ВЕРБИЦКАЯ Анастасия Алексеевна [урожд. Зяблова; 11(23).2.1861, Воронеж -- 16.1.1928, Москва], прозаик, драматург. Дочь потомств. дворянина, полковника, по матери -- в родстве с семьей артистов Мочаловых. Сестра А. А. Сорневой. После окончания Моск. Елизаветин. женского ин-та [1870--77; консерват. систему обучения описала в кн. "Моему читателю. Автобиогр. очерки с портретом автора и семейными портретами. (Детство, годы учения)", М., 1911] была гувернанткой. Училась в Моск. консерватории (1879-- 1881) по классу вокала, не окончила ее из-за недостатка средств. Два года работала учительницей музыки и регентом хора в Елизаветин. ин-те, оставила преподавание (согласно уставу ин-та), выйдя в 1882 замуж за межевого инженера А. В. Вербицкого. Один из трех сыновей -- В. А. Вербицкий -- впоследствии нар. артист РСФСР, участвовал в организации 2-й студии МХТ. В 1882--1901 учительница пения в г-зиях.
С 1883 работала в газ. "Рус. курьер" корректором, выступала в ней (в 1885) и в газ. "Жизнь" с компилятивными полит, обзорами. Первое худож. произв.-- пов. "Разлад" (РМ, 1887, No 6, 7; отд. изд. под назв. "Первые ласточки" -- М., 1900). Постоянная беллетристич. деятельность началась в 1894. Печаталась в ж-лах "Жизнь", "Начало", "Образование", "Рус. богатство", "Мир божий" и др., в газ. "Рус. ведомости", "Курьер" и др. Ранние рассказы собраны в кн. "Сны жизни" (М., 1899). С 1899 выступала как издатель своих произв., помогала женщинам-переводчицам, редактируя и публикуя иностр. романы о положении женщины в совр. мире.
В ранних произв., в т. ч. в романах "Вавочка" ("Жизнь", 1898, No 25--36), "Освободилась" (МБ, 1899, No 8--12; отд. изд.-- М., 1902), пов. "Злая роса" ("Обр.", 1903, No 3 -- 8; отд. изд.-- М., 1904), "История одной жизни" (М., 1903), пьесах "Миражи" ("Театрал", 1895, No 33; отд. изд. под назв. "Мираж!" -- М., 1909; Малый т-р, 1895) и "Бесплодные жертвы. Семейство Волгиных" ("Театрал", 1897, No 133; отд. изд.-- М., 1906; Александрии, т-р, 1898--1902), выявляется центр, тема творчества В.-- борьба женщины за равноправие в личной и обществ, жизни. Драм, столкновения героинь В. с косной средой, их стремление вырваться из гнетущей атмосферы мещанских интересов и фальшивой семейной морали -- коллизии, характерные для рус. "женской" беллетристики кон. 19 в. Сильной стороной произв. В. были изображение психологии героинь, в судьбах к-рых отразились факты биографии самой В., обличение обывательского существования, увлекательный сюжет. В целом ранние произв. В. были встречены критикой благожелательно. М. Горький похвалил ром. "Вавочка" за обличение "блестящей, но пустой, приличной внешне и внутренне гнилой, позорной жизни" героев-мещан ("Нижегор. листок", 1901, 25 янв.). Критики особо подчеркивали "феминистическую" направленность творчества В. Героиню пов. "Первые ласточки" "можно упрекнуть разве в излишней гордости и в излишнем преклонении перед личной самостоятельностью", считал Е. А. Соловьёв (Андреевич) ("Жизнь", 1900, No 1, с. 242). Пов. "История одной души" производит "впечатление сильное и искреннее", и в ней преподносится "обычный рецепт г-жи В." -- "отвести любви второе место в жизни" (Е. А. Колтоновская -- "Обр.", 1903, No 1,с. 74). Вместе с тем для произв. В. характерны упрощенное изложение злободневных обществ, вопросов, надуманность и ходульность образов, созданных не на основе непосредств. личных впечатлений. Ю. И. Айхенвальд отмечал неудачу пов. о "лишнем человеке" "Злая роса", в к-рой "герой остается очень плоским", несмотря на старания автора продемонстрировать высокий уровень его образованности и культуры, перемешав "в пестрой амальгаме" имена К. Маркса, Ф. Энгельса, К. Каутского, Т. А. Рибо, Г. Тарда, Е. Дюринга, Ф. Ницше, О. Уайльда и др., а удачными являются те страницы, где "автор не сочиняет, не мудрствует" (РМ, 1903, No 9, с. 220; подпись А.).
Сама В. рассматривала собств. творчество в русле демокр. направления рус. лит-ры, считала себя близкой по духу В. Г. Короленко и писателям-"знаньевцам", восхищалась талантом М.Горького. В 1899-1901 чл. Моск. общества взаимопомощи лиц интеллигентных профессий, закрытого "за крайне противоправительственную деятельность" (ЦГАОР, ф. 63, 1897 г., д. 397; ОО, 1899 г., д. 521; ДЗ, 1901 г., д. 933). В 1905 была пред. Об-ва улучшения участи женщин. Революцию 1905-- 07 встретила с воодушевлением, 7 дек. 1905 предоставила свою квартиру для заседания к-та РСДРП (б). Под впечатлением событий 9 января написаны пов. "Светает" (М., 1906) и "Крылья взмахнули" (М., 1907).
Вром. "Дух времени", отражающем события Революции 1905--07 в Москве (кн. 1--2, М., 1907--08; на нем. яз.-- Б., изд-во И. Ладыжникова, 1909), и "Ключи счастья. Совр. роман" (кн. 1--6, М., 1909--13; экранизация -- 1913, реж. В. Гардин и Я. Протазанов, сценарий В.) гл. герои -- представители мира иск-ва, причем В. в демокр. духе решает проблему "художник и народ". В тематике В. отдала дань модернизму: индивидуализм героев трактуется как утверждение свободы творч. личности, а тема эмансипации -- как требование полной свободы в половых отношениях. Занимательность повествования, популярное изложение злободневных полит, и культурных вопросов обеспечили романам огромную популярность в нач. 10-х гг.: по отчетам библиотек, были на первом месте по спросу (см.: Л. Клейнборт -- ВЕ, 1913, No 12), их суммарный тираж к 1915 достиг огромных для того времени размеров -- 280 тыс. экз. (см.: ЖЖ,1915, No 27, с. 22). О их популярности свидетельствовали также и многочисл. "продолжения" и пародии, напр. ром. гр. Амо-ри "Любовные похождения m-me Вербицкой" (П., 1915), его же "Новейшие любовные похождения мадам Вербицкой" (СПб., 1914), его же "Побежденные. (Окончание романа "Ключи счастья" А. Вербицкой)" (СПб., 1912), М. Ельцовой "Отмычки счастья. Совр. роман-пародия" (М., 1910), С. А: Никитина "Ключи несчастья" (Екатеринослав, 1912). Однако и в этих романах В. обществ, проблемы трактовались излишне упрощенно, усилились худож. недостатки: стилистич. штампы, банальность отд. сюжетных ситуаций. Большинство критиков увидели в романах только легкую беллетристику, "вульгаризированную передачу" событий рев. действительности (Тан (В. Г. Богораз) -- УР, 1910, 13 февр.), "фальсификаты искусства" (Бартенев А. (Альвинг А. А.), Паразиты лит-ры.-- "Жатва", М., 1912, кн. 1); "бойкие диалоги, в к-рых затрагиваются самые модные вопросы современности", хотя и не идущие "дальше повторения общих мест, но преподнесенные в повышенном экзальтированном тоне" (В. П. Кра-нихфельд--СМ, 1910, No8). Несмотря на невысокий худож. уровень и поверхностное отражение современности, произв. В. в период реакции сыграли определенную положит, роль, что было отмечено социал-демокр. критикой; М. Ольминский (газ. "Звезда", 1911, 29 окт.) писал, что прогрес. молодежь привлекают в ее романах реализм и роман-тич. приподнятость героев; демокр. настрой ее произв. отметил А. В. Луначарский (реферат "Властители дум и сердец нашего безвременья", "Париж, вест.", 1912, 21 дек.).
С 1906 В.-- д. чл. ОЛРС. Во 2-й пол. 1910-х гг. работает над ром.-трилогией "Иго любви" [ч. 1-- 2 ("Актриса". "Огни заката"), М., 1914--16; ч. 3 ("Спешите жить"), 1920, ЦГАЛИ], в к-ром отражены романтич. моменты биографии ее матери и бабушки.
В нач. 20-х гг. дорев. произв. В. и особенно "Ключи счастья" воспринимаются как символ пошлости, бульварщина с элементами порнографии. Само имя В. становится одиозным. В 20-е гг. пишет для детей под псевд. Игорь Ольгович, А. Алексеева, Румшевич, О. Дэвич. В 1926 в защиту произв. В. от обвинения в порнографии выступили Луначарский, Ольминский, С. И. Мицкевич, видевшие в ней ограниченную, но прогрессивную для своего времени писательницу ("На лит. посту", No 7--8). Произв. В.-- это яркий пример популярной беллетристики, в к-рой упрощенно поданные прогрес. идеи соединяются с приемами бульварной лит-ры.
Др. произв. Рассказы: ""Преступление Марьи Ивановны" и др. рассказы и очерки из жизни одиноких" (М., 1902), "Мотыльки" (М., 1904), "Счастие" (М., 1905). Повести: "По-новому" (М., 1903), "Чья вина?" (М., 1903), "Наши ошибки" (3-е изд., М., 1908), "Горе идущим! Горе ушедшим..." (М., 1908), "Ее судьба" (М., 1912). Роман: "Елена Павловна и Сережка. (Летняя идиллия)" (М., 1915). Пьеса "Дети века. (Эфемериды)" (СПб., 1900).
Лит.: Скабичевский А., Текущая лит-ра ("Сны жизни" -- "Вавочка"].-- СО, 1899, 29 янв., с. 2; 5 февр., с. 3; Колюновская Е., Умирающие иллюзии. (Семейный вопрос в совр. беллетристике).-- "Обр.", 1902, No 3, отд. 3; Надеждин Н., Женщины в изображении совр. рус. женщин-писательниц.-- "Нов. мир", 1902, No 92; Краснов П., Идейная писательница.-- "Лит. вечера "Нов. мира"", 1903, No5; Чимишлийский Я., Женские типы в произв. В., Минск, 1904; Миртов О., Апофеоз догматов. (По поводу произв. В.).-- "Обр.", 1907, No 1, отд. 2; Дадонов В., В. и ее ром. "Ключи счастья" и "Дух времени", М., 1911; Hилли Н., Жизнь. О творчестве женщины, Симбирск, 1912; Чуковский К., Книга о совр. писателях, СПб., [1914]; Лихачев Б. С, Кино в России. Материалы к истории рус. кино, ч. 1, Л., 1927, с. 121--23, 196--97; Мицкевич С. И., Рев. Москва. 1888--1905, М., 1940, с. 275; Вишневский, 157; Арлазоров М., Протазанов, М., 1973, с. 45--49, 270; Зоркая Н. М., На рубеже столетий. У истоков массового иск-ва в России 1900--1910 гг., М., 1976, с. 165--79; История рус. лит-ры, т. 4, Л., 1983 (ук.). + Некрологи, 1928: "Красная газ.", веч. в., 18 янв.; "Красная газ.", веч. в., 20 янв. (Б. Пятовский). Брокгауз; НЭС; Венгеров. Источ.; Мезьер; Гранат; Владиславлев; КЛЭ; Муратова (2); Альм. и сб-ки (1, 2).
Архивы: ЦГАЛИ, ф. 1042.
А. М. Грачёва.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989