Аннотация: Русская правда в царствование императора Павла
Стихи на случаи издания книги мудрым графом Стройновским "О условиях помещиков с крестьянами" Глас истины к гордецам
И. И. Варакин
Стихотворения
Библиотека поэта. Второе издание
Поэты 1790-1810-х годов
Вступительная статья и составление Ю. М. Лотмана
Подготовка текста М. Г. Альтшуллера.
Вступительные заметки, биографические справки и примечания М. Г. Альтшуллера и Ю. М. Лотмана
215. Русская правда в царствование императора Павла
216. Стихи на случаи издания книги мудрым графом Стройновским "О условиях помещиков с крестьянами"
217. Глас истины к гордецам
Биографическая справка
Иван Иванович Варакин (1760--1817?) -- поэт, крепостной крестьянин князей Голицыных. Обстоятельства его жизни почти неизвестны. Единственным источником сведений является краткая автобиография, написанная им для В. Г. Анастасевича и хранящаяся в бумагах последнего (ГПБ). Известно, что, как грамотный и способный человек, он употреблялся своими помещиками для выполнения сложных и ответственных поручений. В своей автобиографии он упоминает, что "занимался письмоводством и юриспруденцией", а также управлял соляными и железными заводами на Урале.
Он был уже известным поэтом, печатавшимся в "Зрителе" Крылова и опубликовавшим сборник стихотворений, когда Г. Р. Державин, С. С. Уваров, Н. Н. Новосильцев и С. С. Ланской обратились к князьям Голицыным с предложением о его выкупе. Несмотря на исключительно высокое общественное положение заступников и на то, что предложенная ими сумма -- по данным самого Варакина -- была огромной (12 000 рублей), помещики наотрез отказались отпустить престарелого уже поэта на волю.
Данные о последних годах его жизни отсутствуют. Дата смерти устанавливается предположительно.
Как поэт Варакин тяготел к разночинным литературным кругам. Печататься, по всей видимости, он начал в "Зрителе" Крылова и Клушина (1792). В 1807 году вышел единственный сборник его стихотворений. В дальнейшем Варакин сблизился с Анастасевичем и сотрудничал в его журнале "Улей". Далее следы его литературных занятий теряются.
Общественные воззрения Варакина отмечены характерным соединением наивной веры в освободительные намерения правительства с недвусмысленными антидворянскими и антикрепостническими настроениями. Даже политику Павла I он готов приветствовать как направленную против сословных привилегий дворян (в стихотворении "Русская правда в царствование императора Павла I). В "Послании к новобранцам", говоря о военной службе, он противопоставляет счастливую участь служащих государству солдат горестной доле помещичьих крестьян -- рабов своих господ: "Итак, может ли сие поприще казаться вам неприятным? Приближаясь к нему, должны ли вы воздыхать о первобытном состоянии? О, забудьте навсегда оное, купно с тучами прискорбии, вас терзавших, жалейте только о братии вашей, о братии стенящей".1 Правда, со временем вера Варакина в освободительные намерения правительства ослабевала. В письме Анастасевичу от 29 мая 1812 года отчетливо звучат критические ноты: "Ни газеты вчерашние, ни сегодняшний листок "Северной почты" ничего не содержат любопытного, кроме как две семьи императорские имеют в Дрездене общие блистательные столы, куда и король прусский поскакал. Каковы же обеды у бедных солдат? И чего-то мы дождемся? Правда, я в рассуждении себя и прочих подобных мне, коим свет и без того есть Харибда, не ужасаюсь детей Марсовых, а готов и сам к ним присоединиться". 2
1 И<ван> В<аракин>, Пустынная лира забвенного сына природы, СПб., 1807, с. 82.
2 Ю. М. Лотман, К характеристике мировоззрения В. Г. Анастасевича. -- "Ученые записки Тартуского гос. университета", вып. 65, Тарту, 1958, с. 23.
ИзданиесочиненийИ. И. Варакина:
И<ван> В<аракин>, Пустынная лира забвенного сына природы, СПб., 1807.