Тургенев Иван Сергеевич
Письма Тургенева Корнелии Маржолен

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Звигильский А. Иван Тургенев и Франция: Сб. статей
   М.: "Русский путь", 2008. -- (Тургеневские чтения; Вып. 3)
   

Письма Тургенева Корнелии Маржолен

   Три небольших письма Тургенева Корнелии Маржолен, хранящиеся в Музее частной жизни, не лишены интереса и составляют, на наш взгляд, лишь часть их более значительной переписки.
   Корнелия Маржолен (именуемая Корнелией Шеффер в "Критическом и документальном словаре художников, скульпторов, рисовальщиков, граверов" Бенези (Dictionnaire critique et documentaire des peintres, sculpteurs, dessinateurs et graveurs de Benesit) была художницей-любителем и скульптором.
   Музеи Дордрехта и Роттердама приобрели у нее многочисленные копии картин ее отца Ари Шеффера, рисунок, изображающий его на смертном одре, а также два бюста с изображением этого художника и один бюст Гете.
   Преклонение перед Ари Шеффером его единственной дочери способствовало укреплению большой дружбы, которая связывала художницу и семейство Виардо. Это преклонение объясняет частично и причины частого посещения ее дома Тургеневым, куда он был, возможно, введен в 1856 г. после возвращения из долгой ссылки. Он вспоминал свой последний визит к художнику после возвращения из путешествия по Италии в начале мая 1858 г. Ари Шеффер скончался 15 июня. Тургенев отправил свои соболезнования Полине Виардо, добавив: "Какой ужасный удар для его дочери!"64
   Проживая в I860 г. в Баден-Бадене, Тургенев, во время своих поездок в Париж, безусловно, выполнял различные поручения г-жи Виардо. По ее просьбе он трижды посетил г-жу Маржолен, проживавшую на улице Шапталь65.
   Во время войны 1870 г. Корнелия, помогая своему мужу-хирургу, переоборудовала свой дом на улице Шапталь под госпиталь, где все раненые без различия национальностей получали медицинскую помощь. Во время Коммуны она оказала сопротивление банде революционеров, стремившихся захватить ее дом, где находился раненый немецкий офицер, которого она переправила за границу с помощью одного из своих слуг.
   В этом Корнелия была верным последователем своего отца, Ари Шеффера, спасшего жизнь итальянскому революционеру Даниэлю Манину (1804-1857). Она также наследовала его художественный вкус. Этот прекрасный женский тип мог послужить русскому писателю прообразом героини его романа "Накануне" (1860). По состоянию исследований на сегодняшний день, Елена, один из наиболее удачных женских образов в его романах, не имеет известного реального прототипа. Тургенев собрал, по обыкновению, в этом образе черты, которые он наблюдал у разных женщин. Так, артистический темперамент скульптора и художника Корнелии, сочетаясь с преданностью, доходящей до жертвенности, отражается в образе Елены, подруги Инсарова66: последняя обязывает пылкого болгарина пройти через немыслимое для него вто время погружение в искусство, которое должно было предварять его революционную деятельность. Сцены в Венеции, колыбели живописи и музыки, где умирает герой романа, напоминают ту особую атмосферу культурного очага Шеффера, когда там присутствовал Даниэль Манин. Человек, провозгласивший Венецианскую республику, один из руководителей наряду с Гарибальди и Паллавичино движения за объединение Италии.
   В письме Полины Виардо к Юлиусу Рицу от 29 июля 1859 г. прекрасно описана преданная дружба художника Шеффера и героя итальянского освободительного движения, оба они были франкмасонами:
   "Бедная Италия! Еще несколько дней назад я сожалела, что Манин умер так рано, сегодня же я рада, что он не дожил до мира, из-за которого он неминуемо погиб бы от страдания и возмущения. Он был в близких отношениях с моим Шеффером, и поэтому мы были хорошо с ним знакомы. Что за прекрасная и великая личность этот Манин. Он похоронен в склепе Шефферов, где уже была погребена его дочь (м-ль Манин). Шеффер дал им приют после смерти, как и при жизни. Скоро должен наступить тот день, когда их тела перевезут в дорогую им Венецию, но сейчас!.."67
   Интерес, который Тургенев испытывал к сильной личности Манина, проявился в одном из писем к Луи Виардо68, написанном примерно через месяц после смерти Манина. Он воссоздал посредством художественного вымысла несостоявшуюся встречу Корнелии с Даниэлем69.
   Писатель, желая оставаться бесстрастным наблюдателем и занимать нейтральную позицию в конфликтах, где сталкиваются правители и подданные, страдает, как всякий человек. Требование властей выслать русского курьера революционера Петра Лаврова (1823--1900)70 вызвало у г-жи Маржолен полное доверие к нему и даже некоторую солидарность с ним. Здесь обнаруживается одна из наименее изученных черт сложной личности Тургенева, который, допуская существование противоположных мнений, сам же увязает в политической конспирации.
   

1

50, улица Дуэ
Париж
Пятница утро
[8 марта 1878 ?]71

   Дорогая г-жа Маржолен,
   Я не откажусь от удовольствия сопроводить Вас, так же как и г-жу Зубову72. Я увижу Антокольского сегодня в церкви73, и я предупрежу его о Вашем визите. -- В воскресенье в 2 часа я буду у Вас.
   Тысяча искренних дружеских признаний. Всецело Вам преданный.

Ив. Тургенев

   

2

Воскресенье
[10 марта 1878 ?]74
10 часов утра

   Дорогая г-жа Маржолен,
   Если Вы позволите, я заеду за Вами в коляске точно без четверти час, чтобы в час быть у Антокольского, с которым я виделся вчера. Он мне сказал, что получил билет в цирк75, где будут исполнять 9-ю симфонию. Он хотел бы ее послушать -- начало в два.
   Сердечно жму Вашу руку.
   Всецело преданный Вам.

Ив. Тургенев

   

3

[июнь 1882 ?]76

   Я просил г-жу Маржолен, если она получит письмо из России на свой адрес, и если, распечатав это письмо, она найдет там бумагу, написанную по-русски, вложить ее в конверт и отправить по следующему адресу: Г-ну Петру Лаврову Улица Сен-Жака, 32877
   

Примечания

   64 Письмо Тургенева Полине Виардо от 25 июня/7 июля 1858 г. Тургенев. Письма. Т. ill. 1961. С. 223-224.
   65 28 марта и 25 ноября 1864 г., 21 ноября 1868 г. (см. NCI. Т. I. Р. 120, 134, 170).
   66 См.: Crisan Constantin. A la veille : l'hallucination sociale et poélique de îa rédemption. Cahiers Tourgueniev. No 16. 1992. P. 37-43.
   67 Revue Pleyel, avril 1925. P. 13 A.
   68 Письмо Тургенева Луи Виардо от 4/16 октября 1857 г. (Тургенев. Письма. Т. III. 1961. С.157).
   69 В своей диссертации "Ари Шсффер и его прем я (1795-1858)" Марта Колб отметила: "Г-жа Маржолен в самом деле испытывала к Манину такую же сильную привязанность и такое же глубокое уважение, как и Ари Шеффер" (Kolb Marthe. Ary Schefferet son temps. Paris, 1937. P. 263).
   70 Об отношениях Тургенева с Петром Лавровым см.: Красовецкий Ю.А. Письма к П.Л. Лаврову // Литературное наследство. Т. 73. Кн. 2. 1964. С. 7-66.
   71 Мы датируем эту записку пятницей 8 марта 1878 г., чтобы разделить ее с перепиской Тургенева и Ренана (см. его письмо от воскресенья, 10 марта 1878 г., в котором говорится о визите в мастерскую к Антокольскому).
   72 Мария Николаевна Кокошкина, родившаяся в 1842 г., была женой Алексея Зубова (1838-1904), государственного секретаря и губернатора Саратова. Дочь дипломата Николая Кокошкина и внучки Анжелики Каталапи, знаменитой итальянской певицы, Мария Зубова провела свое детство и молодость в Италии. Впервые в Россию она приехала в I860 г. Именно тогда Тургенев познакомился с ней и давал ей уроки русского языка. Она была живым прототипом Валентины Сипягиной в романе "Новь". Тургенев находил ее мремиленькой. Они обменялись фотографиями в начале семидесятых. (См.: NC1. Т. 2. Р. 95-96.) Приятно видеть Тургенева в компании двух героинь его романов у скульптора Антокольского.
   73 Речь идет о православной русской церкви на улице Дарю.
   74 Эта записка была отправлена через два дня после предыдущей.
   75 Зимний цирк, где проходили популярные концерты под руководством Паделу.
   76 Мы полагаем, что эту записку принесли в дом г-жи Маржолси в начале июня 1882 г. перед отъездом больного Тургенева из Парижа в Буживаль. В феврале Тургенев был лично приглашен к префекту полиции Жан-Луи Эрнесту Камескасу по поводу его друга Петра Лаврова, получившего предписание покинуть Францию в три дня. Префект, казалось, был удовлетворен объяснениями Тургенева относительно "личности", которую тот описал как превосходного и достойного человека, несмотря на его революционные идеи (письмо Тургенева Лаврову от 30 я и варя/11 февраля 1882 г. (Тургенев. Письма. T. XI11. Кн. I. 1968. С. 191); имеется подтверждение вышеизложенного художником Верещагиным. Несмотря на согласованную с префектом отсрочку, Лавров предпочел бежать в Лондон, откуда вернулся через три месяца благодаря вмешательству Григория Вырубова. Тургенев, зная, что Лавров находится под наблюдением полиции, придумал передавать письма, приходящие из России, через г-жу Маржолен. Поэтому ее инициалы (г-жа М.Ш.), т.е. г-жа Маржолен-Шеффер, он указал в письме, отправленном Лаврову 24 июля/5 августа 1882 г. (Тургенев. Письма. Т. XIII. Кн. 1. 1968. С. 311) До сих пор никто не идентифицировал эту аббревиатуру.
   77 Именно этот адрес фигурировал в двух письмах Лаврова к Тургеневу от 1879 и 1880 гг. (см. Литературное наследство. Т. 73. Кн. 2. 1964. С. 63-64).
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru