Васильев (Афанасий Васильевич) -- писатель. Род. в 1851 г. Состоял генерал-контролером департамента железнодорожной отчетности госуд. контроля. Был одним из деятельных членов СПб. славянского благо-творительного общества, где занимал должности секретаря и члена совета. Литературную деятельность В. начал статьей: "Учение о краже по действующему русскому праву" ("Журн. Угол. и Гражд. Права", 1874, No 3). Издал отдельно: "Об узаконении и усыновлении детей" (1890), ряд брошюр о славянах и славянском вопросе ("Иоанн Гус" и др.), сборник стихотворений "Славяне" (СПб., 1876). Помещал статьи о славянстве в "Славянских Известиях", "Рус. Деле", "Свете", "Русском Вестнике", "Благовесте" (которым с 1890 г. В. руководил) и др. изданиях. В. считает себя последователем учения первоначального славянофильства и находит вполне возможным примирить русский государственный строй с идеей свободы.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, доп. т. I (1905): Аа -- Вяхирь, с. 370
II.
ВАСИЛЬЕВ Афанасий Васильевич [9(21).1.1851, Белгород -- после 1917], публицист, поэт, издатель. Отец -- священник (впоследствии монах Задонского Богородицкого мон., автор неск. неопубл. книг духовного содержания); мать -- из укр. дворян. Переехав в 1859 в Петербург, В. в 1868 окончил Ларийскую г-зию, а в 1872 -- юрид. ф-т ун-та. В том же году поступил на службу в Мин-во юстиции, стал чл. Слав, благотворит, к-та. В 1874 перешел в Мин-во нар. просвещения и впервые выступил в печати: ст. "Учение о краже по действующему рус. праву" ("Журнал гражд. и уголовного права", кн. 3). В 1878 как уполномоченный Слав. к-та посетил Черногорию, Сербию, Галичину. В том же году поступил младшим ревизором в Гос. контроль (куда его привлек Т. И. Филиппов); в 1884 старший ревизор, в 1893 в звании ген.-контролера возглавлял Деп. ж.-д. отчетности, где, выступая за огосударствление жел. дорог, был противником С. Ю. Витте, а в 1896--1904 -- Деп. военной и морской отчетности; с 1904 чл. Совета Гос. контроля. В 1916 тайный сов.
В 70-е -- нач. 80-х гг. В. опубл. неск. брошюр по слав, вопросу. Составил и издал сб-к стихов и статей "Славяне" (в. 1--2, СПб., 1876; переизд. в одном томе под назв. "Славянство", СПб., 1877), куда, наряду с произв. др. авторов, вошли стихи, переводы и статьи самого В. Печатал статьи и стихи в ж. "Век" (1882--83) и "Рус. дело" (1888), а в 90-е гг.-- в ж. "Рус. вест.", "Рус. труд", газ. "Нов. время", "С.-Петерб. вед." и др. В 1889--91 вел в ж. "Слав. известия" отдел "Заграничная Русь". В 1890--94 фактич. ред.-изд. духовного ж. "Благовест" (ходатайство В. о превращении его в светское издание было отклонено -- ЦГИА, ф. 776, оп. 12, 1882 г., д. 12а), в 1895--96 при участии Е. А. Евдокимова издавал ж. "Рус. беседа" ("Благовест" выходил в эти годы как прил. к нему); в обоих изданиях печатались многочисл. материалы о заруб, славянах. С 1899 пред. С.-Петерб. слав. благотворит, об-ва. В период первой рус. революции В.-- чл.-учредитель об-ва "Рус. собрание"; в февр. 1906 вышел из Совета этого об-ва, разойдясь с правым большийством. В 1905 основал об-во "Соборная Россия" и стал его председателем; он же был осн. автором издававшихся об-вом брошюр обществ.-полит. характера (до 1909--13 выпусков), а также серии "Беседы в об-ве Соборная Россия", где пропагандировал идеи "соборного строя Земли русской и свободного на ней труда". Б. ч. написанного В. вошла в его объемистый сб. "Миру -- народу. Мой отчет за прожитое время" (СПб., 1908), куда включены также "Записки матери" Л. Н. Васильевой -- источник ряда биогр. сведений о В.
Приподнятая по тону и достаточно яркая по стилю, публицистика В. (как и его поэзия, не имеющая самостоят. значения), проникнута славянофильскими идеями. Последователь А. С. Хомякова, к-рого называл "великим учителем" и о к-ром написал биогр. очерк ("А. С. Хомяков", СПб., 1904), В. в программной ст. "Задачи и стремления славянофильства" ("Благовест", 1890, No 1--5; отд. изд.-- П., 1904) остро полемизировал с А. А. Киреевым, отвергая формулы "официальная народность" и "казенный патриотизм". Взгляды В.-- своеобразный сплав ортодокс, православия (характерна поддержка им отлучения Л. Н. Толстого от церкви -- см.: "Миру -- народу. ...", с. 783) и полит, консерватизма с "самым ярким и полным либерализмом" (там же, с. 152). Выступая за "истинное" самодержавие, к-рое "должно уживаться с церковного и гражд. свободою народа и с самым широким самоуправлением" (с. 141), резко осуждал "военно-полиц. абсолютизм" (с. 827), "нашу одичавшую в борьбе с "крамолою" власть" ("Не убий! Против смертной казни и исключит. судов", "Рус. паломник", 1906, No 26, 27; отд. изд.-- СПб., 1906). В нек-рых отношениях был близок к народничеству: культ общины, отрицание частной собственности на землю, идея имуществ. равенства -- отсюда отрицат. отношение В. к земельной реформе П. А. Столыпина. Последнее выступление В.-- книжка "О войне, воинском звании и долге" (П., 1917) -- рассуждение-напутствие религ.-филос. характера в форме письма внуку на фронт.
Лит.: Первые 15 лет существования С.-Петерб. Слав, благотворит, об-ва..., СПб., 1883; Антонов Н. Р., Рус. светские богословы и их религ.-обществ. миросозерцание, т. 1, СПб., 1912, с. 339-- 83; Голлербах Э. Ф., В.В.Розанов, П., 1922, с. 21 (о влиянии В. на Розанова). + НЭС; Венгеров (Сл.; Источ.); СДР; Масанов.
Архивы: ЦГИА, ф. 1566;ИРЛИ, ф. 377, 265, 93; ГПБ, ф. 615.
С. В. Сучков.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989