(Gustav Freytag) -- знаменитый немецкий романист и драматург; род. в Силезии в 1816 г., ум. в 1895 г. Был приват-доцентом немецкой литературы в Бреславле, написал трактат "De Hrosuitha poetria". В 1849--70 гг. был редактором "Grenzboten" в Лейпциге, с 1867 по 1870 г. -- членом северно-германского рейхстага; позже жил то в своем имении около Готы, то в Висбадене. В своих ранних произведениях, в эпических поэмах в народном духе ("In Breslau"), комедии "Die Brautfahrt, oder Kunz von Rosen" и в драмах "Die Valentine" и "Graf Woldemar" Ф. примыкает к литературному направлению "молодой Германии", но обнаруживает уже в них задатки реалистического дарования. Его лучшее драматическое произведение -- комедия характеров "Die Journalisten" (1854), которая считается почти равной "Минне фон-Барнгельм" Лессинга. В ней тоже заметен протестующий дух "молодой Германии", но без свойственного представителям ее радикализма и культа "гениальных натур"; напротив того, Ф. -- цельный представитель буржуазного либерализма, национально-прусской трезвости. Комедия "Die Journalisten" проникнута здоровым, светлым миросозерцанием, ярко обрисовывает жизненные общественные типы, но страдает условностью, например, в изображении борьбы между консерваторами и либералами. Из других его драматических произведений самые выдающиеся одноактная пьеса "Der Gelehrte" и трагедия "Die Fabier", очень выдержанная в историческом отношении, но несколько холодная. В драматическом творчестве Ф., выработанная в совершенстве техника преобладает над непосредственным драматическим темпераментом; в драмах его много уменья, сосредоточенности действия и верной обработки положений и характеров, но мало вдохновения и внутренней драматической силы. Его взгляды на драматическое творчество выясняются и в его теоретическом сочинении: "Technik des Dramas"; оно заключает в себе много верных наблюдений и ценных для драматурга правил, но недостаточно глубоко вникает в сущность драматического гения. Драматические сочинения Ф. ("Dramatische Werke") изданы отдельно (5-е изд., в 2 т., 1890). В своих романах Ф. тоже представитель буржуазности, в лучшем ее смысле; он идеализирует трудолюбие, честность и благоразумие немецкого бюргерства. В самом известном своем романе, "Soll und Haben" (1855), і. задается целью "изучить немецкий народ в его трудовых начинаниях" (das deutsche Volk bei der Arbeit suchen), как гласит эпиграф на заглавном листе, и выясняет немецкие национальные задачи трудовой жизни, противополагая их складу других наций -- польской и еврейской. "Soll und Haben" -- очень интересно написанный роман, с искусной интригой в духе Диккенса -- и этим объясняется его большой успех. Второй роман, "Die Verlorene Handschrift" (1864), менее яркий по юмору и непосредственности повествования, но содержащий много жизненной правды, рисует отчасти профессорские, отчасти придворные нравы. Выдающимся историком культуры Ф. заявил себя в "Bilder aus der deutschen Vergangenheit" (1859--62), написанных в тенденциозно германском духе, но с глубоким знанием и пониманием истории. Историко-культурный характер носит и серия повестей под общим заглавием "Die Ahnen" (1872--80). Отдельные части его носят заглавия: "Ingo", "Ingraban", "Das Nest der Zaunkönige", "Die Brüder vom deutschen Hause", "Markus König", "Der Bittmeister von Altrosen", "Der Frei korporal bei Markgraf Albrecht", "Aus einer Kleinen Stadt". Повести эти изображают судьбы одной и той же семьи от глубокой древности до XIX-го века, написаны под влиянием Вальтера Скотта и отражают тот подъем национального духа, который начался в Германии после 1870 г. Из других произведений Ф. наиболее известны: "Karl Mathy", "Doctor Luther", "Der Kronprinz u. die deutsche Kaiserkrone" (вызвавшее много возражений при появлении в 1889 г.) и др. Собрание его сочинений ("Gesammelte Werke") вышло в 22 томах, 1 877--78 (2-е изд., 1896--99); туда же вошла и автобиография Ф. ("Erinnerungen", отд. изд., 1887). Кроме того, изданы его "Aufsätze über Politik u. Litteratur", "Vermischte Aufsätze aus den J. 1848--94" (1901) и "Gust. F. u. Heinr. von Treitschke im Briefwechsel" (1900). Ф. занял навсегда прочное место в немецкой литературе своими трезво-реалистическими, обнаруживающими твердое историческое чутье повествованиями и культурными очерками.
З. Венгерова.
См. "Alberti, "Gustav F." (1885); Seiler, "G. F." (1898). На русский язык переведены: "Инго" и "Инграбан" (исторические романы, СПб., 1874); "Валентина" (драма в 5 действиях, "Русский Вестник", 1858, No 10); "Приход и расход" (роман, "Отечественные Записки", 1858, NoNo 8--13); "Из жизни маленького города" (роман не оконч., Р. Р., 1881, 4); ст. о Ф. К. К. Арсеньева в No 4 "Вестника Европы" за 1879 г.; Булгаков, "Исторический роман на Западе" ("Исторический Вестник", 1884, No 8); В. M. P., "Из истории немецкой литературы XIX в." ("Русская Мысль", 1890, No 11).
Источник текста: Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона