Ван-Лерберг Шарль
Шарль ван Лерберг: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   ВАН ЛЕРБЕРГ Шарль [Charles van Lerberghe, 1861--1907] -- бельгийский поэт. Р. в Генте, учился в католической, иезуитской школе. Начал печататься в "Pleïade" [1886], потом в ряде других журналов молодой поэзии, как "Durandal", "Wallonie", "Roulotte", "Vers et prose". В 1889 появилась его маленькая драма "Ищейки" (Les Flaireurs), перев. Бальмонтом и Еленой Ц. (СПБ., 1909), затем С. А. Поляковым под назв. "Они почуяли". В. Л. принадлежит первенство создания одноактной пьесы, известной под названием "четвертьчасовой драмы" (ср. маленькие пьесы Метерлинка). У В. Л., как и у Метерлинка, действие сосредоточивается здесь вокруг факта смерти. Но у В. Л. смерть трактуется как неизбежный трагический конец человеческого существования, против которого всеми силами протестует молодая жаждущая жизни девушка. У Метерлинка смерть вырастает в мистическую силу, неизбежную и необходимую, следующую своим законам, господствующим в "мире бесконечности". Метерлинк сам признавал первенство создания таких пьес за В. Л. (см. XII вып. "Vers et prose", стр. 60). В 1898 В. Л. выпустил сборник своих стихов под заголовком "Предвидения" (Entrevisions, изд. Lacomblez, Брюссель, и 2-е изд. "Mercure de France", 1898). После этого В. Л. провел в путешествиях по Германии и Италии около шести лет. В 1904 вышла его поэма "Песня Евы" (La Chanson d'Eve, "Mercure de France", отдельные главы переведены на русский язык В. Брюсовым). В этой поэме В. Л. выступает ярким пантеистом, изображающим пробуждение чувств наивного, незадетого цивилизацией человеческого существа, воспринимающего жизнь в радости и красоте природы. Почти накануне смерти В. Л. выпускает своего "Пана" (Pan, "Mercure de France", 1906 г., перевод С. А. Полякова, М., 1908 г.), -- пьесу, высмеивающую лицемерие, ханжество, власть догмы, спесь невежественных людей, воображающих себя учеными, глупых капуцинов, попов, чиновников и т. п., словом -- представителей буржуазного строя, современников автора, которые увидели себя среди действующих лиц пьесы. "Пан" -- здоровая сатира, даже слегка грубоватая, напоминающая по своим краскам манеру Рабле. Идея ее -- возврат к естественной свободе человеческих отношений. В том же году [1906] "Пан" был поставлен в театре "Œuvres", но поэт не увидел своего произведения на сцене: он заболел психическим расстройством и умер. Кроме того В. Л. написал пьеску "Мадемуазель Коси-сено" (M-elle Faucheux, перев. С. А. Полякова, М., 1908) и сатирический роман "Чудесные приключения принца Шинти и его слуги Сатурна" (Les aventures merveilleuses du prince Chyntie et de son serviteur Saturne, 1906); перевел "Песнь песней" стихами и "Сказки Шехерезады". -- В. Л. -- поэт эпохи индустриализма начала XX в., получившего в психике мелкобуржуазного интеллигента своеобразное преломление: он бежит из "города-осьминога" в деревню, на лоно природы, чтобы уйти от шума машин и сосредоточиться на своем внутреннем мире, вслушиваясь в "музыку своей души". Главной заботой В. Л. было совершенствование формы, искание наиболее верной передачи тончайших переживаний. Сюжет для него оставался на втором плане.
   В. Л. стоит несколько особняком от своих современников (Метерлинка, Северена, А. Жиро и Жилля), проповедуя эпикуреизм и пантеизм, но, как и они, отрешается от городской культуры и протестует против капиталистической системы с точки зрения мелкобуржуазной интеллигенции, неуверенной в завтрашнем дне и ищущей успокоения в одиночестве, в мистике сновидений, в отрицании культуры. Поэтому творчество В. Л. не может вызвать бодрых настроений, хотя он и пытается уйти из действительности в сказку, дышащую жизнерадостностью, весельем и здоровьем.

Библиография:

   II.
   Гиль Р., статья в "Весах", М., 1904, No 4;
   Бальмонт К., Золотое руно, М., 1908; "Весы", М., 1908, No 5;
   Брюсов В., Французские лирики XIX в., СПБ., 1908;
   Его же, Собр. сочин., т. XXI, СПБ., 1913;
   Метерлинк М., в журн. "Vers et prose", 1906, вып. XII, No 1;
   Mockel A., Charles van Lerberghe, P., 1904;
   Журн. "Roulotte", 1905, номер, посвящ. поэту;
   Maulde, журн. "Censeur", 8 déc. 1906;
   Verhaeren E., Les lettres françaises en Belgique, Bruxelles, 1907;
   Le Roy, в журн. "La Belgique artistique et littéraire", 1907, No 12;
   Liebrecht H., Histoire de la littérature belge, Bruxelles, 1912;
   Neumann A., Le Mouvement littéraire belge, 1913;
   Thiry Oscar, La Miraculeuse Aventure de "Jeune Belgique", 1912.

С. Лопашев

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 2. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929. -- Стб. 98--99.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/FEB/LITENC/ENCYCLOP/le2/le2-0981.htm

II.

   ВАН ЛЕРБЕРГ (Van Lerberghe), Шарль [21.X.1861, Ледеберг близ Гента, -- 26.X.1907, Брюссель] -- бельг. поэт. Писал на франц. яз. В 14 лет остался сиротой. Окончил Брюссельский ун-т, где в 1894 получил степень доктора философии и лит-ры. В 1886 впервые опубл. стихи в парижском символистском журн. "Pléiade" ("Плеяда"). Сотрудничал в журн. "La jeune Belgique" ("Молодая Бельгия"). В 1889 в журн. "La Wallonie" ("Валлония") появилась одноактная драма В. Л. "Они почуяли" ("Les flaireurs"), предвосхитившая символистские драмы М. Метерлинка ("Непрошенная" и др.). Однако в дальнейшем В. Л. обращался к мистике только в пьесе-шутке "Мадмуазель Фошё". В 1898 в Париже вышел доставивший поэту известность сб. лирич. стихов "Смутные видения" ("Les entrevisions"), отмеченный абстрактностью поэтич. речи, невесомой образностью, "текучестью" стиха, к-рые составляют характерную особенность В. Л. В своем осн. произв. "Песнь Евы" ("La chanson d'хve", 1904) он одним из первых в Бельгии обратился к свободному стиху (vers libre). В этой поэме, написанной гибким и гармоничным стихом, воспевается счастливое первобытное состояние человечества, пантеистич. радость жизни. Гармонич. единство с природой, естественность человеч. отношений прославляются также в антирелиг. и антибурж. пьесе "Пан" ("Pan", 1906). Реалистич. обрисовка быта крестьян сочетается здесь с ядовитой насмешкой над власть имущими. В. Л. занимает промежуточное положение между парнасцами и символистами. Интересны его письма к друзьям-поэтам.

Сочинения:

   Lettres de Ch. V. L. à Fernand Séverin, Brux., [s. d.];
   Contes hors du temps, Brux., 1931;
   в рус. пер. -- Стихи в сб. Молодая Бельгия, под ред. М. Веселовской, М., [1907];
   Они почуяли. Мадмуазель Коси-Сено. Пан, М., 1908;
   Пан, М., 1911, 2 изд., 1916.

Литература:

   Mockel A., Charles Van Lerberghe, [P.], 1904;
   Bithell J., Contemporary belgian poetry, L. -- N. Y., 1911;
   Christophe L., Charles Van Lerberghe..., Brux., 1943;
   Davignon H., Charles V. L. et ses amis, Brux., 1952.

И. Н. Пожарова.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 1: Аарне -- Гаврилов. -- 1962. -- Стб. 853--854.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke1/ke1-8533.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru