Вахтеров Василий Порфирьевич
Всеобщее обучение в малонаселенных местностях и школьная сеть

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Всеобщее обученіе въ малонаселенныхъ мѣстностяхъ и школьная сѣть *).

*) Русская Мысль, кн. I.

VIII.

   Объ отношеніи крестьянъ къ отдѣленіямъ народныхъ школъ мы имѣемъ слѣдующіе отзывы. Благочинный о. Пляшкевичъ пишетъ о Будовскомъ отдѣленіи: "Приближаясь къ образцовому состоянію народной школы, какъ по внутреннему своему виду, такъ и по внѣшнему, и обѣщая отрадное будущее -- возможность научиться дѣтямъ крестьянъ элементарнымъ свѣдѣніямъ,-- эта школка пользуется поэтому и сочувствіемъ населенія, окружающаго ее и обучающаго въ ней своихъ дѣтей, что выражалось неоднократно въ благодарностяхъ этого населенія основателямъ школки". О томъ же пишетъ и руководитель школки г. Макаровъ. О томъ, что крестьяне довольны Волковскимъ отдѣленіемъ школы, сообщаетъ благочинный о. Бароновъ. То же самое пишетъ о Холмовской школкѣ благочинный о. Черскій, прибавляя, что "крестьянамъ особенно нравится возможность обучать дѣтей по близости отъ своихъ домовъ". Объ отношеніи крестьянъ дер. Кошелева къ мѣстной школкѣ священникъ о. Городскій пишетъ: "отношеніе населенія къ ней, насколько я могъ лично убѣдиться на мѣстѣ, весьма хорошо: крестьяне деревни Кошелева хотятъ къ будущей зимѣ пріобрѣсти для своей школы новое помѣщеніе и единодушно хвалятъ учительскаго помощника". По словамъ учителя-руководителя г. Соболевскаго, эти крестьяне уже сдѣлали денежный сборъ и купили новый срубъ, который въ текущемъ году и будетъ поставленъ для школы. "Крестьяне,-- продолжаетъ г. Соболевскій,-- очень сочувственно относятся ко мнѣ и къ о. законоучителю за устройство школки; признательность ихъ выражается въ томъ, что они не отказываютъ дѣтямъ въ выпискѣ книгъ, въ покупкѣ бумаги, перьевъ, чернилъ и проч., а также заботятся о доставленіи помощнику полностью положеннаго провіанта и объ отопленіи и освѣщеніи школки".
   Не менѣе сочувственно относится мѣстное населеніе и къ Вититневской филіальной школкѣ. Священникъ о. Мурашкинъ пишетъ о Денисовской. школкѣ слѣдующее: "крестьянамъ нравится усидчивость, съ какою учитель занимается съ ихъ дѣтьми. Правда, что сначала,-- по словамъ о. Мурашкина,-- когда дѣло обученія пошло по-новому, звуковой методъ не всѣмъ понравился, и особенно агитировалъ противъ школки одинъ изъ мѣстныхъ грамотеевъ, недовольный новшествами въ пріемахъ преподаванія.
   Когда въ 1888 году, по постановленію ельнинскаго земскаго собранія объ открытіи въ видѣ опыта двухъ отдѣленій при народныхъ школахъ, учителя двухъ сельскихъ училищъ предложили мѣстнымъ крестьянамъ объ устройствѣ въ отдаленныхъ отъ центральной школы деревняхъ школьныхъ отдѣленій, то разныя селенія на перебой предлагали отъ себя помѣщеніе, отопленіе, освѣщеніе и даже парты, лишь бы выборъ палъ на ихъ деревню. Отдѣленія были открыты въ деревняхъ: Денисовнѣ, гдѣ крестьяне наняли на свой счетъ за 21/* р. въ мѣсяцъ 10-ти аршинную избу, свѣтлую, просторную и теплую, съ освѣщеніемъ, отопленіемъ и партами отъ хозяина избы, и Вититновѣ, гдѣ крестьяне наняли избу также съ отопленіемъ и мебелью дороже -- за 25 р. во всю зиму. Въ послѣднемъ обществѣ крестьяне единогласно постановили занятія начинать съ 1 ноября и оканчивать 1 мая; отдавать дѣтей въ школу не моложе 9-ти лѣтъ и не старѣе 15-ти, въ количествѣ 35 человѣкъ. Помощниками, съ согласія крестьянъ, назначены въ послѣднюю школу окончившій курсъ въ двухклассномъ министерскомъ училищѣ, а въ первую -- въ одноклассномъ училищѣ, но уже пріобрѣвшій нѣкоторую опытность въ преподаваніи. Оба условились получать по 25 р. въ зиму отъ земства. При этомъ крестьяне вититновскаго общества объявили учителю, что и сами не забудутъ его, "если онъ этого заслужитъ".
   По заявленіямъ учителей-руководителей, каждый изъ нихъ могъ открыть въ районѣ своей школы не менѣе трехъ отдѣленій и вездѣ крестьяне охотно дали бы отъ себя помѣщеніе и отопленіе для школы.
   Мы имѣемъ въ своихъ рукахъ письма народныхъ учителей, входившихъ въ переговоры съ крестьянами по устройству такихъ отдѣленій, и изъ нихъ мы видимъ, что такихъ школокъ въ каждомъ уѣздѣ можно открыть хоть сотню, и для каждой изъ нихъ крестьяне дадутъ помѣщеніе, отопленіе и освѣщеніе.
   Г-жа Штевенъ слѣдующимъ образомъ характеризуетъ отношенія крестьянъ къ такимъ школамъ въ Арзамасскомъ уѣздѣ: "Иногда встрѣчаются и такія глухія деревни, гдѣ еще слышишь, что ученье пахарю не нужно, что ученыя дѣти не станутъ слушаться родителей и что нечего тратить деньги на пустяки. Но надъ такими, очевидно, стоящими на шагъ позади остальныхъ, деревнями уже смѣются ихъ сосѣди, называя ихъ "деревней", и на одно сердитое заявленіе, что ученье -- вздоръ, я знаю сотни горячихъ рѣчей о пользѣ ученья и о томъ, что не вѣкъ дураками быть. Когда о своемъ желаніи завести у нихъ школу я передаю крестьянамъ черезъ третьихъ лицъ, мнѣ не разъ еще приходится получать отказы. Но тутъ почти всегда играетъ роль какое-нибудь недоразумѣніе, чье-либо косвенное враждебное вліяніе или простая недобросовѣстность старосты, избѣгающаго хлопотъ. Стоитъ пріѣхать въ село, собрать сходъ и объяснить крестьянамъ, что къ міру ни малѣйшихъ требованій не предъявляешь, что платить и учиться будетъ только тотъ, кто пожелаетъ, что платить нужно будетъ самую бездѣлицу, а учить дѣйствительно будутъ,-- и тотчасъ же становится возможнымъ нанять квартиру и набрать достаточное число учениковъ. А какъ много любопытнаго и симпатичнаго случалось мнѣ видѣть въ толпѣ мужиковъ, набившихся въ тѣсную избу для обсужденія вопроса о школѣ. Каковъ бы, впрочемъ, ни былъ результатъ переговоровъ и какъ бы великъ ни былъ шумъ на сходѣ, я въ немъ никогда рѣшительно не встрѣчала ничего оскорбительнаго для себя и все болѣе убѣждалась, какъ добродушна эта на видъ грубая толпа и какъ она чутко умѣетъ щадить чувства людей, не принадлежащихъ къ ней по своимъ привычкамъ. Нерѣдко, впрочемъ, мое присутствіе на сходѣ уже излишне. Узнавъ чрезъ волостного старшину или черезъ другое лицо о томъ, что я желала бы устроить у нихъ школу, крестьяне сами собираютъ сходъ, нанимаютъ помѣщеніе для училища, составляютъ списокъ желающимъ учиться и присылаютъ мнѣ бумагу, въ которой просятъ "ея высокородіе, госпожу учительшу", пожаловать къ нимъ и начать ученье. Случилось разъ, что такая бумага затерялась, и я только черезъ мѣсяцъ, узнавши о томъ, могла исполнить желаніе крестьянъ. Они очень недовольны были этимъ и нашли, что я плохо исполняю свои обязанности; и это ихъ неодобреніе доставило мнѣ еще больше удовольствія, чѣмъ ихъ сердечное спасибо за стараніе въ другихъ случаяхъ. Главное, для чего нужно участіе крестьянъ при открытіи шкоды, это выборъ подходящаго помѣщенія и опредѣленіе его стоимости. Квартиры нанимаются очень различныя. Есть хозяева, которые отдаютъ для школы особую, довольно просторную комнату и получаютъ за это, вмѣстѣ съ отопленіемъ, отъ 15 до 25 руб. въ годъ, есть такіе, которые пускаютъ учиться въ свою же избу за одни дрова или за 6, за 7, за 10 руб. въ зиму. Деньги эти раскладываются на учениковъ, причемъ въ бѣдныхъ или малолюдныхъ деревняхъ я даю отъ себя рубля 3 или 5, или же, послѣ уплаты каждымъ ученикомъ опредѣленнаго взноса въ размѣрѣ 30, 40, 50 копеекъ, доплачиваю сама остальное, съ тѣмъ, чтобъ ученики не боялись увеличенія расхода даже въ случаѣ, еслибъ уменьшилось число плательщиковъ-учениковъ. Есть села, гдѣ для школы имѣются даровыя помѣщенія въ церковныхъ сторожкахъ и въѣзжихъ избахъ, но большинство изъ нихъ темны, тѣсны или холодны; только въ двухъ школахъ изъ 31 помѣщеніе дѣйствительно удобно. Мѣстами крестьяне на общественный счетъ снабжаютъ школу партами, мѣстами же приходится довольствоваться сборными столами и скамейками; мѣстами можно требовать отъ хозяевъ соблюденія порядка и тишины, мѣстами же приходится мириться съ присутствіемъ постороннихъ лицъ, съ говоромъ и дѣтскимъ крикомъ. Но и этими неудобствами особенно затрудняться нечего. Переговоры съ крестьянами приходится вести еще и по поводу платы учителю. При этомъ крестьяне разсказываютъ часто о томъ, какъ дорого и плохо было единственно доступное имъ ученье въ старые годы, какъ драли за волосы и подолгу ничему не выучивали прежніе дьячки, отставные солдаты и старики, и какъ тотъ или другой остался безграмотнымъ, потому что спрятался въ коноплю, когда хотѣли отдать его въ ученье, а теперь очень жалѣетъ объ этомъ. Тутъ же приходится слышать и весьма курьезные взгляды на ученье вообще. Иногда родители, недовольные тѣмъ, что не всему еще ихъ ребята выучились въ первый же годъ, а иногда они находятъ, что въ первый же годъ ребята такъ хорошо всему выучились, что учить ихъ больше незачѣмъ. Но разъяснить такія недоразумѣнія не слишкомъ трудно, и большею частію крестьяне соглашаются, что лѣта ихъ должны учиться три года и доучиваться до экзамена. Передъ отъѣздомъ я спрашиваю учениковъ, а главное -- ихъ родителей: довольны ли они учителемъ. Бываютъ, конечно, случаи неповиновенія со стороны учениковъ и дурного обращенія со стороны учителя, но большей частью мнѣ приходится слышать съ обѣихъ сторонъ хорошіе отзывы другъ о другѣ. Не знаю, что покажетъ дальнѣйшій опытъ, но думаю, что установленію добрыхъ отношеній между крестьянами и мальчикомъ-учителемъ способствуетъ, между прочимъ, и то, что онъ въ домахъ всѣхъ учениковъ по-очередно завтракаетъ, обѣдаетъ и ужинаетъ. Перспектива такого кочующаго образа жизни вначалѣ нѣсколько пугаетъ новичка-учителя, но крестьяне всегда усердно убѣждаютъ его, что стѣсняться ему нечего, что онъ скоро привыкнетъ къ нимъ, какъ къ роднымъ, что они даже рады ему будутъ, если, въ благодарность за ихъ хлѣбъ-соль, онъ вечеромъ займется съ ихъ дѣтьми, или почитаетъ, или разскажетъ имъ что-нибудь. И, дѣйствительно, эта вечернія бесѣды и чтенія въ семьѣ нравятся и приносятъ свою долю пользы, а учитель всегда остается вполнѣ доволенъ своимъ положеніемъ. Кормятъ его какъ можно лучше, а положеніе гостя, при которомъ ему не хочется уронить своего достоинства, какъ и все вообще въ дѣятельности учителя, имѣетъ очень хорошее вліяніе на крестьянскаго юношу и нерѣдко совершенно его преображаетъ. Ставши постарше, многіе изъ этихъ юношей, можетъ быть, уже не захотятъ довольствоваться получаемымъ ими скромнымъ вознагражденіемъ и постараются стать писарями; но такъ какъ и хорошіе волостные писаря крайне намъ нужны, то я не буду считать этого несчастьемъ и надѣюсь, что въ школахъ на смѣну однимъ учителямъ найдутся другіе".
   

IX.

   Для учредителей чрезвычайно важенъ вопросъ, во что можетъ обойтись содержаніе такихъ школъ и обученіе одного учащагося.
   Въ Шадринскомъ уѣздѣ въ 1886--87 году приходилось учащихся на одно такое параллельное отдѣленіе 24,5 человѣка. Земство израсходовало на содержаніе всѣхъ такихъ 64 школокъ 6,984 руб., что составляетъ 109 р. 47 к. на одну школу и 4 р. 45 к. на одного ученика. Прибавивъ сюда расходы по найму помѣщенія, получимъ 4 р. 82 к. на ученика, не считая стоимости отопленія, учебниковъ и проч.
   Въ Смоленской губерніи въ 1888 году на содержаніе такихъ отдѣленій земствами 2 уѣздовъ было ассигновано только 225 р. (125 р. Ельнинскимъ и 100 Вяземскимъ), т.-е. по 31 руб. 50 к, на одну школу. Учащихся въ этихъ школахъ было 217, т.-е. по 36 на каждую школу среднимъ числомъ, причемъ цифра учащихся въ одной школѣ поднималась до 90 учениковъ, а за то въ другой опускалась до 18. Такимъ образомъ, одинъ учащійся обошелся земству въ 1 р. 4. к. Изъ суммъ, отпускаемыхъ земствами, выдается обыкновенно отъ 25 до 30 р. въ годъ жалованья учительскому помощнику, занимающемуся подъ руководствомъ учителя центральной школы, а остальная сумма идетъ на пріобрѣтеніе учебниковъ и учебныхъ пособій. Опытъ показалъ, впрочемъ, что для снабженія одного параллельнаго отдѣленія книгами, учебниками и письменными принадлежностями необходимо увеличить ассигновку. Требуется также добавочная сумма и на устройство и поддержаніе дѣтскихъ и народныхъ библіотекъ въ такихъ отдѣленіяхъ.
   У г-жи Штевенъ о содержаніи ея школокъ находимъ слѣдующія свѣдѣнія:
   "Въ очень бѣдныхъ или пользовавшихся вначалѣ даровымъ обученіемъ школахъ я требую съ каждаго ученика только по 40 к. въ зиму; въ другихъ мѣстахъ они платятъ по 50 коп. и въ очень многихъ, кромѣ того, родители по-очереди кормятъ учителя, что, конечно, представляетъ для него значительную выгоду. При общемъ числѣ въ 840 учениковъ, на каждую школу въ среднемъ приходится 27 человѣкъ; но въ нѣкоторыхъ учится только человѣкъ 12--15, и взносы составляютъ всего рублей 5 или 6; въ такихъ школахъ учатъ самые молоденькіе, начинающіе учителя, которые, при добавочной платѣ отъ меня, получаютъ не болѣе 2 руб. за учебный мѣсяцъ или 12 р. за зиму. Во второй или третій годъ учительства они получаютъ уже 2 1/2 или 3 р. за учебный мѣсяцъ, и мнѣ приходится нѣсколько увеличивать доплату имъ отъ себя или же переводить ихъ въ школу съ болѣе значительнымъ сборомъ съ учениковъ".
   Существенный недостатокъ, только что описанныхъ нами филіальныхъ школокъ разныхъ губерній заключается, при ихъ настоящей организаціи, въ томъ, что онѣ служатъ теперь только для дѣтей болѣе или менѣе состоятельныхъ крестьянъ. Правда, что въ деревняхъ, удаленныхъ отъ нормальныхъ училищъ, безъ этихъ отдѣленій даже люди средняго достатка не имѣли бы возможности дать своимъ дѣтямъ даже простой грамотности. Благодаря же филіальнымъ школкамъ, всякій крестьянинъ, имѣющій возможность заплатить рубль въ зиму за помѣщеніе и отопленіе школы, можетъ дать своему сыну грамотность. Ему не придется даже тратиться на теплое платье для сына: школка такъ близко, что ребенокъ добѣжитъ до нея и въ той одежонкѣ, въ какой его обыкновенно выпускаютъ на улицу. По кому не извѣстно, что въ нашихъ деревняхъ есть и такія дѣти, за обученіе которыхъ некому заплатить и одного рубля въ зиму. А до тѣхъ поръ, пока хоть одинъ ребенокъ не можетъ, по бѣдности своихъ родителей, научиться читать, писать и считать, мы не можемъ признать организацію школьнаго дѣла сколько-нибудь справедливою. Если высшее и среднее образованіе еще можетъ составлять привилегію богатыхъ, то было бы безчеловѣчіемъ лишать бѣдныхъ дѣтей даже такого обученія, какое даетъ филіальная школка. Много горя и зависти перечувствуетъ оставшійся за порогомъ школы ребенокъ, много прольетъ онъ слезъ, когда увидитъ, что всѣ его сверстники учатся въ школѣ; какую отраву вольетъ въ его душу сознаніе, что для него одного только, по бѣдности его родителей, затворены двери школки, куда съ такою любовью и радостью бѣгутъ дѣти сосѣдей. Да и не въ духѣ русскаго народа не допускать бѣдноту до образованія. Некрасовскій дядюшка Яковъ даромъ даетъ азбуку деревенской сироткѣ и прибавляетъ: "коли бѣдна ты, такъ будь ты умна!" Начальное образованіе должно быть даровымъ, потому что безъ этого оно не можетъ быть всеобщимъ. Оно составляетъ право каждаго ребенка и опирается на естественное право человѣка. Самъ законъ нашъ требуетъ, чтобы родители давали своимъ дѣтямъ "воспитаніе" и "образованіе"; но исполненіе этого требованія станетъ для всѣхъ возможнымъ только съ тѣхъ поръ, когда начальныя школы станутъ повсемѣстными, а обученіе въ нихъ даровымъ. И если ужъ справедливо облагать кого платою, то уже никакъ не тѣхъ, кто отдаетъ дѣтей своихъ въ школу, а развѣ тѣхъ, кто не хочетъ дать своимъ дѣтямъ требуемаго нашими законами "воспитанія" и "образованія". Министерскія инструкціи о платѣ за обученіе въ нормальныхъ начальныхъ школахъ ("Инструкція для сельскихъ министерскихъ училищъ", 55) требуютъ пересмотра. Деревенскій мальчикъ можетъ идти въ кабакъ и въ трактиръ, слушать тамъ пьяную брань и непристойныя пѣсни, смотрѣть драку и за это не налагаютъ на его родителей штрафа; но лишь только онъ задумаетъ поучиться закону Божьему, чтенію и письму и придетъ въ школу, съ него могутъ потребовать три рубля,-- сумму, опредѣленную инструкціею. На содержаніе школъ идутъ, между прочимъ, земскія и казенныя деньги, собираемыя со всѣхъ,-- слѣдовательно, тоже для всѣхъ должна существовать, по крайней мѣрѣ, первоначальная школа, а это возможно только при даровомъ обученіи. Правда, бѣднѣйшія дѣти освобождаются отъ платы за ученье.
   Но слишкомъ хорошо извѣстно, что значитъ подобное освобожденіе. Во многихъ случаяхъ освобожденію предшествуютъ низкіе поклоны, униженныя просьбы. И безъ того у насъ много уроковъ низкопоклонства съ одной стороны и чванства съ другой. Кто сегодня оказываетъ благодѣянія за низкіе поклоны, завтра, можетъ быть, будетъ гнуть спину передъ выше его поставленнымъ лицомъ. Мы не нуждаемся въ новыхъ мѣропріятіяхъ для развитія этихъ двухъ качествъ, воспитанныхъ въ насъ исторіею. Впрочемъ, недостатокъ, нами только что указанный, нельзя считать неустранимымъ. Уже примѣръ кошелевскаго общества, сдѣлавшаго сборъ и купившаго избу для школки, указываетъ способъ, съ помощію котораго обученіе можно сдѣлать даровымъ. Для этого стоитъ только, чтобы всѣ расходы по школкамъ приняло на себя земство и сельскія общества, а не родители учащихся. Несомнѣнно, что такъ современемъ и будетъ. Если въ настоящее время эгоистическіе интересы мірскихъ горлановъ, не имѣющихъ дѣтей школьнаго возраста, и кулаковъ, не желающихъ принять на себя лишній расходъ за обученіе сироты, составляютъ препятствіе къ тому, чтобы расходы на школку разложить подушно, то съ ними, намъ кажется, можетъ успѣшно бороться земство, обусловивъ открытіе школки въ данной деревнѣ тѣмъ, чтобы всѣ мѣстные расходы приняло на себя общество, а не родители учениковъ. Еще проще было бы, еслибы земство приняло на себя всѣ расходы по устройству и содержанію школокъ, но, можетъ быть, не всѣ земства склонны будутъ къ такимъ пожертвованіямъ. Въ этомъ отношеніи чрезвычайно много поучительнаго представляетъ для насъ Англія. Тамъ, какъ извѣстно, среднія и высшія учебныя заведенія есть дѣло частное и содержатся на счетъ родителей учащихся, а начальныя школы есть дѣло общественное, земское и государственное и содержатся на средства земскія и казенныя, собираемыя только съ людей состоятельныхъ. Тамъ, стало быть, бѣдныя дѣти учатся на счетъ богатыхъ. Мы уже не говоримъ, что и у насъ дѣло образованія должно быть поставлено такъ же. Но намъ кажется справедливымъ, чтобы у насъ, гдѣ высшіе и средніе классы населенія получили образованіе въ учебныхъ заведеніяхъ, содержимыхъ значительною частью на крестьянскія средства, земство и казна не отказывались взять на себя участіе въ содержаніи сельскихъ школъ потому только, что тамъ большій % учащихся падаетъ на дѣтей крестьянъ, а земскія и казенныя средства поступаютъ со всѣхъ сословій.
   Къ установленію платы за ученье вынуждена была придти, какъ мы видѣли выше, и г-жа Штевепъ. Изъ ея разсказа мы видимъ, какъ отражается плата на числѣ учащихся. "Съ осени 1891 г. такихъ школъ было у меня 5, и я вынуждена была нѣсколько перемѣнить систему, т.-е. требовать съ каждаго ученика небольшую плату за ученье, а именно по 40 к. на учебный годъ, что повело за собой нѣкоторое уменьшеніе числа учениковъ въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ ученье сперва было совсѣмъ даровое. Такого уменьшенія не было бы, еслибы, какъ это было въ Петлинѣ, возложить расходъ по школѣ на общество; но хотя, въ случаѣ надобности, я считаю вполнѣ возможнымъ убѣдить его членовъ принести нѣкоторыя жертвы не личному своему, а общему благу, пользоваться этой возможностью я не стала, такъ какъ это требуетъ значительной траты времени и причиняетъ неудовольствіе тѣмъ, кого общество вынуждаетъ платить и кто притомъ школой не пользуется".
   

X.

   Главная заслуга въ устройствѣ отдѣленій народныхъ школъ принадлежитъ, несомнѣнно, учителямъ центральныхъ училищъ. Они были душою отдѣленій, и если отдѣленія имѣютъ удобныя помѣщенія и хорошихъ учительскихъ помощниковъ, если тамъ введена правильная организація занятій и раціональные пріемы преподаванія, если отношенія учащихъ къ учащимся были добрыя, если успѣхи учащихся въ этихъ отдѣленіяхъ заслуживаютъ хорошихъ отзывовъ, приведенныхъ нами выше, если въ первую же зиму своего существованія отдѣленія эти пріобрѣли довѣріе и симпатіи къ себѣ со стороны мѣстнаго населенія, то все это главнымъ образомъ благодаря энергичной и разумной дѣятельности учителей центральныхъ училищъ. Они входили въ переговоры съ сельскими обществами объ отводѣ удобныхъ помѣщеній и о снабженіи ихъ всѣмъ необходимымъ, они выбирали себѣ помощниковъ изъ своихъ же бывшихъ учениковъ, ими же подготовленныхъ къ преподаванію; они же заботились о снабженіи отдѣленій пособіями, книгами и учебниками; ходатайствовали о нуждахъ отдѣленій передъ училищнымъ совѣтомъ и инспекторомъ народныхъ училищъ. Они составляли для своихъ отдѣленій расписанія уроковъ, ѣздили руководить своими помощниками, разъясняли имъ методы преподаванія, указывали ошибки, выдавали и рекомендовали книги для чтенія, давали примѣрные уроки. Отнимите вліяніе учителей-руководителей -- и останется обыкновенная школка грамотности съ однимъ механическимъ безсознательнымъ чтеніемъ, безъ всякаго развивающаго вліянія на учениковъ. Вѣроятно, что въ послѣдующіе годы учительскіе помощники, пріобрѣвши уже нѣкоторую опытность, не будутъ нуждаться въ такомъ усиленномъ содѣйствіи учителя-руководителя, и послѣдній въ будущемъ можетъ ограничиться посѣщеніями школки разъ или два въ мѣсяцъ, но въ первую зиму всю тяжесть этого новаго дѣла выноситъ на себѣ учитель-руководитель, онъ одинъ можетъ дать ручательство за успѣхъ. Крестьяне съ удивительною, при ихъ почти поголовной безграмотности, прозорливостью поняли это значеніе учителя-руководителя. Имѣя въ виду, что успѣхъ дѣла будетъ, главнымъ образомъ, зависѣть отъ энергіи и способностей учителей-руководителей, я въ 1888 г. послалъ предложеніе объ открытіи отдѣленій только такимъ учителямъ центральныхъ училищъ Смоленской губерніи, на которыхъ можно было положиться. Замѣчательно, что всѣ они дѣйствовали совершенно безкорыстію, имъ не было положено никакого особаго вознагражденія за труды по устройству и руководству своими отдѣленіями; нѣкоторые изъ нихъ должны были на свои личныя средства нанимать подводу, чтобъ осматривать отдѣленія, такъ какъ при первоначальномъ открытіи нѣкоторыхъ отдѣленій забыли выговорить мірскую подводу для учителей центральной школы. И несмотря на то, когда, по нѣкоторымъ соображеніямъ, Вититневское отдѣленіе предполагалось передать въ завѣдываніе другому центральному училищу, учитель-руководитель возсталъ противъ этого и протестовалъ такъ горячо, что пришлось оставить отдѣленіе попрежнему подъ его вѣдѣніемъ. Но, тѣмъ не менѣе, основывать все дѣло развитія отдѣленій народныхъ школъ на безкорыстіи народнаго учителя, очевидно, невозможно. Безкорыстныхъ людей чрезвычайно мало. Нельзя требовать, чтобъ ихъ. было особенно много и въ этой средѣ, и это тѣмъ болѣе, что трудъ учителя и безъ того чрезвычайно скудно оплачивается. Необходимо назначить въ той или другой формѣ вознагражденіе учителямъ за руководство отдѣленіями. Въ одной изъ волостей Курской губерніи священнику за руководство школками грамотности крестьяне платятъ по 30 рублей въ годъ за каждую школку. Тѣмъ болѣе заслуживаетъ вознагражденія трудъ сельскаго учителя-руководителя; но въ организаціи школьнаго дѣла, которую мы предлагаемъ ниже, это вознагражденіе входитъ въ общую цифру содержанія учителя.
   Контроль и руководство со стороны учителя центральной школы устраиваются весьма различно, смотря по мѣстнымъ условіямъ.
   Въ нѣкоторыхъ мѣстахъ, гдѣ центральная школа находится при церкви, ученики параллельныхъ отдѣленій, если послѣднія расположены вблизи, съ помощниками во главѣ, въ каждое воскресенье отъ обѣдни будутъ заходить въ центральное училище, гдѣ учитель и произведетъ имъ нѣчто вродѣ испытанія, просмотритъ ихъ письменныя работы, займется съ ними, дастъ примѣрные уроки, а распустивъ ихъ, побесѣдуетъ съ помощниками, укажетъ имъ замѣченные недостатки, дастъ совѣты, какъ поправить сдѣланные промахи, снабдитъ ихъ книгами, руководствами, пособіями. Въ другихъ мѣстахъ такой порядокъ можетъ быть признанъ неудобнымъ. Тамъ учитель въ воскресный день, а иногда, воспользовавшись уроками законоучителя, и въ будни, посѣтитъ филіальныя школки, на мѣстѣ послушаетъ преподаваніе, увидитъ строй и организацію занятій, познакомится съ дисциплиною и мѣрами, какими она поддерживается, переговоритъ съ крестьянами-родителями дѣтей, выслушаетъ ихъ желанія, жалобы, если онѣ будутъ, и посовѣтуется вмѣстѣ съ помощникомъ, какъ лучше удовлетворить справедливыя требованія родителей.
   По собраннымъ нами свѣдѣніямъ относительно 5-ти учителей руководителей, ими въ теченіе зимы 1887--88 года посѣщаемы были отдѣленія въ праздничное или другое свободное время 87 разъ, по 17 посѣщеній среднимъ числомъ на каждую школу, причемъ ими было дано 124 урока, по 25-ти среднимъ числомъ на каждаго. Кромѣ того, ученики Холловскаго и Кошелевскаго отдѣленій вмѣстѣ съ учительскимъ помощникомъ 18 разъ приходили по воскреснымъ и праздничнымъ днямъ послѣ обѣдни въ центральное училище, гдѣ съ ними занимался учитель-руководитель. Нѣкоторые учителя-руководители по воскреснымъ днямъ брали къ себѣ на просмотръ письменныя работы учащихся въ отдѣленіяхъ.
   Г-жа Штевенъ, руководившая такими школками въ Арзамасскомъ уѣздѣ, разсказываетъ: "Послѣ молебна при открытіи школы я обыкновенно сама даю первый урокъ, разсказываю какой-нибудь, по возможности интересный для слушателей, эпизодъ изъ священной исторіи и для начала объясняю напряженно слушающимъ ребятамъ, что ученики должны хорошо вести себя, должны быть вѣжливы, не должны пить вина и не должны браниться. А затѣмъ нерѣдко заводится у насъ не столько съ еще робѣющими и недоумѣвающими ребятами, сколько съ ихъ отцами и матерями живой, хорошій разговоръ по поводу древней истины, что ученье -- свѣтъ, а неученье -- тьма, и что не хлѣбомъ однимъ живъ будетъ человѣкъ. А затѣмъ я прощаюсь съ ребятами и большими и уѣзжаю, выслушавъ послѣднюю просьбу молоденькаго учителя, умоляющаго какъ можно скорѣе навѣстить его въ томъ, дѣйствительно, затруднительномъ положеніи, въ которомъ его поневолѣ и всякій разъ не безъ тревоги оставляешь. И, дѣйствительно, не мало бываетъ затрудненій въ первое время то съ хозяиномъ квартиры, то съ черезчуръ требовательными родителями, то съ неумѣлымъ, а иногда и непригоднымъ къ дѣлу учителемъ. Много есть, впрочемъ, и такихъ счастливыхъ школъ, гдѣ съ перваго пріѣзда, при первомъ взглядѣ на веселыя лица учителя и учениковъ, видно, что дѣло пойдетъ".
   

XI.

