Венгеров Семен Афанасьевич
Сухово-Кобылин А. В

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:

  
  
  
  
  

Александр Васильевич Сухово-Кобылин: краткая справка

  
  С. Венгеров
  
   Сухово-Кобылин (Александр Васильевич) - известный драматург,
  принадлежащий к тому немногочисленному разряду писателей, которых можно
  назвать "авторами одного произведения". Эти писатели сразу развертывают все
  свое дарование, дают произведение, которое обеспечивает им имя в истории
  литературы и потом либо совершенно замолкают, либо пишут вещи, не идущие ни
  в какое сравнение с первым проявлением их таланта. Таков из русских
  писателей Грибоедов с поразительным контрастом между "Горе от ума" и
  позднейшими пьесами. Таков Чаадаев, занявший своим "Философическим письмом"
  одно из первых мест в истории русской общественной мысли и затем проживший
  еще 20 лет в полном обладании блестящего ума, но не написавший более почти
  ни одной строки. Таков из второстепенных талантов Гирс, возбудивший началом
  романа "Старая и новая Россия" очень большие надежды и ничем их не
  оправдавшие. Таков, наконец, Сухово-Кобылин, автор неувядаемой "Свадьбы
  Кречинского", созданной пятьдесят лет тому назад, в течение которых
  даровитый автор не написал ничего кроме двух пьес совершенно
  второстепенного значения ("Дело" и "Смерть Тарелкина"). До известной
  степени столь редкая в истории истинных талантов непродуктивность
  Сухово-Кобылина может быть объяснена обстоятельствами личной его жизни; все
  три пьесы написаны по случайным мотивам, чуждым чисто литературных
  побуждений. Сам автор в предисловии к драме "Дело" говорит о себе, что
  "класс литераторов также мне чужд, как и остальные четырнадцать", и тут же
  спешит заявить, что его пьеса "не есть, как некогда говорилось, плод
  досуга, ниже, как ныне делается, поделка литературного ремесла, а есть в
  полной действительности сущее и из самой реальнейшей жизни с кровью
  вырванное дело". Эти слова являются отголоском очень тяжелого испытания,
  которое Сухово-Кобылину пришлось перенести в молодости, когда он несчастным
  стечением обстоятельств был вовлечен в дело об убийстве француженки Диманш.
  Корыстолюбие судебных и полицейских властей, почуявших, что тут можно
  хорошо поживиться, привело к тому, что и сам Сухово-Кобылин, и пятеро его
  крепостных, у которых пыткой вырвали признание в мнимом совершении
  преступления, были накануне каторги. Только огромные связи и еще больше
  огромные денежные "дачи" освободили молодого помещика и его слуг от
  незаслуженного наказания. Ужасы лично им вынесенных дореформенных порядков
  Сухово-Кобылин и старался изобразить во второй из своих пьес - "Деле".
  Отсюда слишком мрачная окраска пьесы; не лишенная кое-где колоритности и
  силы, она в общем производит впечатление недостаточно художественного и
  крайне озлобленного шаржа. Гораздо счастливее связан с печальными
  испытаниями молодости автора литературный первенец Сухово-Кобылина -
  "Свадьба Кречинского". Сидя в тюрьме, он от скуки и чтобы немного отвлечься
  от мрачных мыслей, разработал в драматической форме ходивший в московском
  обществе рассказ об известном тогда светском шулере, который получил у
  ростовщика большую сумму под залог фальшивого солитера. Как бы сами собой
  создались у Сухово-Кобылина такие яркие фигуры, которые сделали ничтожный
  анекдот основанием одной из самых сценичных пьес русского репертуара.
  "Свадьба Кречинского" не выдерживает критики, если ее рассматривать с точки
  зрения правдоподобия. Она написана почти по правилам ложноклассического
  триединства; все совершается в течение одного дня и все концентрируется
  так, что результаты поступков действующих лиц немедленно обнаруживаются
  перед зрителем. Но в этих нереальных рамках автор достиг полной правды
  психологической, дав в замечательно сжатой и сгущенной форме полный
  душевный очерк своих героев. Таков прежде всего Кречинский, несомненно
  даровитая натура, которого увлекает не столько корыстолюбие, сколько самая
  артистичность проделки, а также широкие перспективы будущих шулерских
  подвигов. Не просто мелкий мошенник и Расплюев, "работающий" для того,
  чтобы "таскать пищу в гнездо", т. е. кормить своих детей. Ни Кречинского,
  ни Расплюева нельзя назвать типами; это по преимуществу характеры, т. е.
  лица, мало связанные с условиями быта - что, между прочим, обеспечивает
  пьесе долгую жизнь. Чрезвычайный интерес придает Кречинскому и Расплюеву
  также яркая колоритность их речи; многие словечки пьесы вошли в обиходную
  речь ("была игра", "сорвалось", "это настоящий маг и волшебник", "он перед
  ним мальчишка и щенок" и др.). Драматическая сила "Свадьбы Кречинского"
  особенно ясно выступает при сравнении ее с "Делом" и "Смертью Тарелкина", в
  которых автор неудачно старался развить некоторые положения и характеры, в
  основной пьесе только намеченные, но зато с большой яркостью. В результате
  получился какой-то драматический комментарий, где первое место занимают
  пояснения, рассуждения и подчеркивания. "Дело" с его мрачным колоритом в
  общем гораздо выше "Смерти Тарелкина", где есть претензии на веселость.
  Постановка на сцене "Дела" долго встречала цензурные препятствия; "Смерть
  Тарелкина" была допущена к представлению только осенью 1899 г. (под
  измененным заглавием "Расплюевские веселые дни" и с переделками), но успеха
  не имела. Сухово-Кобылин родился в богатой дворянской семье Московской
  губернии, около 1820 г. В доме отца, ветерана войны 1812 г., постоянно
  бывали молодые профессора Московского университета - Надеждин, Погодин,
  Максимович, Морошкин и др., дававшие уроки его сестре, известной
  впоследствии писательнице Евгении Тур (графиня Сальяс). В сороковых годах
  Сухово-Кобылин учился в Московском университете и пристрастился к
  философии, которой усердно занимается по настоящее время; позднее много
  путешествовал и во время пребывания в Париже свел роковое для него
  знакомство с Диманш. "Свадьба Кречинского", написанная в начале 50-х гг.,
  возбудила всеобщий восторг при чтении в московских литературных кружках, в
  1856 г. была поставлена на сцене в бенефис Шумского и стала одной из самых
  репертуарных пьес русского театра. Все три пьесы трилогии изданы в 1869 г.
  под заглавием "Картины прошлого".
   Примечание. В 1902 г. избран в почетные академики: умер в 1903 г.
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru