(Verga) -- итальянский писатель, род. 1840 г. в Катании (Сицилия) и рано обратил на себя внимание некоторыми своими романами, отличающимися даром наблюдательности и художественным исполнением, хотя несколько впадающими в тон французской сенсационной беллетристики. Сюда относятся: "Storia di una capinera" (1874); "Nedda" (1874); "Eros" (1875); "Tigre reale" (1875); "Primavera" (вместе с другими рассказами, 1877). На новый путь он вступил томом своих рассказов из сицилийской сельской жизни: "La vita dei campi" (1880), знакомых отчасти и русской публике. Они имели громадный успех благодаря своей жизненности, страстности, горькой иронии и талантливости изложения. Из других его произведений заслуживают внимания романы: "I Malavoglia" (1881); "Il marito di Elena" (1882); "Il come, il quando ed il perché" (1882); "Pane nero" (1882); "Novelle rusticane" (1883); "Per le vie" (1883); "Drammi intimi" (1884); "Vagabondaggio" (1887). Для театра В. написал пьесу "Cavaleria rusticana", послужившую сюжетом для одноактной оперы, под тем же заглавием, молодого итальянского композитора Масканьи.
Источник текста: Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона
II.
ВЕРГАДжованни [Giovanni Verga, 1840--1922] -- крупнейший представитель реалистического романа в Италии конца XIX века. Родился в Сицилии, в зажиточной буржуазной семье. Ранние романы В. [60--70-е гг.] носят сентиментально-мелодраматический характер, проникнуты лирическим настроением, а иногда приближаются к сенсационной беллетристике (лучший из них -- "Storia di una capinera" -- "Малиновка", 1869, написанный в эпистолярной форме). Романы эти еще чрезвычайно подражательны; весьма заметно влияние на них французов. В конце 70-х годов в творчестве В. происходит перелом. Он выступает как вождь "веризма" (см.), проблеме которого посвящено несколько его журнальных статей. Некоторое влияние при этом оказал на В. французский натурализм (Мопассан, Додэ, отчасти Золя). С 1880 по 1891 год он выпускает ряд сборников новелл (самый популярный из них -- "Vita dei campi" -- "Жизнь нивы", 1880), где дает ряд жанровых картинок и типов Сицилии (преимущественно сицилийской деревни), пишет роман "Il Marito di Elena" (Муж Елены, 1882) и цикл романов под общим заглавием "I Vinti" (Побежденные); по замыслу, романов было пять: 1. "I Malavoglia" (Семейство Малаволья, 1881), 2. "Mastro Don Gesualdo" [1888], 3. "La Duchessa di Leyra" (Герцогиня Лейра -- неоконченн., 1891), 4. "L'onorevole Scipioni" (Благородный Шипиони), 5. "L'uomo di lusso" (Светский человек) -- оставшиеся ненаписанными.
Для всего творчества В. характерно постоянное взаимодействие лирического, субъективного элемента и "веристского" принципа "объективной летописи". Первый выражается в большом количестве лирических тирад, в сильной примеси иронии и аффектации. Второй -- в наибольшей степени выявлен в цикле "Побежденные": Верга изображает постепенный распад и разорение мелкобуржуазной сицилийской семьи Малаволья; глава семьи, Бастианаццо, обанкротился, часть членов семьи погибает, часть опускается "на дно". Психология страдания -- момент, на котором Верга с особым вниманием останавливается. Все его романы проникнуты глубоким пессимизмом. В новеллах В. дает лаконичный, сжатый рассказ, с сильной драматизацией; описания у Верга всегда импрессионистичны. Центр тяжести в новеллах однако не лежит в фабуле; это -- психология страдания и эмоциональные взрывы в самых разнообразных видах. В. почти не изображает коллектива; он всегда остается портретистом. Более того, он подчеркнуто "аполитичен"; он показывает, но никогда не оценивает, разве только путем иронии, что сближает его с Флобером, близким к нему по складу личности. Речь -- главный момент в новеллах Верга; свой принцип новеллы он выразил в изречении: "Ascoltate, ascoltate, е saperete scrivere" (Слушайте, слушайте -- и научитесь писать). Для Верга характерно и преувеличенное внимание к форме и отделке своих произведений, из-за чего остались неоконченными "I Vinti". Процесс распада мелкой буржуазии, угнетения и обеднения крестьянства, в особенности на родине Верга -- Сицилии, усилившийся в стабилизированной буржуазной Италии 70-х и 80-х годов, после окончания национального периода объединения Италии, -- вот те факты, которые вызвали к жизни творчество В. (см. "Веризм"). Влияние В. чувствуется в современном итальянском романе; своим учителем считают его Деледда, Папини, Пиранделло. Новелла Верга "La cavalleria rusticana" (Сельская честь) из "Vita dei campi" переработана им в драму (в "Сельской чести" впервые выступала Э. Дузе); драма была затем положена на музыку "веристом" Масканьи и пользуется всемирной известностью.
