніе ставятъ себя чрезъ это женщины!...
   Между тѣмъ не всѣ женщины выходятъ замужъ, остается много дѣвушекъ, и притомъ такихъ, которыя не получили блестящаго образованія и не одарены такими талантами, которыми могли бы себѣ составить состояніе. Ихъ положеніе самое печальное, но отчасти по ихъ же винѣ. Для пикъ открыты почти всѣ ремесла. Отчего же имъ не быть цвѣточницами, портнихами, одномъ словомъ, отчего имъ избѣгать всѣхъ тѣхъ честныхъ трудовъ, которыми не только добываютъ себѣ хлѣбъ, но часто даже составляютъ себѣ очень порядочное состояніе женщины неблагороднаго происхожденія? Это -- занятія унизительныя! по почему же? Что же такого постыднаго дѣлать цвѣты, шить платья, вышивать, дѣлать чепчики, или смотрѣть за дѣтьми? Конечно, пріятнѣе заниматься литературой или изящными искусствами, но что же дѣлать, если къ нимъ нѣтъ способностей?
   Во всякомъ случаѣ, каждое занятіе, хотябы самое не блестящее, гораздо уважительнѣе житья на чужой счетъ. И кто знаетъ, еслибъ дѣвушки небоялись такъ труда, то, можетъ быть, многія изъ нихъ нашли бы себѣ мужей? Очень часто случается, что мужчина не рѣшается жениться только потому, что онъ бѣденъ, а у дѣвушки, которая ему нравится, тоже нѣтъ никакого состоянія. Ему одному нѣтъ никакой возможности содержать семейство; а будь у нея какое-нибудь честное, хотя и скромное ремесло, онъбы смѣло женился, потому что на трудовыя деньги обоихъ они могли бы жить безбѣдно. Конечно, не всякій рѣшится жениться на швеѣ, но это потому, что подъ словомъ "швея" предполагается обыкновенно дѣвушка простаго званія, грубая и необразованная, а еслибъ были швеями и образованныя дѣвушки, навѣрное не казалось бы страннымъ жениться на швеѣ.
   Наконецъ, бываютъ и такіе примѣры, что дѣвушки и женщины трудами своихъ рукъ прокармливаютъ себя и своихъ дѣтей; но, скрывая то, что живутъ своими трудами, продаютъ свою работу потихоньку, такъ, чтобъ объ этомъ впали какъ можно менѣе, и чрезъ это терпитъ страшнымъ образомъ: всякій, кто покупаетъ по случаю, старается купить какъ можно дешевле; магазинщики, для которыхъ бѣдныя женщины работаютъ, берутъ ихъ произведенія за самую низкую цѣну, а потомъ перепродаютъ по очень дорогимъ цѣнамъ. Еслибъ эти женщины не стыдились своего труда, а смѣло прибили бы къ своимъ дверямъ вывѣску и выставили бы въ окнахъ свои произведенія, то онѣ гораздо скорѣе бы нашли и сбытъ своей работѣ, и новые заказы. Я знаю примѣръ одной бѣдной женщины, которая содержала все свое семейство тѣмъ, что вышивала дѣтскія платья. Она работала день и ночь, и получала за свои труды очень небольшія деньги потому, что скрывала отъ всѣхъ, что работаетъ, и продавала свою работу магазинщикамъ тайно. Открой она магазинъ, вѣроятно, съ ея вкусомъ и трудолюбіемъ, она по только получала бы достаточно, чтобъ жить безбѣдно, но, можетъ быть, чтобъ и въ. довольствѣ. Какъ однако на это рѣшиться? Что объ ней подумаютъ? Что скажутъ друзья и знакомые? Дѣйствительно, наврядъ ли многіе станутъ одобрять: большинство или осудитъ, или стапотъ насмѣхаться, и, къ сожалѣнью надо сказать, что въ числѣ осуждающихъ и насмѣхающихся, по всей вѣроятности, будетъ больше женщинъ, чѣмъ мужчинъ.
   А между тѣмъ это странное и непонятное презрѣніе къ труду ставитъ женщинъ въ полную зависимость отъ мужчинъ. Женщина скорѣе будетъ брать милостыню, или безъ любви выйдетъ замужъ за ненавистнаго человѣка, нежели честнымъ и носильнымъ трудомъ станетъ добывать себѣ пропитаніе. Это можетъ казаться очень страннымъ, но это можно доказать неопровержимыми фактами. Вопервыхъ, ни одна женщина, если только ее не заставитъ крайность, не станетъ работать; мало этого, еслибы какая-нибудь и рѣшилась, то на нее стали бы указывать пальцемъ, какъ на сумасшедшую. Возьмемъ примѣрь.
   Что сказали бы въ свѣтѣ о такой дамѣ, мужъ которой своими трудами доставляетъ женѣ возможность жить, если не въ роскоши, то въ полномъ довольствѣ, еслибы она, будучи отличною музыкантшей, стала давать уроки музыки, слѣдственно честнымъ образомъ заработывала бы себѣ достаточно денегъ, хотя бы для покрытія издержекъ на свой туалетъ? Непремѣнно сказали бы, что одно изъ двухъ: или она не въ своемъ умѣ, или ея мужъ -- тиранъ и изъ скупости заставляетъ ее давать уроки. Что сказали бы о почтенной дамѣ, которой нѣтъ никакой необходимости работать, еслибъ она цвѣтущіе годы своей молодости посвятила изученію какой-нибудь науки, и послѣ, усвоивши себѣ хорошо предметъ, которымъ занималась, стала бы давать уроки? Согласитесь, что эти примѣры такъ смѣшны, что не стоитъ о нихъ говорить.
   Однако же мужчины даютъ уроки и въ искусствахъ и въ паукахъ -- и это совсѣмъ не смѣшно и не странно: этихъ мужчинъ вездѣ, въ каждомъ обществѣ принимаютъ хорошо. Мужчина гордится тѣмъ, что работаетъ за деньги, и на свою трудовую: копѣйку содержитъ свое семейство, а женщина -- стыдится платы за свой трудъ, какъ позорнаго дѣла. Скажу болѣе: предразсудокъ противъ женскаго труда такъ силенъ, что женщина скорѣе рѣшится на дѣйствительно позорный поступокъ, чѣмъ на то, чтобы честнымъ трудомъ добывать себѣ пропитаніе. Выходитъ дѣвушка замужъ безъ любви, за человѣка, котораго терпѣть не можетъ, однако она клянется передъ Богомъ и передъ людьми -- всегда, всю жизнь, любить и уважать этого человѣка и быть для него лучшимъ другомъ по всѣхъ обстоятельствахъ ясизни, какъ счастливыхъ, такъ и несчастныхъ. Она обманываетъ разомъ и Бога и людей -- развѣ это похвально? Однако, если она такимъ образомъ вышла за человѣка, который порядочно поставленъ въ обществѣ, ее вездѣ принимаютъ съ уваженіемъ; но если дѣвушка, положимъ таже самая, не рѣшилась выдти замужъ противъ совѣсти, если ее устрашила мысль двойнаго обмана, и она рѣшилась жить своими трудами; если она серьёзно обдумала, къ чему больше имѣетъ призванія, и, положимъ, избрала медицину, или сдѣлалась повивальной бабкой -- во мнѣніи общества она погибла навсегда. Кто изъ насъ рѣшится попасть въ гости къ повивальной бабкѣ? Кто пригласитъ къ себѣ въ пріемный день повивальную бабку? Ее призываютъ тогда, когда пунша ея помощь, ей платятъ деньги, но уже больше съ ней не имѣютъ никакого дѣла. За что же такое презрѣніе къ ней? Только за то, что она работаетъ, потому что иначе чѣмъ объяснить это? Занятіе -- само ко себѣ въ высшей степени почтенное и уважительное: плохаго акушера вездѣ принимаютъ, какъ порядочнаго человѣка, а -- повивальной бабкѣ, даже очень хорошей, закрыты всѣ гостинныя.
   Возьмемъ другой примѣръ. Бѣдная дѣвушка, даже порядочно образованная, живетъ въ домѣ богатыхъ родственниковъ, терпитъ часто всевозможныя униженіи. слышитъ безпрестанные упреки и попреки въ томъ, что ее кормятъ и одѣваютъ; но какъ бы ни было тяжко ея положеніе, она все-таки предпочтетъ его работѣ. Иногда она будетъ и работать, да только не за деньги. Она приметъ плату за свой трудъ, но въ видѣ подарка: подарокъ принять не стыдно, но плату за трудъ принять не только стыдно, а даже оскорбительно!
   А между тѣмъ, еслибы женщины перестали презирать работу, то это имѣло бы сильное вліяніе и на мужчинъ, которые вообще снисходительнѣе женщинъ смотрятъ на трудъ, потому что сами работаютъ. Да, содержать свое семейство своимъ трудомъ, какого бы рода онъ ни былъ, если только онъ честенъ -- всегда почтенно. Нѣтъ унизительной работы! Человѣкъ можетъ, пожалуй, унизить какое-нибудь занятіе, но -- ни одинъ честный трудъ не можетъ унизить человѣка. Гораздоже почтеннѣе быть хорошей кухаркой, чѣмъ посредствомъ разныхъ происковъ и сплетенъ втереться въ чужое семейство, льститъ, лгать, потворствовать слабостямъ и даже порокамъ, для того, чтобъ выпросить себѣ большую противъ другихъ часть наслѣдства не только чужихъ, но даже часто самыхъ близкихъ родныхъ. И это бываетъ только потому, что не всѣ женщины образованны, а что всѣмъ надо ѣсть и нить.
   Всякая бѣдная дѣвушка, если она не получила хорошаго образованія, ищетъ мѣста гувернантки. Очень естественно, что никто ея не беретъ: кому же нужна гувернантка, которая почти ничего не знаетъ? И вотъ, эта дѣвушка, чтобъ прожить какъ-нибудь на свѣтѣ, прибѣгаетъ къ различнымъ уловкамъ, даже не всегда похвальнымъ. Напримѣръ, въ кругу знакомыхъ, или болѣе или менѣе близкихъ родственниковъ, она отыскиваетъ себѣ покровителей, льститъ имъ страшнымъ образомъ, старается отгадывать и предупреждать ихъ малѣйшія желанія и капризы, угождаетъ не только имъ, по и ихъ прислугѣ, часто терпитъ униженіе и отъ господъ, и отъ слугъ, и это все для того, чтобъ выпросить нѣсколько денегъ и стараго платья. Положеніе ужасное, по не безвыходное. Если бы эта самая дѣвушка, вмѣсто того, чтобы стараться попасть въ гувернантки, рѣшилась бы просто пойдти въ няньки, то она очень скоро нашла бы себѣ и мѣсто, и хорошее содержаніе. Но о подобномъ предположеніи нѣчего и говорить: это -- было бы ужь слишкомъ оскорбительно!
   А что же тутъ на дѣлѣ обиднаго? Развѣ лучше брать милостыню, и быть вѣстовщицей и сплетницей, а часто и просто мутилой, для забавы богатой покровительницы, нежели быть нянькой ея дѣтей, получать плату за добросовѣстное исполненіе своей обязанности, быть независимой, потому что хорошая нянька вездѣ себѣ найдетъ мѣсто, и, по крайней мѣрѣ, не унижать себя до того, чтобъ брать милостыню? Что же такого унизительнаго въ должности няньки? Первоначальное образованіе, здоровье и даже самая жизнь ребенка много зависитъ отъ няньки; слѣдственно хорошая нянька всегда будетъ лицомъ почтеннымъ.
   Одна крайность заставляетъ женщину просить милостыню, и, къ сожалѣнью, одна только крайность заставляетъ женщину работать. По общему мнѣнію, еще стыднѣе работать, чѣмъ просить милостыню. Конечно, стыдно взять двугривенный, но отчего же менѣе стыдно взять даромъ десять цѣлковыхъ? Потому только, что первое называется милостыней, а второе -- вспомоществованіемъ; но развѣ фактъ не одинъ и тотъ же? Пожалуй, можно сказать, что женщина, которую бѣдность не заставляетъ работать, не имѣетъ въ томъ необходимости: ей довольно занятій съ ея дѣтьми и хозяйствомъ. Это прекрасно; но въ такомъ случаѣ женщины по должны и жаловаться на свою печальную участь, что имъ нельзя быть ничѣмъ другимъ, какъ только няньками, да кухарками. Чтоже дѣлать, если у нихъ нѣтъ болѣе ни къ чему призванія, и если имъ не дорога независимость.
   Можетъ быть, многіе скажутъ, что покуда матери будутъ заниматься изученіемъ наукъ и искусствъ, и удаляться изъ дому для того, чтобъ давать уроки или посѣщать своихъ паціентокъ, то въ это время нѣкому будетъ смотрѣть за дѣтьми? Это замѣчаніе совершенно справедливо. Но чѣмъ же лучше дѣтямъ, когда ихъ мать отлучается изъ дому для того, чтобъ ѣздить съ визитами, или въ гости, на вечеръ, на балъ? Не все ли имъ равно, проведетъ ли мать ночь за работой, или въ маскерадѣ? Не все ли равно для нихъ, занимается ли мать съ увлеченіемъ какой-нибудь наукой, или съ увлеченіемъ читаетъ романъ? Положимъ даже, что дѣти дѣйствительно потеряютъ со стороны постояннаго присмотра; но это еще вопросъ -- потеряютъ, или выиграютъ они, если за ними будутъ наблюдать, хотя не такъ постоянно, за то болѣе образованныя и просвѣщенныя матери.
   Конечно, женщинѣ, рѣшившейся жить своими трудами, часто придется бороться и съ общественнымъ мнѣніемъ, и съ домашними обстоятельствами; но развѣ мужчинамъ никогда не приходится бороться съ тѣмъ и съ другимъ? Они смѣло идутъ къ своей цѣли, и стараются побѣждать препятствія. Отчего же и женщинамъ не слѣдовать ихъ примѣру? Въ нравственной силѣ женщины не уступаютъ мужчинамъ,-- такъ, по крайней мѣрѣ, онѣ говорятъ; пускай же онѣ докажутъ это на дѣлѣ, пускай не боится борьбы. Притомъ же женщинамъ такъ часто приходится въ жизни бороться съ обстоятельствами, и важными, и пустыми, что странно, отчего онѣ такъ боятся вступить въ борьбу съ предразсудкомъ, отъ котораго такъ много терпятъ, и который въ тоже время самиже онѣ и поддерживаютъ, когда ихъ прямая выгода въ томъ, чтобъ уничтожить это ложное мнѣніе? Не стыдно работать, а стыдно жить на чужой счетъ.
   Женщины могли бы работать, еслибъ только захотѣли, или, вѣрнѣе, еслибъ перестали презирать трудъ; и онѣ напрасно обвиняютъ мужчинъ въ томъ, что тѣ смотрятъ на нихъ, какъ на существа низшія. Къ этому приводить требованіе самихъ женщинъ, чтобъ мужчины за ними постоянно ухаживали, заботились о нихъ, лелѣяли и забавляли ихъ. Все это хорошо для малолѣтнихъ, но все это влечетъ и свои послѣдствія. Мать готова жертвовать собой для дѣтей, лишать себя для нихъ и удовольствій и покоя; но зато она отъ нихъ требуетъ повиновенія. Такъ точно поступаютъ и мужчины съ женщинами.
   Mesdames! перестаньте быть дѣтьми, попробуйте стать на свои собственныя ноги, жить своимъ умомъ, работать своими руками, учитесь, думайте, и трудитесь, какъ мужчины,-- и вы будете также независимы, или, по крайней мѣрѣ, въ меньшей зависимости отъ своихъ тирановъ, чѣмъ "'теперь; а главное -- перестаньте стыдиться и презирать работу. Пока трудъ будетъ въ презрѣніи, вы будете всегда въ подчиненномъ состояніи, потому что -- только въ одномъ трудѣ истинная свобода женщины.
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru