Карр (Jean-Alphonse Karr) -- французский писатель (1808--1890); отец его, баварец родом, поселился в молодости в Париже и приобрел известность как пианист и композитор. Увлеченный романтическим течением 30-х годов и вдохновленный первым романом своей личной жизни, К. написал поэму, переделанную им затем в роман под заглавием "Sous les tilleuls" (1832). За этим вскоре последовали "Une heure trop tard", "Fa-dièze", "Le Chemin le plus court" -- повести, говорившие о первой любви автора и его разочарованиях. Кроме этих романов, давших К. известность оригинального и элегантного беллетриста, он написал в том же слегка философствующем тоне: "Einerley", "Ce qu'il y a dans une bouteille d'encre", "Geneviève", "Hortense", "Am Rauchen", "La famille Alain", "Fort en thème", "Les Femmes", "Contes et nouvelles" и др. Другой ряд произведений К.: "Promenades hors de mon jardin", "Lettres écrites de mon jardin", "Au bord de la mer", "La pêche en eau douce et en eau salée" и др. -- нечто вроде полуфантастических дневников, в которых хороши описания природы. Традиции романтизма развили в К. склонность к эксцентричности и стремление занимать собой внимание публики. Это выразилось сначала в его эксцентричных костюмах и убранствах квартиры; потом он стал позировать в роли неустрашимого пловца. Поселясь в Ницце, потом в С.-Рафаэле, К. занялся садоводством и продажей цветов, блестяще повел дело и дал свое имя нескольким впервые разведенным им сортам цветов. В то же время он не переставал писать книги: "Mélanges philosophiques", "Gaités Romaines", "Plus ça change", "Plus c'est la même chose", "Le credo d'un Jardinier" и др., в которых рассматривал вопросы дня с высоты Горациевской отчужденности от страстей мира на лоне природы. Шумнее всего была деятельность К. как журналиста: в 1839 г. он сделался редактором "Фигаро" и тогда же основал сатирическую газету "Les Guêpes", имевшую громадный успех; свое остроумие и негодование он направлял преимущественно на адвокатов, на злоупотребление "смягчающими обстоятельствами", на систему фальсификации и обвешивания в торговле. Статьи К. на эти темы написаны блестяще, полны сарказма и юмора, но по существу довольно банальны. Одна из его выходок против известной поэтессы Луизы Колэ повела за собой попытку убийства К. со стороны обиженной женщины, которая подробно изложила весь инцидент в письме в "Фигаро" (29 марта 1869). "Les Guêpes" превратились впоследствии в "Guêpes Illustrées". После 1848 г. К. основал "Le Journal", где поддерживал генерала Кавеньяка. В 1852 г. он продолжал в "Le Siècle" серию "Guêpes" под заглавием "Bourdonnements", потом опять возобновил "Guêpes", но уже без прежнего успеха. До самых последних лет К. продолжал интересоваться текущими делами и политикой; его последняя книга, "La Maison de l'Ogre" (1890), содержит полемические статьи против Констана и других министров того времени.
З. В.
Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, том XIVa (1895): Карданахи -- Керо, с. 596--597.