Монета неправильно круглая, изъ красной мѣди, повидимому литая, вѣсомъ около золотника, съ обѣихъ сторонѣ близь краевъ нѣсколько возвышенными рубчиками обведенная. На ней изображена: съ одной стороны четвероконечный крестѣ, съ округленными тремя концами, четвертымъ же какъ бы утвержденный на основаніи, составленномъ мнѣ двухъ неравной длины выпуклыхъ линей; по обѣимъ бокамъ, противъ нижней части креста одинакомъ отъ него разстояніи находится по одной точкѣ. На другой сторонѣ монеты буква В {Монету сію препроводилъ я въ кабинетъ Общества Исторіи и древностей Россійскихъ. Находящаяся на верхней части ея щербинка произошла, кажется, отъ времени; ибо я имѣю другую точно такую же монету, совершенно круглую, только лучшей отдѣлка.}.
Не смотря на согласное прежнихъ бытописателей нашихъ мнѣніе, будто бы предки наши ходячую металлическую монету начали дѣлать только въ первой половинѣ XV вѣка, въ новѣйшія времена основательно доказано, что Русскіе имѣли оную гораздо прежде. Доказательства на сіе между прочимъ видѣть можно въ Опытѣ историческаго изслѣдованія о древности въ Россійскомъ Государствѣ монеты разнаго достоинства и пр. напечатанномъ въ IV Части Сочиненій и переводовъ, издаваемыя!) Императорскою Россійскою Академіею. Здѣсь. Т. Сочинитель упоминаетъ также о монетахъ Великой Княгини Ольги и сына ея Святослава.
И такъ, если при сихъ владѣтеляхъ была уже у насъ обыкновеніе дѣлать ходячую металлическую монету, то непремѣнно продолжалось оное и при ихъ преемникахъ, а потому и о сей, которую я здѣсь описалъ, я думаю, что она сдѣлана во время Великаго Князя
Владиміра Святославича. Догадку свою основываю на слѣдующемъ: сей Государь первый, какъ извѣстно, утвердилъ въ Россіи Хрістіанство, для ознаменованія чего изображенъ здѣсь крестъ, на особомъ подножіи утвержденный. Крестъ сей вмѣстѣ съ поставленными по обѣимъ сторонамъ его точками знаменуетъ, можетъ быть, три главнѣйшія богословскія добродѣтели: Вѣру, Надежду и Любовь, т. е. вѣру означаетъ крестъ, а двѣ точки другія двѣ добродѣтели. (Ихъ наипаче старались внушать новообращеннымъ Хрістіанамъ.) На оборотѣ монеты буква В знаменуетъ имя его: Владиміръ, или Влендій, какъ онъ нареченъ былъ во св. крещеніи.
Но скажутъ нѣкоторые, что съ изображеніемъ буквы В и креста въ различномъ нигдѣ есть много древнихъ монетъ, а потому и сія можетъ быть или Греческая или Римская.
На сіе отвѣтствую: 1) хотя довольна случалось и мнѣ видать древнихъ монетъ съ изображеніемъ креста и буквы В, но, ни одной съ подобнымъ изображеніемъ и подобною буквою я ни подлинной ни на рисункѣ не видалъ?
Самое положеніе въ семъ видѣ креста подтверждаешь мою догадку, какъ я упомянулъ выше сего". 3) важнѣйшимъ съ моей стороны противъ упомянутаго возраженія доказательствомъ служить можетъ еще находящаяся у меня одна монета такаго же металла, видомъ и величиною совершенно подобная первой и съ такимъ же при томѣ на одной сторонъ изображеніемъ, но на другой довольно ясно видны буквы: Л Я, которыя вмѣстѣ не похожи ни на Греческія, ни на Римскія, но суть точно Славянскія, что же они означаютъ? Послѣдняя безъ сомнѣнія имя владѣтельнаго Государя, какъ напр. Ярославу, а первая достоинство или званіе монеты.
Въ XI столѣтіи, когда княжилъ въ Кіевѣ Ярославъ Владиміровичъ, предки наши не употребляли еще извѣстныхъ нынѣ названій: лепта, монета, но знали принесенныя къ нимъ учителями ихъ Греками имена монешъ мхъ, какъ то: лепта, драхма, оволъ или оболъ и пр., а потому и думаю, что буква λ значитъ Греческое λεπτὸν, или какъ въ переводѣ церковныхъ книгъ поставлено лепта; слѣдовательно обѣ сіи буквы вмѣстѣ означать будутъ: лепта Ярославля.
Наконецъ, ежели взять въ разсужденіе время и обстоятельства царствованія обоихъ упомянутыхъ Государей, сношенія и связи ихъ съ Греками, разсмотрѣть дѣянія ихъ и попеченіе о распространеніи Христіанства и припомнить, что они получали изъ Греціи всякихъ потребныхъ для себя художниковъ; но не льзя сомнѣваться, чтобъ въ числѣ сихъ не было и денежныхъ мастеровъ, какъ людей необходимо нужныхъ въ благоучрежденномъ государствѣ, какова была уже тогда Россія. Сіи художники, начавъ дѣлать деньги и желая сперва у Владиміра, яко новообращеннаго въ вѣру Государя, а потомъ и у другихъ снискать ей болѣе покровительства, а можетъ статься, чтобъ польстить и честолюбію ихъ, представляли на монетахъ разныя таинственныя относительно вѣры изображенія, какъ сказано выше.
Всѣ сіи обстоятельства убѣждаютъ меня вѣрить, что описанная мною монета есть древняя Россійская и сдѣлана въ правленіе Великаго Князя Кіевскаго Владиміра I го.
Впрочемъ, тому изъ любителей отечественныхъ древностей буду я обязанъ чувствительнѣйшею моею благодарностію, кто имѣя болѣе досуга, способовъ и свѣденій въ Нумизматикѣ, нежели я, приметъ на себя трудѣ догадку мою или пространнѣе и основательнѣе доказать, или опровергнуть
Гавріилъ Успенскій, Профессоръ Ехстраординарный.
Харьковъ.
23 Марта 1812 года.
-----
Успенский Г.П. Известие о некоторой старинной монете / Гавриил Успенский, профессор екстраординарный // Вестн. Европы. -- 1812. -- Ч.62, N 8. -- С.311-314.