Валлес Жюль
Жюль Валлес: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   ВАЛЛЕС Жюль [Jules Vallés, 1832--1885] -- французский писатель-революционер. Родители его -- из крестьянской среды. Отец -- учитель. Детство В. суровое, как и юность. Декабрьский переворот 1851 застает его в Париже сражающимся на баррикадах за республику. В первые годы Второй империи В. ведет голодную жизнь "отщепенца". Переживания той поры писатель выразил в своих первых произведениях: "L'argent" (Деньги, 1857), "Le dimanche d'un jeune homme pauvre" (Воскресный день бедного молодого человека, 1860). За ними следуют "Les réfractaires" (Отщепенцы, 1865). Здесь люди, органически неприемлющие буржуазного общества и указанного им места в нем, бросают ему свой вызов. В 1866 выходит "La rue" (Улица). И в ней сочувственно изображены люди, неприкрепленные к устойчивым бытовым клеточкам. В конце 60-х гг. В. -- популярный журналист, "кандидат нищеты" на выборах в Законодательный корпус [1869]. В 1870 В. участвует в восстании против правительства "Национальной обороны". В 1871 В. -- член Коммуны и редактор газеты "Le cri du peuple" (Крик народа). Столь резкий и непримиримый в годы реакции, В. во время революции высказывался против террора, отстаивал реакционные буржуазные издания. После разгрома Коммуны В. оставил Францию, где его заочно приговорили к смерти, и поселился в Лондоне. Там он пишет "Лондонскую улицу" (русск. перев., М. -- Л., 1926) и работает над трилогией "Jacques Vingtras", законченной по возвращении В. на родину (после амнистии 1880). Первая часть трилогии -- "L'enfant" (Дитя, 1879), вторая -- "Le bachelier" (Баккалавр, 1881, перев. на русск. яз. Б. Гимельфарбом, СПБ., 1913), последняя -- "L'insurgé" (Инсургент, посмерт. изд. 1885, есть русск. перев., П., 1921). Героический период жизни В. завершился одновременно с падением Парижской коммуны.
   В. как художник -- изобразитель общественной группы, к которой неприменимо понятие быта как постоянного, устойчивого, определенного жизненного уклада. Но "отщепенцы" В. сильно отличаются от людей богемы в обычном смысле. Они -- не отбросы буржуазного общества, не те обделенные на пиру его верхушки и сбившиеся с пути, кто, фрондируя против "мещанства", в сущности приемлют его основы. "Отщепенцы" В. ненавидят не буржуа, а буржуазию, не лица, а систему. Его герои -- "инсургенты" по преимуществу, они в любой момент готовы не на словах, а на деле восстать против этой системы. Они не боятся труда, а хотят его освободить. Воля и чувство у В. и его отщепенцев достаточно сильны и определенны, но сознание еще смутно и зыбко. Крепка их ненависть к капитализму. Она -- следствие личного опыта, но отрицание "эксплоатации человека человеком" не обосновано ими, "экспроприация экспроприаторов" и пути к ней не поняты как неизбежность. "Отщепенец" еще "не переварился в фабричном котле", он смотрит в поле, в деревню, с к-рой не порвал еще связи, мечтает еще об идиллии сельской жизни. Он -- прудонист, враг капитализма, но не коллективист. В. называл себя "социалистом-индивидуалистом", но не коммунистом. Мелкая поземельная собственность по-видимому сохранялась при его совершенном общественном строе, пользование экспроприированными орудиями производства мыслилось как частное, ассоциация производителей -- как "добровольная". Взаимоотношения пролетариата и крестьянства представлялись смутно. Понятия о трудящихся классах расплывались в широком и туманном понятии "народ". Организованное классовое действие подменялось заговором, диалектика революции -- отвлеченными принципами, заимствованными из сокровищницы буржуазных идей. Эта шаткость идеологии и проявилась в деятельности В. и его героев во время Коммуны.
   У Валлеса есть книга, с которой пожалуй удобнее начать обзор его художественных произведений, настолько она определяет психологический и духовный облик писателя. Это -- "Лондонская улица", где автор закрепил в ряде беглых отметок, летучих характеристик и сценок жизнь этого мирового города в эпоху расцвета английского капитализма. Лондон во всякое время дня и ночи, праздный и трудовой, на улице и дома, на работе и на отдыхе, порочный, унижающий и униженный, сдавленный стальным спрутом еще крепкого, гибкого, уверенного в себе капитализма -- вот тема очерков В. Но автор-революционер слишком подавлен этой мощью для нас уже "старой Англии", устойчивостью ее быта и социально-политических форм, патриотизмом, охватывающим массы ее населения, и ему кажется, что "века и века" просуществует этот строй нищеты внизу и чудовищной роскоши наверху. В. не увидел ростков будущего, "новой Англии", подмеченные им общественные противоречия не проявляют у него своей революционной силы, "не ведут вперед". В "Лондонской улице" нет рабочего движения, нет сознательного пролетариата, есть только униженный и порочный, пресмыкающийся перед бичующей его рукой. Но В. не только далек от марксизма, от диалектики. Он -- интеллигент и эстет. Извне пришел он к пролетариату, отдал ему свою жизнь, но не преодолел своей психологии, не разгадал его судеб, и печать отчуждения иногда довольно явственна на его талантливых страницах. Он порвал с буржуазным обществом не потому, что познал его закон, а потому, что созданная капитализмом жизнь для него не только нравственно оскорбительна, но и эстетически неприемлема. Эстетическая точка зрения часто является у него преобладающей. Вот отчего в его произведениях мало объективного познания темы, но много субъективизма, много оценок произвольных и пристрастных. Отрицатель "вечных ценностей искусства", смелый разрушитель эстетики сам был под ее властью. Внутренне еще чуждый рабочему классу, этот член I Интернационала не справился и с националистическими предубеждениями. Так "Лондонская улица" проникнута антипатией к англичанам и ко всему английскому. Чувство безнадежной реакционности Англии времен королевы Виктории, вера в революционные силы своей Франции, эстетизм -- вот что питает и обостряет национализм В., еще не изжитый этим интеллигентом-коммунаром.
   Все им написанное -- автобиографично. И его Жак Вэнтра и другие его "отщепенцы" -- интеллигенты, вышедшие из крестьянства или же выросшие в семьях мелких ремесленников, несмотря на свой бродячий образ жизни, еще крепко связаны с землей. Они -- инсургенты, но и патриоты, даже националисты. И это характерно для их психологии, еще не порвавшей с собственностью, еще подвластной "своей земле", "своей мастерской", "своему верстаку".
   Социальная природа В. выразилась в его художественной манере. Язык В. обилен народными оборотами, но не лишен подчас и изысканности, даже вычурности сравнений и метафор -- привкус недостаточно ассимилированной городской культуры и школьной риторики. Стиль В. -- стиль сатирика, агитатора и борца. Он подчеркивает, утрирует, он явно тенденциозен, но остается художником. Выручают большой темперамент и свирепый юмор, жгучий и колючий от избытка желчи. С этой беспощадностью языка, когда речь идет о врагах, беспощадностью автора, которому перо заменяет не кисть, а меч, уживается сентиментальность, когда Валлес говорит о друзьях, о жертвах ненавистного строя. И здесь Валлесу не хватает изобразительных средств. Сильное чувство выражается у него не только сентиментально, но даже и риторично.
   В.-художник остался журналистом, как и В.-журналист не переставал быть художником. Для его творчества характерна фрагментарность, преодолеваемая единым устремлением автора. Композиция его произведений примитивна. Некоторые из них составились из газетных статей и корреспонденций на одну основную тему ("Отщепенцы", "Улица", "Лондонская улица"). Мастерство архитектоники заменяет в его сотканной из эпизодов трилогии естественная, временная последовательность художественной автобиографии. "Ж. Вэнтра" -- своеобразнейший "Bildungsroman" -- история развития и формирования не мыслителя, не художника, а революционера. Примитивная в основном композиция осложняется здесь вводными сценами, отступлениями, остроумными тирадами, записями дневника или памятной книжки, своего рода словесными арабесками, не нарушающими единства стиля, мозаичного и отрывочного по существу.

Библиография:

   II. Русанов Н. С. (Кудрин Е.), Социалисты Запада и России (ст. о Валлесе), СПБ., 1909;
   Горнфельд А. Г., Вступительная статья к "Инсургенту", П., 1921;
   Гимельфарб Б., Ж. Валлес, сб. "Иностранные писатели в школе", Гиз, 1927;
   Richepin J., Les Etapes d'un réfractaire, P., 1872.

А. Лаврецкий

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 2. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929. -- Стб. 83--86.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le2/le2-0831.htm

II.

   ВАЛЛЕС (VallХs), Жюль (11.VI.1832, Пюи, деп. Верхняя Луара, -- 14.II.1885, Париж) -- франц. писатель, обществ. деятель. Сын учителя. Известность ему принес очерк "Воскресенье молодого человека" ("Le dimanche d'un jeune homme...", 1860). В памфлете "Деньги" ("L'argent", 1857) В. обличал финансовую плутократию, требовал социального переустройства мира. Изд. им газеты "La rue" ("Улица", 1867) и "Le peuple" ("Народ", 1869) за демократич. направленность подверглись запрещению. В. был членом 1-го Интернационала. В очерках "Непокорные" ("Les réfractaires", 1865, рус. пер. -- "Отщепенцы", 1931) и "Улица" ("La rue", 1866) В. писал о тяжелой участи интеллигенции. В повести "Дворянин" ("Un gentilhomme", 1869, изд. посмертно 1932) он рисовал борьбу крестьян с поместной аристократией. Был избран членом Парижской Коммуны 1871, изд. газ. "Le cri du peuple" ("Клич народа"), сражался на баррикадах. После разгрома Коммуны бежал в Англию. В книге очерков "Лондонская улица" ("La rue Ю Londres", 1884, рус. пер. 1926) и в романе "Голод в Бюзансе" ("Les blouses. La famine Ю BuzanГais", изд. 1919, рус. пер. 1936) В. подошел к пониманию историч. роли рабочего класса. В автобиографич. трилогии "Жак Вентра" ("Jacques Vingtras", 1-я ч. -- "Ребенок" -- "L'enfant", 1879, под псевд. Жан Ля Рю, рус. пер. 1936; 2-я -- "Бакалавр" -- "Le bachelier", 1881, рус. пер. 1913; 3-я -- "Инсургент" -- "L'insurgé", 1886, посмертно, рус. пер. 1949) В. на широком историческом фоне описал превращение интеллигента Жака Вентра в борца, участника Коммуны. Сарказм, желчность сочетаются у В. с лиризмом и патетикой.

 []

Ж. Валлес. Рисунок . С. Родионова. 1934.

   Сторонник реализма О. Бальзака, Валлес боролся с натурализмом и декадансом ("Иллюзионисты" -- "Les illusionistes", 1867). Цель иск-ва он видел в служении интересам людей труда ("Народная поэзия" -- "La poésie populaire", 1881) и в призвании содействовать освобождению народов ("Дети народа" -- "Les enfants du peuple", 1879). Созданный В. жанр очерка-репортажа получил дальнейшее развитие у А. Барбюса и Ж. Р. Блока.

0x01 graphic

"Ребенок" (Париж, 1884). Илл. П. Ренуара.

Сочинения:

   Les oeuvres, [v. 1--6], P., [1950--53];
   Les oeuvres, [v. 1--2], P., 1955--57;
   в рус. пер. -- Собр. соч., М. -- Л., 1936; Юность, М. -- Л., 1934;
   Жак Вентра. Трилогия, М., 1949;
   Инсургент, М., 1960.

Литература:

   Русанов Н. С. [Кудрин], Социалисты Запада в России, СПБ, 1909;
   Гальперин В. А., В. -- критик бурж. Англии, "Уч. зап. Коми пед. ин-та", 1955, в. 5; История франц. лит-ры, т. 3, М., 1959;
   Rouchon U., La vie brillante de J. V., v. 1--2, Saint-Etienne -- P., 1935--37;
   Gille G., Jules V., 1832--1885. Sources. Bibliographie. Iconographie, P., 1941;
   Bio-bibliographie de J. V. [и др. статьи и материалы о В.], "Europe", 1957, déc., No 144.

В. С. Лозовецкий.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 1: Аарне -- Гаврилов. -- 1962. -- Стб. 840--841.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke1/ke1-8404.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru