Если вамъ, читатель, придется побывать въ Прагѣ или въ какомъ-нибудь другомъ чешскомъ городѣ, то ваше вниманіе будетъ непремѣнно привлечено слѣдующимъ характернымъ обстоятельствомъ. Повсюду -- въ ресторанахъ, кофейняхъ, кондитерскихъ, всякихъ магазинахъ, разъ только ихъ хозяинъ чехъ,-- вы увидите висящій на самомъ видномъ мѣстѣ, оправленный въ изящную раму, большой листъ, бумаги, снабженный какой-то надписью и украшенный виньетками и орнаментаціей въ чешскомъ стилѣ.
Когда вы обратитесь къ владѣльцу одного изъ такихъ заведеній съ вопросомъ, что обозначаетъ эта бумага, то замѣтите, что онъ обиженъ вашимъ невѣжествомъ. Онъ окинетъ васъ съ головы до ногъ презрительнымъ взглядомъ и, только убѣдившись, что вы иностранецъ, отвѣтитъ, горделиво пріосаниваясь:
-- Это дипломъ "Чешской школьной Матицы"! Всякій, кто соберетъ на "Матицу" сто гульденовъ, получаетъ такой дипломъ...
Не успѣли вы еще оправиться отъ конфуза, какъ онъ ужъ протягиваетъ вамъ красную копилку, предлагая пожертвовать пару крейцеровъ "на Матицу".
Вы опускаете въ копилку нѣсколько мелкихъ монетъ и стараетесь узнать, что представляетъ эта "Матица", въ пользу которой собирается, повидимому, столько денегъ. Когда вы узнаете, что такое "Чешская школьная Матица", какой характеръ имѣетъ ея дѣятельность, какова ея роль въ жизни чешскаго народа и каковы ея заслуги -- вы поймете, что гордость, съ которой говоритъ о ней каждый чехъ вовсе не лишена основанія.
Судьба не благопріятствовала чешскому народу въ его исторической жизни. Уже въ XV столѣтіи его начинаютъ постигать бѣдствія, которыя надолго затормозили правильный ходъ его культурнаго развитія. Бѣлогорское пораженіе 1620 г. нанесло чехамъ страшный ударъ, отъ котораго они до сихъ поръ еще не смогли совершенно оправиться. Все чешское дворянство или погибло, или принуждено было покинуть родной край. Его мѣсто заняли нѣмецкіе феодалы, появившіеся въ Чехіи вмѣстѣ съ-эрцгерцогомъ австрійскимъ Фердинандомъ, который овладѣлъ наслѣдіемъ Пшемыславичей. Болѣе тридцати тысячъ чешскихъ семействъ покинуло Чехію, а ихъ мѣсто заняли отовсюду нахлынувшіе нѣмцы. Всякія проявленія культурной дѣятельности чеховъ были убиты. Тридцатилѣтняя война окончательно уничтожила благосостояніе чешской земли, а ея населеніе уменьшилось съ 2.000.000 до 700.000! Чехія была отдана въ жертву нѣмецкимъ чиновникамъ и іезуитамъ, которые дѣлали все, чтобы уничтожить и самую память о томъ, что въ земляхъ короны св. Вацлава жилъ когда-то высококультурный чешскій народъ. Еженедѣльно на площадяхъ чешскихъ городовъ пылали яркіе костры. Это іезуиты жгли чешскія книжки. Чешскіе города переполнились нѣмцами, такъ что и тѣ немногіе чехи, которые уцѣлѣли отъ всякихъ погромовъ, въ концѣ концовъ онѣмечились...
Къ концу XVIII столѣтія ни чешскихъ дворянъ, ни чешскаго мѣщанства, ни чешскаго образованнаго класса не существовало. Чешскую національность сохранилъ только крестьянинъ, на котораго высшіе классы смотрѣли, какъ на рабочій скотъ, и котораго, поэтому, и не старались германизировать.
Однако, наступило время, когда и мужикъ былъ признанъ человѣкомъ. Реформы Іосифа II призвали къ самостоятельной жизни и чешскаго крестьянина. И вотъ, изъ среды крестьянства выходятъ люди, которые начинаютъ работать на поприщѣ родной культуры, начинаютъ развивать чешскую литературу, естественный ходъ развитія которой былъ прерванъ жестокой рукой историческихъ событій; мало-по-малу появляется чешскій образованный классъ, который, не теряя связи съ роднымъ народомъ, готовитъ для него лучшую будущность...
Здѣсь не мѣсто передавать исторію чешскаго возрожденія, описывать, какимъ образомъ народъ, котораго не только враги, но и друзья приговорили къ смерти {Такъ, напр., извѣстный аббатъ Іосифъ Добровскій занимался филологическими изслѣдованіями чешскаго языка только съ тою цѣлью, чтобы хоть какая-нибудь память осталась объ языкѣ, обреченномъ, по его мнѣнію, на вѣчную погибель.}, пробудился къ новой жизни и занимаетъ въ настоящее время одно изъ первыхъ мѣстъ среди культурныхъ членовъ европейской семьи народовъ. Чешскій народъ возродился; однако, ему уже никогда не залѣчить тѣхъ тяжелыхъ ранъ, которыя ему нанесла трехсотлѣтняя неволя!
Если мы возьмемъ въ руки этнографическую карту нѣкогда чисто-чешскихъ провинцій: Чехіи, Моравіи и Силезіи, -- мы сразу же увидимъ, каковъ результатъ вѣкового преобладанія нѣмцевъ, а вмѣстѣ съ тѣмъ поймемъ, какой опасности подвергается чешскій народъ еще и въ настоящее время. Нѣмцы оттѣснили его отъ горъ, лишая его такимъ образомъ естественныхъ границъ. Нѣмецкій элементъ окружаетъ чеховъ съ трехъ сторонъ. Только на востокѣ (гдѣ чехи соприкасаются съ поляками и словаками), имъ не угрожаетъ денаціонализація. Нѣмецкое море все подвигается. Оно уже залило совершенно чешскую часть Силезіи (опавское княжество) и готовится отрѣзать Моравію отъ собственной Чехіи. Нѣмцы идутъ впередъ во всеоружіи германской культуры, обладая всѣми ея могущественными средствами борьбы: печатью, школой, литературой. Нѣмецкій элементъ подвигается со всѣхъ сторонъ, стараясь поглотить и уничтожить самый западный форпостъ славянскаго міра.
Чтобы бороться успѣшно съ такимъ врагомъ, нужно было употребить тѣ же средства, которыми онъ былъ силенъ, т.-е. съ врагомъ, побивающимъ своей культурой, нужно было бороться культурными средствами,-- литературой, печатью, школой.
Вотъ въ этой-то культурной борьбѣ "Общество школьной Матицы" и играетъ выдающуюся, если не главную, роль.
Нѣмцы употребляютъ всѣ средства, чтобы германизировать чешскій народъ. При нѣмецкихъ школахъ существуютъ спеціальныя стипендіи для дѣтей чешскихъ родителей. Чешскія дѣти изъ бѣдныхъ семей, посѣщающія нѣмецкую школу, получаютъ даромъ завтракъ и обѣдъ, одежду, обувь, книжки и всѣ учебныя пособія. Для нихъ устраиваются елки и базары на Рождество, гулянья и увеселительныя экскурсіи во время каникулъ и т. д.
Фабрикантъ-нѣмецъ, нанимая чешскаго рабочаго, нерѣдко ставитъ ему въ условіе, чтобы его дѣти посѣщали не чешскую, а нѣмецкую школу. Зажиточный нѣмецъ всегда заботится о томъ, чтобы дѣти его чешской прислуги не попали въ чешскую школу. А такъ какъ нѣмцы въ Чехіи по большей части люди зажиточные, и, кромѣ того, пользующіеся всякою поддержкою со стороны австрійскаго правительства, то парализировать ихъ дѣятельность крайне трудно.
Нужно было противодѣйствовать имъ въ границахъ возможности, т.-е. слѣдовало постараться, чтобы вездѣ, гдѣ чехамъ угрожаетъ опасность денаціонализаціи, существовали чешскія школы; чтобы родители, желающіе и могущіе посылать своихъ дѣтей въ чешскую школу, не были принуждены отдавать ихъ въ нѣмецкую, за неимѣніемъ первой {Въ Чехіи, какъ и во всѣхъ западно-европейскихъ странахъ, посѣщеніе школъ обязательно для каждаго ребенка.}. Поэтому, нужно было позаботиться, чтобы вездѣ на окраинахъ чешской этнографической территоріи, затѣмъ въ городахъ и селахъ, въ которыхъ чехи представляютъ меньшинство и поэтому не могутъ требовать постройки собственной школы на общественныя средства,-- были основаны чешскія школы, которыя предохраняли бы чешскихъ дѣтей отъ онѣмеченія.
Вотъ этой-то цѣлью и задалось "Общество чешской школьной Матицы", основанное въ 1880 году по иниціативѣ нѣсколькихъ чешскихъ учителей гимназіи.
"Общество чешской школьной Матицы", начиная свою дѣятельность, было убѣждено, что весь чешскій народъ придетъ ему на помощь, и оно не ошиблось. Въ теченіе первыхъ пяти лѣтъ своего существованія "Общество" собрало 804.000 гульденовъ. Доходъ одного пятаго года равнялся 149.794 гульденамъ. Этотъ капиталъ былъ употребленъ на содержаніе тридцати трехъ дѣтскихъ пріютовъ, двадцати трехъ школъ и двухъ гимназій, причемъ педагогическій персоналъ, занимающійся въ школахъ "Общества", состоялъ изъ ста пятидесяти трехъ лицъ.
По мѣрѣ развитія дѣятельности "Матицы", ея доходы постоянно увеличивались. Вмѣстѣ съ тѣмъ увеличивались и расходы.
Въ 1890 году "Матица" праздновала десятилѣтнюю годовщину своего основанія. Общая сумма собранныхъ въ теченіе этихъ десяти лѣтъ денегъ равнялась 1.5 78.685 гульд., расходъ же дошелъ до 1.367.800 гул. Въ одиннадцатомъ году своего существованія "Матица" содержала одну гимназію, тридцать три народныхъ школы и тридцать три дѣтскихъ пріюта. Одна гимназія и пятнадцать народныхъ школъ, основанныхъ "Матицей", перешли въ вѣдѣніе министерства народнаго просвѣщенія {Въ Австріи можно требовать, чтобы министерство народнаго просвѣщенія приняло на свой счетъ частную школу, если окажется, что она необходима населенію, т.-е. посѣщается узаконеннымъ числомъ учениковъ.}, а семь школъ приняли подъ свое покровительство другія благотворительныя учрежденія. Учительскій персоналъ "Матицы" достигъ двухсотъ пятнадцати человѣкъ.
До 1895 года "Общество" собрало болѣе 2.500.000 гульденовъ, а число его членовъ равняется въ настоящее время 25.000.
Если мы вспомнимъ, что всѣхъ чеховъ по самой оптимисъ ческой чешской статистикѣ немногимъ болѣе пяти милліоновъ, что чехи не имѣютъ ни богатыхъ аристократовъ, ни крупныхъ землевладѣльцевъ, то намъ невольно придетъ въ голову вопросъ, откуда же почерпаетъ "Матица" такія громадныя суммы на удовлетвореніе своихъ потребностей?
Только познакомившись ближе съ чешской жизнью, съ готовностью чеха пожертвовать послѣдній крейцеръ на всякое національное учрежденіе, мы поймемъ, на какія средства содержится "Общество чешской школьной Матицы".
"Школьная Матица" -- это учрежденіе общенаціональное, лишенное всякой партійной окраски. И консервативный старочехъ, и либеральный младочехъ, и клерикалъ, и соціалъ-демократь одинаково заботятся объ интересахъ дорогой для каждаго чешскаго сердца "Матицы". Не слѣдуетъ думать, чтобы "Матицу" поддерживалъ только интеллигентный слой чешскаго общества. Успѣхъ этого учрежденія принимается близко къ сердцу каждымъ чехомъ, чѣмъ бы онъ ни занимался, къ какой бы сферѣ онъ ни принадлежалъ. На "Матицу" даютъ средства и ремесленники, и рабочіе, и крестьяне. Особенно много жертвуютъ именно послѣдніе {Чешскій крестьянинъ стоитъ въ культурномъ отношеніи очень высоко. Между чешскими крестьянами почти нѣтъ безграмотныхъ. Почти всѣ они выписываютъ газеты и журналы, и спеціальная народная литература уже потеряла въ Чехіи raison d'être.}.
И покидая свою отчизну, эмигрируя изъ Чехіи, чехъ не забываетъ свою "Матицу". Ежегодно получаетъ она тысячи, гульденовъ изъ Америки, Австраліи, Россіи, Лондона, Вѣны и другихъ мѣстностей, гдѣ живутъ чешскіе переселенцы.
Чеха, не пожертвовавшаго ничего въ пользу "Матицы", трудно представить себѣ. Нѣтъ буквально ни одного чеха, нѣтъ ни одного чешскаго учрежденія, которое не считало бы своимъ долгомъ поддерживать "Матицу". "Матицу" субсидируетъ и пражскій ландтагъ, и всѣ городскія думы, въ которыхъ большинство гласныхъ чехи, и всякіе чешскіе банки, сберегательныя кассы и т. п. учрежденія. Нѣтъ ни одного публичнаго или частнаго, семейнаго торжества, которое не принесло бы "Матицѣ" извѣстнаго дохода.
Чехи пользуются всякимъ удобнымъ случаемъ, чтобы увеличить фондъ ея. На всѣхъ митингахъ, общественныхъ собраніяхъ и т. д. кто-нибудь изъ присутствующихъ добровольно принимаетъ на себя роль сборщика. По окончаніи любой политической сходки, вы непремѣнно наткнетесь у выхода на господина, который протягиваетъ вамъ шляпу, говоря:
-- На "Матицу".
На балахъ, раутахъ и т. д. собираютъ пожертвованія даны.
Нѣкоторые способы сбора пожертвованій на "Матицу" дѣлаютъ честь изобрѣтательности чеховъ.
Вы сидите, напр., въ какомъ-нибудь ресторанѣ и наблюдаете слѣдующую сцену. Изъ компаніи, расположившейся за однимъ изъ столовъ, встаетъ кто-нибудь и, поднимая кверху сигару, заявляетъ:
-- Продается сигара съ публичнаго торга на "Матичку"! Цѣна два крейцера; кто больше?
На минуту все въ ресторанѣ затихаетъ, а затѣмъ въ разныхъ углахъ зала раздаются крики:
-- Три!
-- Четыре!
-- Пять! и т. д.,
Владѣлецъ сигары переходить отъ стола къ столу, собирая въ шляпу крейцеры. Аукціонъ продолжается, обыкновенно, довольно долго, публикой овладѣваетъ увлеченіе, и, наконецъ, кто-нибудь получаетъ грошовую сигару, цѣна которой успѣла, между тѣмъ, дойти до двухъ-трехъ гульденовъ. Вырученныя отъ аукціона деньги съ надписью "На школьную Матицу" опускаются въ кружку, какихъ десятки тысячъ разбросаны по разнымъ чешскимъ общественнымъ учрежденіямъ и торговымъ заведеніямъ Чехіи, Моравіи и Силезіи.
Не считая правильныхъ взносовъ членовъ, "Матица" получаетъ ежегодно большое количество пожертвованій по нѣскольку сотенъ гульденовъ.
Въ жизни каждаго интеллигентнаго чеха существуетъ масса случаевъ, которые ознаменовываются обязательными пожертвованіями въ пользу "Школьной Матицы". Это начинается чуть ли не съ самаго появленія чеха на свѣтъ. На его крестинахъ, обыкновенно, собирается между гостями извѣстная сумма, которую отправляютъ въ канцелярію "Матицы". Когда ребенокъ-чехъ поступаетъ въ школу,-- его родители, желая ознаменовать этотъ торжественный фактъ его жизни, жертвуютъ на "Матицу" нѣсколько гульденовъ. Переходя изъ класса въ классъ, ученики собираютъ изъ своихъ сбереженій (стоившихъ иногда не одного недоѣденнаго завтрака) небольшую сумму на "Матицу".
Во многихъ гимназіяхъ и реальныхъ училищахъ ученики собирали въ теченіе года столько денегъ, что могли получить дипломъ "основателей", выдаваемый каждому, кто пожертвовалъ minimum сто гульденовъ. Такой дипломъ вѣшали, обыкновенно, въ классѣ, и онъ переходилъ изъ класса въ классъ вмѣстѣ съ учениками, при чемъ каждый годъ прибавлялось по одному новому диплому.
Въ настоящее время правительствомъ запрещено ученикамъ собирать пожертвованія въ пользу "Матицы". Теперь только оканчивающіе гимназію и получающіе аттестатъ зрѣлости сразу собираютъ нѣсколько десятковъ гульденовъ. Въ младшихъ классахъ эти пожертвованія собираются тайно, причемъ запрещеніе, какъ это обыкновенно бываетъ, только усиливаетъ агитацію въ пользу "Матицы".
Молодой человѣкъ, заказывая визитныя карточки, печатаетъ ихъ на спеціальныхъ картонныхъ листкахъ, украшенныхъ эмблемой "Матицы" и издаваемыхъ ею же. Доходъ отъ продажи этихъ карточекъ идетъ въ пользу "Матицы".
Такъ какъ "Матица" издаетъ свою спеціальную почтовую бумагу и конверты, то и любовныя записочки молодежи обоего пола приносятъ нѣкоторый доходъ національному учрежденію.
Женясь, чехъ разсылаеть приглашенія на свадьбу, отпечатанныя опять-таки на бланкахъ, издаваемыхъ "Матицей". Во время свадебнаго пира гости собираютъ деньги для пріобрѣтенія т. н. "свадебнаго матичнаго диплома", который долженъ украшать гостиную новобрачныхъ.
Даже смерть чеха приноситъ "Матицѣ" доходъ. Во-первыхъ, почти каждый чехъ отказываетъ въ своемъ завѣщаніи какую-нибудь, хотя бы небольшую, сумму въ пользу "Школьной Матицы". Затѣмъ, многіе вѣнки, которые родственники, друзья и знакомые покойника возлагаютъ на его гробъ, изящно сдѣланы изъ бѣлыхъ билетиковъ, продаваемыхъ "Матицей", перемѣшанныхъ съ зелеными листьями.
Очень часто при процессахъ тяжущіеся, желая покончить дѣло миромъ, жертвуютъ по нѣскольку гульденовъ въ пользу "Матицы". Выручкой отъ проигранныхъ пари, въ большинствѣ случаевъ, пользуется та же "Школьная Матица". Иногда адвокаты, защищая какое-нибудь дѣло, отдаютъ гонораръ "Матицѣ". То же самое дѣлаютъ и врачи.
Въ окнѣ канцеляріи "Матицы" въ Прагѣ, по Фердинандовой улицѣ (пражскій Невскій), существуетъ отверстіе, въ которое опускаются доброхотныя пожертвованія. Это окно приноситъ въ иной мѣсяцъ по нѣскольку сотъ гульденовъ дохода.
У нѣкоторыхъ чеховъ собираніе пожертвованій въ пользу "Матицы" переходитъ въ какую-то манію.
Во всей Чехіи пользуется большой популярностью пражскій ресторанъ, извѣстный подъ названіемъ "U Fleku". Въ этомъ ресторанѣ ежедневно собирается громадная масса посѣтителей, принадлежащихъ къ самымъ различнымъ слоямъ чешскаго общества, начиная съ профессоровъ университета и литераторовъ и кончая студентами, ремесленниками и торговцами. Между ежедневными посѣтителями ресторана "U Fleku" одно изъ первыхъ мѣстъ занимаетъ сапожникъ Билекъ. Каждый вечеръ встрѣтите вы его тамъ сидящимъ за кружкой пильзнера, покуривающимъ сигару и весело болтающимъ съ пріятелями.
Съ наступленіемъ девяти часовъ Билекъ поднимается со своего мѣста, беретъ подносъ и отправляется обходить гостей. Онъ останавливается передъ каждымъ изъ нихъ,-- все одно, знакомъ ли онъ съ нимъ или нѣтъ, -- протягивая ему подносъ. Каждый посѣтитель даетъ minimum одинъ крейцеръ и, спустя десять минутъ, Билекъ возвращается на свое мѣсто, считаетъ собранные крейцеры и передаетъ ихъ въ кассу, ключи отъ которой хранятся у двоихъ изъ гостей, ежедневно у другихъ.
Повторяя свой обходъ каждый день, сапожникъ Билекъ собралъ уже такимъ образомъ болѣе пятнадцати тысячъ гульденовъ.
Почти каждый чешскій авторъ, издавая свои произведенія, считаетъ прямой обязанностью пожертвовать въ пользу "Школьной Матицы" нѣсколько, а иногда и нѣсколько десятковъ экземпляровъ. "Матица" продаетъ ихъ, а вырученныя деньги идутъ въ ея кассу. Кромѣ того, въ Чехіи появляется много книжекъ и брошюръ, чистая прибыль отъ продажи которыхъ идетъ въ пользу "Школьной Матицы".
Сама "Матица" продаетъ, кромѣ бумаги, конвертовъ и визитныхъ карточекъ, еще и спички посредствомъ автоматовъ, разставленныхъ по площадямъ, улицамъ и въ садахъ Праги и другихъ чешскихъ городовъ. Въ пользу "Матицы" идетъ весь доходъ съ пражскаго катка.
Чешскій фабрикантъ и торговецъ старается получить отъ "Матицы" такъ называемую привилегію. Привилегія эта состоитъ въ томъ, что они имѣютъ право снабдить свой товаръ подписью: "въ пользу чешской школьной Матицы". Хотя промышленникъ и долженъ заплатить "Матицѣ" за пріобрѣтеніе такой привилегіи иногда довольно значительную сумму, однако, онъ ничего не теряетъ и даже еще выигрываетъ, потому что каждый чехъ съ большей охотой покупаетъ товаръ, снабженный подобной подписью.
Большой доходъ приносятъ "Матицѣ" ежегодно устраиваемые въ ея пользу театральныя представленія, концерты, лекціи, балы, рауты, маскарады, базары, загородныя экскурсіи съ музыкой лоттереи и т. д.
Ежегодно, 28 сентября, въ день смерти покровителя чешскаго народа св. Вацлава, по всей Чехіи собираются усиленно пожертвованія на такъ называемый "святовацлавскій даръ Матицѣ". До сихъ поръ въ этотъ день собрано болѣе ста тысячъ гульденовъ. Двѣ чешскія національные выставки -- такъ называемая юбилейная 1891 года и этнографическая -- 1895 г. не мало содѣйствовали увеличенію капиталовъ "Школьной Матицы".
Въ различныхъ пунктахъ этихъ выставокъ помѣщались большія красивыя стеклянныя копилки "Матицы", куда посѣтители опускали деньги. Любопытно, что въ этихъ копилкахъ появлялись рядомъ съ деньгами и лотерейные билеты и даже серьги, кольца, броши и браслеты. На этнографической выставкѣ былъ построенъ спеціальный павильонъ, въ которомъ любопытные посѣтители могли видѣть милліонъ крейцеровъ, сложенный изъ однихъ крейцеровыхъ монетъ. Плата за входъ въ этотъ павильонъ шла въ пользу "Матицы".
Пріѣзжавшіе на выставку депутаты отъ различныхъ чешскихъ городовъ привозили съ собою иногда значительныя суммы на "Матицу".
Одно время "Школьная Матица" издавала свой спеціальный календарь подъ редакціей двухъ самыхъ выдающихся чешскихъ поэтовъ: Ярослава Врхлицкаго и Святополка Чеха.
Органомъ "Матицы" является мѣсячникъ "Viestnik ustrzedni Matice Szkolske", въ которомъ печатается отчетъ о дѣятельности этого общества и распредѣленіи получаемыхъ ею пожертвованій.
Дѣятельность "Школьной Матицы" развивается съ каждымъ годомъ, и нѣмцы сами сознаются, что имъ невозможно съ ней бороться {См. Mittheilungen des Deutehen Schulvereines. Wien. 1894.}. Подъ вліяніемъ "Матицы" и галиційскіе поляки основали подобное общество, которое въ-теченіе трехлѣтняго своего существованія собрало болѣе 70.000 капитала, основало само нѣсколько школъ, помогло нѣсколькимъ десяткамъ сельскихъ общинъ построить школы и, такимъ образомъ, противодѣйствуетъ германизаціи польскихъ дѣтей въ Силезіи и западной части Галиціи.