Владиміръ Радомскій. Сынъ народа. Стр. 252. Ц. 1 р. 50 к. Мы встрѣчаемъ имя г. Радомскаго въ первый разъ, и тѣхъ пріятнѣе намъ констатировать у него несомнѣнное и интересное дарованіе. Несмотря на большіе размѣры книги, вниманіе читателя нисколько не ослабѣваетъ, но на оборотъ, все растетъ и крѣпнетъ. "Сынъ народа" -- это исторія бѣднаго работника Іуды, впослѣдствіи ученика Іисуса Христа. Самъ Христосъ фигурируетъ въ романѣ бѣгло; выписанъ онъ эскизно, но поэтично и трогательно. Центръ вниманіи занимаетъ раскрытіе темной души Іуды, въ которомъ тяжелыя, неповоротливыя мысли дикаря такъ трагически столкнулись съ свѣтлой глубиной новаго ученія. Римскіе легіонеры увезли любимую Іудой дѣвушку, и работникъ на мельницѣ, вся жизнь котораго въ убогихъ горахъ Іудеи проходила между верченіемъ жернова, тупымъ пьянствомъ и смутными грезами о Ліѣ, идетъ отыскивать ее въ шумливый, низменный и развратный Іерусалимъ. Сильными и яркими чертами описанъ этотъ городъ паденій и подвига, фарисеевъ и робкихъ послѣдователей новой вѣры, Вараввы и Христа. Много колоритныхъ описаній уличныхъ сценъ, тайныхъ сборищъ, дракъ и пьянаго разгула. Образный описанія, мѣткій и сочный языкъ, красивый лиризмъ воскрешаютъ эту обросшую мохомъ трагическую грань между старымъ и новымъ міромъ. Въ тщетныхъ поискахъ за дѣвушкой Іуда скитается по грязнымъ притонамъ, отравленнымъ людьми улицамъ и чистымъ, пустыннымъ полямъ. Когда онъ впервые увидѣлъ Учителя, прощающимъ блудницу, въ его душѣ, уже омраченной нѣсколькими случайными убійствами, возникаетъ сначала опасливое недовѣріе: не потому ли Учитель простилъ блудницу, что она ему чужая? Какъ поступилъ бы Онъ на мѣстѣ Іуды, который узналъ, что и его Лія -- блудница? Съ тяжестью на сердцѣ и недовѣріемъ къ тому, чтобы для него возможно было спасенье, онъ примыкаетъ все же къ числу послѣдователей Учителя. Тонкими и мягкими штрихами очерчена смута въ его душѣ и постепенное паденіе и отчаяніе. Всего лучше въ романѣ массовыя сцены; напр., сцена суда надъ садукеемъ въ присутствіи Вараввы, прямо великолѣпна. Автора вообще интересуетъ та психологическая среда, въ которую нежданнымъ свѣтомъ ворвались лучи новаго ученія. Подонки Іудеи, всѣ эти торгующіе религіей лицемѣры, разбойники, рабы, кутилы создаютъ необыкновенно яркій фонъ для носителей христіанства, на которое, но горькому выводу Іуды, нечего разсчитывать ни великому богатству, ни великой бѣдности.
Свободное отъ догматизма, раціоналистическое міропониманіе автора особенно выгодно сказывается въ бесѣдѣ Христа съ богатымъ старикомъ-купцомъ, который проситъ Христа взять у него богатство, ставшее для него непосильнымъ бременемъ. Въ этой бесѣдѣ столько проникновенія въ душу богочеловѣка, что ея одной достаточно для того, чтобы рекомендовать книгу г. Радомскаго вниманію читателя. Л. В--ій.