Ухтомский (князь Эспер Эсперович) - публицист и поэт, родился в 1861 г. Окончил курс на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета; служил по департаменту духовных дел иностранных исповеданий и был несколько раз командирован в Сибирь и Среднюю Азию для изучения инородцев - буддистов. Описания этих поездок помещал в "Русском Вестнике" и других изданиях. Отдельно напечатал: "От Калмыцкой степи до Бухары" (Санкт-Петербург, 1891). В 1890 - 1891 г. сопровождал Государя Наследника, ныне царствующего Государя Императора Николая Александровича , в его путешествии на Восток. Свои путевые впечатления и наблюдения изложил в книге "Путешествие на Восток Наследника Цесаревича" (Санкт-Петербург, 1893), роскошно изданной и переведенной на языки немецкий, французский и английский. Стихотворения помещал в Аксаковской "Руси", "Вестнике Европы", "Русской Мысли", "Русском Вестнике", "Севере" и других изданиях. Отдельно напечатана поэма "Кого жалеть" (Санкт-Петербург, 1885). С конца 90 годов князь Ухтомский стоит во главе русско-китайского банка и правления Маньчжурской железной дорогой. С 1896 г. к нему перешли "Санкт-Петербургские Ведомости". В своей редакторско-публицистической деятельности князь Ухтомский является безусловным приверженцем основных начал государственного строя, но вместе с тем резко отделяет себя от "консерватизма" типа "Московских Ведомостей" и "Гражданина", горячо защищает начала законности и гуманности, протестует против административного произвола, отстаивает веротерпимость и местное самоуправление. Во время последних событий на Дальнем Востоке князь Ухтомский, вообще склонный идеализировать азиатский быт и переносить центр русской исторической жизни в Азию, выступил в брошюре: "К событиям в Китае" и других статьях с своеобразной идеей союза между Россией и Китаем. С. В.
Оригинал здесь - http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/443163
Эспер Эсперович Ухтомский (14 августа 1861, Ораниенбаум - 26 ноября 1921, Детское Село) - дипломат, ориенталист, публицист, поэт, переводчик. Известен "востокофильской" позицией в печати и общественной жизни предреволюционной Российской Империи. Приближённый Николая II.
Биография
Семья
Род князей Ухтомских - ветвь дома Рюриковичей, включающая в число предков по женской линии Юрия Долгорукого и хана Батыя. Отец будущего дипломата, Эспер Алексеевич (1834 или 1832-1885) - морской офицер, участник обороны Севастополя, кругосветного плавания на корвете "Витязь" и похода И. С. Унковского на фрегате "Аскольд" в Нагасаки, капитан 1 ранга (1870), с 1881 помощник морского агента в Австрии и Италии, один из основателей Товарищества Русского Восточного пароходства, осуществлявшего рейсы в Индию и Китай. Мать (урожденная Грейг) происходила от адмирала эпохи Екатерины II, героя Чесменского сражения С. К. Грейга.
Образование
Э. Э. Ухтомский окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Занимался изучением славянской филологии и философии у М. И. Владиславлева и В. С. Соловьева, с которым сложились дружеские и творческие связи. Именно благодаря В. С. Соловьеву в газете "Русь" И. С. Аксакова появилась первая поэтическая работа Э. Э. Ухтомского, посвященная 100-летию В.А. Жуковского (1883).
Во время учебы заинтересовался буддизмом и составил библиографию работ по истории, религии, культуре и искусству народов Центральной, Южной Азии и Дальнего Востока.
После окончания университета поступил на службу в Министерство иностранных дел, в департамент духовных дел иностранных исповеданий. В период с 1886 по 1890 гг. был несколько раз командирован в Монголию, Китай, Забайкалье для изучения инородцев-буддистов. Описания поездок публиковал в "Русском Вестнике" и других изданиях.
Путешествие цесаревича Николая на Восток
В 1890-1891 годах князь Ухтомский сопровождал цесаревича, будущего Николая II, в его путешествии на Восток. После возвращения из путешествия Э. Э. Ухтомский был избран членом Русского географического общества.
Сразу же после выхода в свет "Путешествие" было издано на английском, немецком и французском языках.
Ряд его рукописей остался неопубликованным. Коллекция буддийских древностей, собранная Э. Э. Ухтомским, считалась до Революции 1917 наиболее полным собранием предметов буддизма Восточной Сибири. В 1900 эта коллекция выставлялась на Всемирной выставке в Париже, где получила золотую медаль, и послужила основным материалом для классического исследования А. Грюнведеля по буддийской мифологии. После реквизирования советским правительством она составила важную часть восточной коллекции Эрмитажа и других музеев Санкт-Петербурга.
1890-1910-е гг.
С конца 1890-х до 1905 князь Ухтомский возглавлял Русско-китайский банк и правление Маньчжурской железной дороги.
С 1896 по февраль 1917 года был издателем "Санкт-Петербургских ведомостей". В своей редакторско-публицистической деятельности Э. Э. Ухтомский показал себя приверженцем монархического строя, но вместе с тем дистанцировался от консерватизма "Московских ведомостей" и "Гражданина", горячо защищал начала законности и гуманности, высказывался против административного произвола, отстаивал веротерпимость и местное самоуправление.
"Московские Ведомости" под его руководством стали важнейшим печатным органом ориентирующейся на линию Витте российской либеральной бюрократии. Здесь в 1890-е годы и начале XX столетия активно печатались друзья Соловьева Д. Н. Цертелев и С. Н. Трубецкой. В 1903-1904 гг. редактором "Санкт-Петербургских ведомостей" являлся А. А. Столыпин. В газете Ухтомского Соловьев выступил 18 ноября 1896 с программной статьей "Мир Востока и Запада", наиболее четко отражавшей его "либерально-имперские" воззрения тех лет.
После смерти Соловьева в 1900 Ухтомский стал одним из лидеров Соловьевского общества, регулярно обсуждавшего "наболевшие вопросы иноверия и инородчества", в т. ч. необходимость уравнения прав и прекращения репрессий в адрес духоборов и молокан, евреев и армян. [[Межуев, Борис. "Вл. С. Соловьев и петербургское общество 1890-х годов. К предыстории "имперского либерализма"" на сайте Русский архипелаг]]
Во время событий на Дальнем Востоке князь Ухтомский, вообще склонный идеализировать азиатский быт и переносить центр русской исторической жизни в Азию, выступил в брошюре: "К событиям в Китае" и других статьях с идеей союза между Россией и Китаем.
"Между Западной Европой и азиатскими народами лежит огромная пропасть, а между русскими и азиатами такой пропасти не существует" [С. С. Ольденбург. Царствование Императора Николая II. Ростов н/Д., 1998. С. 102, цит. по [http://agni3.narod.ru/Vostok.htm В. Е. Голенищева-Кутузова. Русская интеллигенция и Восток]] .
"для Всероссийской державы нет другого исхода: или стать тем, чем она от века призвана быть (мировой силой, сочетающей Запад с Востоком), или бесславно пойти на пути падения, потому что Европа сама по себе нас, в конце концов, подавит внешним превосходством своим, а не нами пробуждённые азиатские народы будут ещё опаснее, чем западные иноплеменники" [С. С. Ольденбург. Царствование Императора Николая II. Ростов н/Д., 1998. С. 103, цит. по [http://agni3.narod.ru/Vostok.htm В. Е. Голенищева-Кутузова. Русская интеллигенция и Восток]].
Советский период
После революции Э. Э. Ухтомский выехал из Петербурга в Царское Село к сыну Дию Эсперовичу (1888-1919), где жил уединенно на Средней ул., 34, зарабатывая на жизнь переводами. После смерти сына пишет письмо историку С. Ф. Платонову (10.11.1919) с просьбой "представить мне возможность устроиться по архивной части <...> спасти от уничтожения полузаконченные книги".
Согласно удостоверению, выданному в 1920 году, Э. Э. Ухтомский являлся ассистентом-хранителем Дальневосточного отделения Русского музея, научным сотрудником Академии истории материальной культуры, а также сотрудником Пушкинского дома, Музея антропологии и Русского комитета для изучения Азии. С. М. Волконский писал в мемуарах, что в последние годы Э. Э. Ухтомский "занимался исследованиями по русской истории удельного периода", то есть работал по тематике школы Платонова.
Роли и оценки деятельности
Роль в международной политике
Э. Э. Ухтомского некоторые обвиняли в способствовании агрессивной политике России, приведшей к победе Японии в Русско-японской войне: якобы это он приблизил к царю А. М. Безобразова (1855-1931) и поддерживал вдохновленную им партию войны, интересы которой привели к отказу от раздела сфер влияния (Японии в Корее и России в Маньчжурии), что и стало поводом к войне [Schimmelpenninck van der Oye D. Toward the Rising Sun. Russian Ideologies of Empire and the Path to War with Japan, Dekalb, Northern Illinois University Press, 2001, p. 329 по [http://www.polit.ru/research/2004/10/11/laruelle.html#_ftnref5 Ларюэль, Марлен. "Желтая опасность" в работах русских националистов начала века. Русско-японская война. Взгляд через столетие.] 11 октября 2004, Polit.ru]
Роль в общественной мысли России
Э. Э. Ухтомский примыкал к славянофильской группе, видевшей в опоре на Восток не просто альтернативу доминированию "Запада", но желанное будущее России. Несмотря на отрицание Ухтомским обвинений в панмонголизме, исследователи называют его ""первым евразийцем" " [Полонская Л. Р. Между Сциллой и Харибдой (Проблема Россия - Восток - Запад во второй половине XIX в. К. Леонтьев, Э. Ухтомский, Вл. Соловьев) // Московское востоковедение. Очерки, исследования, разработки. Памяти Н. А. Иванова. М., 1997. С.271 - 285.] и т.п. Эта обращенность на Восток вызывала отторжение даже у его учителя Соловьева: для Ухтомского, защитника прав бурятского народа важнейшей для России представлялась задача оградить восточный мир от посягательств колониальных держав и стать гарантом и защитником его интересов. Ухтомский, в отличие от Соловьева, негативно оценил участие России в карательной акции восьми держав в 1900 против боксерского восстания в Китае. В "Трех разговорах" Соловьев устами одного из персонажей выступил против славянофильства, указывая, что его представители от проповеди "греко-славянской самобытности" переходят к исповеданию "какого-то китаизма, буддизма, тибетизма и всякой индейско-монгольской азиатчины". [[Межуев, Борис. "Вл. С. Соловьев и петербургское общество 1890-х годов. К предыстории "имперского либерализма"" на сайте Русский архипелаг] ]
Использование образа в художественной литературе
Единственное произведение, делающее Э. Э. Ухтомского главным персонажем - роман В. Б. Коробова ""Дальневосточные экспедиции князя Э. Э. Ухтомского..."". Он занял третье место в категории "Проза" литературного конкурса "Улов" (весна 2000). В центре романа, выполненного в форме историко-религиоведческого и историко-литературоведческого исследования - ""Книга Юнглей Мансурова"", мистический текст, якобы обнаруженный Э. Э. Ухтомским в Цугольском дацане в 1891, и его коренное воздействие на последующую русскую поэтическую традицию.
Исторический роман Арадана Ангархаева "Учитель Далай-Ламы. О жизни Агвана Доржиева", публикуемый в журнале "Сибирские огни" (2007, No 12) упоминает Э. Э. Ухтомского относительно фигуры Николая II как проводника востокофильских идей, поставщика ко двору бурятских лекарей и др., наряду с Агваном Доржиевым, Витте, Безобразовым и Распутиным.
В историческом романе Геннадия Мельникова "В страну Восточную придя..." (1986-1989) Э. Э. Ухтомский высказывает свою позицию обращения России к Китаю Витте, что Витте выслушивает как трансляцию мнений цесаревича и его окружения и в свою очередь заражается идеей сильного экономического присутствия России в Китае.
Дополнения к биографии
Э. Э. Ухтомский был женат на Марии Васильевне, дочери крестьянина. Его сын Ухтомский, Дий Эсперович (1888-1918) - этнограф-антрополог, путешественник, с 1908 сотрудник Русского музея. Был женат на Наталье Дмитриевне (1892-1942), дочери философа и поэта князя Дмитрия Николаевича Цертелева (1852-1911). Д. Э. Ухтомский погиб в рядах Красного Креста от отравления газами во время военных действий. У Д. Э. Ухтомского было трое детей: Дмитрий, Алексей (1913-1954, художник) и Марианна (1917-1924). Дмитрий Диевич Ухтомский (1912-1993) - в годы Второй Мировой войны военный разведчик в Иране, крупный фотохудожник и фотожурналист. [[http://www.vgd.ru/VESTNIK/5vest3.htm Генеалогический вестник No 5, 2001]]