Источник: Биографический словарь Брокгауза и Ефрона
Оригинал здесь: http://www.rulex.ru/01140302.htm
Новодворский Андрей Осипович (псевдоним Осипович) - беллетрист. Родился в 1853 г. в обнищавшей польской шляхетской семье Киевской губернии. Новодворскому было 13 лет, когда умер отец, и на него легла обязанность поддерживать мать и сестер. Он учился в то время в немировской гимназии, где кончил курс в 1870 г. Новодворскому приходилось на "кондициях" жить в крайне негигиенических и унизительных условиях; это озлобило его душу и надорвало здоровье. В 1870-х годах Новодворский некоторое время слушал лекции на математическом факультете Киевского университета, затем переехал в Санкт-Петербург и в 1877 г. дебютировал в "Отечественных Записках" повестью: "Эпизод из жизни ни павы, ни вороны", за которой последовали несколько повестей - "Карьера", "Тетушка", "Сувенир", "Роман", "Мечтатели", "История", "Накануне" (в "Отечественных Записках", "Слове" и "Новом Обозрении"). В 1881 г. у него открылась скоротечная чахотка. На средства литературного фонда его отправили в Ниццу, где он, в апреле 1882 г., умер в больнице, в нищете и полном одиночестве. Неудачник в жизни, Новодворский является неудачником и в литературной карьере своей. Только через 15 лет после его смерти, в 1897 г., повести его, разбросанные по старым журналам, да еще таким, которые запрещены к выдаче из библиотек, были изданы отдельно (Санкт-Петербург, 1897). Не удивительно, что они были совершенно забыты. А было время, когда "Эпизод из жизни ни павы, ни вороны" возбудил чрезвычайные ожидания, и когда Щедрин ставил Новодворского выше Гаршина . Неблагоприятные условия, в которые поставила Новодворского судьба, отозвались на его произведениях. Желание отразить то настроение, которым было охвачено поколение конца 70-х годов и которое, по внешним причинам, не могло получить ясного литературного выражения, привело к тому, что все произведения Новодворского представляют собой ряд аллегорий и намеков. Бесспорный дар рассказа и тонкий юмор оказались бессильными в этой борьбе с невозможностью воплотить в определенных образах симпатичные автору типы и настроения. Стремления и лица, ему несимпатичные, Новодворский рисует утрированно и резко. В общем получаются малохудожественная непропорциональность и впечатление шаржа. Лучшее произведение Новодворского - "Эпизод из жизни ни павы, ни вороны": это очень оригинальная, местами блестящая смесь беллетристики и публицистики, где действующими лицами являются литературные типы - Печорин, Рудин, лермонтовский Демон, Базаров, Елена из "Накануне". Появляется на сцену и Тургенев, ведущий разговор с Соломиным из "Нови". - Ср. И.И. Ясинский , в "Отечественных Записках" (1882, No 3); Скабичевский "Сочинения" и "История новой русской литературы"; Андреевич-Соловьев "Очерки", Владиславлев "Русские Писатели".