УНСЕТ Сигрид [Undset Sigrid, 1882--] -- современная норвежская писательница. Р. в Каллундборге в Дании, в семье археолога Ингвала Унсет. В детстве переехала с родителями в Норвегию, в Осло. Свыше 10 лет служила в отделении "Всеобщей компании электричества" в Осло. К этому периоду жизни У. относится появление ее первых книг. В 1907 вышла в свет повесть "Фру Марта Эули" (Fru Marta Oulie), доставившая У. значительную известность. В 1908 вышла книга "Счастливый возраст", через два года -- сборник стихов и в 1911 -- роман "Йенни" (Ienny), имевший громадный успех, привлекший к себе исключительное внимание читающей публики. Смелое и правдивое изображение сексуальных отношений в романе стало предметом бесконечных дискуссий. В романе показана судьба женщины (художницы Йенни), мятущейся в поисках большой подлинной любви. Через год появился сборник рассказов "Обездоленные" (Fattige skjaebner), а еще через два -- большой роман "Весна" (Vaaren). В годы войны У. выпустила в свет "Осколки волшебного зеркала" (Splinten av troldspeilet), "Мудрые девы" (De kloge jomfruer) и "Весенние облака" (Vaarskyer). Но еще раньше У. занялась художественной обработкой исторического материала и написала в форме древненорвежской саги "Вига Льот и Вигдис" (Fortaellinger om Viga-Ljot-og Vigdis, 1909), где она разрабатывает сюжеты, почерпнутые из средневекового эпоса, как и в "Рассказах о короле Артуре и рыцарях Круглого стола" (Fortaellinger om kong Artur og ridderne av det rund bord, 1915). Критика встретила книги Унсет очень благосклонно. Но настоящий большой успех пришел с романом "Венец" (Kransen, вышел в 1920) -- первой частью исторической трилогии "Кристин, дочь Лавранса". В 1921--1922 напечатаны второй и третий томы трилогии: "Хозяйка" (Husfrue) и "Крест" (Korset). После них в 1927 появился новый исторический роман "Улаф Эудунссон" (Olav AudunssЬn og hans børn).
В последние годы У. оставила перо писателя-художника и занялась полемикой по вопросам религиозным. Она перешла в католичество и стала в ряды его апологетов. Кроме того У. интересуется детским кукольным театром и древненорвежскими сагами, переводами к-рых и занимается.
Круг героев У. первого периода ее творчества -- это маленькие, незаметные, скромные, "обездоленные" городские труженицы и труженики: конторские служащие (быт к-рых У. отлично знает), модистки, средняя городская полуинтеллигенция. Их образы нарисованы автором правдиво, с большой художественной силой. У. мастерски изображает психологию своих героинь, к-рые ведут отчаянную борьбу за право жить, чувствовать, любить и ненавидеть не так, как им предписывают общество и буржуазная мораль, а так, как этого хочется им самим. Но У. не удовлетворяется описанием борьбы современных ей городских "мелких" женщин, она стремится найти женщину, способную на сильнейшие чувства, целиком захватывающие ее существо, женщину, вступающую в борьбу с традициями и порядками, на к-рые еще никто не покушался.
Такую героиню У. находит не в современной, а в средневековой Норвегии. Так появляется лучшее и монументальнейшее произведение У. -- трилогия о Кристин, дочери Лавранса. Но исторический материал -- только фон, на котором разыгрывается трагедия женской души. В героях даны общечеловеческие черты "каждой" женщины и "каждого" мужчины. Типичным для эпохи является лишь сильное религиозное чувство, к к-рому автор примешивает мотив возмездия, проходящий через всю трилогию: божеские законы нельзя нарушать безнаказанно.
В 1935 У. выпустила в свет новый роман "Одиннадцать лет" (Elleveăr), являющийся скорее художественно-оформленными мемуарами. В романе описывается жизнь и переживания девочки.
Критика признает за У. ряд заслуг в дальнейшем развитии норвежского лит-ого языка ("риксмола").
В 1928 У. получила от Шведской академии нобелевскую премию по лит-ре.
Библиография:
I. На русск. яз. переведены: Ундсет С., Йенни, пер. М. П. Благовещенской, изд. "Северные дни", М., 1917; Фру Марта Оулие, Повесть, в кн.: "Фиорды", сб. 6, СПБ, [1910]; Весна, пер. Е. Н. Благовещенской, изд. "Время", Ленинград, 1928; Обездоленные, пер. М. М. Дьяконова, Гиз, Москва -- Ленинград, 1928; Унсет С., Кристин, дочь Лавранса, Роман. Послесловие Н. Я. Рыковой, гос. изд. "Художественная литература", Л., 1935 [первая часть трилогии]; Samlede romaner og fortaellinger fra nutiden, 5 Bde, 2 utg., Oslo, 1925.
II. Отзывы: "Вестник иностранной литературы", М. -- Л., 1928, No 9, стр. 157 и No 12, стр. 139; Металлов Я., Бунт человеческого духа, "Художественная литература", [М.], 1935, No 12, Немеровская О., Сигрид Унсет. "Кристин, дочь Лавранса", "Звезда", Л., 1935, No 12, Bing J., Sigrid Undset, Oslo, 1924.
III. Haffner H. J., ForsЬk til en S. Undset bibliografi, Oslo, 1932.
М. Д.
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 11. -- М.: Худож. лит., 1939. -- Стб. 601--602.
УНСЕТ (Undset), Сигрид (20.V.1882, Калунборг, Дания, -- 10.VI.1949, Лиллехаммер, Норвегия) -- норв. писательница. Род. в семье археолога. Училась в коммерч. школе, св. 10 лет была конторской служащей в Осло. В лит-ре дебютировала повестью "Фру Марта Эули" ("Fru Marta Oulie", 1907, рус. пер. 1910), положившей начало одной из ведущих проблем творчества У. -- эмансипации женщины (роман "Счастливый возраст" -- "Den lykkelige alder", 1908, и др.). В повести "Вига-Льот и Вигтис" ("FortФllingen om Viga-Ljot og Vigdis", 1909, в рус. пер. под назв. "Викинги", 1916), написанной в подражание стилю и мотивам др.-исл. саг, романах "Йенни" ("Jenny", 1911, рус. пер. 1917) и "Весна" ("Vaaren", 1914, рус. пер. 1928), рассказах сб-ка "Обездоленные" ("Fattige skjФbner", 1912, рус. пер. 1928) и др. проявилось характерное для творч. метода У. переплетение реалистич. и романтич. тенденций. Проблемы семьи, чувства, нравственности решаются У. на материале совр. действительности, а также в формах, в известной степени условных, (сюжеты легендарно-историч. плана). Осн. герои ее психологич. романов и рассказов из совр. жизни -- обитатели гор. окраин, мелкие служащие, усталые и обездоленные, иногда бунтующие, но почти всегда примиряющиеся с обстоятельствами или погибающие.
Идеалы прекрасного, добра и справедливости У. ищет в прошлом -- в языч. древности (эпохе викингов) или в условиях рыцарского средневековья, ценя простоту нравов, отвагу, прославляя труд земледельца, охотника или мореплавателя, глубину чувств, рыцарское благородство. В связи с этим интересны ее лит. обработки ср.-век. эпоса в "Рассказах о короле Артуре и рыцарях Круглого стола" ("FortФllinger om kong Artur og ridderne av det rund bord", 1915) и переводы др.-исл. саг на норв. язык.
Центр. произв. У. -- историч. роман-трилогия "Кристин, дочь Лавранса" ("Kristin Lavransdatter", 1920--22; рус. пер., т. 1--2, 1935--39, т. 1--3, 1962). Нобелевская пр., 1928. Гуманистич. концепция эпопеи связана с утверждением прав народа, того естеств. состояния, к-рое противостоит социальному злу, насилию, несправедливости. Носителями идеи народоправия являются в романе хуторянин Лавранс и особенно его дочь Кристин, натуры недюжинные, способные на героич. борьбу и самопожертвование. Романы трилогии неравноценны: в первых двух частях ("Венец", "Хозяйка") вдохновенно показана борьба героини с косностью, устаревшими обычаями и представлениями (здесь У. в наибольшей степени далека от идеализации средневековья); в последней же части ("Крест") сказалось влияние религ. исканий автора. Реализм романа -- в глубоком и разностороннем изображении историч. фона (время действия -- 1-я пол. 14 в.), поры "безвременья", обществ. пассивности, приведшей страну к войне, утрате гос. самостоятельности, к кабальной унии с Данией. Романтикой овеяны характеры героев, сохраняющих в трудных условиях самообладание, выдержку. В описании нравов эпохи иногда проявляется консервативная тенденция (в картинах патриархальной жизни, в концепции некоей социальной утопии -- союза бондов, т. е. свободных крестьян, с рыцарством). Роман подтверждает гуманистич. веру в человека и его возможности.
В поисках этич. идеала и разрешения противоречий действительности У. приходит в 1924 к католичеству. Споры по религ. вопросам оказали влияние на позднее творчество писательницы: 4-томный историч. роман "Улаф, сын Эудюна" ("Olav AudunssЬn", 1925--27), эссе "Этапы" ("Etapper", 1929), романы "Неопалимая купина" ("Den brennende busk", 1930), "Ида-Элисабет" ("Ida-Elisabeth", 1932), что в значит. степени снизило их худож. ценность. Стремление выйти за пределы этих проблем сказалось в обращении У. к собств. худож. традиции в кн. воспоминаний "Одиннадцать лет" ("Elleve Еr", 1934), а также в переводч. деятельности, в интересе к эстетич. проблемам кукольного театра. Поворот в обществ. устремлениях У. произошел в годы 2-й мировой войны и оккупации Норвегии гитлеровскими войсками: писательница в знак протеста эмигрировала в Швецию, а затем в США, где вела антифаш. деятельность.
Соч.: Kort selvbiografi, "Urd", 1910; Tre sagaer om islandinger, Kristiania, 1923; Samlede romaner og fortellinger fra nutiden, 2 utg., bd 1--5, Oslo, 1935; Romaner og fortellinger fra nutiden, bd 1--10, Oslo, 1949; в рус. пер. -- Кристин, дочь Лавранса, вступ. ст. Н. Рыковой, т. 1--3, М. -- Л., 1962.
Лит.:Дьяконова Н., Историч. трилогия С. Унсет, "Ин. лит-ра", 1962, No 8; Bull Fr., Kristin Lavransdatter, "Samtiden", 1920; Bing J., Sigrid Undsets moderne digtning, "Nordisk tldskrift", 1923; его же, Sigrid Undset, Oslo, 1924; Hedén E., Sigrid Undset, "VЕr tid", 1924; Pinneau L., Sigrid Undset, "Revue des deux Mondes", t. 48, P., 1928; Paasche F., Sigrid Undset og norsk middelalder, "Samtiden", 1929; Haffner H. J., ForsЬk til en Sigrid Undset bibliografi, Oslo, 1932; Øksnevad
R., Norsk litteraturhistorisk bibliografi 1900--1945, Oslo, 1951; Steen E., Kristin Lavransdatter. En kritisk studie, Oslo, 1959; Deschamps N., Sigrid Undset ou la morale de la passion, MontrИal, 1966; Krane В., Sigrid Undset. Liv og meninger, Oslo, 1970.
В. П. Неустроев.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 7: "Советская Украина" -- Флиаки. -- 1972. -- Стб. 813--815.