Критико-біографическій словарь русскихъ писателей и ученыхъ. С. Венгерова. Выпуски 4--6. Спб., 1887 г. Эти три выпуска Словаря, составляемаго г. Венгеровымъ, посвящены Аксаковымъ.
О первыхъ трехъ выпускахъ громаднаго труда, предпринятаго г. Венгеровымъ, мы дали въ свое время отзывъ. Наиболѣе мѣста составитель Словаря отводитъ Константину Сергѣевичу Аксакову, и эта статья полна интересными и цѣнными данными. Г. Венгеровъ отнесся къ знаменитому славянофилу съ большимъ безпристрастіемъ и тактомъ, съ привлекательнымъ уваженіемъ къ уму и нравственной чистотѣ дѣятеля чужаго для г. Венгерова лагеря. У насъ такое отношеніе, къ сожалѣнію, составляетъ рѣдкое явленіе, и мы сочли своимъ долгомъ его отмѣтить. Г. Венгеровъ указываетъ на то, что славянофилы и ихъ наиболѣе даровитые поэты въ частности (то-есть А. С. Хомяковъ и И. С. Аксаковъ) задолго до движенія шестидесятыхъ годовъ рѣшительно отвергали, что поэты должны существовать для звуковъ сладкихъ и молитвъ. Стихотворенія K. С. Аксакова также носятъ публицистическій характеръ, но поэтическаго мало даже въ лучшихъ изъ нихъ. Г. Венгеровъ приводитъ нѣсколько образцовъ и въ томъ числѣ восторженное стихотвореніе во славу свободной печати и слова, кончающееся такими строками:
О слово, даръ Бога святой!
Кто слово, даръ божескій, свяжетъ,
Тотъ путь человѣку иной, --
Путь рабства преступный укажетъ.
На козни, на вредную рѣчь
Въ тебѣ-жь и дѣленье готово,
О, духа единственный мечъ,
Свободное слово!
Въ критическихъ статьяхъ К. С. Аксакова, которыя появились въ концѣ пятидесятыхъ годахъ, звучатъ тѣ же публицистическія нотки, тѣ же утилитарныя требованія отъ литературы. Общественный элементъ, говоритъ, напримѣръ, Аксаковъ по поводу Губернскихъ очерковъ М. Е. Салтыкова, есть существенный элементъ литературы нашей. Замѣтимъ, однако, г. Венгерову, что K. С. Аксакову Губернскіе очерки казались "не" произведеніемъ искусства, а ораторскою рѣчью, весьма важною, весьма полезною. Поэтому не совсѣмъ точно приписывать знаменитому публицисту утилитарный взглядъ на искусство.
Статья о K. С. Аксаковѣ еще не кончена въ шестомъ выпускѣ Словаря г. Венгерова, и мы, быть можетъ, еще возвратимся къ ней впослѣдствіи. Замѣтимъ теперь же, что критикъ называетъ историческіе взгляды Аксакова значительными, открывавшими новые и обширные горизонты. Формулируетъ ихъ г. Венгеровъ слѣдующимъ образомъ: 1) укладъ первоначальной русской жизни былъ не родовой, а общино-вѣчевой; 2) русскій народъ рѣзко отдѣлялъ понятіе "земли" отъ понятія о государствѣ; 3) древне-русская, до-петровская исторія представляетъ собою картину высокоидеальныхъ общественныхъ отношеній; 4) русскій народъ есть носитель спеціально ему присущихъ высокихъ доблестей, которыя отводятъ ему особенно важное и почетное мѣсто во всемірной исторіи.