Библиография:
I. На русск. яз.: Деревенские рассказы, "Отечественные записки", 1883 и 1884; Клейменый рыжий, Рассказ, М., 1895 и 1924; Муж Елены, Роман, М., 1900 и СПБ., 1904; Ева, Роман, М., 1900; Несчастье девушки, Роман, М., 1910; История одной малиновки, Роман, 1914; Обреченные, Сицилийские рассказы, М., 1927; Осел святого Иосифа, Рассказы, Л., 1927; Жизнь нивы, Избр. рассказы, ЗИФ, М., 1929 (печатается). На итальянск. яз., кроме упомянутого: Романы: Nedda, 1871; Eros, 1873; Tigre Reale, 1875; Dal tuo al mio, 1906. Поэзия: Poesie, 1872. Новеллы: Novelle Rusticane, 1883;
Per le vie, 1884; I ricordi del Capitano d'Arce, 1886; Don Candeloro e C-ie, 1889; Vagabondaggio, 1891. Театр: Cavalleria rusticana, La Lupa, La caccia al Lupo, La caccia al Volpe (переработки новелл), Drammi intimi, 1884.
II. Gropallo L., Autori italiani d'oggi, G. Verga, Torino, 1903; Vossler K., Italienische Literatur der Gegenwart, Heidelberg, 1914; Russo L., Giovanni Verga, Napoli, 1920 e 1924; Егоже, I Narratori italiani contemporanei, 1860--1926; Le più belle pagine di G. Verga, Auswahl aus seinen Schriften mit Anmerkungen di Prof. Antognoni O., Heidelberg, 1922; Scaglia N., G. Verga, Ferrara, 1922; Croce B., La letteratura della Nuova Italia, t. III (статья о Верга), 1913; Ojetti U., Alla scoperta dei letterati; Gillet L., Les lectures étrangères, 1925 (статья о Верга и его стиле); Grémieux B., Panorama de la littérature italienne contemporaine. 1928.
А. Шабад
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 2. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929. -- Стб. 159--161.
ВЕРГА (Verga), Джованни [31.VIII.1840, Катания (Сицилия), -- 27.I.1922, там же] -- итал. писатель. Род. в дворянской семье. Увлеченный идеями Рисорджименто, В. написал патриотич. романы: "Карбонарии в горах" ("I carbonari della montagna", 1861--62) и "В лагунах" ("Sulle lagune", 1863), типичные для итал. революц. романтизма. Второй период творчества В., начиная с романа "Грешница" ("Una peccatrice", 1866) и особенно после 1869, когда писатель переехал в Милан, знаменуется сентиментальными романами из жизни богемы и светского общества: "Ева" ("Eva", 1873, рус. пер. 1881), "Истинная тигрица" ("Tigre reale", 1875), "Эрос" ("Eros", 1875). Они написаны под влиянием эпигонов романтизма и поэтов т. н. миланской богемы. Исключение составляют: антиклерикальная повесть "История одной малиновки" ("Storia di una capinera", 1871, рус. пер. 1914), где, несмотря на нек-рый мелодраматизм, автор правдиво изобразил сицилийские нравы, и особенно повесть "Недда" ("Nedda", 1874), в к-рой описана трагическая судьба сицилийской батрачки; в этой повести проявились черты зарождающегося лит. направления -- веризма, главой к-рого В. стал в 80-е гг. В лучших сб-ках новелл "Жизнь полей" ("Vita dei campi", 1880), "Сельские новеллы" ("Novelle rusticane", 1883) он правдиво и сочувственно показал тяжелую жизнь сицилийских крестьян и батраков, способных на сильные чувства, и сатирически изобразил сел. богатеев, священников, мелких чиновников. Жалостью к бедноте проникнуты его новеллы, вошедшие в сб. "На улицах" ("Per le vie", 1883). "Семья Малаволья" ("Malavoglia", 1881, рус. пер. 1936) и "Мастер дон Джезуальдо" ("Mastro don Gesualdo", 1889, рус. пер. 1895) -- романы из задуманного писателем цикла "Побежденные" ("I vinti") -- не столько выражают мысль автора о крушении честолюбия героев, сколько показывают социальные сдвиги, происходившие в Сицилии под влиянием капитализма. В первом романе В. выводит честных патриарх. рыбаков, к-рых разоряет ростовщик, а во втором -- разбогатевшего каменщика, оставшегося чуждым дворянскому кругу, куда он вошел благодаря своим деньгам.
При всем своем гуманизме, демократичности, антимилитаризме (новеллы "Разгром", "Пушечное мясо") и критическом отношении к буржуазии В. был далек от революции и придерживался фаталистических взглядов, окрашивающих его творчество в пессимистические тона. Для стиля собственно веристских произв. В. характерно широкое использование прямой речи, близкой к народной. В. опубликовал также роман "Муж Елены" ("Il marito di Elena", 1882, рус. пер. 1900), сб. новелл "Душевные драмы" ("Drammi intimi", 1884), "Бродячая жизнь" ("Vagabondaggio", 1887), "Дон Канделоро и Ко" ("Don Candeloro e Ci", 1894) и драмы, основанные на сюжетах его же новелл: "Сельская честь" (1884), по мотивам к-рой написана известная опера П. Масканьи (1890), "В швейцарской" (1885), "Волчица" (1896) и др.
Соч.: Novelle rusticane, Roma, 1920; Lettere al suo traduttore, Firenze, 1954; в рус. пер. -- Дочь Евы, СПБ, 1886; Драмы, М. -- Л., 1941; Новеллы, М., 1957.
Лит.:Momigliano A., Dante, Manzoni, Verga, Messina, 1955; Russo L., Giovanni Verga, 4 ed., Bari, 1947; егоже, Verga romanziere e novelliere, Torino, 1959.
Н. Г. Елина.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 1: Аарне -- Гаврилов. -- 1962. -- Стб. 919--920.