Обновление Храма Знамения Пресвятыя Богородицы в селе Дубровицах, основанного в 1690 и освященного в 1704 году, в присутствии храмоздателя Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича
В 35 верстах от Москвы, близ города Подольска, на горе при слиянии Пахры и Десны находится необыкновенной архитектуры белокаменный древний храм, увенчанный короной. Этот храм создал юный царь Петр для дядьки своего и кормильца князя Бориса Алексеевича Голицына в его родовом имении, селе Дубровицах. Князь Борис Алексеевич, сын боярина князя Алексея Андреевича, бывшего в 1675 году воеводой киевским и именовавшегося наместником Болгарским, родился в 1641 году и был комнатным стольником при царевиче Феодоре Алексеевиче; а впоследствие при царевиче Петре Алексеевиче. Он умел заставить юного царевича преодолеть поселившиеся в нем с малолетства боязнь и отвращение к воде, и в 1694 году, сопутствуя Петру в походе его к городу Архангельску и к Соловецкому монастырю, был с избытком вознагражден за это примирение с водой тем бесстрашием, которое оказал юный царь Петр во время поднявшейся бури на Ладожском озере.
До этого еще времени князь Борис Алексеевич, любимый державным воспитанником своим, спас Василия Васильевича Голицына и всю семью от смертной казни за участие в заговоре Софии Алексеевны; но в 1689 году по наветам и сам был удален от Двора в свое поместье. Внушения не сгладили, однако же, в Петре благодарности за любовь к нему его дядьки князя Бориса Алексеевича, и за испытанную верность в смутные времена бунтов, убедясь в невинности князя, он призвал его к себе обратно и встретил объятиями. В это-то самое время, в 1690 году, заложен и храм в поместье его. Государь, вероятно, лично посетил князя Бориса Алексеевича в Дубровицах и, узнав о намерении его построить на дворе своем храм во имя Знамения Пресвятой Богородицы, вызвался быть соучастником храмоздания. Существовавшая прежде на этой самой высоте, при слиянии Десны и Пахры, церковь во имя Св. Пророка Ильи уступила место новому храму и перенеслась в село Лемешово -- в расстоянии одной версты. Место бывшего престола ограждено по сие время за алтарем нового храма.
Для сооружения храма государь назначил архитектором Тессинга (так отмечено имя его на древнем плане Дубровицкой церкви, хранящемся в архиве Дворцовой конторы), который воспользовался богатством каменоломен по берегам Десны и Пахры, заключающих в себе белый камень. До ста человек мастеров были выписаны из Италии, и в 1690 году, июля 22 числа, освящено заложение нового храма. Основание его составляет равносторонний крест с тройственными округлениями оконечностей; вокруг -- открытая паперть с восходами с четырех сторон в главные и боковые двери храма и со стороны алтаря. Округленные оконечности креста основания образуют стены и своды первого яруса, сходящиеся к середине и держащие на себе восьмисторонний трехъярусный верх храма со сводом под серебряным куполом с восемью золотыми дугами короны, осененной крестом.
Весь храм построен из массивного белого камня, крыт луженым английским железом; снаружи стены, пилястры, карнизы, арки украшены гранями, узорчатой насечкой по камню, изваянными изображениями апостолов и учителей Церкви из цельных блоков в 5 аршин вышины. Обрез наружной стены, изогнутой по очертанию основания, украшен прорезным гребнем и арками с изваяниями ангелов. Вся внутренность храма, от нижних сводов до самого верха под куполом, покрыта смелыми горельефными изображениями из жизни Спасителя; большая часть из них превосходной скульптурной работы. Иконостас и хоры -- художественной резьбы по дереву. Вообще в намерении зодчего было создать подобие древней базилики со всеми преукрашениями католико-готических храмов. Существовавшие латинские надписи -- тексты Священного Писания и четверостишия проявляют вкус времени, а вместе с тем и угоду князю Борису Алексеевичу Голицыну, который любил древние языки и говорил по-латыни и по-гречески.
В архитектурном значении здание храма представляет по искусству сочинения, смелости выполнения и роскоши в отделке один из замечательнейших памятников зодчества XVII столетия. В прошедшем столетии описание этого храма было составлено приходским священником села Дубровицы и благочинным иереем Сергием Романовским. Помещаем очерк этого описания как единственное историческое свидетельство о сооружении храма.
"При державе благочестивейшего государя, царя и великого князя Алексея Михайловича в 1662 году в селе Дубровицах сооружен был и декабря 15 дня освящен небольшой деревянный храм во имя Св. Пророка Ильи. В то время помещиком села Дубровиц был боярин Князь Борис Алексеевич Голицын, ревностный к благочестию, посещению и украшению храмов Божьих. Движимый этим благочестием, он пожелал вместо бывшего деревянного храма создать новый каменный. Удостаиваемый особенными милостями и благоволением царя Петра Алексеевича, часто посещавшего село Дубровицы, он открыл его величеству намерение свое. Царь Петр Алексеевич соблаговолил не только изъявить соизволение свое, но и желание принять созидание храма на свое высочайшее попечение".
В непродолжительном времени государь назначил для приведения в действие обета своего превосходнейшего архитектора, родом итальянца, и повелел деревянный Ильинский храм перенести в деревню Лемешово, расстоянием от Дубровиц в одной версте, а на месте его заложить новый, во имя честного образа Знамения Пресвятой Богородицы; что и исполнилось торжественно 1690 года, июля 22, во вторник. С того времени и поныне этот день знаменуется отправлением церковного празднества храма.
Чтоб здание храма соответствовало вполне плану и воле Созидателя, были выписаны из Италии до ста мастеров. Сооружение, при всем тщании к скорейшему окончанию, продолжалось 14 лет, хотя и в зимнее время в нарочно устроенных казармах производилась работа и подготовка резьбы. Для крепости в известку примешивали алебастр и толченое стекло.
По совершении каменного строения приступлено было к писанию св. образов. В незабвенную память созидателя царь Петр Алексеевич соизволил повелеть написать подле южных дверей местные образа апостолов Петра и Павла, а подле северных -- св. благоверных князей Бориса и Глеба, тезоименных князю Борису Алексеевичу.
По совершении здания и снабжения его от именитого созидателя благолепием и утварью, 1704 года, февраля 11 дня, в пятницу, при высочайшем присутствии государя царя Петра Алексеевича и благоверного государя, царевича и великого князя Алексея Петровича, знатнейших духовных и светских особ храм Знамения Пресвятой Богородицы освящен преосвященнейшим митрополитом Стефаном Яворским. На это освящение созваны были по высочайшему соизволению окрестные жители всех сословий на 50 верст в окружности от Дубровиц. Празднество и угощения продолжались целую неделю.
Воздвигнув храм, как залог благоволения к князю Борису Алексеевичу, Петр I часто навещал село Дубровицы. Вся драгоценная церковная утварь, о которой можно судить по сохранившемуся антиминсу, составляла царский вклад; но впоследствии, когда князь Борис Алексеевич пожелал принять монашеский чин в Флорищевой пустыни (Владимирской губернии Гороховецкого уезда), большая часть этой утвари вывезена была им в пустынь. В украшениях иконостаса и св. образов нет ни золота, ни серебра -- без сомнения, с целью зодчего, чтоб более выдалось все достоинство архитектурных украшений.
"Основание храма -- как в длину, так и в ширину с паперти -- на 14 саженях и 7 вершках, диаметр его от горнего места до западных дверей -- 11 сажен, 2 аршина и 3 вершка; высота всего здания с куполом -- 19 сажень, 2 аршина и 10 вершков. Весь храм сооружен из белого камня; в основании и до средины высоты крестообразный. Выпуклые части на востоке, западе, севере и юге образуют полукружия; над каждым особый свод и по четыре окна. От этих сводов верхняя часть образует семиугольный столп в четыре яруса окон, по восьми в каждом. Купол вышиною в 6 аршин и 4 вершка. Над куполом устроена позлащенная корона; над нею резной крест вышиною в 6 аршин и 12 вершков. На верхнем и поперечных концах оного вырезаны слова: стъ, стъ, стъ, в середине Хс, а внизу Ника.
Храм окружен резною папертью с четырьмя парадными для всхода крыльцами.
По сторонам паперти иссеченные из камня изображения евангелистов. При всходе в западные двери -- святители Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Над алтарем и тремя входными дверями по одному окну, и кроме того во всей окружности 12 глухих окон. Над каждым из них резные из камня украшения, над которыми высечены изображения херувимов, держащих различные орудия страстей Спасителя: один держит лестницу, другой копье, и проч. Выше этих изображений, над сводом полукруга к западной стороне, изваяние святителя Василия Великого; над ним, в первом ярусе столпа, между окнами, двенадцать апостолов. Вся наружность стен украшена барельефной резьбой по камню и разными колоннами.
Внутри храма весь иконостас и двойные хоры над западными дверьми убраны превосходной резьбой по дереву. Иконостас, хоры и воздымающиеся над ними стены, как и весь низ, белые, с палевой окраской.
Кроме многих изображений на стенах лепного художества замечательны следующие: пред правым клиросом, на горней стене, праведный Иосиф Обручник; в соответствие на западе -- св. Анна Пророчица. Пред левым Богоматерь, принесшая во храм Младенца Христа; с противной стороны -- Симеон, держащий в объятиях Спасителя. Подле иконостаса и хора -- четыре евангелиста. Над иконостасом -- Распятие Господа Иисуса с ликом бывших при нем последователей; при этом латинская надпись:
Hore nona Iesus quum omnia consummavit,
Forte clamans spiritum Patri commendavit,
Latus ejus lancea miles perforavit,
Turba tune contremuit et sol obscuravit.
На южной стороне храма -- Положение во гроб, также с латинской надписью; над западной -- Возложение тернового венца на главу облеченного хламидою и держащего трость Христа. На северной -- Несение креста. Над рамами, в которых помещаются упомянутые изображения,-- Чин пророков. На горней стене (ярусом выше) -- Восстание из гроба; еще выше -- Отечество Христово, и наконец Господь Саваоф, восседающий на херувимах, с благословляющей рукой.
Против Отечества, над третьим ярусом окон,-- изображения ангелов, держащих в руках орудия Христовых страстей с соответственными значению латинскими стихами".
Это описание излагает довольно ясно наружность и внутренность храма, в приходе которого находится 13 деревень, принадлежащих ныне Графу Дмитриеву-Мамонову
В 1782 году князь Сергий Алексеевич Голицын, наследовавший поместье Дубровицы, продал его светлейшему князю Потемкину-Таврическому В 1787 году блаженной памяти государыня императрица Екатерина II, удостоив своим присутствием Дубровицы, соизволила купить это имение и пожаловать графу А. М. Дмитриеву-Мамонову.
Знаменский храм села Дубровиц, как по высокому имени храмоздателя, так и по особенно замечательной архитектуре своей, был постоянно предметом любопытства для всех преклоняющихся пред великой памятью Петра Великого. В продолжение 160 лет храм сохранился в том самом виде, в каком был основан; никто ничего не изменил в нем, но вместе с тем не поддержал и не предохранил от притязаний времени. Оказавшиеся трещины в сводах и стенах и погнившие рамы в окнах привели бы его скоро в совершенное разрушение, если бы его высокопреосвященство Московский Митрополит Филарет, основываясь на законоположении и указ государя императора о сохранении и поддержании древних отечественных памятников, не обратился к Московской дворянской опеке с предложением о восстановлении знаменитой по храмоздателю древности и редкой архитектуре Знаменской церкви села Дубровиц. Это предложение и личное участие его сиятельства графа Арсения Андреевича Закревского как главного попечителя над опекой владетеля села Дубровиц решили восстановление храма. Исполнение возложено было на опекунов: коллежского советника К. А. Гассовского и гвардии ротмистра С. И. Пашкова. Выбор архитектора академика Рихтера ручался за прекрасное возобновление храма Знамения достойно высокого имени храмоздателя.
"Недавно еще этот храм, почерневший от времени и увенчанный вместо золотой как будто железною короною, казался издали, посреди леса в углублении гор, вестовой башней над развалинами древнего замка; теперь его нельзя уже узнать: он снова белокаменный; золотой крест и золотая корона купола снова ярко отражают свет дня и ночи; узорчатые стены и все наружные изваяния обтесаны, очищены резцом; нет уже следов ни времени, ни порчи -- храм как будто совершенно новый, только что созданный в подражание древнему, без малейшего изменения. Но внутри он стал богаче. Великолепный, смелой резьбы древний иконостас и хоры не могли оставаться без позолоты: бывшая окраска листьев желтой краской, казалось, была подготовкой под золоченье; но время проходило, и никто не подумал об этом до возобновления храма в 1850 году.
Бывшие латинские надписи под горельефными изображениями стерлись; не возобновлять же латинские надписи и стихи в православном храме: для них время прошло; их заменили тексты из Священного Писания, избранные в соответствие св. изображений священником храма Иоанном Георгиевым. Четыре ряда образов иконостаса и Царские двери увенчались, а клиросы и двухъярусные хоры как будто обросли золотыми виноградными листьями.
Лепная работа и все ваяния в высоте храма отделились и сделались более воздушными.
Таким образом, и наружность и внутренность храма оживлены, обеспечены еще на полтораста лет.
Прекрасные аллеи вековых берез ограждают храм по скату горы и подгорью с юго-восточной стороны -- к северной роще, в средине которой высокий искусственный курган с круговыми восходами на вершину, усаженными деревьями.
С западной стороны храма огромный каменный двухэтажный, с бельведером и балконами по обе стороны, дом помещика. В нем еще есть следы бывшего великолепия: картины, семейные портреты, бронзы, статуи, бюсты. Показывают еще комнату с золоченой, крытой пунцовым бархатом мебелью, изготовленную некогда для приема императрицы Екатерины П.
С бельведера дома открывается вся окрестность. На севере крутой покрытый рощею берег Десны и дорога в Москву, мимо села Ерино. На этом берегу в расстоянии версты к западу, в лощине, под лесным навесом, св. криница.
Со стороны запада при доме сад с оранжереей, дворовые строения, березовая роща по берегу Пахры; отдаление закрыто лесом, к которому ведет аллея.
Полуостров, заключающий господский двор с храмом, обнесен неоконченной каменной зубчатой стеной с высокими воротами готической формы; но это строение, вроде укрепления местности от нашествия неприятелей, составляет неисполненное предприятие недавних лет.
Южнее по Пахре ряд каменных возобновленных строений церковнослужителей; за рекой каменоломни.
Далее село Лемешово.
На юг -- переправа через Пахру, на горе деревня Беляева; далее, в расстоянии полторы версты, село Ивановское -- подмосковной графини Аграфены Федоровны Закревской; здесь к трехэтажному каменному дому над крутым берегом Пахры тянется от Подольского шоссе также стланая дорога через широкую, усаженную деревьями улицу села, прекрасно и просторно построенного; при доме по скату берега роскошный сад с богатыми оранжереями; за флигелем и дворовыми зданиями -- каменное заведение Ивановской суконной фабрики.
Далее, за селом Ивановским в четырех верстах виден город Подольск с его каменоломнями по Пахре.
Отклоняясь от окрестностей, взор невольно обращается снова к храму Знамения и медленно обводит его статную наружность и узорочную белокаменную одежду.
Мы не упоминаем о колокольне, построенной отдельно против южных дверей храма Знамения неизвестно кем и когда, но гораздо позднее, вопреки всякой мысли, соответствующей архитектуре храма, без малейшего сознания искусства (по старым планам имения, в исходе прошедшего столетия этой колокольни еще не существовало). Смотря на зодчество самого храма, должно невольно сознаться, что к нему трудно пристроить отдельно соответственную колокольню. Мы полагаем, судя по имеющемуся восходу с хор на гребень стены и на крытую белым железом кровлю, что благовестные колокола заключались прежде в арках, над которыми стоят изображения ангелов, гласящих о страстях Христовых"1.
ПРИМЕЧАНИЯ
Публикуется по: Обновление храма Знамения Пресвятыя Богородицы в селе Дубровицах, основанного в 1690 году и освященного в 1704 году, в присутствии храмоздателя государя царя и великого князя Петра Алексеевича. М.: В типографии Александра Семена, на Софийской улице, 1850.
Написано А. Ф. Вельтманом в том же году. Его издание содержит гравюру с изображением обновленного храма. -- Прим. сост.
1 Сложной истории и необычной архитектуре храма Знамения Пресвятыя Богородицы посвящена книга Вячеслава Ерохина "Ключ к тайному храму. Историко-конспирологическое исследование" (Подольск: Информация, 2008, 240 стр). Оно содержит любопытные факты, иллюстрации и гипотезы о масонском происхождении этой церкви. Однако современный исследователь при написании своей работы не был знаком с очерком А. Ф. Вельтмана.