Тугендхольд Яков Александрович
Художественные объединения молодежи

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


Я. ТУГЕНДХОЛЬД

ИСКУССТВО ОКТЯБРЬСКОЙ ЭПОХИ

с 45 иллюстрациями
И ПОРТРЕТОМ АВТОРА

"АСADЕMIA"
ЛЕНИНГРАД
1930

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

   Можно возражать против того, что наша художественная молодежь, в большинстве своем еще учащаяся, уже распадается на противостоящие друг другу общества, организованные к тому же по самым случайным признакам ("Цех живописцев", "Общество молодых ахрровцев", "Рост"), вместо того, чтобы выступать единым фронтом в плане показа своей учебной работы. Но это -- вопрос общей неорганизованности нашей художественной жизни. И все же открывшиеся выставки ОМАХРР и "РОСТ" интересны как показатели тех серьезных художественных и общественных настроений, которыми живет наша молодежь.
   Центральное место на выставке ОМАХРР занимает работа группы студентов монументального отделения Вхутеина (переименованного Вхутемаса) -- проекты стенных росписей и фрагменты, исполненные "аль-фреско" (на грунте из песка и извести). Покрыть стены общественных зданий фресковой живописью на трудовые или революционные темы, -- вот к чему готовится молодежь этого отделения, и готовится с подлинным увлечением, почти энтузиазмом, стучась для этого в двери различных учреждений. И не случайно большинство студентов этого отделения комсомольцы.
   На борьбу "за фреску" эту молодежь движет ряд интереснейших предпосылок. Фреска -- род живописи наиболее дешевый (песок, известка, минеральные краски да еще добрая воля "фрескистов"). Фреска -- род живописи, наиболее связанный с архитектурой, наиболее доступный дальнему и массовому созерцанию, а поэтому и более всего общественный, недаром именно за ее возрождение у нас ратуют и наши гости -- западные художники-коммунисты Бела Уиц и Диего Ривера. В свете этих соображений попытки нашей художественной молодежи возродить фресковую живопись заслуживают отношения гораздо более внимательного и бережного, чем то, какое мы ей до сих пор уделяли. С ростом нашего строительства растет и поле для приложения стенной живописи, для оживления ею новых общественных учреждений, дворцов труда, столовых и т. д.
   Конечно, сочетать новое содержание с древней фресковой техникой -- дело трудное; сейчас мы видим лишь первые подходы к этой большой задаче. К сожалению, некоторым из монументалистов нехватает твердого знания рисунка, и вообще привычка изучать живую натуру, составлявшая некогда главную мощь мастеров итальянского возрождения, у нас не в фаворе. Эта "приблизительность" рисунка сказывается на некоторых монументальных проектах ОМАХРР. Но в одном отношении наши монументалисты должны быть взяты под защиту: они стараются избежать линии наименьшего сопротивления и не впадают в стилизацию под древне-русскую живопись. В ряде работ ощущается острота современности; таковы проекты Коннова -- "Баррикады", Вязьменского -- "Октябрьские дни в окопах", Маркова -- "Похороны героя" (фрагмент) и его же ритмический эскиз "Красная армия", Мальцева -- "Каменщики", Малаева -- "Убитый товарищ", Немова -- "Призыв к забастовке". Все это и тематически и технически -- шаг вперед и в этом отношении ОМАХРР обгоняет самый АХРР. Не будучи, конечно, совершенным, все перечисленное интересно, как попытка обобщить, монументализировать те самые революционные мотивы, которые до сих пор служили у нас лишь объектом чисто-натуралистических тенденций. Образцом такого именно нехудожественного натурализма и чрезмерного нагромождения ужасов является тут же на выставке большая картина Ерушева "Колчаковщина".
   Станковая живопись в ОМАХРР вообще менее значительна. Правда, здесь есть ряд неплохих и свежих работ (как, например, Т. Русановой, Рукабрадской, Мидорова, Фомичева, Якушевой, Живописцева, Коробова, Северденко). Но работы эти не настолько еще зрелы, чтобы их можно было расценивать как законченные произведения; а как работы ученические они настолько разнохарактерны, что никаких выводов о системе преподавания на рабфаке, в студии АХРР и Вхутеине на основании их не сделаешь. Это же приходится сказать и относительно текстильной секции ОМАХРР, не дающей отчетливого представления о самой постановке этого дела во Вхутеине. Правда, и здесь с большим удовлетворением надо отметить ту увлеченность, с какой наша молодежь работает над охудожествлением столь живописной отрасли производства, как текстиль (в частности интересны попытки внесения современных мотивов в текстиль, как, например, юбилейный "северный" ковер по кошме Теркина и "физкультурный" -- Поляковой, а также не лишенные индустриального динамизма работы Незаревской, Чахчиани и Антонова). Но в общем здесь чрезвычайная эклектика, полный разнобой исканий, уклон к "модерну" и чрезмерный интерес к самым дорогим видам тканей и ручной набойки. Что же касается наиболее нужной для массового потребителя новой орнаментики, здесь образцы ее слишком сухи, черствы, геометричны. А между тем, именно к этой цели -- созданию новой художественной деревенской орнаментики -- должны быть направлены главные усилия наших художников-текстильщиков...
   Общество "Рост" устроило свою выставку в помещении клуба железнодорожников им. Кухмистерова и сделало вход на нее свободным. Прекрасный почин. Перебросить художественную выставку из центра города (куда рабочие могут выбраться лишь по воскресеньям) на заводскую окраину, из случайного и расхолаживающего "выставочного помещения" -- в интимную обстановку рабочего клуба, -- это как раз то, к чему давно уже надо было приступить, дабы претворить, наконец, в дело слова "искусство -- в массы" "Если гора не идет к Магомету, Магомет должен пойти к горе", -- если рабочая масса туго посещает еще художественные выставки, надо приблизить их к массе. Эта простая истина, к сожалению, еще не усвоена у нас. И не беда, что художникам из "Рост" приходится вывешивать на выставке предупреждающее: "руками не трогать", что на выставке толчется детвора, что рядом играют в пинг-понг, а по вечерам смотрят кино, -- все это как раз является гарантией того, что искусство может восприниматься здесь ежечасно, ежедневно, как один из элементов общеклубной жизни. Художники из "Рост" правильно поняли свою задачу и в другом смысле. Они не только показывают здесь свое искусство массе, но и хотят узнать ее запросы, и у входа встречает нас надпись: "Товарищ, посмотри выставку, дай отзыв, будь активен". И так как посещаемость выставки громадная, таких отзывов на анкету накопилось уже несколько сот -- материал интереснейший для учета вкусов рабочего зрителя. Разве не характерно, например, то, что большинство высказывается за картину, изображающую девушку с мячом, именно потому, что она, по мнению рабочих, показывает--"Тот только может быть здоровым, кто занимается физкультурой" (из анкеты). Вообще характерно, что рабочие требуют жизнерадостных сюжетов, возражая против изобилия "стариков и старух". Картины, которые получат наибольшее число голосов, предполагается оставить в клубе.
   Выставка не плоха сама по себе -- общий уровень ее довольно культурен. Большинство экспонентов -- теперешние или бывшие ученики Фалька, и среди них есть немало даровитых (таковы Морачев с его "Столовой", Литвиненко с его "Прачкой" и "Верой", Вепринцева с ее портретами китайцев, Суриков, Логинов, Чуйков, Кизевальтер, Лейзеров, Недбайло, Идельсон). Интересны выставленные здесь проекты стенописи Иванова и Глушкова, а среди скульптуры есть отличные барельефы Листопада "Октябрьская революция".
   И все же, как ни похвальны намерения, одушевляющие молодежь "Рост", опыт данной выставки едва ли можно назвать удачным, и вот почему. Устраивая первое художественное выступление в рабочем клубе, нельзя механически переносить сюда навыки обычных выставок. Нельзя загромождать клубную выставку сотнями работ -- портретами, натюрмортами, пейзажами, лезущими друг на друга в беспорядке весеннего базара. Экспоненты должны жертвовать индивидуальным самолюбием и уметь сокращаться ради коллективного дела: наибольшей педагогичности подобной выставки. Нельзя показывать почти неподготовленной аудитории такую массу ученических работ, сырых эскизов и этюдов (это относится и к скульптуре). Наоборот, именно здесь и надлежит выступать с вещами отборными и законченными. Нельзя вообще строить такую выставку на столь случайном признаке, как принадлежность к данному обществу.
   Последнее особенно отрицательно сказалось на театральном уголке выставки. В то время как на декоративном отделении Вхутеина идет интересная работа по созданию моделей разборного клубного театра или макетов типового революционного зрелища, здесь почему-то выставлены очень сложные, очень эстетские макеты Фомина к "Риголето", "Ромео и Жюльетте", "Уриелю Акосте" и т. д., и макеты в помпезном стиле нашего Большого академического театра, абсолютно никаких точек соприкосновения с клубной театральной практикой не имеющие.
   Устройство художественных выставок в рабочих районах -- дело правильное, но в такой же мере и ответственное. Им должны заняться не столько отдельные художественные общества, сколько просветительные органы, как Главнаука или культотдел МГСПС. Тогда эти выставки получат необходимую методичность и показательность. А что потребность в них громадна, это доказывает тот факт, что выставка "Рост" уже приглашена передвинуться и в другие клубы. Ну что же, если ее сильно сжать и иначе распланировать,-- счастливого пути!
   
   1928
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru