Новый годъ! желанія новаго счастья, новыя надежды, которыя, господа, по истинѣ можно назвать старыми погудками на новый ладъ. Всѣ убѣждены, что особенното новаго ничего и не будетъ; но не смотря на то, всѣ съ какимъ то лихорадочнымъ нетерпѣніемъ ждутъ наступленія новаго года. Въ двѣнадцать часовъ устраиваются жженки, хлопаютъ пробки и даже люди, никогда не пьющіе, считаютъ необходимостью хотя подержаться за рюмку при встрѣчѣ новаго года. По конечно нигдѣ на встрѣчается новый годъ въ такой ажитаціи, какъ въ театральномъ маскарадѣ. Въ двѣнадцать часовъ
Въ театральномъ маскарадѣ
Все ликуетъ и шумитъ
И Эрлангеръ на эстрадѣ
Туши ярые гремитъ;
Домино, костюмы, маски,
Посылая всѣмъ привѣтъ,
Оставляя танцы, пляски,
Направляются въ буфетъ.
Все ликуетъ, все смѣется,
Все веселіемъ полно;
Звонъ посуды раздается
И струей въ буфетахъ льется
Водка, пиво и вино.
Новичку всѣ честь воздали,
Проводили старый годъ
И съ юнцами загуляли
Много лысинъ и бородъ.
У насъ на Руси существуетъ примѣта, что всякій будетъ проводить новый годъ именно такъ, какъ его встрѣтилъ. Для человѣка, придерживающагося этого мнѣнія (а много ли людей безъ предразсудковъ?) конечно не можетъ показаться страннымъ, что кутилы паши, не смотря на всѣ обличенія, заключенія, колоченія и т. п. послѣдствія попоекъ, не унимаются. Выше я сказалъ, что даже люди не пьющіе, встрѣчая новый годъ, считаютъ необходимостью хотя подержаться за рюмки, то какъ же встрѣчаютъ новый годъ заправскіе питухи? Конечно, эти господа, въ обыкновенное время, придираясь ко всякому удобному и неудобному случаю, чтобъ только напиться при встрѣчѣ новаго года, считаютъ своей обязанностью напиться до безумія. А если приведенная мною примѣта вѣрна, то удивительно ли, что встрѣтя новый годъ, какъ говорится, "пьянѣй вина", они и проводятъ его такимъ же образомъ, а то, что примѣта вѣрна доказывается какъ нельзя болѣе приводимымъ мною примѣромъ. Впрочемъ примѣтѣ это вѣрятъ многіе, если не всѣ, и всякій хочетъ встрѣтить новый годъ какъ можно веселѣе, чтобы и провести его также, и всѣ непремѣнно встрѣчаютъ новый годъ съ бокалами, стаканами, рюмками. Что же это значитъ? А это значитъ, господа, что "Руси есть веселіе пити".
Пускай шумятъ, кричатъ журналы,
Но я пари держать готовъ,
Что манятъ насъ какъ идеалы
Бутылки, чарки и бокалы,
Графины, рюмки и полштофъ!
Пускай гремятъ нравоученья,
Но увѣряю я весь міръ.
Всѣ библіотеки для чтенья
По силѣ кровнаго влеченья
Мы промѣняемъ на трактиръ!
Мы на попойки очень ходки
И я пари держать готовъ,
Мы не забудемъ винъ и водки
И всѣ собранія и сходки
У насъ украситъ лишь Поповъ!
Недавно, господа, содержатель одного загороднаго ресторана ѣздилъ къ "Троицѣ" и разсказывалъ, что цѣлью его поѣздки было поблагодарить Бога за успѣхъ въ отдѣлкѣ ресторана и попросить преуспѣяній въ торговлѣ. Вотъ до чего дошло, скажутъ нѣкоторые,-- Богу молятся о томъ, чтобъ больше пьянства было!-- Но, господа, разберите это религіозное побужденіе почтеннаго содержателя категорически и вы увидите, что побужденіе это, не смотря на всю кажущуюся странность, служитъ въ интересахъ и публики, и торговли, и даже литературы. Вспомнимъ опять-таки изреченіе "Руси есть веселіе пити". Посѣщающіе этотъ ресторанъ ѣдутъ туда пить, слѣдовательно веселиться и никакъ не могутъ быть въ претензіи, что въ религіозномъ побужденіи содержателя видно желаніе, чтобы у нихъ было болѣе возможности посѣщать его, -- слѣдовательно публика удовлетворена. Самъ содержатель, принимая всѣхъ пьянствующихъ и буянствующихъ, не злится, не сердится на нихъ, нѣтъ, напротивъ, онъ имъ прощаетъ и даже радуется въ интересахъ торговли, и наконецъ я душевно благодаренъ ему за его религіозное побужденіе и знай прежде о его намѣреніи ѣхать къ Троицѣ, принялъ бы половину издержекъ на свой счетъ. Это я надѣюсь, ни кого не удивитъ, такъ какъ всякій разсудитъ, что интересы содержателя ресторана и мои настолько общи, что преуспѣяпіе его дѣла есть вмѣстѣ съ тѣмъ преуспѣяніе моего.
Когда толпы къ нему повалятъ,
Онъ заторгуетъ,-- вмѣстѣ съ тѣмъ
Конечно больше наскандалятъ
И будетъ болѣе мнѣ темъ.
Л восклицаю: пусть гуляки
Къ нему стекаются на пиръ,
Пусть процвѣтаютъ пьянство, драки,
Пусть процвѣтетъ его трактиръ!
Внемли-жь, славянороссовъ раса!
Бѣги, бѣги къ нему толпой,
Пускай его полнѣетъ касса,
Пусть фельетонъ полнѣетъ мой!
Пусть процвѣтаютъ всѣ попойки
И по дорожкѣ столбовой
Пусть одиночки, пары, тройки
Къ нему въ трактиръ летятъ стрѣлой.
Да, господа, это хорошо, что онъ ѣздитъ къ Троицѣ, нехорошо только, зачѣмъ онъ вслухъ разсказываетъ, о чемъ молился; иной не сообразитъ, да скажетъ, что молиться-то объ этомъ пожалуй и грѣхъ.
Противъ почтамта, господа, на оградѣ церкви св. Фрола и Лавра явилась вывѣска, гласящая, что въ церковномъ домѣ помѣщается редакція "Будильника". Около нея сдѣлана церковная кружка. Прохожіе снимаютъ шапки и осѣняютъ себя крестнымъ знаменіемъ. Вывѣска довольно пестро разукрашена, чѣмъ и привлекаетъ всеобщее вниманіе; выходитъ очень забавно. Недавно шелъ я съ однимъ знакомымъ по Мясницкой, знакомому моему нужно было по дѣлу зайдги въ почтамтъ, а я остался ждать его на тротуарѣ; подходитъ ко мнѣ татаринъ.
-- Знакомъ, скажи пожалста, чаво это молытву тамъ писанъ? спросилъ онъ меня, указывая на вывѣску.
-- Нѣтъ, говорю я, -- это не молитва, а вывѣска.
-- А чего жь всэ молатся на него?
-- Молятся на церковь.
-- А чего жь тутъ написанъ?
-- Написано: "редакція Будильника".
-- Будыльныкъ... въ раздумьи сказалъ татаринъ.-- А за што ему деньга даютъ? спросилъ онъ вдругъ.
-- Кто даетъ?
-- Кружка тамъ, всѣ деньга кладутъ.
-- Это не ему... это кружка въ пользу бѣдныхъ.
Какъ-то былъ я, господа, въ "Стрѣльнѣ", подхожу къ буфету и соображаю, чего бы вкусить отъ сока лознаго, вдругъ глаза мои наткнулись на объявленіе, гласящее: "Будильникъ"... и т. д.
-- Развѣ у васъ принимается подписка на "Будильникъ"? спросилъ я буфетчика.
-- Нѣтъ, отвѣтилъ онъ,-- это такъ только, объявленіе повѣшено.
-- А-а!...
Я, господа, несказанно обрадовался, встрѣтивъ за буфетомъ собрата по оружію и, наскоро выпивъ и закусивъ, сейчасъ же пропѣлъ ему слѣдующую импровизацію на славянскій маршъ:
Нарочно, иль случайно,
Ты здѣсь, лихой камрадъ?
Повѣрь, необычайно
Я встрѣчѣ нашей радъ.
Съ тобою мы вѣдь братья,
Чужіе здѣсь вокругъ,
И такъ простремъ объятья
Другъ другу, милый другъ!
Скажу тебѣ по чести,
Повѣрь, что это такъ:
Ты здѣсь, мой другъ, на мѣстѣ --
Для страха всѣхъ гулякъ.
Кутилы всѣ навѣрно,
Увидятъ лишь тебя,
Пристойно и примѣрно
Вести начнутъ себя.
И такъ, тебѣ желаю:
Буди, буди нашъ градъ
И рюмку выпиваю
За твой успѣхъ, камрадъ!
Какъ-то не задолго до святокъ, я, проходя черезъ Срѣтенку съ Мясницкаго и бульвара на Рождественскій, наткнулся на народный спектакль, происходившій близъ виннаго погреба Войникова; дѣйствующими лицами оказались -- лихачъ извощикъ и шарманщикъ. Спектакль заключался въ слѣдующемъ: шарманщикъ помѣстился противъ названнаго мною погреба и уже началъ завывать какую-то увертюру, какъ одинъ изъ стоящихъ здѣсь на биржѣ лихачей-извощиковъ, не желая слушать музыку, или въ силу какихъ другихъ причинъ, началъ гнать шарманщика, по тотъ на всѣ словоизверженія лихача отвѣчалъ стоическимъ молчаніемъ и, не взирая на его доводы, продолжалъ свое дѣло, взирая съ надеждой на окна. Лихачъ, выведенный изъ терпѣнія такой невнимательностью и для вящей убѣдительности шарманщика далъ ему зуботычину, шарманщикъ отвѣчалъ бранью на нѣмецкомъ языкѣ, въ отвѣтъ на которую послѣдовалъ взрывъ хохота со стороны лихачей. Собралась толпа народа; шарманщикъ присталъ къ извощику и обращался къ окружающимъ, прося войти въ его положеніе. На всю эту сцену, спокойно сложивъ на груди руки, смотрѣлъ городовой, къ которому и обратились нѣкоторые изъ зрителей, предлагая ему войти въ это дѣло, но городовой почему-то уклонился отъ этого. Потребовали показать закрытую башлыкомъ бляху; показавъ бляху, городовой захлопоталъ и началъ съ того, что просилъ толпу разойтись, но зрители не расходились и требовали номера извощика и отправленія его самого въ кварталъ. Номера у лихача не оказалось, повторились требованія "отправить его"; тутъ былъ исполненъ финалъ, котораго не ожидалъ никто изъ присутствующихъ. Извощикъ сѣлъ въ сани, куда собирался сѣсть и городовой, но лихачъ крикнулъ, ударилъ по лошади и скрылся, оставивъ изумленными и дѣйствующихъ лицъ, и зрителей; городовой побѣжалъ за нимъ и, возвратясь, очень основательно замѣтилъ, что ему не догнать лошади.
Кстати объ извощикахъ.
Давно уже идутъ толки о томъ, что необходимо установить въ Москвѣ таксу для извощиковъ и о томъ, что установить ее нельзя; почему нельзя установить таксу, я вамъ не скажу, потому что самъ не знаю. А о томъ, что такса штука хорошая, и говорить нечего -- это всякій самъ знаетъ. Всякому извѣстно, каково торговаться съ нашими извощиками, всякому извѣстна ихъ изворотливость въ доводахъ на необходимость "прибавочки", а ужь въ случаѣ предложенія низкой платы рѣдкаго не проводятъ они "пѣшечкомъ пройдитесь", а если мало-мальски у нанимающаго "въ мундиришкѣ изъянъ", то пустятъ вслѣдъ что нибудь и посердитѣй; это, говорю я, извѣстно всѣмъ; всѣмъ извѣстно также, что при существованіи таксы этого быть не можетъ и что извощики тогда не будутъ, торгуясь съ сѣдокомъ, сбивать съ ногъ прохожихъ. Не смотря на все это, таксы въ Москвѣ не существуетъ. Но нужно посмотрѣть, что дѣлаютъ извощики близь желѣзныхъ дорогъ и въ какой тупикъ ставятся прибывшіе въ Москву въ первый разъ. Ошеломленные просимой цѣной и не зная разстоянія, несчастные туристы, не запасшіеся нужными свѣдѣніями, платятъ иногда за проѣздъ отъ петербургской дороги до Красныхъ воротъ по рублю и болѣе. Вотъ гдѣ слѣдовало бы установить таксу, вотъ гдѣ она положительно необходима и какое спасибо сказали бы всѣ тогда, конечно исключая извощиковъ.
А впрочемъ мало ли что необходимо...
Вотъ, напримѣръ, вѣдь у васъ по улицамъ совѣстно идти съ дамой, просто хоть уши затыкай! Вѣдь выраженія черезчуръ энергическія преслѣдуются и за нихъ даже положено какое-то наказаніе; а между тѣмъ площадную брань приходится слышать на каждомъ шагу и никогда не приходится видѣть, чтобы любители ея были преслѣдуемы. Даже на самыхъ многолюдныхъ улицахъ...
Впрочемъ, что-жь мы, намъ могутъ замѣтить:
Брань на улицѣ что за бѣда?
Мы словцо можемъ крѣпкое встрѣтить
И вездѣ, господа, и всегда:
Въ театральныхъ и клубныхъ салонахъ,
На бульварахъ, въ линейкахъ, въ вагонахъ,
Въ полпивной и среди кабака,
Въ ресторанахъ и въ злачныхъ притонахъ,
Всюду брызжетъ оно съ языка;
И шутя, и смѣясь, и въ задорѣ
Мы словечко то вставимъ сейчасъ,
И веселье, и радость, и горе
Имъ встрѣчается всюду у насъ.
Гдѣ народъ, тамъ и брань. Эхъ словечко!
Въѣлось въ русскаго ты человѣчка,
И за крѣпость твою возлюбя,
Онъ повсюду тебя запускаетъ,
И бранится тобой, и ласкаетъ,
Да вѣдь какъ ужь и скажетъ тебя!...
Кстати, господа, не обращали ли вы вниманія на... какъ назвать-то?... ну хоть на жаровню что ли, устроенную для кучеровъ на театральной площади? Эта штука достойна вниманія: побольше бы такихъ въ Москвѣ надѣлать, да хоть немного:
Такихъ жаровенъ пару
Прибавить бы у насъ,
И Хива, и Бухара
Тогда предъ нами насъ!
Въ самомъ дѣлѣ, въ центрѣ столицы, противъ театровъ -- и устроили такое безобразіе! Да ужь устроили-то хоть бы въ углу гдѣ нибудь, а то вѣдь какъ есть на самой-то середкѣ площади! У людей на такомъ мѣстѣ монументы ставятъ, а у насъ чортъ знаетъ что поставили!
Мичманъ Жевакинъ.
"Развлеченіе", No 2, 1873
БЕСѢДА BТОРАЯ
"Уже сколько разъ", пишутъ въ "Современныя Извѣстія" изъ Тифлиса,-- "былъ поднятъ вопросъ о водопроводахъ и газовомъ освѣщеніи въ нашемъ городѣ и не смотря на то, что Поти Тифлисская желѣзная дорога уже готова, газовое освѣщеніе и водопроводы улетѣли за облака". Такъ, господа, скорбитъ тифлисскій корреспондентъ "Современныхъ Извѣстій". Что же долженъ подумать каждый москвичъ, читая эти строки? А то, что молъ намъ ужь нечего скорбѣть объ этомъ; у насъ это все въ наличности обрѣтается.
Скажу я: ужь многіе, братцы, года
Дана намъ такая отрада,
Давно ужь у насъ "громовая" вода
Повсюду бѣжитъ среди града.
Насчетъ освѣщенія славно у насъ
И тутъ мы не знались съ отказомъ,
И только настанетъ лишь сумерекъ часъ,
Заблещутъ всѣ улицы газомъ.
Одинъ лишь колодезь вотъ что то пока
Къ концу все у насъ не приходитъ,
И мысль о немъ выше летитъ въ облака,
Чѣмъ глубже буравъ въ землю входитъ.
Да, вотъ только артезіанскій колодезь что-то подгулялъ, а давненько уже долбятъ его; ужь на что нѣмцы народъ терпѣливый, а такъ долго ждать, мнѣ кажется, и нѣмецкаго терпѣнія не хватитъ.! прочемъ артезіанскій колодезь вѣдь это -- роскошь, можно и погодить, вѣдь есть "громовая" вола, чего-жь еще? И газъ есть. Газъ... гмъ, газъ у насъ что то все болѣе и болѣе меркнетъ, а иногда выкидываетъ такіе фортели, что просто остановишься да и ротъ разинешь, что и было. Не задолго передъ Рождествомъ пришлось мнѣ проѣзжать поздно вечеромъ по Малой Дмитровкѣ; ну, какъ вамъ извѣстно, улица эта не изъ ничтожныхъ, находится опять же почти въ центрѣ города и все такое, освѣщена она, какъ и быть должно, газомъ. Только замѣтилъ я "фонари тамъ какъ будто кутятъ", нѣкоторые какъ будто мигаютъ, другіе такъ себѣ подмигиваютъ,-- по случаю ли поста это было, по случаю ли поздняго времени, или по другому какому случаю, не знаю, но во всѣхъ фонаряхъ вообще горѣлъ одинъ "огонь желанья" -- потухнуть. Нѣтъ, виноватъ, не во всѣхъ, одинъ фонарь выручался за всѣхъ, газъ въ немъ горѣлъ такъ свирѣпо, что огнемъ былъ объятъ не только самый фонарь, но вся, верхняя часть столба, на это газобѣсіе, не смотря на поздній часъ, взирала цѣлая толпа народа и всѣ конечно дивились, съ чего это не въ примѣръ прочимъ одниь фонарь такъ разгулялся?
Этимъ, господа, мнѣ кажется, нашъ текучій газъ до казалъ самымъ нагляднымъ образомъ, что постоянно скромно горитъ онъ, такъ себѣ, но что онъ можетъ горѣть не только такъ, какъ нужно, но даже и такъ, какъ не нужно
Горитъ у насъ
Текучій газъ,
Но все-жь подъ часъ
Коли хоть глазъ;
Я-жь, господа,
Скажу всегда,
Что никогда
То не бѣда;
Но вотъ укоръ
Въ чемъ съ давнихъ поръ:
Что зритъ нашъ взоръ
Въ бассейнахъ соръ.
И если ужь выбрать изъ двухъ стихій, то пусть бы огонь у насъ былъ тусклъ, а вода свѣтлѣе. Кому не приходилось встрѣчать въ водѣ, привезенной съ бассейна, и конскій волосъ, и сѣно, и щепки, и листья и т. п. Многіе сваливаютъ всю вину въ этомъ на водовозовъ; согласенъ я, что отчасти виноваты въ этомъ и водовозы, по большая доза вины опять таки приходится на долю бассейновъ. Скажу даже болѣе, въ нѣкоторыхъ бассейнахъ чистая вода положительно невозможна. Возьмемъ для примѣра хоть бассейнъ близъ Смоленскаго рынка. Резервуаръ въ этомъ бассейнѣ открытый и очень широкій; съ одной стороны бассейна находится сѣнной рынокъ, съ другой бульваръ, а со всѣхъ сторонъ площадь. Слѣдовательно, если вѣтеръ подуетъ съ сѣнной, въ водѣ получатся сѣно и конскій волосъ, съ бульвара -- песокъ и листья, а съ площади -- и въ томъ, и другомъ случаѣ конечно налетитъ всякая всячина. Оно конечно и сѣно, и конскій волосъ вещи очень хорошія, но только не тогда, когда они находятся въ бассейнѣ, а потому было бы очень недурно, если бы устроили что нибудь такое, вслѣдствіе чего наши бассейны давали бы намъ одну чистую воду, а не супы съ разныни приправами.
-- Ѳедулъ, что губы надулъ?
-- Кафтанъ прожогъ.
-- Зашей.
-- Иглы нѣтъ.
-- А велика дыра-то?
-- Одинъ воротъ остался.
Эту русскую присказку приходится иногда говорить, конечно на другой ладъ, акціонерамъ нѣкоторыхъ компаній въ тѣхъ случаяхъ, когда главы предпріятія начнутъ.... увлекаться и когда придется созывать экстренное собраніе акціонеровъ для обсужденія вопроса: что дѣлать? Странно, а между тѣмъ это такъ; вопросъ этотъ является на сцену именно тогда, когда дѣлать уже ничего не остается. Теперь пока тихо, ни одна акціонерная компанія не того... не увлеклась, а слѣдовательно намъ и толковать объ нихъ нечего. Перейдемъ къ банкамъ.
У меня въ настоящее время находится письмо изъ Скопина, полученное въ двадцатыхъ числахъ декабря, въ которомъ корреспондентъ сообщаетъ между прочимъ, что одинъ изъ товарищей директора скопинскаго городскаго общественнаго банка отказался (?) платить по векселямъ, учтеннымъ на него этимъ банкомъ, а векселей-то учтено на двѣсти тысячъ рублей! Это, господа, какъ хотите, фактъ знаменательный въ банковой дѣятельности, тѣмъ болѣе, что скопинскій банкъ считается однимъ изъ образцовыхъ банковъ. Желательно бы было, чтобы дѣло это выяснилось нѣсколько подробнѣе.
Вотъ объ ростовскомъ банкѣ пишутъ, такъ любо-дорого читать. Въ "Современныхъ Извѣстіяхъ" помѣщена корреспонденція изъ Ростова (Яр. губ.). въ которой корреспондентъ говоритъ: "Ростовскій общественный банкъ доживаетъ шестой годъ своего существованія подъ управленіемъ директора г-на Хлѣбникова и товарищей. Въ этотъ довольно продолжительный періодъ времени банкъ не подвергался ни разу правильной и обстоятельной повѣркѣ со стороны городскаго общества, которое по этому остается въ полной неизвѣстности объ истинномъ положеніи дѣлъ. Установленнаго уставомъ ежемѣсячнаго свидѣтельства банковыхъ суммъ и капиталовъ до настоящаго года (1872) вовсе не производилось, въ настояніемъ же году по настоянію думы хотя и производятся подобныя свидѣтельства, но трудно имѣть к-" нимъ полное довѣріе (!) по тѣмъ близкимъ родственнымъ отношеніямъ, какія существуютъ между городскимъ головою и директоромъ банка -- между ревизующимъ и ревизуемымъ (г. директоръ банка женатъ на родной сестрѣ г на головы), (а! понимаю!). Тоже приходится сказать и о ежегодной повѣркѣ банковыхъ суммъ уполномоченными отъ городскаго общества лицами. И эти гг. уполномоченные ревизоры точно также не входятъ въ повѣрку благонадежности банковаго кредита и ограничиваются лишь безмолвнымъ утвержденіемъ годоваго отчета, Такимъ образомъ завѣса, скрывающая истинное положеніе банковыхъ дѣлъ, оставалась до сего времени не поднятою. Я приподнять ее не мѣшало бы: вѣдь говорятъ у насъ, что нѣкоторые учитываютъ векселя своихъ садовниковъ"!!! Почему же именно садовниковъ? Что за предпочтеніе? Почему напримѣръ не кучеровъ? Или до нихъ еще чередъ не дошелъ?
Ростовцы, не будучи склонны къ бездѣлью,
Цвѣтами, садами себя веселя,
Садовниковъ держатъ съ двоякою цѣлью:
Чтобъ чистить сады и давать векселя.
А банку-то, банку тутъ лихо придется,
Какъ флора съ фауной въ него забредутъ,
И много когда векселей тѣхъ учтется;
Директоры, право, концовъ не сведутъ.
Коль правда тутъ все, то ростовскій банкъ знатный,
Всѣмъ банкамъ, надѣюсь, его предпочтутъ,--
Тутъ видится въ дѣлѣ порядокъ халатный
И образъ правленія родственный тугъ.
Если такимъ образомъ пойдутъ дѣла въ какомъ ни будь банкѣ, то дирекціи-то одной мало окажется, придется инспекцію потуже учредить. А впрочемъ, господа, вспомнимте слова Грибоѣдова: "Какъ не порадѣть родному человѣчку!" и успокоимтесь на томъ основаніи, что это общій недостатокъ людей, а поговоримте объ удовольствіяхъ и увеселеніяхъ. Вотъ газета "Новости" сообщаетъ, что на казанской сценѣ за дняхъ была изрѣзана до безобразія шуба артистки г-жи Алексѣевой въ уборной. Такъ какъ входъ на сцену постороннимъ лицамъ строго воспрещается, то позволительно думать, что эта продѣлка была дѣломъ кого нибудь изъ артистовъ. Артисты, нечего сказать!
Изрѣзавшій шубу вѣдь право имѣетъ На званье артиста, друзья, ей же ей: Доказано имъ, что онъ ловко умѣетъ И рѣзать, и скрыться отъ взоровъ людей.
Не рѣзала ли г-жа Алексѣева кого нибудь на сценѣ (своей игрой? ну, а артисты игрой своей рѣзать ее не могли, потому что за это нужна способность; рѣзать же ножемъ ее нужно присутствіе духа, а изрѣзать шубу нужны только отсутствіе ума и аккуратность чтобъ не увидали.
Въ клубахъ казанскихъ по газетнымъ извѣстіямъ случились два казуса. Первый казусъ случился на танцовальномъ вечерѣ въ купеческомъ клубѣ и состоялъ въ томъ, что два господина, занимающіе очень видное положеніе въ обществѣ, именно: прокуроръ Б. и докторъ философіи В. дали другъ другу пощечины Кто изъ нихъ; правъ, кто виноватъ, судить не намъ; нравственной стороны подобнаго спора я тоже касаться не буду, скажу только: странно, что большая часть желающихъ заушить другъ друга непремѣнно стараются произвесть эту операцію гдѣ нибудь въ публичномъ мѣстѣ. Почему это считается болѣе удобнымъ? Потому ли, чтобы изъ одного неприличія сдѣлать два, или потому, что, какъ говоритъ пословица, "на людяхъ и смерть красна", а пощечина "на людяхъ" должна быть еще краснѣе.
Другой казусъ случился въ "соединенномъ собраніи" и состоялъ въ томъ, что тамъ упала люстра въ пятнадцать пудовъ вѣсу, по въ залѣ никого не было. Что жь такъ?... Никого не было, стало быть и говорить объ этомъ не стоитъ. Падаютъ и не однѣ люстры, у меня сейчасъ находится письмо изъ Боброва, въ которомъ корреспондентъ разсказываемъ, что строившаяся въ теченіи семи мѣсяцевъ колокольня обрушилась и что архитекторъ въ этомъ не виноватъ, потому что умеръ. Несчастій впрочемъ при этомъ большаго не произошло, только задавило одиннадцать человѣкъ! По чести, для колокольни это немного: поѣзда желѣзныхъ дорогъ и тѣ больше давятъ.-- Однако вѣдь я заговорилъ-то объ удовольствіяхъ. Казусы въ казанскихъ клубахъ, которые я привелъ, нисколько мнѣ кажется, не должны подвергать нареканію эти клубы.
Всюду, гдѣ лишь посѣщаютъ
И собранія, и клубы,
Тамъ другъ друга оскорбляютъ
И другъ другу крошатъ зубы.
И Казани клубы, братцы,
Не корите вы заранѣ:
Могутъ драться и ругаться
Не въ одной вѣдь лишь Казани.
И ни въ комъ вѣдь нѣгъ сомнѣнья,
Что вездѣ въ весельи бала,
Подъ наитьемъ опьяненья,
Грянетъ шумъ и гамъ скандала.
Вотъ напримѣръ въ симбирскомъ благородномъ собраніи пьяная компанія кутила и шумѣла, а потомъ отправилась въ гостинницу "Пассажъ", гдѣ и устроила пассажъ, оскорбивъ ни за что, ни про что полицейскаго чиновника; но дѣло это аматерамъ буйства и скандала обошлось "себѣ дороже": губернаторъ предложилъ имъ извиниться передъ обиженнымъ въ залѣ губернаторскаго дома при полномъ собраніи полиціи, что они и испол пили, конечно въ трезвомъ видѣ. Оба они, какъ пишутъ, принадлежатъ къ лучшимъ симбирскимъ фамиліямъ.
За неприличную ухватку,
За буйство и скандалъ въ "Пассажѣ",
Какъ людямъ лучшимъ по порядку,
Имъ данъ урокъ хорошій даже.
Къ удовольствіямъ же можно отнести сообщаемое въ "Биржевыхъ Вѣдомостяхъ"; вотъ что тамъ пишутъ: "Въ No 322 мы сообщили о появленіи въ Поварскомъ переулкѣ таинственнаго стрѣлка, два дня сряду (23-го и 24-го ноября) стрѣлявшаго въ окна дома No13 сперва во второй, а потомъ въ четвертый этажъ. Тогда въ виду нѣкоторыхъ распоряженій мы надѣялись, что полиція найдетъ стрѣлка; по стрѣлокъ не найденъ и, мало того, 27-го декабря, т. е. немного болѣе чѣмъ черезъ мѣсяцъ, возобновилъ свои нападенія на домъ No 13. Въ пятомъ часу дня 27-го декабря была пущена пуля въ окно втораго этажа. Какъ прежде, такъ и теперь на улицѣ не было слышно выстрѣла".
Не думаю, чтобы этотъ стрѣлокъ забавлялся съпьяна, а впрочемъ съпьяна иногда удивительно забавляется русскій человѣкъ. "Петербургскій Листокъ" сообщаетъ, что 28-го декабря рядовой Дмитрій Горшковъ въ пьяномъ видѣ выскочилъ изъ форточки втораго этажа на панель и получилъ значительный вывихъ копчиковой кости...
Согласенъ я, друзья, въ похмѣльи
Играемъ русскіе мы больно;
Но я надѣюсь о весельи
Наговорились мы довольно.
И такъ, оставивъ ихъ на время,
Къ другимъ курьезамъ перейдемъ;
Искать ихъ намъ не будетъ бремя:
Мы тотчасъ въ клубахъ ихъ найдемъ.
На дняхъ, господа, случилось мнѣ быть въ Артистическомъ кружкѣ, и я не могъ не подивиться тому обилію зубныхъ врачей, которыхъ я тамъ видѣлъ. Оказалось, что почти всѣ московскіе зубные врачи -- состоятъ дѣйствительными членами этого кружка. По уставу этого клуба дѣйствительными его членами могутъ быть литераторы, ученые, художники, артисты и вообще лица, посвятившія себя какой либо отрасли искусства и наукъ. Къ какому же разряду прикажете причислить зубныхъ врачей?
Я бы долго, эту тайну,
Разъяснить себѣ не могъ,
Если бъ въ этомъ мнѣ случайно
Мой пріятель не помогъ.
Разговорился я съ нимъ объ этомъ и онъ мнѣ сказалъ:
-- Вѣдь нашъ клубъ называется "артистическимъ", а это тоже артисты своего рода: вотъ этотъ, напримѣръ, которой такъ щеголяетъ своими перстнями, -- занимается ростовщичествомъ, этотъ -- сводчикъ, а этотъ, хоть и не зубной врачъ, но содержитъ артель театральныхъ барышниковъ; впрочемъ, онъ еще пока не членъ, но вѣроятно скоро будетъ выбранъ въ члены: здѣсь на это просто. При томъ этимъ зубнымъ врачамъ нигдѣ не представляется столько практики по ихъ профессіи, какъ здѣсь: то челюсть придется поправить, то выпавшій зубъ вставить. И я полагаю, что клубъ дѣлаетъ очень хорошо, что такъ заботится о своихъ членахъ и посѣтителяхъ.