НѢСКОЛЬКО СЛОВЪ О КНИГАХЪ ИСТИННЫХЪ И ЛОЖНЫХЪ И О СУЕВѢРІЯХЪ.
Давно извѣстна статья: "Святыхъ Апостолъ и Св. Отецъ которыя книги подобаетъ почитати и которыхъ не чести",-- статья въ высшее степени любопытная не только въ каноническомъ, но въ литературномъ и во многихъ другихъ отношеніяхъ. Она встрѣчается во многихъ рукописныхъ Кормчихъ и уже въ 1644 году была напечатана въ Москвѣ, въ такъ-называемой Кирилловой книгѣ, и потомъ перепечатана въ Гроднѣ въ 1786 году. К. Ѳ. Калайдовичъ перепечаталъ оную по списку XVII вѣка Толстовской библіотеки (Отдѣл. III, No 92, л. 123--139) въ сличеніи съ другимъ спискомъ тоже XVII вѣка и Кирилловой книгой. Наконецъ баронъ Розенкампфъ напечаталъ ее въ своемъ обозрѣніи Кормчей по списку 1536 года, сообщенному ему отъ Вологодскаго архіеп. Стегана. Казалось бы чего еще болѣе: мы прочитали эту статью какъ слѣдуетъ, исправили орѳографическія ошибки посредствомъ сличенія съ исправнѣйшими рукописями, издали ученымъ образомъ -- съ варіантами. Но разгадали ли мы всѣ книги, не только ложныя, но и истинныя? Дошли ли онѣ до насъ, а если дошли, то оригинальныя ли онѣ или переводныя, и гдѣ находятся списки сихъ книгъ? Конечно эти книги были, иначе не чего было бы и перечислять и ополчаться противъ небывалаго; а если были, то конечно читали ихъ и слѣды чтенія переходили въ понятія народа, а бытъ можетъ и нѣкоторыхъ сочинителей. Что мы знаемъ о Мартолоѣ, Чаровникѣ, Колединкѣ, Мысленикѣ, Воронограѣ и т. д.? Подобнымъ розысканіямъ не положено еще и начала. Не маловажнымъ пособіемъ при объясненіи многихъ книгъ и суевѣрій могутъ служить труды Фабриція, Дюканжа и другихъ. Въ ожиданіи подобныхъ изслѣдованій, мы укажемъ на нѣсколько новыхъ рецензій этой статьи и предложимъ изъ нихъ по нѣскольку выписокъ, изъ которыхъ всякій увидитъ, что эта статья далеко несовершенно издана и въ трагическомъ отношеніи.
Въ сборникѣ Библіотеки Московскаго Главнаго Архива Министерства иностранныхъ дѣлъ, писанномъ полууставомъ въ четвертку, на бумагѣ, XVII вѣка, на 521 листѣ, принадлежавшемъ нѣкогда Императрицѣ Екатеринѣ II, разбираемая нами статья находится (л. 466 об.-- 476) подъ слѣдующимъ заглавіемъ: "Сказаніе о книгахъ Ветхаго и Новаго закона и о еретическихъ".
Это заглавіе, но нашему мнѣнію, лучше другихъ выражаетъ дѣло. Большая часть списковъ озаглавлена: отъ Апостольскихъ заповѣдей; въ другихъ къ этому прибавлено: правила св. Отецъ 318 иже ее Никеинаписанныхъ. Въ нѣкоторыхъ, какъ напр. въ Кормчей, скороп. въ j. XVII вѣка, принадлежащей кн. М. А. Оболенскому, озаглавлена сія статья съ большею опредѣленностію: Св. Апостолъ и Св. Отецъ которыя книги подобаетъ прочитати, нѣкоторыхъ не чести. Но мы считаемъ первое заглавіе лучше другихъ потому, что оно общѣе -- можетъ обнимать всѣ перечисленныя подъ нимъ книги.
Въ этой рецензіи особенно замѣчательно перечисленіе книгъ Ветхаго Завѣта. Вотъ оно: А се о книгахъ сказаніе: Жидове но (sic) убо Ветхая своя четыре писанія раздѣляютъ. Первая доля: Бытія, Исходъ, Левиты, Числа, Деуторомѣя (sic!). Вторая Ісусъ Наввинъ, Судіи, Самоилъ,4 царства, Исаія, Іеремія, Ізикеиль (sic!), 12 Пророкъ. Третій доля: Лѣтописецъ, Псалтырь, Іевъ, Данилъ, Ездра. Четвертая доля: Пѣсни Пѣснемъ, Руфь, Соборникъ, Есвирь, желаніе. Въ первой доли пять книгъ, во второй доли 8 книгъ, въ третіей долѣ 6 книгъ, въ четвертой долѣ 5 книгъ, суть же всѣхъ 24 книгъ.
Книги Новаго Завѣта раздѣлены на трое: Евангеліе, Апостолъ, Апокалипси.
Между ложными книгами находимъ неупомянутыя въ прежнихъ изданіяхъ этой статьи, какъ то: "криво складено вознесеніе Моисеево, Афенесъ, Ельдадъ, Модадъ, Софнино откровеніе, Ездры откровеніе, Едомъ, Давыдовы пѣсни". Далѣе послѣ Паралипоменъ Іереміи: о Рахманехъ Изосимово сложеніе.... и паки тогожде (Іоанна Богослова) вопросы ко Аврааму праотцу.... о 12 пятниць временныхъ... Авгарево посланіе, что на шеѣ носятъ, о двунадесяти Яковличехъ глаголемая Лѣстница недугъ естественная, сю же трясовицы именуютъ, о Сисиніи и о Сихаилѣ, что солгалъ Еремія попъ Богумилъ ученикъ, паче же Богу не милъ, что три чернцы ходили во адъ Соломанови для (sic!) и злато имуще поникадило, діаконъ же Арсеней служилъ во Адамле главѣ.... А о Василіи Кесарійскомъ и о Григоріи Богословѣ и Іоаннѣ Златоустѣ вопросы и отвѣты поряду солгано.... и что нарекаютъ кустодію Пилатову дѣвку Ключницу, то ересть (sic!), все то не было, а кустодія есть воиномъ полкъ, рекше рать. А сотникъ у нихъ былъ Логинъ, той вѣрова во Хріста, а жидово не вѣровали. А еже неразумніи попы печатали двери церковные съ народомъ въ вечеръ суботы великія уже поздѣ сущу, подобятся жидомъ, сего не подобаетъ творити. Се же крещають въ три Отцы и въ три Сыны и въ три Святые Духи, и не погружаютъ, но обливаютъ, проклинаютъ попы о всемъ томъ. Се же подобаетъ крещати и погружати во единъ Отецъ, во единъ Сынъ и во единъ Святый Духъ, -- не три бози, но единъ Богъ во Святѣй Троицы. Или носятъ ядь масленую, или молочную, или яйца съ просфирами въ церковь, или съ кутьею, а то все вмѣстѣ попове свещаютъ, поваживаютъ, да извергутся сана своего попы, да безъ кутьи, отчего тутъ и канонъ носитъ въ церковь, токмо ино и того въ Олтарь не носити, а брашно на потребу нищимъ; а но свещати съ кутьею. А се писано это отреченныхъ книгъ изъ молитвенника митрополита Кипріяна всея Русіи, и нѣсть се ложно написано. Аще кто вопреки сему священникъ да извержется, а простецъ да отлучится".
Въ приведенныхъ дополнительныхъ выпискахъ о книгахъ истинныхъ, ложныхъ и о суевѣріяхъ довольно любопытнаго для изслѣдователя критика. И многое быть можетъ на долго останется неразгаданнымъ.
Обратимся ко второе рецензіи. Она сокращеннѣе прочихъ. Перечисленія книгъ Ветхаго и Новаго Завѣта въ ней вовсе нѣтъ, а послѣ тоже короткаго заглавія: "книгамъ имена", прямо слѣдуетъ перечень Отцовъ церкви: "Иванъ Постникъ, еже въ монастырѣ Св. Савы, Иванъ Селунскій и т. д." Писанія Отцовъ перечислены совершенно въ другомъ, ни въ хронологическомъ, ни въ систематическомъ порядкѣ. Но при всей краткости этой рецензіи въ ней есть дополненія. Такъ послѣ перечисленія Патериковъ: Римскаго, горы Синайскія, горы Елеонскія, горы Святыя и Патерика Печерскаго, слѣдуетъ перечисленіе житій Греческихъ угодниковъ въ слѣдующемъ порядкѣ: "Житіе Св. Богородицы, житіе Ивана Златоустаго, житіе Великаго Антонія, житіе Великаго Евфимія, житіе Великаго Савы, житіе Великаго Пахомія, житіе Великаго Василія, житіе Великаго Аникія, житіе Великаго Симеона Столиника Дивногорца, житіе Семіона чюдотворца, житіе Ѳеодосіево, житіе Горасимово, житіе Харитоново, житіе Епифаніево, житіе Арсеніево, чюдеса Николы 40, 12 миней" и т. д.
Перечисленія книгъ ложныхъ и суевѣрій здѣсь также нѣтъ. Эта статья находится въ полууставномъ Сборникѣ XVII вѣка, въ частныхъ рукахъ. Правописаніе рукописи крайне неправильно; начало и конецъ оной утрачены.
Теперь скажемъ нѣсколько словъ о третьей рецензіи, составляющей 106-ю главу Кормчей, Кирилловской фамиліи, принадлежащей князю М. А. Оболенскому.
По составу эта рецензія сходна съ первою, но за исчисленіемъ Патериковъ въ ней находится вставка о житіяхъ Греческихъ и Русскихъ Святыхъ. Вотъ эта вставка: "Патерикъ Печерскій Кіевскій, Патерикъ Синайскій, Церковникъ, Іеремѣи плачеве, Варухъ, Іоаннъ Милостивый, Іоанъ Коловъ, Іоанъ Кушникъ, Григорей Нисскій, Григорей Новый Богословъ, Ѳеодоръ Едесскій, Аѳонасей Великій, Пандекъ, Лимонисъ, Афанасей Аѳонскій, Ісусъ Семираминъ, Павелъ Ѳивейскій, Паисея, Онтоней Великій, Тріодь, Охтай, 12 миней канахистныхъ (?), Евангелье толковое, три службы: Василія Великаго, Златаустаго, Прежесвященная, Яковля служба перваго Патріярха, брата Господня и житія Святителей: Св. Николы, Селивестра папы Римскаго, Спиридона чюдотворца, Аверкія, и новыхъ чудотворцовъ: Митрополита Петра, Алексѣя, Іоны, Леонтія, Исаіи, Игнатія, Іакова, Авраамія, Исидора, Петра Царевича; Новгородцкіи: Іоаннъ, Еуфиміи, Никиты, Варлаамія, Стефана Пермьскаго, Стефана Сурожскаго, Савы Серпьскаго, Князя Владимера, Бориса и Глѣба, Князя Михаила Черниговскаго, Ѳеодора и Константина Ярославскихъ, Князя Александра Невскаго, Сергія чудотворца, Никона, Кирила Бѣлоезерскаго, Дмитрія Вологодцкаго, Зосимы и Савватія Соловецкихъ, Діонисіа Глушнцкаго, Павла Обнорскаго, Александра Свѣрьскаго, Савы Вѣшерскаго, Арсенія Тверскаго, Симеона Столиника, Никиты Переславскаго, и всѣхъ Святыхъ Житія и мученія, Святіи Апостоли и Снятіи Отцы почитати повелѣша на спасеніе душамъ....
И и перечисленіи книгъ ложныхъ есть удачные варіанты и дополненія, какъ напр. слѣд.: "Лживые молитвы врачевалные, о недузехъ и о нежитехъ и о трясавицахъ, ихже именуютъ, басня суть Еремѣя попа Болгарскаго, человѣкъ бо окоянный сей, яко ѣздящу Святому Сисеніе на горѣ Синайстей, и Ангела Сихамла именуютъ, и седмь дщерей иродовыхъ трясавицами, солгалъ алый. Ни Евангелисты, ни отъ Святыхъ ни единъ не именовалъ седми, но едина испросиши главу Предтечеву, отъ ней же явѣ есть, и та дщи Филипова бѣ, а не Иродова. Великій же Сисиній Патріархъ Константинаграда во своихъ ему словесехъ глаголаше сице: не мните нене оного Сисинія лживаго его же написа понъ Еремѣя, неразумный слову, о двунадесяти пятницахъ на соблазнъ люденъ"....
Д. Ч. В. М. Ундольскій.
"Бесѣды въ обществѣ любителей Россійской словесности". Выпускъ второй. Москва, 1868