Послѣ смерти жены священникъ Григорій Ильинскій принялъ монашество.
Дьячиха Анфиса Тимофеевна -- мать Ильинскаго -- и вся родня называли его уже іеромонахомъ Гуріемъ. А черезъ три года онъ былъ архимандритомъ.
Въ монашескомъ постригѣ Ильинскій быстро пошелъ въ гору. Былъ ректоромъ семинаріи въ Западномъ краѣ. Потомъ писалъ письма и посылалъ деньги матери и вдовой сестрѣ-солдаткѣ Катеринѣ Петровнѣ изъ Троице-Сергіевской лавры. Гурій уже сдѣлалъ карьеру. Но еще и еще чего-то ждали отъ него два брата -- сельскіе священники, братъ-дьяконъ, мать, сестра -- всѣ родные и знавшіе его близко.
И пришло это скоро.
Родня праздновала новый и важный чинъ Гурія. Онъ былъ возведенъ въ епископы.
И легче вздохнула сестра-солдатка Катерина Петровна съ дочерью Лизой. Радовалась мать. Торжествовали братья-священники и братъ-дьяконъ. И маленькая родня съ почтеніемъ и хвалою произносила его имя.
Всѣ его заботы теперь были о роднѣ. Онъ устраивалъ на службу и въ училище -- однихъ, надѣлялъ деньгами -- другихъ, передвигалъ съ низшаго мѣста на высшее -- третьихъ. И, если опекаемая имъ родня почему-либо не находила пріюта въ его епархіи, онъ устраивалъ ее въ другомъ вѣдомствѣ широко пользуясь своимъ вліяніемъ и знакомствомъ съ сильными міра сего.
Бѣдность и нищета были болѣзнью и скорбью его дѣтства. И молодое поколѣніе изъ крестьянъ и низшаго духовенства, дальніе родственники со стороны матери и со стороны отца, благодѣяніемъ и иждивеніемъ владыки, становились на ноги и расли кверху.
Прежде всего владыка позаботился о вдовой сестрѣ солдаткѣ Катеринѣ Петровнѣ съ дочерью Лизой и обезпечилъ покой матери до самой смерти.
На высланныя имъ деньги женщины купили въ селѣ Покровскомъ немного земли, выстроили домикъ и обзавелись крестьянскимъ хозяйствомъ средней руки. Доселѣ мать и сестра съ дочкой Лизой жили у второго брата, священника-отца Степана въ томъ же селѣ. Жилось имъ не сладко. Жена отца Степана Прасковья Сергѣевна была женщина сварливая, подозрительная, со скуднымъ сердцемъ. Родню держала въ черномъ тѣлѣ. Ее постоянно заботило, чтобы золовка съ дочерью не ѣли даромъ хлѣба.
Мирилась еще кое-какъ матушка со свекровью, но и ту не оставляла безъ попрековъ, хотя старуха и не сидѣла сложа руки. Прасковья Сергѣевна ежеминутно терзалась и подозрѣвала, какъ-бы не присвоили чего, какъ-бы не спрятали къ себѣ въ сундукъ клокъ шерсти, остатокъ полотна, крючекъ, пуговицу, иглу. И какъ ни были выгодны ей работницы, -- своя же родня -- она все-таки предпочла бы чужихъ батрачекъ. Ей все чудилось, что ее не почитаютъ, а если признаютъ хозяйкой, то наполовину, и если уступаютъ и повинуются, смалчиваютъ обиды, терпятъ ея капризы, то просто изъ хитрости, себѣ на умѣ, чтобы легче обкрадывать и обирать ее.
Отецъ Степанъ былъ тихъ нравомъ, "выпивалъ".
Матушка командовала надъ нимъ. И какъ бы ясна ни была несправедливость къ матери, сестрѣ и племянницѣ, онъ не смѣлъ вмѣшиваться въ ея дѣла ни словомъ, ни дѣломъ, ни помышленіемъ. Дочь Катерины Петровны -- черноглазая дѣвочка Лиза, няньчилась съ поповскими дѣтьми. Росла въ чужихъ комнатахъ, около чужого стола. Спала съ матерью на кухнѣ. Стирала пеленки, подстилки, бѣгала на рѣку за водой. Часто плакала отъ тумаковъ и щипковъ ровесниковъ и ровесницъ въ домѣ родни. Играла чужими куклами украдкой и воровала у двоюродныхъ сестрицъ и братцевъ конфекты и пряники. Сама колотила ихъ, грубила теткѣ-попадьѣ и постоянно была насторожѣ.
Такъ она и вырасла.
Въ маломъ она измѣнилась и теперь.
Ее звали Лизкой и въ ту пору, когда она маленькой таскала на рукахъ длинноногаго поповскаго Петьку и бѣгала на рѣку въ чужихъ башмакахъ.
И теперь, когда ей было восемнадцать лѣтъ, ее нерѣдко окликали Лизкой. И хорошая жизнь не принесла ей ничего новаго. Былые тумаки и ссадины зарубцевались и зажили, но боль ихъ вросла въ душу.
Зато мать и бабушка выросли на цѣлую голову. Теперь у нихъ свой домъ, своя корова, свои куры и свиньи.
Катерина Петровна и бабушка Анфиса Тимофеевна помолодѣли, выпрямились, и ходить, и глядѣть стали смѣлѣе -- свой уголъ, своя скамья, свой хлѣбъ. И работа стала милѣе -- спорая, податливая, видная, потому что своя,
Весь дворъ съ закутками и клѣтями женщины вылѣпили изъ глины собственными руками. Два лѣта обстраивались, бѣлились и городились. Домъ въ двѣ половины -- изба и юрница.
Стулъ, полочка, угловичекъ и всякій пустякъ, сколоченный изъ дерева, или купленный на базарѣ, вносилъ въ домъ свою жизнь и смыслъ, входилъ въ привычку женщинъ. И, если бы изъ дома невѣдома куда пропала старая скрипучая табуретка, ее искали бы, думали о ней, говорили "куда провалилась?" Всякая мелочъ -- проржавленное ведро и блюдечко съ отбитымъ краемъ -- все заботило, все береглось, какъ свое, родное.
По вечерамъ, когда въ избѣ все было прибрано, вымыто, свѣтло и тепло, когда и коровы, и куры, и свиньи покоились на соломѣ въ теплыхъ клѣтушкахъ, пріятно было думать.
Думала Катерина Петровна о своемъ прежнемъ. Вспоминались чужія коровы, чужой дворъ -- и еще роднѣе становился свой домъ. Вырастала гордость и радость. Бывшія обиды вызывали теплыя слезы. И чѣмъ унизительнѣе было прошлое, попреки и поклепы, тѣмъ больше было слезъ тихихъ, ровныхъ и счастливыхъ. Пріятно было жаловаться самой себѣ безъ словъ, безъ шопота -- однимъ сердцемъ. И всѣ трое -- и Катерина Петровна, и бабушка, и Лиза, думали одно и то же про себя и про другихъ.
Жили въ избѣ. Тутъ и спали, и пили, и ѣли, проводили дни и вечера.
Въ горницѣ не жили совсѣмъ. И если входили въ нее, то для того, чтобы подмести полъ, стереть пыль, зажечь лампаду. За горницей ухаживали и берегли ее.
Это былъ храмъ трехъ женщинъ. Сюда приносили все, что было цѣнно, рѣдко, красиво и празднично. Любовно и набожно украшали горницу. И изъ года въ годъ богатѣла она заботами матери, бабушки и внучки, какъ богатѣетъ храмъ жертвами и приношеніями.
И не было у всѣхъ трехъ другого храма, другого алтаря, куда бы они несли радость свою, заботы, свои, кромѣ этой горницы.
Бабушка Анфиса Тимофеевна не пропускала ни одной церковной службы, терпѣливо отстаивала вечерни и утрени, какъ безсрочный солдатъ часы караульной службы; но въ церковь она несла обязанности свои, привычку, грѣхъ и страхъ свой.
При входѣ въ горницу, грязную обувь оставляли за порогомъ и ступали по пестрымъ, домотканнымъ попонкамъ босыми ногами.
Изъ оконъ выглядывали филейныя занавѣски.
Герань и фуксія бутонами и цвѣтами смотрѣли на улицу. Въ переднемъ углу расли "царскія кудри", оживляя зеленой листвой старые столѣтніе образа въ массивныхъ рамахъ. Передъ образами висѣли лампады -- четыре: зеленая, красная, бѣлая и желтая. Въ переднемъ же углу на столикѣ стояли пузырьки съ аптечными сигнатурками, склянка съ водой изъ цѣлебнаго источника, ладонки, иконки, бронзовая ваза, блестящіе подсвѣчники изъ дутаго стекла, часы съ кукушкой. На коврикѣ, вышитомъ бисеромъ по малиновому бархату, лежали четки -- даръ матери отъ сына архіерея.
За досчатой перегородкой, оклеенной обоями съ голубыми цвѣточками, стояла большая дубовая кровать. На ней никто не спалъ. Она была застлана вязаннымъ цвѣтнымъ одѣяломъ, изъ-подъ котораго выступали бѣлыя широкія кружева. Десятиэтажная башня подушекъ въ бѣлыхъ, какъ снѣгъ, наволочкахъ, уходила подъ самый потолокъ.
Тутъ же за перегородкой былъ Лизинъ "туалетъ" съ флакончиками и баночками. Около туалета стоялъ большой кованый сундукъ, съ цѣнными вещами и Лизинымъ приданымъ.
И все здѣсь -- прохлада и строгость обстановки, тишина, и торжественность нѣмыхъ предметовъ, напоминало церковь, убранную для службы наканунѣ престольнаго праздника.
II.
Отецъ Степанъ ждалъ въ гости брата-архіерея. Катерина Петровна и мать наряжали свой домъ. Лиза то и дѣло бѣгала на рѣку. Чистила мѣдныя кастрюли, полоскала горшки, мыла, терла пескомъ ложки, вилки, съ пѣснями и припѣвами на все село.
Сбѣжался народъ. Побросали все -- кто запрягалъ лошадь, кто ѣхалъ на рѣку за водой. Бабы бросили доить коровъ къ великой радости телятъ. Остановилась работа въ кузницѣ. Замолкла наковальня, пересталъ пыхтѣть мѣхъ -- всѣ бѣжали къ Катеринину двору.
Владыка изъ тарантаса вышелъ со слезами на глазахъ. Его поддерживали мать, сестра и братъ, отецъ Степанъ. Тутъ-же была и попадья съ дѣтьми. Мать, сестра и племянница поклонились владыкѣ въ ноги и приняли благословеніе. Потомъ владыка облобызался со всей родней троекратнымъ цѣлованіемъ.
Сталъ подходить подъ благословеніе народъ.
Владыка былъ растроганъ.
На селѣ только и слышно было:-- "архіерей пріѣхалъ. Епископъ -- братъ отца Степана, Солдаткинъ братъ, дьячихинъ сынъ -- владыка".
Деревенскія ребятишки побросали свои гудѣлки и свистѣлки. Перевѣшивались черезъ сосѣдніе плетни, карабкались на крыши и перекликались: "архирей пріѣхалъ"!
Все село приняло праздничный, базарный видъ. Бѣжали и ѣхали, точно тушить пожаръ.
Владыка мылъ руки и лицо въ избѣ. Хотѣли подать воду въ горницѣ, но онъ отказался отъ всякихъ церемоній. Сидѣлъ въ избѣ на лавочкѣ. Посадилъ рядомъ съ собою и мать. Старуха то и дѣло вытирала платкомъ обильныя слезы. Катерина Петровна на протянутыхъ рукахъ держала длинное полотенце. Лиза подавала владыкѣ воду. Попадья, Прасковья Сергѣевна, тоже прислуживала -- держала въ рукахъ мыльницу, озабоченная и привѣтливая. Ее уже сокрушалъ бѣсъ зависти. Правда, владыка остановился у сестры Катерины ради ея бѣдности и ради матери, но подозрительная и завистливая попадья не находила въ этомъ успокоенія. Насплетничаютъ, будутъ жаловаться, будутъ мстить за прежнее -- думала попадья, привѣтливо улыбаясь.-- И всю его щедрость пожнутъ свекровь, золовка и племянница, а ей съ дѣтьми достанутся одни несчастныя крохи.
Село было большое. Церковь пятипрестольная. Три штатныхъ священника. Архіерей служилъ всенощную и на завтрашній день обѣдню.
Съѣхались окрестные помѣщики. Церковь была полна народомъ. Молящіеся стояли на паперти и въ оградѣ.
Это былъ великій праздникъ матери, Анфисы Тимофеевны. И, можетъ быть, только она одна глубоко и свято вѣрила, что на небѣ есть Богъ, а на землѣ правда.
Гостилъ архіерей у родни четыре дня. Почивалъ въ горницѣ. Тутъ-же проводилъ время въ кругу близкихъ. Бывалъ у брата, отца Степана.
Лиза сдерживала себя при немъ. Не пѣла, и не хохотала громко. Всѣ четыре дня ходила въ праздничномъ, подтянутая и причесанная, въ новыхъ туфляхъ, которыя отчаянно жали въ носкахъ.
Бабушка настрочила ее, какъ держать себя въ присутствіи дяди-владыки, и запретила ей сзывать свиней: чёхъ-чёхъ-чёхъ-чёхъ!-- Приказала быть потише и какъ-нибудь повѣжливѣе.
Всѣ эти сокращенія не нравились Лизѣ. Но надо было повиноваться: дядя-архіерей любилъ вѣжливость и деликатность.
Когда владыка почивалъ или велъ бесѣду съ братомъ Степаномъ и другими родственниками, Лиза выходила на улицу и ее обступали сосѣдки и паломницы съ далекихъ дворовъ. Всѣмъ хотѣлось знать, что говорить архіерей, и какъ говоритъ у себя дома.
-- Послушать бы, какъ онъ проситъ пить, произноситъ слова, какъ ѣстъ и какъ спитъ? Смѣется ли когда, а если смѣется,-- тихо ли, громко ли? Носитъ ли подъ рясой брюки?!
Сосѣдки разспрашивали все-все подробно.-- И Лиза разсказывала, что знала, что видѣла и что слышала. Когда бы она ни вышла на улицу -- ее уже кто-нибудь поджидалъ за угломъ. Она объявляла, какъ и что -- и это все шло по всему селу.
-- Дядя-архіерей проснулся... молится... читаетъ Евангеліе... собирается на прогулку... пишетъ. Ѣстъ пироги съ капустой... калитъ дядю отца Степана -- попадья насплетничала. Прохлаждается -- ходитъ по комнатѣ взадъ-впередъ. Ложится спать.
Уѣхалъ дядя-архіерей и Лиза сняла полосатыя юбки, модное платье. Попрятала въ коробку ленточки, бархотки, сбросила съ ногъ тѣсныя туфли: Подтыкалась, подобралась, раскосматилась, завела шальную пѣсню и босикомъ пошла на рѣку полоскать бѣлье. Опять стала Лизкой, деревенской, хайластой дѣвкой...
-- Что тебѣ подарилъ дядя-архіерей?-- выспрашивали у Лизы сосѣдки -- двѣ сестры, незамужнія, но въ лѣтахъ -- дочери стараго діакона.
-- На новое платье. На шубку и на шапку съ муфточкой и еще на разную дребедень.
-- А что тебѣ говорилъ дядя-архіерей?
-- Говорилъ мнѣ дядя-архіерей, чтобы я одѣвалась чисто, чтобы не хуже другихъ, а какъ настоящая архіерейская племянница. Да плевать я хотѣла,-- передъ кѣмъ мнѣ рядиться-то?!
-- А передъ кавалерами!-- язвили дьяконицы.
-- Эко! Разхвастались своими макентошами! Какъ же, буду я передъ ними фасониться!
-- А что тебѣ еще говорилъ дядя-архіерей?-- допытывала примирительница.
-- Не скажу!
-- Ужъ такъ будто бы и любопытно!
-- Любопытно, не любопытно, а забавно!
-- Ну, что же?
-- Замужъ,-- говоритъ,-- тебѣ, Лиза, пора!
-- Такъ и сказалъ?
-- Слово въ слово...
-- А ты что?
-- Женихъ не выросъ,-- говорю,-- владыка!
-- А онъ что?
-- Смѣется. Посѣяли,-- говоритъ,-- жди, скоро будутъ всходы.
-- Такъ и сказалъ?
-- А что! стала бы я врать!
-- Ну, это онъ пошутилъ!
-- Что-жъ, пошутилъ, такъ пошутилъ,-- отъ этого я не растолстѣю,-- басомъ произнесла Лиза и залилась веселымъ смѣхомъ.
-- Ужъ эта, Лизка,-- всегда у нея на языкѣ какая-нибудь сальность,-- сказала старшая сестра, морщась, и повернула архіерейской племянницѣ спину. Другая послѣдовала ея примѣру.
Лиза смѣялась басомъ много и громко. Смѣялась въ глаза каждому встрѣчному и поперечному.
Ей пророчили скверное будущее -- она пѣла солдатскія пѣсни. Иногда рядилась въ модныя кофточки и шляпку, носила греческую прическу. Но чаще всего ее видѣли въ ситцевой юбченкѣ, подтыканной до колѣнъ, съ растрепанными волосами, съ коромысломъ на плечахъ, съ вилами или лопатой въ рукахъ.
"Вся вышла въ отца-солдата"!-- говорили про нее хорошіе знакомые. Лиза была упряма и часто говорила и дѣлала не то, что думала и не то, что ей нравилось, какъ бы себѣ и другимъ на зло. Грубила всѣмъ, кто заводилъ съ ней разговоръ, чтобы посмѣяться, разсчитывая на какую-нибудь неожиданность съ ея стороны. Сосѣди называли Лизу "отпѣтой дѣвкой" за то, что она никому не давала спуску, пускала въ оборотъ самыя ухарскія слова, которыми хвастались только деревенскіе парни, и, живя среди мѣщанской и чванной родни и сосѣдей, не поддавалась "ихъ культурѣ". Ее ничѣмъ своимъ не заразили кичливыя поповны, купеческія дочери, дьячихи и дьяконицы, модницы и кокетки, насмѣшницы, переимчивыя, фальшивоголосыя кривляки.
III.
Владыка извѣстилъ письменно и мать съ сестрой, и брата отца Степана. И по писаному выходило все такъ просто и ясно,-- обдуманно, предусмотрѣно, предугаданно. Точно это дано было вѣщимъ сномъ, послано свыше. И деньги владыка перевелъ по телеграфу. Надо было только готовиться, снимать съ Лизы мѣрку и шить подвѣнечное платье. Поднялась суета въ домѣ Катерины -- шитье, стежка, чистка, глаженье. Бабушка Анфиса Тимофеевна занялась наливками, настойками, копченіемъ, вареньемъ, маринадами.
И откуда онъ, чья родня,-- здѣшній или издалека? Какого званія, какой семьи?-- никто не зналъ.
Написано было: "добрый человѣкъ, молодъ и ясенъ, какъ весенняя ласточка, достойный и избранный". И еще было приписано сбоку, въ концѣ письма, мелко-мелко, такъ, что едва разобралъ отецъ Степанъ:, "не медлить и не затягивать свадьбу".
Была осень,-- пора свадебной гульбы, дѣвишниковъ и сговоровъ. На селѣ только и слышно было: тотъ женится, та выходитъ замужъ, ту просватали, тѣхъ обручили.
Робко и застѣнчиво переступилъ "онъ" порогъ дома отца Степана. Снялъ шапку и мягкіе русые волосы запушились на головѣ и упали на крутой блѣдный лобъ. Остановился въ передней и виновато произнесъ:
-- Ну, вотъ я и пріѣхалъ! Я -- Миронъ Ильичъ Глѣбовъ. Владыка вамъ писалъ обо мнѣ? У меня тамъ еще небольшой чемоданчикъ.
Отецъ Степанъ крѣпко пожалъ гостю руку. Братъ-владыка писалъ имъ всѣмъ и они всѣ очень рады познакомиться съ Мирономъ Ильичемъ. Почетъ и уваженіе.
Миронъ раздѣлся, снялъ глубокія резиновыя калоши.
Вышла навстрѣчу попадья Прасковья Сергѣевна.
Въ столовой отецъ Степанъ представилъ гостю дочь Любочку -- епархіалку пятаго класса и указалъ рукой на остальную дѣтвору.
Вязли лошади въ болотѣ, которое тянулось двѣ версты. Прыгала телѣга по кочкамъ, какъ мячикъ, когда объѣзжали размытую дождемъ дорогу. Передъ самымъ селомъ загорѣлась ось и лопнула шина.
Голосъ его звенѣлъ и падалъ, вздрагивалъ, какъ случайно задѣтая струна, прятался и снова вырасталъ. И отецъ Степанъ, и попадья Прасковья Сергѣевна, и Любочка насторожились, разставили руки ладонями кверху, какъ-то пригоршнями, точно Миронъ готовился, набирался смѣлости передать кому-то изъ нихъ что-то хрупкое, и боялся, какъ бы не выронить, какъ бы не разбить. И всѣ сторожили, ждали -- вотъ-вотъ уронитъ, вотъ-вотъ разобьетъ и смутится, покраснѣетъ и, какъ ребенокъ, замигаетъ большими сѣрыми глазами.
Кончилъ.
Отецъ Степанъ засуетился и успокаивающе заговорилъ:
-- Ну, и слава Богу, хоть доѣхали-то благополучно. Теперь чайку, закусить, выпить съ дороги.
Приглашая гостя къ столу, попадья отставила въ сторону два стула, стоявшіе на пути къ дивану. Заговорила мягко, какъ никогда, вкладывая и въ слова, и въ движенія невольную осторожность.
Миронъ не пилъ водки. Съѣлъ котлетку и. немного картофельнаго пюре, выпилъ два стакана чаю и больше ничего не хотѣлъ ни пить, ни ѣсть.
-- Какъ мало, какъ мало! Еще бы чего-нибудь закусили -- стаканъ молока, а то лучше сливокъ.
-- Сытъ.
Такой мягкій и простой, а какъ трудно съ мимъ разговориться -- прямо сказать, спросить, вывѣдать...
И чего онъ стыдится, что прячетъ, какія у него мысли, какая цѣль породниться съ архіереемъ? Кто онъ, какъ живетъ, кѣмъ можетъ быть впослѣдствіи? Много ли, мало ли ему надо? Бурлитъ ли когда-нибудь эта тихая вода? странный человѣкъ! Можетъ ли его, образованнаго, ученаго, удовлетворить полуграмотная Лизка?! Примирится ли онъ съ ея грубостью и со всѣмъ тѣмъ, что есть отрицательнаго въ ней даже и для такихъ незамысловатыхъ жениховъ, какъ однодворцы, псаломщики и мелкіе торговцы?
Отецъ Степанъ, а главное матушка, жаждали подробностей, но ни онъ, ни его супруга не задавали гостю прямыхъ вопросовъ и осторожно говорили, точно развлекались, "какъ да что?".
-- У насъ вотъ такъ, а въ городѣ совсѣмъ иначе. Братъ владыка много говорилъ о своей епархіи -- многихъ хвалилъ, многими доволенъ.
Миронъ слушалъ, улыбался, какъ младенецъ, а когда говорилъ, краснѣлъ, синяя жилка на лѣвомъ вискѣ, опушенная золотистой прядью мягкихъ русыхъ волосъ, вздрагивала. И на вопросы отвѣчалъ Миронъ то слишкомъ коротко, то слишкомъ длинно -- не досказывалъ фразы, обрывалъ начатый разговоръ, точно боялся проговориться. Но въ его открытомъ лицѣ не было ничего хитраго и подозрительнаго. Сѣрые глаза смотрѣли ясно и признательно. И супруги недоумѣвали: что это за человѣкъ? Разглядывали его, какъ загадочный рисунокъ и, вслушиваясь въ его слова, пожимали плечами.
Въ этомъ человѣкѣ, какъ въ тонкихъ кружевахъ, не было видно ни конца, ни начала. Главное въ немъ, самый узелъ, нельзя было разсмотрѣть -- ткань и основа ускользали, терялись въ догадкахъ и предположеніяхъ. Терялись его собесѣдники, терялся самъ онъ. Что бы ни говорилъ Миронъ, и что бы ни говорили ему -- все оставалось несказаннымъ, неспрошеннымъ. И голосъ у Мирона былъ какой-то странный. Съ этимъ голосомъ нужно было прежде спѣться, угадать тонъ, придвинуться къ этому человѣку потѣснѣе -- и тогда только начать бесѣду съ нимъ, ью больше слушать его, чѣмъ говорить самому.
Слова самыя обыкновенныя, а голосъ странный.
Рядомъ съ его голосомъ голосъ отца Степана рѣзалъ слухъ.
"Съ этимъ человѣкомъ надо говорить по нотамъ,-- думалъ священникъ и недоумѣвалъ.-- Какъ люди различны и сколько въ каждомъ человѣкѣ такого, что и раскусишь, да не разжуешь. Сидитъ рядомъ, а его, какъ будто бы и лѣтъ, не слышно. И слова произноситъ изъ какого-то далека, точно пускаетъ ихъ по тихой водѣ: прячется ли, или ужъ, впрямь, такой побывалый".
-- Вашъ батюшка изъ духовныхъ?-- произнесъ отецъ Степанъ случайно и задвигался на стулѣ.
-- Мой батюшка? Я его не помню. Онъ умеръ, когда я былъ ребенкомъ. Я сирота.
"Такой какой-то, Богъ его вѣдаетъ. Не разговоришься съ нимъ",-- сидѣла и думала Прасковья Сергѣевна.
Неисчерпаемой темой для разговора служилъ братъ-архіерей. Къ слову пришлось, и отецъ Степанъ разсказалъ, какъ въ дѣтствѣ они съ братомъ-владыкой ловили корчагой пискарей и гальяновъ, и какъ владыка-братъ, будучи семинаристомъ, строчилъ товарищамъ сочиненія на-заказъ: кому -- на тройку, кому -- на четверку, кому -- на пятерку... И не ошибался никогда: три -- такъ три, четыре -- такъ четыре, пять -- такъ пять.
Дѣтскіе годы владыки открыли въ Миронѣ новое лицо. Слушая отца Степана, онъ улыбался нѣжно и свято, точно ставилъ свѣчку угоднику-исцѣлителю. Мягкіе волосы запушились на его головѣ и позолотили лобъ.
И когда отецъ Степанъ прервалъ свои воспоминанія подъ тяжелымъ взглядомъ попадьи, Миронъ все улыбался и смотрѣлъ куда-то въ тихія воды, точно разглядывалъ пискарей и гольяновъ.
-- А у меня не было родныхъ, я ихъ не зналъ -- такъ сложилось. Матушка приняла схиму послѣ смерти батюшки,-- произнесъ Миронъ и замолкъ. Потомъ опять открылъ ротъ, еще что-то хотѣлъ сказать о себѣ и, можетъ быть, самое главное, но не вспомнилъ или не счелъ удобнымъ говорить. Вырвалось неожиданно, какъ-то врасплохъ:
-- Я все думалъ про васъ, отецъ Степанъ Петровичъ!
Молодой человѣкъ продолжалъ молчать. "Что же, въ самомъ дѣлѣ?" -- думалъ онъ:-- о многомъ хотѣлъ спросить, о всѣхъ здѣшнихъ думалъ. Думалъ объ отцѣ Степанѣ, какъ о старшемъ братѣ, мечталъ сразу встрѣтить въ немъ человѣка съ близкимъ сердцемъ.
Заговорилъ, наконецъ, о чемъ думалъ, но не о томъ, о чемъ хотѣлъ спросить.
-- У васъ хорошо здѣсь, вотъ что! Но мнѣ приходится больше слушать, чѣмъ самому говорить... Я ни съ кѣмъ не знакомъ, и меня никто не знаетъ. Мнѣ кажется, что всѣ смотрятъ на меня изъ какою-то далека. Я, можетъ быть, кажусь страннымъ! Ямщикъ, который привезъ меня къ вамъ, такой славный! Но мнѣ не удалось разговориться съ нимъ... Не умѣю я, что ли, или не привыкъ къ людямъ, не знаю настоящаго разговорнаго языка. Спрашиваю его, говорю почти увѣренно, навязываю свое мнѣніе: "Хорошо здѣсь живется!" -- А онъ, какъ-то странно: "у кого, говоритъ, денегъ много"... Тонъ насмѣшливый и горькій. Попросилъ отвѣтить, чтобы оправдаться передъ нимъ: почему?-- А потому, говоритъ, что дважды два -- четыре, а не пять. Спрашиваетъ: изъ духовныхъ будете?-- Изъ духовныхъ, отвѣчаю, и слышу: коли изъ духовныхъ, такъ сами должны знать почему?-- Только я отъ него и слышалъ. Замолкъ какъ-то враждебно. Такъ и не могъ съ нимъ разговориться, точно иностранецъ какой.
Отецъ Степанъ отрубилъ:
-- И никогда не сговоритесь! Трата словъ понапрасну. А если бы стали переубѣждать, проповѣдывать, по-матушкѣ бы откостылялъ. Это ужъ, какъ дважды два -- четыре, а не пять. Народъ отпѣтый: вы ему про Ивана, а онъ вамъ про болвана, и не безъ задней мысли. Истинно говорю вамъ! А если еще передъ каждымъ оправдываться будете,-- за виноватаго сочтутъ. Въ дальнѣйшемъ не совѣтую тратить словъ понапрасну.
Миронъ глядѣлъ на отца Степана широко открытыми глазами, какъ-то по-дѣтски пугливо.
-- Поживете -- увидите!-- заключилъ священникъ и рѣшилъ въ умѣ: "философъ ты, братъ Миронъ,-- надо тебя женить"...
А попадья, ласково и загадочно улыбаясь, тихо произнесла:
-- Когда же мы будемъ знакомиться?
-- Завтра, завтра!-- поспѣшилъ батюшка загладить нетерпѣніе супруги.-- Миронъ Ильичъ отдохнетъ съ дороги, уляжется дорожная пыль и ужъ тогда отправимся... обозрѣвать наши окрестности.
И Миронъ попрежнему сталъ хрупкимъ и неяснымъ, непрочно замоталъ головой и уронилъ за отцомъ Степаномъ:
Матушка простилась съ гостемъ. Отецъ Степанъ проводилъ Мирона въ приготовленную для него комнату.
-----
-- Младенецъ -- ничего не смыслитъ! Надо его направлять,-- натягивая на голыя плечи одѣяло, произнесла попадья.
Отецъ Степанъ крестился.
-- У него въ головѣ гвоздь и, надо полагать, ржавый!-- членораздѣльно произнесъ батюшка и задулъ свѣчу.
IV.
Собрались знакомиться.
Утромъ, за чаемъ, Прасковья Сергѣевна встрѣтила Мирона, какъ своего человѣка, давнишняго, вхожаго въ домъ за всяко-просто.
Но не такъ-то отнесся къ ней самъ Миронъ. Панибратство попадьи уперлось въ его нездѣшность, въ пространство между Мирономъ своимъ и Мирономъ чужимъ.
Искусственная фальшивая игра въ родню пристыдила Мирона. Онъ не зналъ, куда дѣвать руки отъ навязчивости и непрошенной ласки. Со всѣмъ соглашался, кивалъ головой, когда нужно было отвѣчать "да" или "нѣтъ", и твердилъ имена невѣсты, будущей тещи, бабушки и всей близкой родни.
Пошли пѣшкомъ.
Отецъ Степанъ, попадья и дочь ихъ -- епархіалка Любочка. Миронъ въ серединѣ, какъ пойманный воръ, въ первый разъ въ жизни неудачно запустившій руку въ чужой карманъ.
Народу на улицѣ было много. Всѣ знали, что къ Лизкѣ пріѣхалъ женихъ, академикъ и любимецъ владыки.
Разсматривали жениха изъ оконъ и изъ-за угловъ. Деревенскіе ребятишки, какъ и въ день пріѣзда архіерея въ село, высовывали головы изъ-за плетней, лѣзли на крышу и таинственно перекликались: "Лизкинъ женихъ! Къ Лизкѣ женихъ пріѣхалъ. Эва, ведутъ!".
Сосѣдки судачили, стоя въ воротахъ.
Было воскресенье. Обѣдня отошла, но казенку еще не успѣли открыть.
Черезъ дорогу перебѣгали мужики и мальчишки съ пустыми сороковками въ карманахъ, за пазухой и въ рукахъ.
Пришли гости.
Катерина Петровна и бабушка Анфиса Тимофеевна встрѣтили гостей у крыльца.
Лиза заупрямилась, не вышла навстрѣчу. Сидѣла въ горницѣ въ корсетѣ и въ модномъ платьѣ, съ греческой прической и краснымъ бантомъ въ волосахъ. Дышалось тѣсно, и грудь выпирала изъ-подъ корсета. И желтыя туфли жали въ носкахъ. Съ шумомъ вошли въ горницу. Лиза поднялась съ дивана и прошла къ порогу навстрѣчу гостямъ маленькими, не своими шажками. Около Лизы и Мирона образовался кругъ. Заговорили всѣ сразу, и отецъ Степанъ, и попадья. Бабушка и Катерина Петровна извинялись за что-то передъ гостемъ, виновато и робко, точно стыдились принять дорогой подарокъ, хотя и протягивали къ нему руки.
Лиза сунула Мирону ладонь ребромъ.
Разсѣлись. Не на избранныя мѣста, а кто куда хотѣлъ. Но такъ вышло, что отецъ Степанъ съ Мирономъ угодили подъ образа. Потомъ къ нимъ присѣла и Прасковья Сергѣевна.
Лиза съ матерью и бабушка хлопотали около гостей.
На двухъ столахъ, составленныхъ край къ краю, съ бѣлой скатертью, стояли наливки, вина и зеленый графинчикъ съ водкой; холодныя закуски, маринады, рюмки, большія и маленькія, тарелки съ салфетками, черный и бѣлый хлѣбъ башней. Варенье въ трехъ хрустальныхъ вазочкахъ. Яблоки, орѣхи и копфекты.
Подали крѣпкій чай на подносѣ.
Завязался разговоръ.
Родня выдвигала Лизу. Незамѣтно становила ее рядомъ съ Мирономъ, загоняла въ кругъ исподтишка, какъ молодую лошадь. Хитрила и выдумывала подходящій разговоръ.
Пили настойку и водку. Миронъ долженъ былъ "выкушать рюмочку". Онъ сидѣлъ за своимъ приборомъ, рѣзалъ на маленькіе кусочки ветчину и глоталъ. Говорилъ мало. Чокнулся съ Лизой одинъ разъ мадерой. Онъ и она только пригубили свои рюмки.
Сказалъ ей три слова:
-- Елизавета Григорьевна! благодарю.
Отецъ Степанъ говорилъ и за Лизу, и за Мирона, и за отсутствующаго брата-владыку, цвѣтисто и благозвучно.
А матушка Прасковья Сергѣевна все роднила, настраивала всяко -- бочкомъ, сторонкой, шуточками.
Бабушка Анфиса Тимофеевна радушно хихикала и хвалилась милостями сына-владыки.
Миронъ смотрѣлъ на Лизу и тосковалъ.
Невѣста, та самая дѣвушка, простая, деревенская, молодая, красивая -- вылитая на солнцѣ. Выросла въ поляхъ, лугахъ, крѣпкая и здоровая. Гнется, какъ стальной прутъ, сильная и цѣльная. Но не ищетъ она Мирона. Смотритъ издалека -- изъ тридевятаго царства. Теряется и жмется. Ей тѣсно въ модномъ платьѣ.
Нѣтъ, не туда ты, Миронъ, попалъ Пришелъ въ это три девятое царство, нежданный, не гаданный, силой и волей какого-то колдовства. А своя воля, тощая и маленькая, какъ слѣпой щенокъ, согнулась въ бараній рогъ и жмется къ стѣнкѣ.
-- Миронъ Ильичъ! правда, къ Лизѣ идетъ греческая прическа и красный бантикъ?-- спрашиваетъ попадья.
-- Да, да,-- это красиво и бантикъ хорошенькій!-- говоритъ Миронъ и еще хочетъ что-то прибавить, да попадья смѣется -- довольна, что такъ ловко нашлась.
И еще откуда-то сверху падаютъ слова:
-- Ужъ, будто бы! Ничего особеннаго, обыкновенный красный бантикъ! Вы, тетя, всегда что-нибудь выдумаете, на которое и не отвѣтишь.-- Это говоритъ Лиза.
Попадья бранитъ ее шутя, по-родственному, упрекаетъ съ иголочкой, но деликатно.
Лиза смотрѣла на Мирона, когда говорила о бантикѣ, а теперь сидитъ рядомъ съ теткой.
Попадья говоритъ, говоритъ. Лиза смѣется недовѣрчиво, одной морщинкой около рта.
И странно. Какъ будто бы Мирона здѣсь нѣтъ. Тамъ, гдѣ онъ сидитъ, пустое мѣсто -- щель тараканья.
Рѣчь идетъ о рѣкѣ, о мельницѣ, о глубокихъ мѣстахъ. Попадья спрашиваетъ Мирона о городѣ. Теперь ему надо отвѣчать.
Попадья заговариваетъ пробѣлы, заготовляетъ матеріалъ для разговора.
-- Вамъ, Миронъ Ильичъ, еще чайку?-- хлопочетъ Катерина Петровна.
Миронъ благодаритъ. Лиза беретъ его стаканъ и идетъ къ самовару за перегородку:
Катерина Петровна присаживается на "секундочку", учтивая и осторожная. Слова все незначительныя, точно подсказанныя реплики.
Придвигается къ Мирону и бабушка, Анфиса Тимоѳеевна.
Эта -- о сынѣ-владыкѣ, объ отцѣ Степанѣ и еще о двухъ сыновьяхъ: какъ расли, да какъ выходили въ люди. Заботы, хлопоты, нужда. А теперь только одна радость.
Отецъ Степанъ подгулялъ. Попадья занята -- не считаетъ рюмки, не смотритъ въ ротъ. Онъ размякъ и ребячески повеселѣлъ. Толкуетъ о священствѣ, о причтахъ, о тяжбахъ крестьянъ съ помѣщиками, о владыкѣ-братѣ, о раскольникахъ, объ отрицающихъ все святое интеллигентахъ.
Въ горницѣ становится душно.
Къ собесѣдованію съ Мирономъ приступаетъ и дальняя родня. Звенитъ посуда: рюмки, тарелки. На столѣ появляются все новыя и новыя блюда, точно открыли кладъ съ варенымъ, жаренымъ, печенымъ и выкапываютъ кушанья изъ-подъ земли. Отецъ Степанъ предлагаетъ тосты. Пьютъ за здоровье гостя. Миронъ опять чокается съ Лизой.
V.
Миронъ подсчитывалъ вчерашній день. Но онъ плохо разбирался во вчерашнихъ плюсахъ и минусахъ и не могъ отвѣтить себѣ на вопросъ:
Что произошло вчера?
Что-то непріятное ощущалъ онъ сегодня утромъ, когда всталъ съ постели и протеръ глаза. Какъ будто бы не то, какъ будто бы другое ему мерещилось, когда онъ только мечталъ о вчерашнемъ днѣ.
Самъ ли Миронъ такой нескладный или всегда такъ бываетъ?..
И ужъ какъ-то все просто дѣлается у людей: смотри, бери -- товаръ на-лицо. Такъ понялъ Миронъ вчерашнія смотрины. Но скорѣе всего понялъ неправильно. Чтобы понять людей, надо съ ними съѣсть пудъ соли -- говоритъ пословица. А Миронъ совсѣмъ еще прѣсный.
Миронъ былъ остороженъ ко всему чужему и не замѣчалъ своего. Онъ разсуждалъ: я ничего еще не сдѣлалъ для другихъ, чтобы другіе были мнѣ обязаны. Прежде всего я обязанъ. Надо жертвовать собой. И Миронъ жертвовалъ всѣмъ своимъ, чтобы не страдали интересы другихъ.
Изъ семинарскаго послушанія и боязливаго сиротства выросъ Миронъ. Обросъ усами и бородой, а все, какъ мальчикъ, стѣсняется взрослыхъ. Черезъ предѣлы "что скажутъ другіе" онъ и теперь не перешагнулъ.
Свое "я" онъ всегда произноситъ съ маленькой буквы. А когда говоритъ о чемъ-нибудь своемъ, стѣсняется, прянетъ себя въ "мы" и не въ большое "мы" -- въ "мы" маленькое, въ "мы", которыхъ много.
Когда Миронъ прикасался къ новымъ людямъ, тревожился и краснѣлъ. Боялся выронить слово, обидное для собесѣдника, да и не зналъ, о чемъ говорить, о чемъ спрашивать.
Миронъ вышелъ въ люди и остановился въ недоумѣніи: какъ подойти къ нимъ? Люди неодинаковы. Люди много прожили, много видѣли и еще больше знаютъ. У всякаго свой взглядъ на вещи. А такъ много вещей сложныхъ, обдуманныхъ людьми и понятыхъ каждымъ различно. И какъ трогать вощи, къ которымъ еще никогда не прикасался.
И вотъ, что еще самое главное: нельзя въ человѣкѣ обидѣть чувство привязанности, любви и обожанія. Хрупкій, застѣнчивый, кроткій Миронъ точно впервые увидѣлъ свѣтъ. Сидѣлъ въ семинаріи, сидѣлъ въ академіи -- все сидѣлъ и зубрилъ, писалъ и зубрилъ. А когда выпустили его на свободу, онъ растерялся. Куда пойти? Такъ много улицъ, такъ много дорогъ. Но всѣ улицы и дороги ведутъ въ Римъ, Это знаетъ Миронъ.
Но какъ начать путь, съ какого угла ближе выйти на большую дорогу? Такъ много угловъ! А сколько людей тіа большой дорогѣ -- достойныхъ и недостойныхъ, хорошихъ и плохихъ. Надо встрѣтиться съ хорошими людьми. Но какъ узнать въ незнакомой толпѣ незнакомаго хорошаго человѣка?
Но за первыми шагами ставшаго на ноги человѣка слѣдятъ хорошіе люди.
Такъ и случилось съ Мирономъ. Учитель и благодѣтель владыка благословилъ его:
"Христіанская у тебя душа, человѣкъ Божій! Предрѣшено и указано свыше быть тебѣ духовникомъ -- иди въ міръ съ животворящимъ крестомъ и святымъ Евангеліемъ".
Владыка припасъ ему невѣсту.
"Я благословляю тебя на бракъ со своей племянницей. Дѣвушка простая, но тебѣ придется по душѣ. Войди и ты въ міръ человѣческихъ радостей".
Миронъ польщенъ. Не нашелъ словъ высказать свою благодарность. Заплакалъ.
"Собирайся и поѣзжай! Понравитесь другъ другу -- благословеніе Господне на васъ"...
Пріѣхалъ Миронъ съ село Покровское. Увидѣлъ невѣсту.
Но какъ еще трудно узнать, разсмотрѣть то, что видишь! Такъ много сложнаго въ человѣческой душѣ и непонятнаго въ человѣческомъ сердцѣ. О чемъ она думаетъ, и думаетъ ли о Миронѣ? Первый шагъ въ жизни -- и первая загадка.
Прямыхъ вопросовъ и отвѣтовъ не было, но, кажется, что-то рѣшила родня.
Миронъ молчалъ, и Лиза молчала.
И странная какая-то она!
Недовѣрчива, пуглива -- но, можетъ быть, это вполнѣ естественно. Вѣдь она простая деревенская дѣвушка.
Миронъ продолжалъ знакомиться. Нужно было гостить то тамъ, то здѣсь -- этого требовалъ обычай. Все близкіе, все свои, все родня. Къ Мирону подходили съ разговорами и любопытствовали. Онъ терялся и не зналъ, какъ быть. Крѣпко держался за отца Степана и Прасковью Сергѣевну. Матушка выучила наизусть всѣ его добродѣтели.
Миронъ сталъ злобой дня, матеріаломъ для сплетенъ, предметомъ зависти и злословія. "Въ тихомъ омутѣ всѣ черти сидятъ",-- говорили про Мирона на сторонѣ.-- "Изъ корысти женится на архіерейской племянницѣ. Самый послѣдній однодворецъ и тотъ Лизку не взялъ бы, а этотъ суслится, блаженненькаго изъ себя строитъ. Ахъ! ужъ эта архіерейская родня!"
За три дня отецъ Степанъ нагулялъ себѣ носъ, а матушка охрипла. И Лиза стала всюду званой и прошеной.
Лиза принимала почести и величанія съ кривой улыбкой, и какъ будто бы не для себя, а для кого-то посторонняго.
Отецъ Степанъ съ матушкой устроили у себя въ домѣ вечеринку для молодежи. Приглашены были всѣ сельскіе кавалеры и барышни. Плясали и веселились до упаду.
Телеграфистъ Кочетовъ игрой на гитарѣ приводилъ публику въ восхищеніе. Два молодыхъ человѣка: блондинъ, остриженный бобрикомъ, и брюнетъ съ курчавыми волосами -- недоучившійся семинаристъ -- артистически играли -- первый: на балалайкѣ, второй -- на мандолинѣ. Молодой діаконъ пѣлъ баритономъ. Фельдшеръ съ актерскимъ лицомъ, хватившій для вдохновенія, потѣшалъ дѣвицъ комическими разсказами и анекдотами. Флегматичный и равнодушный въ будняхъ мѣстный аптекарь Гольдбергъ показывалъ фокусы, вызывая въ веселой компаніи удивленіе и дружный смѣхъ.
Всѣ здѣсь были на мѣстѣ и, такъ или иначе, вносили въ вечеринку веселье. И среди веселящихся не было лишнихъ и безучастныхъ зрителей, кромѣ Мирона. Но вмѣстѣ съ тѣмъ онъ былъ центромъ всеобщаго вниманія и это сильнѣе подчеркивало его безталанность, одинокость, и ему казалось, что своимъ присутствіемъ онъ нарушаетъ стройность вечеринки, какъ лишній ненастроенный инструментъ въ оркестрѣ.
Сближеніе Мирона съ Лизой шло не совсѣмъ гладко. Среди веселящейся родни они были, какъ въ лѣсу. Ихъ наталкивали, садили рядомъ, но они не находили другъ друга. Миронъ терялся въ чужомъ незнакомомъ лѣсу. Лиза пряталась въ своемъ, хоронилась за старыми соснами, выглядывала изъ-за молодыхъ кустовъ, какъ дикая кошка.
-- Не жалуетъ Лизка своего жениха. Само счастье лѣзетъ въ руки, а она вертитъ хвостомъ въ обратную,-- шушукались въ заднихъ углахъ старенькіе люди, забытые гости.