Ваккенродер Вильгельм Генрих
В.-Г. Ваккенродер: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   ВАККЕНРОДЕР Вильгельм Гейнрих [Wackenroder, 1773--1798] -- немецкий писатель, ближайший друг Тика. Не претендуя на обоснованность своих взглядов, на создание эстетической теории, сознательно отказываясь от построения какой-либо системы идей, В. наивно, но отчетливо выразил в форме интимных высказываний -- исповеди, записи своих впечатлений -- идеологию ранних романтиков, те веяния времени, к-рые означали смену классицизма Гёте и Шиллера новым лит-ым направлением. Разложение "Римской империи немецкой нации" конца XVIII века, хозяйственная отсталость Германии, в которой капиталистические элементы были еще слабы, заставили идеологов бюргерства уйти в царство отвлеченной идеи, в мир прошлого. И В. в своих "Herzensergiessungen eines kunstliebenden Klosterbruders" (Сердечные излияния монаха, любящего искусство) впервые возвестил о тяге нового поколения бюргерской интеллигенции к родной старине, в средневековье, о влечении к католицизму с его пышным культом и к искусству, тесно связанному с этим культом. Год выхода книжки В. [1797] можно считать первой датой немецкого романтизма, вначале еще не дифференцированного и выявлявшего более или менее цельное мироощущение. "Сердечные излияния" составили небольшие лирические статьи об искусстве и художниках и повесть о неудачливом музыканте, Иосифе Берглингере, имеющая автобиографическое значение. В ней В. рассказал о своей жизни, полной порывов к творчеству и сомнений в своем призвании, отравленной непониманием окружающих. Внутренне объединяющее книжку настроение, -- это благоговение перед искусством как божественным откровением. Искусство не мыслится В. вне связи с религией вообще и католицизмом в частности. Современная В. жизнь не могла создать такого религиозного искусства. Религиозность художественного творчества исключалась уже рационализмом нового времени, в особенности эпохи Просвещения. Отталкиваясь от этого рационализма, В. преклоняется перед средневековым искусством, не разобщенным, а связанным с религией. Вдумываясь в эту благотворную для него связь, В. усматривает в ней лишь выражение общей жизненной целостности на основе веры. Человек переходной эпохи, остро чувствующий неустойчивость и сложность современной ему жизни, В. создал себе идеализированное представление о средневековье, будто бы не знавшем противоречий разума и чувства, чуждом сомнений и внутреннего разлада: строгое деление сословного общества отводило каждому его место, ставило перед каждым определенную цель жизни. Искусство входило в эту органическую целостность как один из составных, ею порожденных и ее укрепляющих элементов. Отдельные виды искусства -- поэзия, музыка, живопись и архитектура -- также органически сливаются у В. воедино, в один грандиозный синтез. Синтетическое искусство, впервые провозглашенное
   В., стало мечтой романтиков, к-рую от них унаследовали близкие им по духу художники последующих поколений.
   После смерти В. Тик издал в 1799 его "Phantasien über die Kunst für Freunde der Kunst" (Фантазии об искусстве для друзей искусства), прибавив к ним ряд своих статей, написанных в стиле "Фантазий". Тик обязан своему другу и идеей романа "Franz Sternbalds Wanderungen" (Странствования Франца Штернбальда) -- повествование о путешествии, к-рое совершил один из учеников А. Дюрера в Рим (см. "Тик").
   Стиль В. характеризуется типичными чертами раннего романтизма: приподнятостью, отсутствием образов элементарных ощущений, фрагментарностью изложения, в котором рассуждение переплетается с рассказом и описанием.
   Ярко выраженная В. идеализация средневековья вообще и немецкого средневековья -- в частности, возбудившая любовь и интерес к изучению национальной старины, имела огромные последствия в дальнейшей истории немецкого романтизма.
   Влияние В. не ограничивается немецкой литературой; его произведения, переведенные в 1826 на русский язык, сыграли важную роль в развитии эстетических воззрений русского "любомудрия". Авторитет В. выдвигали русские романтики двадцатых-тридцатых годов XIX в. в своей борьбе против классической теории.
   Его эстетических взглядов придерживались Шевырев и В. Ф. Одоевский. Идеализация родной старины, столь типичная именно для немецкого романтизма, ложится в основу "антизападнического" патриотизма русских славянофилов.

Библиография:

   I. Русск. перев.: "Об искусстве и художниках. Размышления отшельника, любителя изящного", 1826, переизд. под ред. проф. П. Н. Сакулина, М., изд. К. Ф. Некрасова, 1914; Wackenroder W. H., Werke und Briefe, 2 Bde, Jena, 1910.
   II. Браун Ф. М., Немецкий романтизм -- в "Истории западной литературы", под ред. Батюшкова, т. I, M., 1912; Сакулин П. Н., Из истории русского идеализма. В. Ф. Одоевский, т. I, М., 1913; Wölflin, Studien iur Literaturgeschichte, 1893; Koldewey K., Wackenroder und sein Einfluss auf Tieck, Lpz., 1904; Stoecker H., Zur Kunstanschauung des 18 Jahrhunderts von Winkelmann bis Wackenroder, Berlin, 1904; Hartmann H., Kunst nnd Religion bei Wackenroder, Tieck und Solger, Erlangen, 1916.

Ф. Ш. [Шиллер Ф.]

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939.
   Т. 2. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929. -- Стб. 79--80.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le2/le2-0791.htm
  

II.

   ВА́ККЕНРОДЕР (Wackenroder), Вильгельм Генрих (13.VII.1773, Берлин, -- 13.II.1798, там же) -- нем. писатель. Сын прусского министра. Новеллы и очерки В., опубл. Л. Тиком в кн. "Сердечные излияния монаха, любящего искусство" ("Herzensergießungen eines kunstliebenden Klosterbruders", 1797) и "Фантазии об искусстве" ("Phantasien über die Kunst...", 1799), оказали большое влияние на формирование эстетики нем. романтизма. В. принадлежат также замысел и наброски завершенного Тиком романа "Странствия Франца Штернбальда" ("Franz Sternbalds Wanderungen", Bd 1--2, 1798). Распространенное в бурж. литературоведении отождествление взглядов В. и Л. Тика ошибочно. Выступая против принципа подражания, выдвинутого И. Винкельманом, критикуя совр. эпигонскую живопись, В. поднимал на щит художников нем. и итал. Возрождения, а также музыку нового времени. Истина для В. раскрывается через природу и иск-во, но только в иск-ве возможно целостное познание мира, к-рое он противопоставляет рационалистич. эстетике 18 в. Обозначая это целостное познание как "религиозное", В. предвосхитил иррационалистич. тенденцию нем. романтич. школы.
   Соч.: Werke und Briefe, Bd 1--2, Jena, 1910; в рус. пер. -- Об искусстве и художниках. Размышления отшельника, любителя изящного, изд. Л. Тиком, М., 1826; то же, М., 1914.
   Лит.: Stöcker H., Zur Kunstanschauung des XVIII Jahrhunderts. Von Winckelmann bis zu Wackenroder, B., 1904.

С. В. Тураев.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 1: Аарне -- Гаврилов. -- 1962. -- Стб. 832--833.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke1/ke1-8323.htm
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru