Гартлебен (Otto Erich Hartleben, род. в 1864 г.) -- немецкий писатель-лирик, беллетрист и драматург. Выступил со стихами и повестями в духе Мопассана, подчеркивая реалистически грубую сторону жизни и обличая буржуазную пошлость. Его лирика ("Meine Verse", 1895) неоригинальна, но смела по форме и соединяет изящество с натурализмом содержания ("Rückkehr zur Natur" и др.). Основная нота поэзии Г. -- ирония над самим собой: прочувствованные любовные стихотворения он озаглавливает "Prosa der Liebe", противопоставляя в них тон римских элегий реалистическому содержанию. В рассказах и повестях Г. иронический тон служит прикрытием для его чувствительности. Специальность Г. -- рассказы, сочетающие открытый цинизм со сдержанной сентиментальностью. Таковы: "Die Geschichte vom abgerissenem Knopf" (1892), "Vom gastfreien Pastor" (1895), "Die Serenyi" (1891), "Studententagebuch" (1888). Во всех этих рассказах Г. -- виртуозный сатирик, но внутреннее равнодушие, отсутствие всякой идейности лишает его глубины: он только насмешник без идеалов. Большой недостаток его рассказов -- необыкновенная глупость действующих лиц, которых слишком легко дурачат в жизни. В драме Г. тоже соединяет сентиментальность с иронией и дает колоритные бытовые картины разных слоев немецкого общества, основной его прием -- изображать серьезные драматические столкновения, вытекающие из ничтожных житейских поводов. Он начал с пародии на ибсеновские мистические драмы, как "Брандт" и др., в "Der Frosch", потом писал много драм и комедий. Драма "Angèle" (1891) рисует в очень непривлекательном свете корыстность женщин. "Hanna Jagert" (1893) -- сатирическая комедия тоже на тему женского легкомыслия. Другие пьесы Г.: "Erziehung zur Ehe" (1893), "Ein Ehrenwort" (1894), "Die Sittliche Forderung". Все они в ироническом тоне рисуют торжество житейской практичности над идеализмом возвышенных натур. Наибольший успех имела его новейшая драма "Rosenmontag", построенная на столкновении сословной офицерской чести с голосом сердца и совести. Вопрос не разрешен в драме Г. и разработан без достаточной психологической мотивировки. Положения неправдоподобны, трагизм обстоятельств надуманный, но в изображении среды прекрасно воссоздана атмосфера офицерской жизни, и в этом причина успеха драмы.
З. В.
Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, доп. т. Ia (1905): Гаагская конференция -- Кочубей, с. 509.
См. также: Эрих, Отто (т. XLI, с. 32)
Эрих (Отто) -- псевдоним известного немецкого беллетриста Гартлебена (Otto Erich Hartleben). Род. в 1864 г.; еще студентом вступил на литературное поприще с "Studententagebuch" (1886). После драмы "Angele" (1891) и блестящей пародии на Ибсена "Der Frosch" (1899) добился сценического успеха комедией "Hanna Jagert" (1893). За нею последовали комедии "Die Erziehung zur Ehe" и "Die Geschichte vom abgerissenen Knopf". Дальнейшие драматические произведения Э. "Ein Ehrenwort" (1892); "Die sittliche Forderung" (1897); "Abschied vom Regiment" (1898); "Ein wahrhaft guter Mensch" (1899); "Der Rosenmontag" (1900) и ряд юмористических рассказов поставили автора в первый ряд молодых реалистов. Его превосходный язык нашел наиболее яркое выражение в стихах ("Meine Verse", 1895). В "Ein Goethebrevier" он явился тонким критиком.
Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, том XLI (1904): Эрдан -- Яйценошение, с. 32.