Валуев Петр Александрович
Современные задачи. II. Воспитание и образование. Графа П. А. Валуева. Москва, 1887 г

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Современныя задачи. II. Воспитаніе и образованіе. Графа П. А. Валуева. Москва, 1887 г. Цѣна 1 р. (безъ пересылки). Графъ П. А. Валуевъ приводитъ въ началѣ своихъ разсужденій обширныя извлеченія изъ своей статьи о вопросахъ воспитанія, напечатанной тридцать лѣтъ тому назадъ въ Морскомъ Сборникѣ. Почтенны# авторъ говоритъ далѣе: "Нѣкоторое призваніе въ изложенію этихъ (педагогическихъ) взглядовъ и даже нѣкоторое на то право я, впрочемъ, могу находить въ томъ обстоятельствѣ, что въ теченіе продолжительной служебной дѣятельности я видалъ на дѣлѣ результаты образованія, пріобрѣтаемаго въ нашихъ учебныхъ учрежденіяхъ, и, кромѣ того, двадцать лѣтъ сряду долженъ былъ принимать участіе въ обужденіи всѣхъ общихъ вопросовъ по части народнаго образованія". Напомнимъ читателямъ, что графъ П. А. Валуевъ былъ министромъ внутреннихъ дѣлъ и состоитъ членомъ государственнаго совѣта.
   Для насъ брошюра графа Валуева является новымъ доказательствомъ того, какъ блѣднѣетъ и портится великое жизненное дѣло, проходя по служебнымъ ступенямъ, двигаясь въ канцелярской обстановкѣ. Тридцать лѣтъ тому назадъ авторъ Современныхъ задачъ справедливо замѣчалъ, что "нравственное воспитаніе, т.-е. развитіе нравственныхъ началъ въ каждой отдѣльной личности, требуетъ, такъ сказать, индивидуализированной заботливости о каждомъ воспитанникѣ". Участіе публичныхъ училищныхъ заведеній представляется поэтому графу Валуеву въ дѣлѣ нравственнаго воспитанія второстепеннымъ вспомогательнымъ къ воспитанію въ семьѣ и обществѣ. "При дурномъ устройствѣ или дурномъ управленіи школъ онѣ могутъ причинить болѣе непосредственнаго вреда, чѣмъ принести непосредственной пользы при хорошемъ устройствѣ и хорошемъ управленіи". Намъ неизвѣстна дѣятельность графа Валуева при обсужденіи въ нашихъ высшихъ государственныхъ учрежденіяхъ педагогическихъ законопроектовъ, но изъ приведенныхъ словъ ясно, что авторъ брошюры долженъ былъ выступать противъ стремленія подчинить семью и общество школѣ, неестественно перенести въ послѣднюю центръ воспитанія. Но вѣрность нѣкоторыхъ общихъ взглядовъ не предохранила графа Валуева отъ защиты многихъ мнѣній, которыхъ нельзя не признать въ педагогическомъ смыслѣ вредными. Такъ, основательно вооружаясь противъ переутомленія учащихся въ нашихъ гимназіяхъ, авторъ предлагаетъ совращеніе учебныхъ часовъ не по древнимъ языкамъ, а но новымъ и по исторіи. Графъ Валуевъ признаетъ, что даютъ свѣдѣнія и развиваютъ умъ только математика, словесность и древніе языки (въ основу собственно воспитанія авторъ ставитъ религіозное образованіе или обученіе). Это, по его мнѣнію, "науки органически образовательныя". Науки просто образовательныя всѣ остальныя, и онѣ будто бы только меблируютъ умъ, но его не развиваютъ (meublent l'esprit, mais ne deyeloppent point). Между тѣмъ, для всякаго педагога, знакомаго не съ одними учебниками предмета своего преподаванія, а съ современнымъ состояніемъ психологіи, вполнѣ очевидно великое и незамѣнимое значеніе естественныхъ наукъ въ дѣлѣ развитія въ ребенкѣ правильныхъ пріемовъ самостоятельнаго мышленія.
   Вѣрно отмѣчаетъ графъ Валуевъ крупный недостатокъ гимназической программы по словесности, не включающей въ себѣ даже главнѣйшихъ писателей новѣйшаго времени. Справедливъ и важный упрекъ, что современная среднеобразовательная школа не даетъ простора для домашняго чтенія, а благотворное вліяніе этого чтенія, разумно регулируемаго, составляетъ одну изъ основныхъ педагогическихъ истинъ.

"Русская Мысль", кн.VI, 1887

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru