|
Скачать FB2 |
| |
О САМОУПРАВЛЕНИИ
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие к третьему изданию
ВВЕДЕНИЕ
Глава I
Общее понятие о самоуправлении -- Selfgovernment -- Selbstverwaltung -- Decentralisation. -- Формы правления независимы от форм управления. -- Различие между приказной системой управления и земской. -- Значение новейших преобразований: крестьянского, земского, судебного.
Глава V
О предметах ведомства земских учреждений: Дорожное управление. -- Общественное призрение. -- Народное продовольствие. -- Народное здравие. -- Общественное благоустройство. -- Элементарное образование. -- Тюремное управление. Сметы, раскладки и расходование земских сборов.
Глава X
О податных обывателях и сословиях. -- Исторический ход разных податных систем во Франции, Англии, России. -- Влияние их на общественную организацию. -- Французская монархия устроилась личным трудом низших сословий. -- Английская -- иждивением высших классов. -- Государственное и земское тягло в России лежало на земле. -- Со времен Петра I переведено на ревизскую душу. -- Последствия этого перевода. -- Податными обывателями признаются крестьяне и мещане1.
Глава XV
О крестьянских учреждениях. Переходное их значение. -- Сельское общество, волость. -- Настоящие их отношения. -- Организация волости. -- Различие между общинным и частным землевладением. -- Избирательные съезды. -- Предметы ведомства волостных сходов. -- Волостное правление. -- Необходимость упростить волостное управление. -- Объем и состав волостей в России. -- Сравнение его с иностранными общественными округами и союзами.
Глава XX
О начальном образовании в России. Общенародное образование было организовано в Европе в первой и второй четверти настоящего столетия. -- Участие иностранных правительств в расходах на начальное образование. -- Особое положение американских Соединенных Штатов. -- Участие земских учреждений в делах народного образования. Распределение этих дел между губернскими и уездными земствами. -- Предмет ведомства земских учреждений есть только начальное обучение. -- Разграничение власти между земскими учреждениями и центральною администрацией. -- Система инспекций народных школ. Что надо разуметь под словами "хозяйственное управление". -- Обязательное обучение и обязательные сборы на народное образование; противоположная система вольных школ и добровольных сборов. Учительские школы или семинарии. -- Американская система неприкосновенного училищного фонда и земельного надела народных школ. -- Сравнение государственных имуществ в России и в Соединенных Штатах. Казенные земли -- public-lands в Америке; порядок их продажи и преимущественное предназначение на содержание народных школ. -- Применение этой системы к России. Возражения и преувеличенные опасения. -- Нужно определить действительную стоимость народного образования. Среднее число учеников и нормальные пропорции их к народонаселению. Средняя стоимость содержания училища, учителя и обучения одного ученика. Общая смета расходов на начальное образование в России. -- Источники для покрытия этих расходов: 1) общественные сборы, 2) земские сборы, 3) правительственные субсидии и учреждение неприкосновенного фонда для училищ из казенных земель и лесов.
|
Нью-Джерси |
Иллинойс |
Иова |
|
489,000 |
1.306,000 |
503,000 |
|
114,900 |
136,300 |
44,000 |
|
1,427 |
4,125 |
1,520 |
|
23 |
10 |
8 |
|
343 |
314 |
331 |
Глава XXIV
Общественное призрение и народное продовольствие в России. Связь этих двух ведомств. -- Единственный их предмет есть пособие неимущим. -- Различные условия, требуемые для призрения в городском и сельском быту. -- Влияние общинного землевладения на устройство общественного призрения и народного продовольствия. Значение русской поземельной общины и различие ее от рабочих ассоциаций в Европе. Нынешнее устройство общественного призрения в России. Обязанности сельских обществ. Порядок приема неимущих в заведениях приказов общественного призрения. -- Кто признается неимущим в России? Семейное и мирское призрение в наших законах не определено. -- Вредное действие семейных разделов на расположение нищенства. Призрение и продовольствие неимущих должны быть распределены: а) между семьями и родственниками, b) обществом или волостью и с) земством уездным и губернским. Право на призрение. -- Обязанность призрения. -- Способы призрения. -- Домашние пособия должны составлять главный предмет общественного призрения; содержание неимущих в заведениях обходится несравненно дороже. Постепенность пособий семейных, общественных, земских. Необходимо стеснить и определить точнее круг действий обоих этих ведомств, призрения и продовольствия. Два разряда мер для предупреждения нищенства: 1) меры вспомогательные, частная благотворительность и обязательные налоги в пользу бедных. 2) мера предупредительные -- взаимный кредит и взаимное страхование.
Глава XXVI
О дорожной и подводной повинностях в России.
Разряды дорог, установленные уставом путей сообщений. -- Различие их: а) по способам содержания, b) по ведомствам управления. -- Правила содержания дорог по уставу. Действительный порядок их содержания, устройства и исправления. Новое распределение дорожного управления, введенное Положением о земских учреждениях, -- смешение ведомств губернских и уездных управ и земского управления вообще с ведомством путей сообщений. -- О подводной повинности. Порядок исправления этой повинности в Англии, Пруссии и России. Обывательские станции; расписание местных жителей по стойкам; наряд подвод; открытые листы. Необходимость общего пересмотра устава путей сообщений.
Глава XXVII
О народном здравии. <...> Россия. Настоящая организация врачебного управления. Район действий одного врача. Различие между медицинским и санитарным ведомствами. Предметы, входящие в круг действий земских учреждений. Пределы их власти; право частного иска. Отношения медицинских чинов к народному здравию. Связь между санитарным управлением и другими частями внутреннего управления.
<...>
Россия
Глава XXXI
О земских сметах и раскладках в России. Часть I. Об устройстве земских повинностей до реформы 1864 г. и о главных основаниях, введенных положением о земских учреждениях. -- Прежний порядок управления; правило о зачете остатков земских сборов. -- Устав о земских повинностях 13 июня 1851 г.; введение поземельного сбора. -- Тягловая раскладка и значение ее в податной системе. -- Указ Петра I о подушной подати. -- Движение прямых налогов в XIX столетии; распределение их по сословиям и предметам обложения. -- Положение о земских учреждениях 1 января 1864 г. -- Задача, предложенная земству, состояла в том, чтобы найти новые основания для раскладки земских сборов. -- Первые действия земских учреждений: стремление их к уравнению повинностей; недоразумения. -- Новые основания, преподанные законом 21 ноября 1866 г. -- Влияние этого законоположения на дальнейшее развитие податной системы. -- Настоящее положение земского хозяйственного управления. -- Постоянное возвышение государственных и губернских сборов. -- Обложение крестьянских земель по казенным податям и по земским повинностям. -- Разница между процентом обложения по этим двум налогам. -- Обременение крестьянских земель. -- Причиной хозяйственного расстройства должна быть признана неравномерная раскладка податей и повинностей. -- Земские учреждения исправили отчасти эту неуравнительность. -- Сравнительная таблица раскладок по государственным податям и по земским сборам. -- Предметы земских сборов. -- Стоимость содержания земских управ. Обвинение, что земское самоуправление стоит слишком дорого.
|
Прямых налогов по всей империи |
Земских сборов в губ., где введены зем. учреж. |
||
|
147.102,037 |
83% |
4 81 |
37,5% |
|
11.797,251 |
7% |
4.824,623 |
37,6% |
|
18.234,910 |
10% |
8.206,115 |
24,9% |
Сумма |
Проценты |
||
|
669,718 |
88 1/4 |
4,6 |
|
2.160,257 |
56 3/4 |
14,9 |
|
1.925,388 |
16 1/4 |
13,2 |
|
2.475,972 |
87 |
17 |
|
1.906,777 |
38 3/4 |
13,1 |
|
118,080 |
77 |
0,8 |
|
2.797,360 |
26 |
19,2 |
|
1.204,161 |
70 1/2 |
8,3 |
|
738,859 |
27 |
5,1 |
|
424,674 |
1/4 |
2,9 |
|
138,316 |
73 1/2 |
0,9 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
I.
II.
III.
IV.
V.
|
На одно поселение приходится |
На 1 кв. версту приходится жителей обоего пола |
|
|
ревизских душ |
дворов |
|
|
|||
|
21 |
7 |
18 |
|
28 |
9 |
2,5 |
|
32 |
11 |
2,8 |
|
34 |
12 |
15 |
|
37 |
10 |
0,4 |
|
37 |
14 |
32 |
|
38 |
15 |
9 |
|
39 |
11 |
23 |
|
48 |
18 |
26 |
|
50 |
17 |
27 |
|
51 |
16 |
17 |
|
76 |
28 |
29 |
|
83 |
30 |
53 |
|
|||
|
89 |
29 |
35 |
|
96 |
36 |
7 |
|
101 |
28 |
42 |
|
103 |
32 |
8 |
|
128 |
48 |
28 |
|
130 |
38 |
36 |
|
152 |
35 |
29 |
|
156 |
51 |
38 |
|
165 |
61 |
? |
|
232 |
73 |
33 |
|
239 |
78 |
35 |
|
288 |
98 |
27 |
|
305 |
50 |
23 |
|
315 |
101 |
12 |
|
348 |
115 |
33 |
|
376 |
141 |
33 |
|
541 |
156 |
1,9 |
VI.
VII.
VIII.
ПРИМЕЧАНИЯ
О САМОУПРАВЛЕНИИ
Глава I
Глава X
Глава XX
Глава XXXI
Источники
Дополнительный список источников ко второму изданию
|