   Возможно возраженіе противъ устройства филіальныхъ отдѣленій со стороны, такъ сказать, формальной. Имѣютъ ли подобныя отдѣленія право на существованіе при училищахъ учебнаго вѣдомства, по дѣйствующимъ нынѣ законоположеніямъ?
   § 4S Высочайше утвержденной 29 октября 1871 года инструкціи инспекторамъ народныхъ училищъ возлагаетъ на этихъ должностныхъ лицъ обязанность заботиться объ открытіи при существующихъ училищахъ параллельныхъ отдѣленій тамъ, гдѣ, при существованіи училищъ съ значительнымъ числомъ учащихся, учрежденіе особыхъ училищъ оказывается почему-либо неисполнимымъ.
   По смыслу § 24 Инструкціи для двухклассныхъ и одноклассныхъ училищъ министерства народнаго просвѣщенія, утвержд. 4 іюня 1875 года, въ случаѣ многочисленности желающихъ поступить въ училище могутъ быть открываемы параллельныя отдѣленія при томъ или другомъ классѣ съ особымъ для каждаго отдѣленія преподавателемъ, на счетъ мѣстныхъ средствъ.
   Правила, изданныя 21 марта 1870 года о мѣрахъ къ образованію инородцевъ, допускаютъ и для дѣтей сихъ послѣднихъ устройство особыхъ отдѣленій.
   Отдѣленія, о которыхъ идетъ рѣчь, какъ и всякія параллельныя отдѣленія, суть части начальныхъ училищъ; ихъ учителя суть помощники учителей начальныхъ училищъ, а посему законъ, который допускаетъ существованіе начальныхъ училищъ и учительскихъ помощниковъ, тѣмъ самымъ допускаетъ и отдѣленія народныхъ школъ. Не только министерство народнаго просвѣщенія, но и св. синодъ точно такъ же смотритъ на отдѣленія при народныхъ школахъ. Проектъ положенія о высшихъ совѣщаніяхъ по дѣламъ начальнаго обученія въ губерніяхъ Европейской Россіи, гдѣ не введены земскія учрежденія, составленный въ святѣйшемъ синодѣ (по журналу совѣщанія при св. синодѣ отъ 4 мая 1887 года), гласитъ: "Высшее совѣщаніе имѣетъ предметами своихъ занятій: а) обсужденіе и принятіе мѣръ къ упроченію начальныхъ училищъ министерства народнаго просвѣщенія съ ихъ отдѣленіями и церковно-приходскихъ со школами грамотности". Ясно, что и по мнѣнію высшаго совѣщанія, бывшаго при св. синодѣ, отдѣленія начальныхъ училищъ имѣютъ такое же право на существованіе, какъ и всякій другой типъ признанныхъ закономъ учебныхъ заведеній, и что они находятся въ такихъ же отношеніяхъ къ народнымъ школамъ учебнаго вѣдомства, въ какомъ школы грамотности къ церковно-приходскимъ.
   Между тѣмъ у насъ очень распространено мнѣніе, будто подобныхъ отдѣленій нельзя устраивать, будто бы правила 1884 г. о приходскихъ школахъ положили конецъ начавшимся съ 1882 г., со времени обнародованія извѣстнаго циркуляра министра народнаго просвѣщенія бар. Николаи, и удавшимся во многихъ уѣздахъ попыткамъ устройства такихъ отдѣленій. Такое недоразумѣніе было причиною закрытія по распоряженію оберъ-прокурора св. синода очень многихъ отдѣленій въ Смоленской губ. и остановки въ движеніи, обѣщавшемъ прекрасные результаты. Поэтому крайне желательно, чтобы права содержателей школъ на устройство параллельныхъ отдѣленій были подтверждены правительствомъ. До тѣхъ же поръ, пока этого не будетъ сдѣлано, лучше всего руководиться разъясненіемъ г. попечителя петербургскаго учебнаго округа о параллельныхъ отдѣленіяхъ при начальныхъ училищахъ. "Одинъ изъ директоровъ народныхъ училищъ,-- пишетъ г. попечитель,-- обратился въ управленіе округа съ ходатайствомъ о разрѣшеніи открывать при начальныхъ народныхъ училищахъ параллельныя отдѣленія. По сему вопросу послѣдовало нижеслѣдующее разъясненіе:
   Количество лѣтъ обученія въ начальныхъ народныхъ училищахъ ни Положеніемъ о сихъ училищахъ, Высочайше утвержденнымъ 25 мая 1874 года, и никакими послѣдующими узаконеніями или распоряженіями не установлено: дѣти въ начальныхъ школахъ могутъ обучаться и годъ, и два, и три, сколько угодно. Никакихъ отдѣленій по закону не существуетъ; можетъ быть одно, два, три и больше. Существующія въ дѣйствительности обычныя три отдѣленія образовались лишь фактически,^установились"практикою, поэтому если открывается какая-либо земская начальная школа, то не только нѣтъ надобности, но и положительно невозможно требовать, чтобы принятыя въ эту школу дѣти были распредѣлены на два или на три отдѣленія. Каждая начальная земская школа можетъ быть совершенно правильно организована и при одномъ только отдѣленіи. Необходимо только, чтобы въ ней преподавались учебные предметы, указанные въ ст. 3-й Высочайше утвержденнаго положенія о начальныхъ народныхъ училищахъ, причемъ объемъ преподаванія этихъ предметовъ обозначенъ въ самыхъ общихъ чертахъ и никакими строго опредѣленными программами не установленъ. Программы по С.-Петербургскому учебному округу предложены лишь для руководства, а не къ исполненію; онѣ имѣютъ въ виду лишь облегчить преподавателей при распредѣленіи учебнаго матеріала по тремъ отдѣленіямъ, гдѣ таковыя существуютъ, и ни въ чемъ не могутъ стѣснять руководителей начальныхъ школъ и преподавателей въ оныхъ въ тѣхъ случаяхъ, когда въ училищѣ есть не три, а. два или одно отдѣленіе. Самое отсутствіе обязательныхъ къ исполненію въ начальныхъ народныхъ училищахъ программъ указываетъ на то, что законодатель имѣлъ въ виду предоставить земскимъ и городскимъ учрежденіямъ, обществамъ и частнымъ лицамъ открывать начальныя народныя училища съ весьма разнообразнымъ по объему проходимыхъ въ нихъ предметовъ курсомъ, нисколько не стѣсняя обучающихся въ нихъ дѣтей требованіемъ пребыванія въ школѣ того или другого количества лѣтъ. Дѣти могутъ учиться въ начальной школѣ и годъ, и два, и три и т. д. Если позволяютъ средства имѣть нѣсколькихъ учителей и учительницъ и дѣти имѣютъ охоту учиться, а родителя не только тому не препятствуютъ, напротивъ желаютъ, то закономъ вовсе не возбраняется устроить въ той же школѣ и четыре отдѣленія или больше. Народное просвѣщеніе отъ такой постановки учебнаго дѣла можетъ только выиграть. Съ другой стороны, въ мѣстностяхъ съ населеніемъ рѣдкимъ и крайне бѣднымъ нечего и думать объ открытіи школъ со многими отдѣленіями; въ такихъ школахъ можетъ существовать только два или даже можетъ не быть ни одного. Къ тому же такая школа обойдется значительно дешевле и будетъ болѣе соотвѣтствовать даннымъ условіямъ. Открытіе таковыхъ упрощенныхъ и удешевленныхъ земскихъ школъ, въ виду необходимости распространенія грамотности, по возможности и въ мѣстностяхъ глухихъ, съ населеніемъ бѣднымъ, въ высшей степени желательно и своевременно.
   Министерство народнаго просвѣщенія постоянно заботилось и продолжаетъ заботиться объ открытіи именно таковыхъ земскихъ начальныхъ школъ, курсъ обученія въ коихъ нисколько не превышалъ бы самыхъ элементарныхъ требованій начальнаго обученія и указанные статьею 3-й Положенія о начальныхъ училищахъ учебные предметы преподавались въ оныхъ, по возможности, въ наименьшемъ объемѣ. Открытіе таковыхъ школъ во многихъ мѣстностяхъ вызывается настоятельною потребностью. Дѣйствительно, нельзя даже ни въ чемъ и сравнивать начальное народное училище, открытое, напримѣръ, въ столицѣ, съ таковымъ же училищемъ, существующимъ въ какой-либо глухой и бѣдной деревнѣ. Очевидно, что требованія, которыя можно предъявлять къ тому и другому, будутъ весьма различны, такъ какъ и тѣ условія, при которыхъ открыты и существуютъ эти училища, тоже весьма различны.
   При этомъ, однако, всякое начальное народное училище, несмотря на разнообразіе объема преподаваемыхъ въ немъ учебныхъ предметовъ, должно во всемъ соотвѣтствовать положенію о начальныхъ народныхъ училищахъ, а посему и нѣтъ никакихъ основаній удешевленныя и упрощенныя земскія начальныя народныя училища подводить подъ какой-либо иной типъ или признавать ихъ какъ бы за параллельныя отдѣленія той или другой школы. Таковыя училища могутъ быть открываемы не въ видѣ параллельВсеобщее обученіе въ малонаселенъ мѣстностяхъ. 13 ныхъ отдѣленій, а какъ самостоятельныя, упрощенныя и удешевленныя земскія школы. То обстоятельство, что учителя въ этихъ школахъ будутъ получать жалованья менѣе, чѣмъ въ другихъ школахъ, ровно никакого значенія не имѣетъ, такъ какъ размѣръ жалованья для учителей вполнѣ зависитъ отъ лицъ или учрежденій, содержащихъ школу. Что учителя въ эти школы будутъ назначаться не изъ лицъ, имѣющихъ дипломъ, тоже безразлично, ибо по закону отдается только предпочтеніе лицамъ, имѣющимъ право преподаванія въ начальныхъ школахъ, а это не есть безусловное требованіе. Школы эти открываются и могутъ существовать на основаніи ст. 3469, 3478, 3484 и 3486, т. XI, ч. I. Св. зак. изд. 1893 г. Называть же такія упрощенныя и удешевленныя школы, если онѣ открываются въ такой мѣстности, гдѣ другой начальной земской школы нѣтъ, параллельными нѣтъ достаточныхъ основаній и можетъ повести лишь къ ненужнымъ и вреднымъ для дѣла народнаго образованія пререканіямъ.
   

XII.

   Самый главный недостатокъ всѣхъ подсобныхъ школокъ, разсмотрѣнныхъ нами выше, заключается въ томъ, что онѣ въ огромномъ большинствѣ случаевъ дадутъ народу только грамотность, только умѣнье читать, писать, считать, знаніе молитвъ и немного священной исторіи. Это лучше, чѣмъ ничего, это необходимо сдѣлать вездѣ, гдѣ будетъ признано невозможнымъ устроить нормальное начальное училище; но такія школки не много дадутъ знаній народу, не много повысятъ уровень его понятій, мало сдѣлаютъ въ смыслѣ умственнаго и нравственнаго развитія, мало будутъ содѣйствовать смягченію его нравовъ, не поколеблятъ почти его предразсудковъ. И. это будетъ крайне несправедливо -- лишить часть населенія самаго цѣннаго, что будетъ давать нормальная школа жителямъ всѣхъ остальныхъ селеній, стоящихъ въ болѣе благопріятныхъ условіяхъ. И тѣ, кто живетъ въ малонаселенныхъ районахъ, лишенныхъ правильно организованной школы, и чѣ, кто, по счастливой случайности, пользуется ею, платятъ одни и тѣ же налоги, несутъ однѣ и тѣ же обязанности по отношенію къ правительству, обществу я земству и потому имѣютъ совершенно равное право и на обученіе своихъ дѣтей.
   Пройдутъ, можетъ быть, цѣлыя десятилѣтія прежде, нежели въ такихъ мѣстахъ признано будетъ возможнымъ устроить нормальныя школы, цѣлыя поколѣнія крестьянъ будутъ поставлены въ невозможность получить даже тѣ элементарныя знанія, какія даетъ старшее отдѣленіе народной школы. Ребенокъ, какъ бы онъ даровитъ и любознателенъ ни былъ, не услышитъ отвѣтовъ на свои самые простые вопросы о природѣ, о человѣкѣ. Необходимо, стало быть, отыскать способы, по возможности сглаживающіе эту неравномѣрность распредѣленія образовательныхъ средствъ между населеніемъ, необходимо такъ поставить дѣло, чтобы и жители малонаселенныхъ районовъ имѣли возможность доставить своимъ дѣтямъ не только грамотностъ, но и всѣ тѣ знанія, какія даетъ обыкновенное начальное училище. но какъ этого достигнуть безъ обремененія населенія непосильными налогами? Мы предложили бы для разрѣшенія поставленной нами задачи слѣдующую организацію школьнаго дѣла въ уѣздѣ. Можно было бы исходить въ разсчетахъ о числѣ школъ, учителей и учащихся изъ теоретическихъ соображеній. Въ этомъ случаѣ, на основаніи данныхъ, о которыхъ намъ не разъ уже приходилось высказываться въ печати, мы приняли бы за среднюю норму, что тысяча жителей мужского пола даетъ 67 учащихся мальчиковъ при трехгодичномъ курсѣ ученья. Затѣмъ по статистическимъ свѣдѣніямъ о школахъ данной мѣстности (одинъ уѣздъ можетъ дѣлиться на части, непохожія въ этомъ отношеніи одна на другую) мы нашли бы, сколько учащихся дѣвочекъ приходится на сотню учениковъ. И тогда съ цифрами о числѣ жителей, въ каждомъ населенномъ пунктѣ, мы опредѣлили бы, сколько учащихся можно ожидать въ каждомъ селеніи. Конечно, эти среднія нормы, смотря по условіямъ мѣста и времени, въ дѣйствительности то повышаются, то падаютъ. Такъ, напримѣръ, въ то время, когда Буняковскій составлялъ свои демографическія таблицы, процентное отношеніе дѣтей въ возрастѣ отъ 8 до 11 лѣтъ ко всему населенію было въ Европейской Россіи 7,2%, а теперь оно 6,7%. Предѣлы этихъ колебаній можно опредѣлить для разныхъ областей или для разныхъ лѣтъ отъ 60 до 80 на тысячу. Несомнѣнно, что въ отдѣльныхъ мѣстностяхъ эти уклоненія отъ средней величины будутъ еще значительнѣе. Но школа устраивается не на одинъ годъ, а навсегда или по крайней мѣрѣ на продолжительное время, въ среднемъ же за продолжительный періодъ времени даже въ отдѣльныхъ мѣстностяхъ число дѣтей даннаго возраста приближается къ тѣмъ же вышеуказаннымъ нормамъ, а потому мы не сдѣлаемъ очень большой ошибки, если при составленіи школьной сѣти именно эти нормы и примемъ въ разсчетъ. Допустимъ, что намъ надо опредѣлить, сколько дѣтей будетъ посѣщать школу, напримѣръ, въ селѣ съ 1,500 жителей обоего пола. Допускаемъ, что будутъ учиться всѣ мальчики въ возрастѣ отъ 8 до 11 лѣтъ. Считая по 67 мальчиковъ на тысячу жителей мужского пола, будемъ имѣть 50 учащихся мальчиковъ. Чтобы опредѣлить вѣроятное число учащихся дѣвочекъ, беремъ по отчетамъ о школахъ общее число учащихся въ уѣздѣ мальчиковъ и опредѣляемъ, какую часть этого числа составляютъ учащіяся дѣвочки. Допустимъ -- одну пятую. Это будетъ значить, что въ данной школѣ надо ожидать 60 учащихся. Но подобный разсчетъ имѣетъ мѣсто только при условіи, если предполагается установить обязательное обученіе мальчиковъ. Когда же рѣчь идетъ, какъ это и бываетъ въ настоящее время на самомъ дѣлѣ, только объ общедоступности обученія, то этотъ разсчетъ непрактиченъ. Легко можетъ случиться, что не всѣ мальчики школьнаго возраста будутъ учиться, или что среднее число лѣтъ обученія не будетъ равно тремъ {Какъ составить школьную сѣть въ мѣстностяхъ, гдѣ имѣются точныя данныя о числѣ жителей по селеніямъ -- объ этимъ мы говоримъ въ своей книгѣ Всеобщее обученіе 1897 г.}. Наконецъ, данныя о числѣ жителей не всегда вѣрны. Надо поэтому найти другой способъ разсчета, болѣе отвѣчающій нормамъ, выработаннымъ самою жизнью. Въ земскихъ губерніяхъ, гдѣ введено обязательное взаимное страхованіе, существуетъ точная статистика учащихся обоего пола въ сельскихъ училищахъ. Вотъ съ этими-то цифрами, всего менѣе возбуждающими сомнѣній, и долженъ оперировать тотъ, кто хочетъ составить школьную сѣть на основаніи болѣе точныхъ данныхъ какъ это практиковалось въ московскомъ губернскомъ земствѣ, при составленіи нормальной школьной сѣти въ губерніи. Составитель сѣти, соображаясь съ условіями мѣстности, устанавливаетъ сначала максимальный школьный районъ въ уѣздѣ. Допустимъ, что это будетъ 3-верстный районъ {Большинство корреспондентовъ, отвѣчавшихъ на запросы II съѣзда русскихъ дѣятелей по техническому и профессіональному образованію, а также московскаго комитета грамотности признали за максимальный районъ -- трехверстный.}. Затѣмъ на картѣ уѣзда онъ съ помощью циркуля обводитъ кружками въ три версты, по масштабу, всѣ существующія земскія школы. Далѣе онъ на основаніи данныхъ страхового земскаго отдѣла разсчитываетъ, сколько дворовъ находится во всѣхъ безъ исключенія селеніяхъ, заключающихся внутри школьныхъ районовъ; но онъ, конечно, не долженъ брать при этомъ селеній, не попавшихъ въ школьные районы. Положимъ, что онъ такимъ образомъ насчиталъ во всѣхъ селеніяхъ, пользующихся школою, т.-е. удаленныхъ отъ нея не далѣе трехъ верстъ, 10,000 дворовъ. Теперь онъ изъ училищныхъ отчетовъ беретъ общее число учащихся обоего пола во всѣхъ тѣхъ земскихъ школахъ, съ какими онъ имѣетъ дѣло. Если были отказы въ пріемѣ учениковъ, ему придется увеличить цифру учащихся на все число отказовъ. Положимъ, что во всѣхъ этихъ школахъ обучается 2,500 дѣтей обоего пола. Посредствомъ простого дѣленія находимъ тогда, что на каждые 100 дворовъ въ среднемъ приходится 25 учащихся обоего пола. Съ этимъ числомъ онъ и будетъ оперировать при составленіи школьной сѣти уѣзда {Конечно, данное отношеніе будетъ приблизительно вѣрнымъ только для даннаго момента. Жизнь идетъ впередъ. Потребность населенія въ образованіи возрастаетъ съ каждымъ годомъ и то число школъ, какое сегодня считается достаточнымъ, черезъ два-три года придется увеличить.}. Затѣмъ онъ разобьетъ на картѣ съ помощью циркуля мѣстности, лишенныя школъ, на трехверстные районы.
   Всѣ существующія школы, не исключая и министерскихъ, и церковно-приходскихъ, конечно, тоже надо будетъ обвести кружками даннаго масштаба, чтобы выдѣлить всѣ селенія, уже имѣющія возможность пользоваться школами. Разбивая лишенныя школъ части уѣзда на районы, необходимо между прочимъ принимать во вниманіе слѣдующія требованія: школа, по возможности, должна помѣщаться въ болѣе многолюдномъ селеніи или вблизи отъ двухъ или нѣсколькихъ многолюдныхъ селеній, чтобы при наименьшемъ числѣ школъ послѣднія вмѣщали наибольшее число учащихся; проектируемые районы должны охватить, по возможности, и безъ особеннаго обремененія бюджета всѣ селенія, остающіяся внѣ существующихъ школьныхъ районовъ, и потому каждый кружокъ долженъ обнимать, по возможности, больше селеній и большее число дворовъ. Это будетъ легче сдѣлать, если предварительно нанести на карту рядомъ съ названіемъ каждаго селенія цифру его дворовъ. Когда вся эта работа сдѣлана, не трудно будетъ опредѣлить и вѣроятное число учащихся въ каждомъ районѣ,-- стоитъ только сложить число дворовъ во всѣхъ селеніяхъ, входящихъ въ районъ, и помножить на отношеніе, полученное выше путемъ дѣленія общей цифры учащихся на общую цифру дворовъ. Предположимъ, что въ какой-нибудь районъ войдутъ два или нѣсколько селеній съ 200 дворовъ въ сложности. Это будетъ значить, что здѣсь, при допущенномъ выше отношеніи (25 учащихся на 100 дворовъ), надо ожидать около 50 учащихся; районъ въ 600 дворовъ дастъ 150 учащихся и т. д. Конечно, во всѣ эти разсчеты мѣстныя условія внесутъ многоразличныя поправки. Иной уѣздъ можетъ дѣлиться на такія части, изъ коихъ въ одной потребность въ образованіи сильнѣе и потому сто дворовъ дадутъ не 25, а можетъ быть 30 и болѣе учащихся, а въ другомъ эта потребность сознана меньше, и сотня дворовъ дастъ, можетъ быть, только 20 учащихся.
   Въ такихъ случаяхъ вѣрнѣе находить среднее число учащихся на сотню дворовъ не сразу по всему уѣзду, а раздѣливъ его предварительно на части, и для каждой часта сдѣлать особыя вычисленія. Иной школьный районъ придется уменьшить, въ виду неудобныхъ путей сообщенія, и исключить изъ него селенія, отдѣленныя отъ мѣста предполагаемой школы, напримѣръ, болотомъ, иногда лѣсомъ и т. д. Въ виду этого, когда проектъ сѣти станетъ готовъ, будетъ чрезвычайно полезно выслушать мнѣнія о ней отъ заинтересованныхъ сельскихъ обществъ. Для этого стоитъ только сообщить каждому сельскому обществу, къ какой изъ проектируемыхъ школъ предположено, такъ сказать, причислить входящія въ его составъ деревни и просить отъ общества отзыва, насколько удобна для него предполагаемая школа. Эти отзывы дадутъ возможность внести въ сѣть поправки сообразно съ условіями каждой отдѣльной мѣстности. Совсѣмъ не лишнее будетъ ознакомиться и съ мнѣніями мѣстныхъ гласныхъ, врачей, учителей, священниковъ, разославъ всѣмъ этимъ лицамъ проектируемыя сѣти.
   Въ каждомъ районѣ, гдѣ, по числу дворовъ, можно разсчитывать болѣе, нежели на 25--30 учицихся, обыкновенно признается нужнымъ открывать нормальную школу. Въ районахъ, гдѣ число учениковъ будетъ превышать 60 учащихся, признается болѣе выгоднымъ расширять помѣщеніе и назначать второго учителя; въ селеніяхъ, гдѣ это число превышаетъ 120 учащихся, назначать третьяго учителя. Впрочемъ, въ данномъ случаѣ необходимо сдѣлать оговорку. Несомнѣнно, что въ интересахъ экономіи выгоднѣе содержать одну школу съ 120 учащимися, чѣмъ двѣ съ 60. Одинъ законоучитель, одно помѣщеніе, одна библіотека, одни пособія, одна прислуга -- все это значительно сокращаетъ расходы. Эта система представляетъ большія преимущества и въ учебномъ отношеніи. Гораздо успѣшнѣе пойдетъ дѣло преподаванія тамъ, гдѣ на три отдѣленія два учителя, чѣмъ тамъ, гдѣ со всѣми отдѣленіями занимается одинъ учитель, вынужденный дѣлить учебное время между группами учащихся, различающихся и по возрасту, и по развитію, и по времени пребыванія въ школѣ, и по познаніямъ. Но, съ другой стороны, для населенія гораздо удобнѣе посылать дѣтей въ школу, отстоящую за одну версту, нежели за три, а потому въ интересахъ доступности обученія выгоднѣе устроить двѣ небольшихъ школы въ двухъ разныхъ пунктахъ, чѣмъ крупную въ одномъ. Въ виду того, что трехверстный районъ все-таки представляетъ для дѣтей значительныя затрудненія, особенно же для дѣвочекъ, мы отдали бы предпочтеніе послѣднему сображенію предъ первымъ. Тѣ самыя данныя, на основаніи которыхъ изслѣдователи установили максимальный школьный районъ въ три версты въ радіусѣ, показываютъ, что уже на разстояніи 2 верстъ отъ школъ число учащихся въ ней значительно падаетъ. Когда всѣ предполагаемыя нормальныя школы нанесены на карту, когда затѣмъ опредѣлено будетъ, какія надо будетъ открыть дополнительныя школы или назначить новыхъ учителей въ существующихъ уже школьныхъ районахъ, если наличныя школы не вмѣщаютъ всѣхъ желающихъ учиться, останутся районы, гдѣ, по числу учащихся, дорого будетъ устроить нормальную школу. Таковы всѣ районы, гдѣ число учащихся будетъ меньше, напримѣръ, 25 человѣкъ. Какова же должна быть организація школьнаго дѣла въ такихъ районахъ? Мы предложили бы слѣдующую.
   Въ центрѣ каждаго такого района помѣщается филіальное отдѣленіе съ двухлѣтнимъ курсомъ. Это отдѣленіе оффиціально носитъ то же самое названіе "начальнаго народнаго училища", открывается на основаніи того же самаго Положенія о нач. нар. училищ. 25 мая 1874 г. и тѣмъ же самымъ порядкомъ, при той же процедурѣ утвержденія учителей, какъ и нормальная школа, но курсъ обученія здѣсь уже будетъ не трехлѣтній, а двухлѣтній, программа преподаванія будетъ меньше, учитель можетъ не имѣть учительскаго званія, стоимость содержанія будете въ нѣсколько разъ меньше. Что все это не можетъ встрѣтить никакихъ препятствій со стороны учебнаго вѣдомства, въ этомъ убѣждаетъ насъ вышепомѣщенный циркуляръ г. попечителя Петербургскаго учебнаго округа, отъ 18 ноября 1895 года, разрѣшающій содержателямъ устраивать упрощенныя и удешевленныя начальныя школы съ курсомъ и менѣе трехъ лѣтъ, съ сокращенною программой, съ маленькимъ бюджетомъ, съ учителями безъ дипломовъ. Въ такой школкѣ учитель можетъ въ двѣ зимы научить читать и понимать читаемое, пріучить къ чтенію просто изложенныхъ книгъ изъ дѣтской библіотеки, писать красиво и правильно, считать и рѣшать задачи, по Закону Божію онъ пройдетъ не менѣе курса младшаго отдѣленія. Но ученикамъ не будетъ доставать того развитія и тѣхъ знаній, какія можетъ сообщить только развитой и опытный учитель. Вотъ для пополненія этого важнаго пробѣла и нуженъ еще, такъ сказать, второй этажъ, другая организація въ этихъ малонаселенныхъ районахъ. Этою дополнительною организаціей должно быть, по нашему мнѣнію, передвижное старшее отдѣленіе съ развитымъ и опытнымъ учителемъ во главѣ. Судя по результатамъ работъ, произведенныхъ въ уѣздахъ, гдѣ уже составлены школьныя сѣти, можно думать, что на каждое филіальное отдѣленіе въ малонаселенныхъ районахъ придется въ среднемъ около 15 учащихся. При этомъ условіи едва ли будетъ признано непосильнымъ назначать одного старшаго учителя на три филіальныхъ школки, т.-е. на 45 учащихся. Такой учитель будетъ, вопервыхъ, руководителемъ ввѣренныхъ ему школокъ, а во-вторыхъ, учителемъ старшихъ учениковъ. Обучая въ одной школкѣ учениковъ старшаго отдѣленія по программамъ нормальнаго народнаго училища и непосредственно руководя своимъ младшимъ товарищемъ въ ней, устраивая по вечерамъ вечернія народныя чтенія, двѣ другія школки онъ посѣщаетъ на обывательскихъ очередныхъ или же волостныхъ подводахъ по праздничнымъ днямъ, экзаменуетъ ихъ учениковъ, дѣлаетъ указанія ихъ учителямъ, даетъ примѣрные уроки, вступаетъ въ сношенія съ сельскими обществами и земствомъ, устраиваетъ тамъ народныя чтенія, слѣдитъ за правильною организаціей школьныхъ и народныхъ библіотекъ. Затѣмъ онъ переноситъ свою резиденцію въ другую школку и, наконецъ, въ третью. Если въ школкахъ больше 20 учениковъ въ среднемъ, то старшій учитель безъ особаго обремененія школьнаго бюджета можетъ быть назначенъ только на двѣ школки; еслибы, паче чаянія, случилось, что на каждую школку въ среднемъ приходилось меньше десяти учащихся, то одному старшему учителю можно было бы поручить четыре школки. Во всѣхъ этихъ случаяхъ расходы земства на одного ученика не были бы чрезмѣрными. Мы уже видѣли, что въ Ельнинскомъ и Вяземскомъ уѣздахъ Смоленской губерніи содержаніе одного параллельнаго отдѣленія въ среднемъ обошлось въ 37 р. 50 к., а въ Шадринскомъ уѣздѣ, Пермской губерніи,-- 109 р., причемъ въ первой на одну школу приходилось среднимъ числомъ 36 учащихся, а во второй около 25. Допустимъ, что содержаніе одного параллельнаго отдѣленія въ 15 учениковъ обойдется въ 100 руб., что старшему учителю будетъ положено вознагражденіе за занятія въ одной школкѣ и за руководство одною или двумя другими въ 400 р. {Вторымъ съѣздомъ русскихъ дѣятелей по техническому и профессіональному образованію минимальный размѣръ учительскаго жалованья въ нормальной школѣ опредѣленъ въ 240--300 руб.}, мы получимъ стоимость содержанія трехъ школокъ и одного передвижного старшаго отдѣленія въ 700 руб. въ годъ, что на одного ученика дастъ въ среднемъ около 15--16 руб. въ годъ, а это совсѣмъ не такая уже большая сумма, чтобъ ее нельзя было дать на осуществленіе всеобщаго начальнаго обученія въ самыхъ захолустныхъ, самыхъ глухихъ мѣстахъ уѣзда. Такіе же приблизительно расходы потребуются и въ томъ случаѣ, если въ каждомъ отдѣленіи будетъ въ среднемъ болѣе 20-ти учащихся и одинъ старшій учитель будетъ назначенъ на два отдѣленія. Немногимъ больше станетъ расходъ и въ тѣхъ очень рѣдкихъ, но, конечно, возможныхъ случаяхъ, когда 40 учащихся дадутъ не два, не три, а четыре малонаселенныхъ района. Въ эти разсчеты наши не вошли расходы на народныя чтенія, на передвижную библіотеку, тогда какъ безусловно необходимо, чтобъ этими двумя просвѣтительными учрежденіями пользовались и самые глухіе уголки каждаго уѣзда. Болѣе выгодною въ матеріальномъ отношеніи системой представляется намъ слѣдующая организація библіотеки. При каждой школкѣ существуетъ постоянная школьная библіотека изъ книгъ, разсчитанныхъ на малоразвитого читателя и потому постоянно требуемыхъ. Но сверхъ того на нѣсколько пунктовъ должна существовать еще другая передвижная библіотека, разсчитанная на болѣе подготовленныхъ и развитыхъ читателей, состоящая изъ книгъ болѣе цѣнныхъ, но обыкновенно рѣже требуемыхъ. Эта послѣдняя дѣлится на части, по числу пунктовъ, и каждая изъ частей въ опредѣленные сроки передвигается изъ одной школы въ другую, что дастъ населенію возможность пользоваться все новыми и новыми книгами. Но книги въ наше время такъ дешевы, каждая книга живетъ такъ долго, что ежегодные расходы на содержаніе такихъ библіотекъ не могутъ быть особенно значительны. Мы не будемъ останавливаться здѣсь на организаціи передвижной коллекціи туманныхъ картинъ и другихъ пособій для народныхъ чтеній, потому что мы пишемъ объ этомъ въ другой статьѣ своей, имѣющей появиться особымъ изданіемъ. Замѣтимъ только, что передвиженіе книгъ и туманныхъ картинъ въ школкахъ, о которыхъ идетъ рѣчь, гораздо удобнѣе, потому что дѣло это здѣсь будетъ въ рукахъ старшаго учителя, посѣщающаго всѣ школки своего района. Вторымъ съѣздомъ русскихъ дѣятелей по техническому и профессіональному образованію, разработавшему, между прочимъ, вопросъ о стоимости школъ, вычислено, что при 40--60 ученикахъ въ школѣ на поддержаніе и обновленіе библіотеки понадобится ежегодно отъ 10 до 20 рублей, а единовременно на обзаведеніе библіотеки 25--50 руб. Принявъ для передвижной библіотеки высшія изъ этихъ нормъ, мы увеличимъ исчисленный нами расходъ на начальное обученіе въ трехъ школьныхъ районахъ всего только на 20 рубл. ежегодно, опредѣливъ такимъ образомъ бюджетъ трехъ школокъ въ 720 рубл. Попробуемъ примѣнить эту норму къ какой-нибудь опредѣленной мѣстности въ Россіи.
   Предъ нами подробно разработанная школьная сѣть въ Петровскомъ уѣздѣ Саратовской губерніи. Эту сѣть составляютъ 150 нормальныхъ начальныхъ школъ, въ которыхъ могутъ и будутъ, по разсчету составителей обучаться 10,735 дѣтей школьнаго возраста, что даетъ въ среднемъ болѣе 70 человѣкъ на одну школу. Но внѣ этихъ районовъ осталось еще 24 района, гдѣ, по малонаселенности, коммиссія, работавшая надъ составленіемъ сѣти, не признала возможнымъ устроить нормальныя училища. Въ этихъ районахъ могутъ и будутъ, но мнѣнію коммиссіи, при условіи существованія школъ, обучаться 382 учащагося обоего пола, т.-е. на каждый школьный районъ придется въ среднемъ всего только 16 учащихся. Для такого числа учениковъ нормальная школа представляется пока неосуществимою мечтой. Самое большее, на что рѣшилась коммиссія, это на устройство во всѣхъ этихъ мѣстностяхъ филіальныхъ отдѣленій, которыя дадутъ только одну грамотность. Между тѣмъ организація, предлагаемая нами, дала бы лишняго ежегоднаго расхода на всѣ эти 24 пункта 3,360 рублей, считая здѣсь траты на жалованье 8 старшимъ учителямъ и на пополненіе библіотеки и исключая содержаніе самихъ филіальныхъ отдѣленій, такъ какъ ихъ бюджетъ уже внесенъ коммиссіею, при составленіи сѣти, въ проектируемую смѣту расходовъ по осуществленію всеобщаго обученія. Такъ какъ ежегодный расходъ на содержаніе всѣхъ начальныхъ училищъ нормальной школьной сѣти исчисленъ коммиссіею въ 65 тысячъ рублей, то предлагаемая нами организація увеличиваетъ школьный бюджетъ всего только на 5%. Петровскій уѣздъ принадлежитъ къ среднимъ мѣстностямъ Европейской Россіи, по густотѣ населенія. Въ мѣстахъ гуще населенныхъ проектируемая организація будетъ стоить дешевле, въ мѣстахъ малонаселенныхъ дороже, но нигдѣ она не потребуетъ непосильныхъ расходовъ на то, чтобы сдѣлать начальное образованіе доступнымъ всѣмъ безъ исключенія селеніямъ, какъ бы раскинуты и малолюдны они ни были. Еще легче осуществить предлагаемую нами дополнительную организацію передвижныхъ старшихъ учителей въ Московской губерніи. Коммиссія по народному образованію, состоящая при московскомъ губернскомъ земствѣ, въ составленной ею нормальной школьной сѣти для всей губерніи предполагала сначала во всѣхъ школьныхъ районахъ, имѣющихъ менѣе 100 дворовъ, устраивать филіальныя отдѣленія. Такихъ районовъ въ губерніи нашлось 154. Полагая одного учителя -- руководителя на каждые три района и прибавляя къ содержанію старшихъ учителей еще по 20 рублей на ежегодное пополненіе передвижной библіотеки, мы нашли бы, что дополнительная организація къ параллельнымъ отдѣленіямъ обойдется въ 21,420 рублей, что по отношенію ко всѣмъ смѣтнымъ расходамъ, по осуществленію всеобщаго обученія, исчисленнымъ въ 575,865 рублей, составило бы только 3,7%. Но теперь, впрочемъ, для московскаго земства нѣтъ никакой надобности прибѣгать къ какимъ-нибудь подобнымъ организаціямъ, потому что въ послѣднее время оно нашло возможнымъ устраивать и въ такихъ малолюдныхъ районахъ нормальныя начальныя училища, хотя и болѣе дешеваго типа.
   Какой срокъ остается старшій учитель въ каждой школкѣ?-- этотъ вопросъ можетъ быть рѣшаемъ различно, смотря по мѣстнымъ условіямъ. Казалось бы, наиболѣе цѣлесообразнымъ представляется слѣдующій порядокъ при трехъ школкахъ. Старшій учитель остается въ одной школкѣ круглый годъ съ тѣмъ, чтобы на слѣдующій годъ переѣхать въ сосѣднюю, а затѣмъ въ третью. На четвертый годъ онъ опять вернется въ первую школку, гдѣ его будутъ ожидать два выпуска учениковъ, окончившихъ двухлѣтній курсъ филіальной школы. То обстоятельство, что впослѣдствіи онъ будетъ имѣть дѣло сразу съ тремя выпусками, тремя возрастами учащихся,-- не особенно повредитъ успѣхамъ обученія, потому что всѣ они получили одинаковую подготовку. Но тамъ, гдѣ существуютъ отхожіе зимніе промыслы для подростковъ, или тамъ, гдѣ подростки отъ 11 до 13 лѣтъ заняты зимою какими-нибудь работами, не позволяющими имъ посѣщать школу, придется дѣлить учебный годъ на столько періодовъ, сколько въ районѣ старшаго учителя отдѣленій, т.-е. большею частью на три. Если въ данной мѣстности учебный годъ продолжается 120 дней, то, значитъ, старшій учитель пробудетъ въ одной школкѣ 40 дней, затѣмъ въ другой и третьей тоже по 40 дней. Эта послѣдняя система въ педагогическомъ отношеніи хуже первой. Здѣсь ученики находятся подъ непосредственнымъ воздѣйствіемъ учителя только 1/3 учебнаго года, а тамъ цѣлый годъ. Еще болѣе мелкія дѣленія,-- напримѣръ, двѣ недѣли въ одной школѣ и по двѣ недѣлѣ въ двухъ другихъ,-- еще менѣе удобны, чѣмъ второй порядокъ. Не успѣетъ учитель освоиться съ учениками, овладѣть ихъ вниманіемъ, пріучить ихъ къ своимъ пріемамъ, какъ ему уже надо ѣхать въ другую школку.
   Что касается до формальныхъ затрудненій при введеніи проектируемой организаціи, то они легко разрѣшаются. Мы уже видѣли, какъ просто открыть, пользуясь разъясненіемъ г. попечителя Петербургскаго учебнаго округа, филіальныя отдѣленія на основаніи положенія о начальныхъ народныхъ училищахъ 1874 г., назвавъ ихъ "начальными народными училищами" съ двухлѣтнимъ курсомъ. Останется только санкціонировать зависимость учителей этихъ школокъ отъ старшаго учителя. Но этого тоже легко будетъ достигнуть, если содержатели, т.-е. большею частью земства, изберутъ старшихъ учителей попечителями школокъ. Права попечителей Положеніе о начальныхъ народныхъ училищахъ опредѣляетъ очень широко. По точному смыслу ст. 14, онъ завѣдуетъ дѣлами ввѣренныхъ ему школъ, входитъ въ сношенія съ инспекторомъ и вполнѣ отвѣтствуетъ за порядокъ въ сихъ заведеніяхъ. По силѣ ст. 13, онъ засѣдаетъ въ уѣздномъ училищномъ совѣтѣ и подаетъ голосъ по дѣламъ своихъ школъ. У насъ часто и вполнѣ справедливо жалуются на то, что голосъ учителей отсутствуетъ въ уѣздномъ училищномъ совѣтѣ. Вотъ средство, допускаемое закономъ, пополнить этотъ пробѣлъ.

В. Вахтеровъ.

"Русская Мысль", кн.II, 1897

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru