Уланд Людвиг
Людвиг Уланд: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

Уланд

   (Иоанн Людвиг Uhlaud) -- знаменитый немецкий поэт, историк литературы и вюртембергский политический деятель (1787--1862), внук известного в XVIII в. историка Вюртемберга и богослова, профессора в Тюбингене, Лудвига-Иосифа У. (1722--1803) и сын секретаря тюбингенского Университета Иоанна-Фридриха У. (1756--1831). По желанию отца и против своей воли У. поступил в Тюбингенский университет на юридический факультет; получил звание доктора за диссертацию "De iuris Romani servitutum natura dividua vel individua", имевшую некоторое научное значение, и сделался адвокатом. С гораздо большим усердием, чем юриспруденцией, У. занимался изучением современной французской и английской и еще более средневековой литературы. "Des Knaben Wunderhorn" (см. Арним), появившийся в 1806--8 г., произвел на него неизгладимое впечатление и возбудил в нем интерес к немецкой народной поэзии. С 1806 г. стали появляться в печати, преимущественно в разных альманахах, его стихотворения. В 1806 г. он совершил поездку в Швейцарию, поразившую его величием своей природы и вместе с тем обратившую его внимание на свободные политические учреждения. В 1810 г. он поехал в Париж для изучения французского права, но употреблял большую часть времени на изучение французской средневековой литературы в парижской библиотеке. Он собирался остаться здесь надолго, но вюртембергская полиция отказалась, без объяснения причин, продлить срок действия паспорта, и У. в январе 1811 г. пришлось вернуться на родину; эта полицейская придирка произвела на него сильное впечатление. В 1812 г. У. опубликовал работу: "Ueber das altfranz ö sische Epos". В конце того же года У. был назначен секретарем министерства юстиции и переселился в Штуттгарт, где жил до 1829 г.; но госуд. службу он оставил в 1817 г., считая невозможным продолжать ее, пока не восстановлена конституция. В 1815 г. он выпустил первый сборник своих стихотворений, который не сразу и лишь благодаря покровительству сильных людей нашел издателя. Стихотворения У. написаны в романтическом духе. В них действовали короли, барды, пастухи, пастушки, воспевалась природа и любовь, перелагались в современные стихи средневековые сказания; их проникала неопределенная грусть о скоротечности земных радостей -- грусть, в которой нет ни отчаянии, ни пессимизма. В одном характерном стихотворении он грустит о "бедном увядшем луге", на котором нет более ни цветочка, и вместе о былом, которое "не расцветет никогда на холме гробовом" (пер. Ф. Миллера). Самое сильное из стихотворений сборника -- его знаменитое "Проклятие певца", одно из весьма немногих стихотворений этого периода с некоторою (слабою) политическою тенденциею; в нем проводилась мысль, что свободная поэзия не может расцветать под игом деспотизма; идея облечена в образы средневековых короля и певца. Сила выражения в этом стихотворении -- чисто гейневская (русские переводы -- Вейнберга и кн. Цертелева). Сборник стихотворений У. не сразу вызвал внимание широкой публики; только в 1820 г. дождался он второго издания, в 1826 г. -- третьего, но после 1833 г. издания стали выходить ежегодно, иногда по нескольку в год: в 1845 г. стихотворения его дожили до 18-го издания, в 1875 г. -- до 60-го, не считая нескольких роскошных изданий с иллюстрациями. В России стихотворения У. сразу обратили на себя внимание Жуковского, которому все настроение романтика-поэта было чрезвычайно родственно; с 1816 до 1833 г. Жуковский переводил из У., но исключительно из первого издания, совершенно не интересуясь позднейшими произведениями У. За "Проклятие певца", однако, Жуковский никогда не брался; осталась непереведенной и другая знаменитая баллада У.: "Die verlorene Kirche". Из позднейших произведений У. Жуковский перевел только драматическую повесть -- сантиментально-романтический "Норманский обычай". После выхода первого сборника У. в характере его поэзии происходит значительное изменение. В стихотворении "Die neue Muse", написанном в 1816 г., он заявляет, что в то время, когда он против своих сердечных влечений занимался изучением права, его муза слагала песни в честь бога любви; но "новое время, -- новая муза", и теперь он слагает свою песнь в честь богини Фемиды, которая со своим мечом призывает народы к жалобам, а королей к отчету ("Du mit Schwert und Wage, Themis, thronst in deiner Kraft, und die Völker rufst zur Klage, Könige zur Rechenschaft"). К тому же и ближайшему за тем времени относится ряд стихотворений с общим названием "патриотических" (Vaterl ä ndische Gedichte). В одном из них, озаглавленном: "18 октября 1816 г." (день годовщины лейпцигской битвы), У. обращается к народам с печальным упреком: "Вы уничтожили орду врага, но сами стали ль вы свободней?"; в других он жалуется на потерю Вюртембергом "доброго старого права". В одновременно появившемся прозаическом памфлете ("Reine Adelskammer", 1817) он протестует против отмены старой конституции в Вюртемберге и вместе с тем против проекта новой, аристократической конституции, предложенного королем Вильгельмом I; по мнению У., "не следует ставить наравне рождение и заслуги; мы не выносим дворянских предрассудков". К этому же периоду относятся две драмы У.: "Ernst, Herzog von Schwaben", и "Ludwig der Baier" (1817 и 1818 гг.), в которых он разрабатывает тему немецкой верности; драматического действия в них мало, и видного места в произведениях У. они не занимают. В 1819--25 гг. У. был депутатом в вюртембергском ландтаге, где он явился одним из видных деятелей либерально-демократической оппозиции. Симпатия к средневековью и романтизм нисколько не мешали ему понимать вопросы современности. В 1826 г. он отказался вновь выставить свою кандидатуру. В 1822 г. вышло его исследование о средневековом германском поэте Вальтере ф. д. Фогельвейде. С 1829 по 1833 г. У. был профессором литературы в Тюбингенском университете. Его лекции, в переработанном виде, вышли в свет после его смерти, под заглавием: "Schriften zur Geschichte der Dichtung und Sage" (Штуттгарт, 1865--73). В 1832 г. он был вторично избран в вюртембергский ландтаг и переизбран в 1833 г.. Правительство отказало ему, как профессору, в отпуске, мотивируя свой отказ его незаместимостью, и поставило его, таким образом, в необходимость выбирать между политической деятельностью и профессурой. У. поспешил подать прошение об отставке, которая была принята и даже "очень охотно" королем Вильгельмом I, питавшим непримиримую ненависть к У. Следующие годы были временем усиленной политической деятельности У. Из речей, им произнесенных, особенно замечательна речь в защиту свободы печати (1833 г.). В ней он, между прочим определяет "немецкий либерализм", как совмещающий свободомыслие с уважением к чести отечества, и выражает горячую симпатию к "героической борьбе поляков за свободу". Поэтическая деятельность У. почти прекратилась: после 1834 г. он написал лишь весьма немного стихотворений, из которых ни одно не было сочтено им достойным включения в сборник. Научная его деятельность продолжалась, и особенно интенсивно после 1839 г., когда он вновь отказался от переизбрания в ландтаг. В 1836 г. он выпустил в свет книгу "Ueber den Mythus von Thor", имеющую большую цену для разработки германских религиозных представлений; он здесь держится представлений о мифах как олицетворении сил природы. В 1844--45 г. вышел составленный им сборник: "Alte hoch- und niederdeutsche Volkslieder". Революция 1848 г. вновь вызвала У. на общественную арену. 2 марта 1848 г. он произнес речь в многочисленном народном собрании в Тюбингене и составил принятый собранием адрес ландтагу, в котором требовались стоявшие тогда на очереди реформы. Он был выбран во франкфуртский парламент, где явился одним из видных членов левой, определенным сторонником великогерманской партии и демократом; он противился исключению Австрии из Германии и наследственности императорской власти. Речь его, посвященная последнему вопросу и произнесенная во франкфуртском парламенте 22 января 1849 г., заканчивалась словами: "Отбросьте наследственность, не создавайте господствующего государства, не отталкивайте Австрию, сохраните всеобщее избирательное право, это драгоценное право народа, этот последний знак народного происхождения новой власти; поверьте, в Германии не будет светить ни одна голова, которая не будет помазана демократическим маслом". У. принимал участие в работах парламента и после переселения последнего в Штутгарт. После поражения революции он не принимал никакого прямого участия в общественной деятельности, хотя южно-германская народная партия считала его своим духовным вождем. Поэтическая его деятельность тоже прекратилась, и У. доживал последние годы своей жизни, пользуясь всеобщим уважением в самых разнообразных кругах, занимаясь научными работами, которые публиковал отчасти в издававшем им с 1856 г. вместе с Францем Пфейффером журнале "Germania. Vilterljahrsschrift für deutsche Altertumskunde". Только однажды, в 1853 г., вновь У. обратил на себя всеобщее внимание. Ему был предложен прусский орден pour le m И rite, о чем его известил председатель капитула этого ордена, А. Гумбольдт. У. отказался от ордена и в своем письме к Гумбольдту объяснял это так: "Я бы стал в неразрешимое противоречие с моими литературными и политическими убеждениями, если бы принял предлагаемый мне почетный знак; это противоречие было бы тем резче, что после крушения национальных надежд, на обломках которых и я плавал, те люди, с которыми я действовал вместе, обречены на потерю родины, свободы и гражданской чести, а некоторые даже приговорены к смертной казни". А. Гумбольдт в ответном письме У. упрашивал его не делать скандала и не отказываться от ордена, который ведь и не обязательно носить; не отказывались же от него такие радикальные деятели, как Араго и Манцони; но У. был непоколебим. Смерть У. вызвала всеобщее горе в различных партиях Германии. Полного собрания сочинений У. до сих пор нет; научные его сочинения переиздаются только частью. Наиболее приближаются к требованию полноты "Gesammelte Schriften", изданные Г. Фишером (Штутгарт, 1892). Хорошее общедоступное издание -- "L. Uhlands Werke" -- редактировано Людвигом Френкелем (Лпц., 1893); кроме стихотворений сюда вошли политические речи и брошюры У., но научных сочинений почти нет (неудобство издания -- нехронологическое размещение стихотворений и неполнота хронологических помет в примечаниях). В предисловии -- хорошая биография. Полнее и вообще лучше, но дороже издание Рейгера в 4 т. (Лпц., 1896). Наиболее ценные материалы У, собрала его вдова Эмилия У., урожденная Фишер (E. Vischer, Љ 1881), на которой он женился в 1820 г.: "Uhlands Leben, aus dessen Nachlass und eigner Erinnerung zusammengestellt von seiner Wittwe" (Штутг., 1874). Другие биографии: К. Mayer'a (Штутг., 2 изд., 1867); О. Jahn (Бонн, 1863); Fr. Pfeiffer (Вена, 1862); Dedench (Гота, 1886); H. Fischer (Штутг., 1887). См. еще Hassenstein, "L. Uhland seine Darstellung der Volksdichtung und das Volkst ü mliche in seinen Gedichten" (Лпц., 1887); Weismann, "L. U. 's dramatische Dichtungen erläutert" (Франкф., 1863); D ü ntzer, "U. 's. Balladen u. Romanzen" (2 изд., Лпц., 1890); Keller, "U. als Dramatiker" (Штутг., 1877). На русский язык У. переводили, кроме Жуковского, М.ихайлов, Жадовская, Ф. Миллер, Фет, Вейнберг, кн. Цертелев и др.; тем не менее, переведено очень немногое и далеко не все лучшее. Выбор стихотворений У. см. у Гербеля, в "Немецких поэтах" (СПб., 1877). Статуя У. воздвигнута в 1873 г. в Тюбингене.

В. В -- в.

   Источник текста: Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона
  

II.

   УЛАНД Людвиг [L. Uhland, 1787--1862] -- немецкий поэт, крупнейший представитель так наз. "швабской школы" (Schwäbische Dichterschule) -- группы поздних немецких романтиков (У., Ю. Кернер, Г. Шваб, В. Гауфф, Мерике и др.). Поэт, ученый и общественный деятель замкнутого и тесного мирка родной Швабии. Член вюртембергского ландтага. Став в 1848 в ряды демократической оппозиции (в штутгартском парламенте), неизменно исповедывал романтическое народничество и национализм. В своем творчестве Уланд, как и вся "швабская школа" романтиков, выражал консервативный традиционализм мелкого и среднего бюргерства в период европейской реакции.
   Как ученый литературовед Уланд, верный романтическим заветам "народности" (Volkstümlichkeit) и стремлению уйти от современности, углублялся в кропотливое изучение старофранцузской и старонемецкой поэзии, оставив ряд исследований о старофранцузском эпосе (Über das altfranzösische Epos), Вальтере фон дер Фогельвейде [1812], о скандинавской мифологии ("Sagenforschungen"), [1812--1836], о немецкой поэзии в средние века, в XII и XIII вв. [1830--1831] и др., вошедших в восьмитомные "Uhlands Schriften zur Geschichte der Dichtung und Sage" [1865--1873].
   Изучая легендарную героику средневекового эпоса, У. стремился перенести ее в свое поэтическое творчество. Он культивировал формы баллады и старинной народной песни, черпая темы и образы из средневековых легенд и поэм (маленький Роланд, побеждающий великана; лорд, разбивший волшебный кубок и с ним счастье Эденгалля; Карл Великий, ведущий корабль, менестрель, проклинающий короля, и т. д.), но подвергал их слащавой идеализации. Поэзия У. -- последний замирающий отзвук немецкого романтизма -- запечатлена всеми чертами типичного эпигонства. Философские концепции романтизма становятся плоскими в мировоззрении У., болезненная острота романтического отношения к действительности смягчается; У. тяготел к более примитивному, сдержанному, созерцательному творчеству. Его лирика мягка и задумчива; содержанием ее являются впечатления весны и природы ("Вечерняя прогулка поэта", "Божий день"), поэзия смирения и религиозного чувства ("Часовня"). В своей поэтической практике Уланд воссоздает чисто внешние черты романтической экзотики и фантастики, создавая своеобразный каталог предметов, "близких романтизму": "Монахи, монахини, крестоносцы, рыцари Грааля, вообще все поэтические рыцари и женщины средневековья". Это -- канонизация внешней стороны романтизма, омертвение его в узких рамках условных приемов, замена его мучительной раздвоенности, острой иронии меланхолическим смирением.

Библиография:

   I. Избранные стихотворения в переводе русских поэтов, Петербург, 1902 ("Русская класс. биб.", изд. под ред. А. Н. Чудинова, сер. II, вып. XXIII); Uhlands Gedichte, Kritische Ausgabe von E. Schmidt und J. Hartmann, 2 Bde, Stuttgart, 1898; Uhlands sämtliche Werke, hrsg. v. H. Fischer, 6 Bde, Stuttgart, 1892; Uhlands Tagebuch, 1810--1820, hrsg. v. J. Hartmann, 2 Aufl., Stuttgart, 1898; Briefwechsel zwischen J. V. Lassberg und L. Uhland, hrsg. v. F. Pfeiffer, Wien, 1870.
   II. Mayer K., L. Uhland, seine Freunde und Zeitgenossen, 2 Bde, Stuttgart, 1867 [Uhland E.]; Notter F., L. Uhland, Stuttgart, 1863; Keller A. V., Uhland als Dramatiker, Stuttgart, 1877; Haag H., L. Uhland, Die Entwicklung des Lyrikers und die Genesis des Gedichtes, Stuttgart, 1907; Heine H., Die Romantische Schule, Hamburg, 1836; Его же, "Zeitung für die elegante Welt", Schwabenspiegel, 1838, N 236, l/XII; Fischer H., Die Schwäbische Litteratur im 18. u. 19. Jh., Tübingen, 1911; Walzel O., Deutsche Romantik, Lpz., 1908; Жирмунский В., Последние немецкие романтики, "История западной литературы" (1800--1910), под ред. Ф. Батюшкова, т. III, кн. 10, М. [1916].

Е. Козина

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 11. -- М.: Худож. лит., 1939. -- Стб. 596--597.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-5961.htm
  

III.

   У?ЛАНД (Uhland), Людвиг (26.IV.1787, Тюбинген, -- 13.XI.1862, там же) -- нем. поэт-романтик, исследователь лит-ры. В 1819--26 и 1832--38 У. в Вюртемберге был одним из лидеров либерально-демократич. оппозиции ландтага. В 1848--49 выступал против феод. реакции, оставаясь, по словам Г. Гейне, "ревностным представителем народа, смелым поборником гражданского равенства и свободы духа" (Полн. собр. соч., т. 7, М. -- Л., 1936, с. 291).
   В 1805--10 У. опубл. первые стихи и статью "О романтическом". Вышедший в 1815 первый сб. песен, романсов, баллад У. сделал его ведущим поэтом т. н. швабской школы. Осн. мотивы стихов У., населенных рыцарями и королями, бардами и пастухами, -- любовь, воспевание природы, элегич. грусть. Стихи У. привлекли внимание И. Брамса, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Ф. Листа, создавших музыку на его слова. Цикл "Патриотические стихотворения" ("Vaterländische Gedichte", 1817) стоит у истоков нем. политич. лирики нового времени. Наиболее ярко талант У. проявился в жанре баллады, тесно связанной с фольклором. В знаменитой балладе "Проклятие певца" ("Des Sängers Fluch", 1814) он клеймит короля-деспота. Его перу принадлежат драматич. фрагменты и две историч. драмы: "Эрнст, герцог швабский" ("Ernst, Herzog von Schwaben", 1818) и "Людвиг Баварский" ("Ludwig der Bayer", 1819). Один из создателей германистики, У. собрал и прокомментировал "Старые верхне- и нижненемецкие народные песни" ("Alte hoch- und niederdeutsche Volkslieder", 1844--45), написал труд о Вальтере фон дер Фогельвейде ("Walter von der Vogelweide, ein altdeutscher Dichter", 1822). Автор "Трудов по истории поэзии и саги" ("Schriften zur Geschichte der Dichtung und Sage", Bd 1--8, 1865--73).
   Рус. читателя со стихами У. познакомили В. А. Жуковский, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, П. И. Вейнберг и др. поэты.
   Соч.: Gedichte und Dramen, Tl 1--3, Stuttg., 1885; Gesammelte Werke, Bd 1--6, Stuttg., 1892; Werke, Bd 1--8, Lpz., 1914; Briefwechsel, Tl 1--4, Stuttg., 1911--16; в рус. пер. -- Избр. стихотворения в переводах рус. поэтов, СПБ, 1902.
   Лит.: История нем. лит-ры т. 3, М., 1966; Schneider G., Uhland und die schwäbische Romantik, в его кн.: Studien zur deutschen Romantik, Lpz., 1962.

Е. А. Мандель.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 7: "Советская Украина" -- Флиаки. -- 1972. -- Стб. 801--802.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke7/ke7-8015.htm
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru