Трощанский Василий Филиппович
Любовь и брак у якутов

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

В. Ф. Трощанскій и Э. К. Пекарскій.

ЛЮБОВЬ И БРАКЪ У ЯКУТОВЪ

ЭТНОГРАФИЧЕСКІЙ ОЧЕРКЪ.

ИЗЪ ЯКУТСКОЙ СТАРИНЫ.

(Къ матеріаламъ по якутскому брачному праву).

   

С.-ПЕТЕРБУРГЪ.
Типографія Министерства Путей Сообщенія
Товарищества И. Н. Кушнеревъ и Ко). Фонтанка, 117.
1909.

   

Любовь и бракъ у якутовъ

В. Ф. Трощанскаго 1).

   1) Отрывокъ изъ посмертнаго труда Трощанскаго ("Наброски о якутахъ Якутскаго округа"), приготовляемаго къ отдѣльному изданію нашимъ сотрудникомъ Э. К. Пекарскимъ. Ред.
   

I.

   Якуты чрезвычайные ловеласы, а якутки болѣе чѣмъ снисходительны. Разсказы о томъ, что мѣстные ловеласы имѣютъ успѣхъ у якутокъ будто потому, что онѣ не могутъ противиться требованіямъ, будучи склонны къ гипнозу, -- чистѣйшій вздоръ, о которомъ мѣстные жители не имѣютъ ни малѣйшаго понятія. Невѣрность мужей и женъ -- явленіе сплошное, и гипнотизмъ тутъ ни при чемъ. Дѣло въ томъ, что на внѣбрачныя половыя отношенія якуты совсѣмъ не смотрятъ, какъ на безнравственныя, во-первыхъ, потому, что у нихъ отсутствуютъ всякія понятія, которыя дѣйствительно можно бы отнести къ категоріи понятій нравственныхъ, регулирующихъ поведеніе человѣка, и, во-вторыхъ,-- потому, что у якутовъ до очень недавняго времени было многоженство, а покупка женъ держится и до сихъ поръ. Въ сказкахъ молодые люди вступаютъ въ связь при первой же встрѣчѣ и безъ всякихъ прелиминаріевъ. Юноша просто говоритъ:
   -- Лучше иди, ляжемъ вмѣстѣ, посмѣемся, пошутимъ!
   "На это женщина пришла и лежала съ нимъ; вдобавокъ къ своему устатку, юноша повеселился такъ, какъ посторонніе люди веселятся съ посторонней женщиной", а впослѣдствіи эта женщина родила {Худяковъ. "Верхоянскій Сборникъ", стр. 162.}.
   Какой же тутъ гипнозъ -- съ одной стороны и нравственныя требованія -- съ другой? Все обусловливается тѣмъ, что якуты находятся въ зоологическомъ періодѣ.
   Однако, мужья чрезвычайно ревнивы, но, разумѣется, не всѣ, а только тѣ, у которыхъ жены молоды и красивы, во всѣхъ же остальныхъ случаяхъ они вполнѣ равнодушны, -- особенно когда сами пользуются расположеніемъ какой-либо другой женщины или если жена безплодна. Женщины, какъ мнѣ кажется, менѣе ревнуютъ своихъ мужей. Я знаю одного очень богатаго якаута, который изъ четырехъ сыновей двухъ терпѣть не можетъ потому, какъ говорятъ, что они прижиты его женой отъ работника. Вотъ причина, почему мужья ревнуютъ: они не хотятъ приблудныхъ дѣтей. Жены же не хотятъ, чтобы ихъ мужья тратились на чужихъ женъ, такъ какъ каждая якутка, оказывая благосклонность, норовитъ обобрать своего поклонника начисто.
   Легкость нравовъ -- явленіе до того обычное, что никто этимъ не возмущается. Я присутствовалъ при такой сценѣ. Въ церковной караулкѣ разбранились двѣ якутки. Одна -- жена караульнаго, а другая -- дѣвица, его сестра. Первая упрекала вторую въ томъ, что та, не будучи замужемъ, родила; послѣдняя же, въ свою очередь, бросила упрекъ въ томъ, что та, наоборотъ, будучи замужемъ, завела любовника. Присутствовавшій при этомъ якутъ-звонарь, холостякъ лѣтъ 60-ти, замѣтилъ:
   -- Однако, ты не ладно говоришь: всѣ жены имѣютъ любовниковъ, а дѣвицы очень рѣдко рожаютъ.
   Говорятъ, что смолоду этотъ моралистъ былъ отъявленнымъ ловеласомъ, а потому нужно признать его компетентнымъ судьею въ этомъ дѣлѣ. Его компетентность подтверждается относительно дѣвицъ и метрическими книгами моего прихода {Покойный Трощанскій жилъ въ 3-емъ Жехсогонскомъ наслегѣ Ботурусскаго улуса (Якутск. окр.). Э. П.}, изъ которыхъ видно, что за послѣдніе 22 года {Писано въ 1893 году. Э. П.} было всего 26 незаконнорожденныхъ изъ общей суммы 3798 родившихся за то же время, причемъ незаконнорожденные чаще рождаются у вдовъ, а не у дѣвицъ.
   Я лично знаю только два случая, когда дѣвицы были матерями, и оба случая нужно признать исключительными. Въ одномъ случаѣ родила слѣпорожденная и чуть ли не на 30-мъ году отъ роду, въ другомъ -- дѣвушка, о которой была раньше рѣчь, упорно не хотѣла выходить замужъ, хотя была сиротой и, будучи красивой, имѣла много жениховъ; казалось, она питаетъ отвращеніе къ замужеству, а, между тѣмъ, не устояла и опять же -- когда ей перевалило за 25 лѣтъ.
   Но не слѣдуетъ думать, что якутскія дѣвицы очень цѣломудренны, -- нѣтъ. Ихъ цѣломудріе -- результатъ тщательной охраны; охраняется, впрочемъ, только физическое цѣломудріе,-- только оно имѣетъ цѣну въ глазахъ покупателя-якута, потому что только за дѣвицъ платятъ калымъ. О нравственномъ цѣломудріи якуты не только не заботятся, но даже не подозрѣваютъ возможности такой заботы. Я видѣлъ, какъ старый якутъ, человѣкъ состоятельный, въ присутствіи массы якутовъ, -- это было въ родовомъ управленіи во время какого-то собранія,-- позволялъ себѣ самыя возмутительныя шутки съ 12-тилѣтней дѣвочкой, а та держала себя такъ, какъ будто грязныя заигрыванія старика -- самая простая вещь. Присутствующіе и даже родители по обращали ни малѣйшаго вниманія на эту мерзость.
   Якуты имѣютъ обыкновеніе покупать заблаговременно невѣстъ для своихъ сыновей, а потому у нихъ не рѣдкость, что десятилѣтнія дѣти живутъ, какъ взрослые супруги, если за невѣсту заплаченъ весь калымъ. Даже взрослые женихи, если они уплатили половину калыма, могутъ ходить къ невѣстѣ на правахъ мужа; если бы такой женихъ отказался потомъ жениться, то онъ не имѣетъ права на данный имъ калымъ, ибо дѣвица съ изъяномъ, очевидно, вдвое дешевле. Такимъ образомъ, вопросъ нравственный сведенъ на матеріальный: что заплатилъ, то и получай.
   Цѣломудріе якутскихъ женщинъ находится въ прямой зависимости отъ строгости надзора за ними, и нужно отдать справедливость -- надзоръ, когда онъ признается необходимымъ, очень строгъ, хотя для замужнихъ и не всегда достигаетъ цѣли, такъ какъ онѣ, во всякомъ случаѣ, пользуются большей свободой.
   Для меня не совсѣмъ ясно, почему такъ мало незаконно рожденныхъ. Положимъ, за дѣвицами и очень молодыми вдовами -- строгій надзоръ, но за остальными вдовами надзора никакого, а между тѣмъ -- вообще вдовъ очень много. Въ нашемъ приходѣ было въ 1870 году 62 вдовца и 241 вдова,-- разница громадная; скорѣе нужно было бы ожидать обратнаго отношенія, такъ какъ за одинаковое число лѣтъ въ періодъ дѣторожденія больше смертности между женщинами, чѣмъ до половой зрѣлости и послѣ періода дѣторожденія; въ тотъ же періодъ женщинъ умираетъ гораздо больше, чѣмъ мужчинъ. Почему же въ дѣйствительности мы видимъ больше вдовъ, чѣмъ вдовцовъ? Это объясняется тѣмъ, что вдовцы чаще вступаютъ въ бракъ, чѣмъ вдовы. Для насъ все равно, отъ чего это зависитъ, но отъ того же самаго должно зависѣть отчасти и то, почему и внѣбрачныя связи вдовъ малочисленны; малочисленность внѣбрачныхъ связей вдовъ отчасти зависитъ и отъ того, что могутъ возникнуть осложненія въ случаѣ рожденія ребенка, тогда какъ интрижки съ чужой женой не представляютъ этого неудобства. Какъ бы то ни было, но, съ одной стороны, незаконнорожденныхъ очень мало, а съ другой -- вдовы вступаютъ въ бракъ гораздо рѣже, чѣмъ вдовцы. И въ самомъ дѣлѣ, за 22 года вышли замужъ 54 вдовы за холостыхъ и 80 за вдовцовъ, а вдовцовъ женилось на дѣвицахъ 185.
   Тотъ фактъ, что много вдовцовъ женится на дѣвицахъ, можетъ указать на одну изъ причинъ невѣрности женъ, но если мы еще обратимъ вниманіе вообще на возрастное отношеніе брачущихся, то эта причина станетъ безспорной. Разсматривая съ этой цѣлью метрическія книги, я наткнулся на поразительные факты и невольно вспомнилъ мнѣніе двухъ извѣстныхъ русскихъ писателей, изъ которыхъ одинъ увѣрялъ, что фактъ вступленія въ бракъ старика-крестьянина, который фигурируетъ въ его разсказѣ, съ молодой дѣвицей -- плодъ "гнусной цивилизаціи", а другой весьма пространно доказывалъ, что та же "гнусная цивилизація" приводитъ къ тому, что женщины, принадлежащія къ интеллигентному классу, не находятъ себѣ мужей, а потому подвергаются разнаго рода страданіямъ и искушеніямъ, тогда какъ въ "первобытномъ обществѣ" подобныя явленія не имѣютъ мѣста, и молодые люди, достигнувъ половой зрѣлости, вступаютъ, да еще и по влеченію сердца, въ брачный союзъ безпрепятственно. Несомнѣнно, что тутъ имѣются въ виду тѣ дикари, которые появлялись нѣкогда на подмосткахъ театровъ, дабы устыдить "гнусную цивилизацію" своимъ великолѣпіемъ. Взглянувъ же на дѣйствительныхъ дикарей, почти не тронутыхъ "цивилизаціей", мы видимъ, что значительное число вдовъ не находитъ ни мужей, ни даже приватныхъ поклонниковъ, -- замужъ рѣдко берутъ и незаконнорожденныхъ мало, за 22 года всего 26. Если даже утроить это число, предполагая, что показанія о незаконности рожденій невѣрны,-- а такое предположеніе не невѣроятно, такъ какъ, съ одной стороны, можетъ быть желаніе скрыть незаконность рожденія, а съ другой -- священникъ не можетъ знать всѣхъ вдовъ, -- и если всѣ эти рожденія приписать только вдовамъ, то и тогда получится, что изъ 241 вдовы, числившейся въ 1870 г., приходится за 22 года по 8 на одно рожденіе, тогда какъ на каждую замужнюю женщину, которыхъ числилось въ томъ же году 628, приходится по 6 рожденій за то же время. Если даже признать, что многія женщины вдовѣютъ поздно, въ періодъ безплодія, то и тогда все-таки можно будетъ утверждать, что у якутовъ вдовы поистинѣ должны быть неутѣшными. Не тутъ ли кроется причина того весьма трогательнаго обычая у нѣкоторыхъ народовъ, что вдовы лишали себя жизни на могилахъ мужей? Весьма вѣроятно, если принять во вниманіе, что дикарямъ загробная жизнь представляется только продолженіемъ земной.
   Если только обстоятельства дозволяютъ, якуты вступаютъ въ ранній бракъ, такъ что у нихъ нерѣдко брачное сожительство начинается за много лѣтъ до того возраста, когда они могутъ вѣнчаться. Впрочемъ, къ церковному вѣнчанію якуты относятся совершенно формально, и у нихъ всѣ брачные обряды и пиршества совершаются во время переѣзда невѣсты въ домъ жениха, а вѣнчаніе происходитъ когда придется и совершенно незамѣтно. Несмотря на стремленіе якутовъ къ раннимъ бракамъ, мы имѣемъ, что изъ 624 мужчинъ, вступившихъ въ первый бракъ, 14,4% имѣли отъ 26 до 30 лѣтъ, 7,6% -- отъ 31 до 40, 4,3% -- отъ 41 до 60 и одинъ случай вступленія въ бракъ 61 года. Но, можетъ-быть, дѣвицы счастливѣе? И да и нѣтъ. Изъ 704 дѣвицъ вышли замужъ отъ 26 до 30 лѣтъ только 6,6%, отъ 31 до 40 -- 2,5%, отъ 45 до 55--0,85%, но и это доказываетъ съ достаточной убѣдительностью, что условія якутской жизни въ этомъ отношеніи, какъ и во многихъ другихъ, не могутъ быть признаны нормальными, а если еще взять во вниманіе возрастное отношеніе брачущихся, то мы еще болѣе убѣдимся въ ихъ ненормальности. Изъ 572 случаевъ, когда обѣ стороны вступаютъ въ первый бракъ, 9% приходится на брачущихся одинаковаго возраста, 5,15% на случаи, когда невѣста старше жениха до 5 лѣтъ, 2,3% -- до 10 лѣтъ, 44% на случаи, когда женихъ старше невѣсты до 5 лѣтъ, 14,2% -- до 10 лѣтъ, 22,2%--до 20 лѣтъ, 3,15%-- свыше, причемъ въ двухъ случаяхъ женихъ старше на 30 лѣтъ, а въ другихъ двухъ -- на 35 лѣтъ. Если теперь обратимся къ возрастному отношенію брачущихся вдовцовъ и вдовъ какъ между собою, такъ и съ холостыми и дѣвицами, то окажется, что изъ 324 браковъ 5,8% приходится на случаи, когда вступаютъ въ бракъ однолѣтки, 8% -- когда невѣсты старше до 5 лѣтъ и 3% -- до 21 года; затѣмъ, 19% -- когда женихи старше до 5 лѣтъ, 17% -- до 10 лѣтъ, 31% -- до 20 лѣтъ, 16% -- до 41 года. Такое неблагопріятное для женщинъ возрастное отношеніе зависитъ отъ того, что онѣ являются товаромъ, которымъ завладѣваетъ тотъ, кто заплатитъ. Однако, нельзя сказать, чтобы женщины выходили замужъ подъ вліяніемъ насилія родителей,-- нѣтъ, у якутовъ случаи грубаго насилія очень рѣдки. Вообще, это единственная симпатичная сторона якутскаго характера. У нихъ нѣтъ самодурства Китъ Китычей, а потому нерѣдко дѣвушки съ успѣхомъ отстаиваютъ свою свободу и не выходятъ за того, за кого не хотятъ, а въ крайнемъ случаѣ даже заявляютъ священнику о нежеланіи вступить въ бракъ. Но, тѣмъ не менѣе, бракъ у якутовъ менѣе всего происходитъ на почвѣ взаимной привязанности, -- особенно, какъ мнѣ кажется, женщины въ этомъ отношеніи равнодушны, если у нихъ не завелся еще поклонникъ. Ихъ не слишкомъ смущаетъ выходъ замужъ за старика, особенно если онъ зажиточный человѣкъ: старый мужъ нисколько не помѣшаетъ завести интрижку и даже не одну, а, между тѣмъ, жена будетъ имѣть все то, что можетъ дать богатство: прежде всего -- сытость, затѣмъ -- одежду, почетъ и менѣе изнурительную работу. Увы, эти дѣти природы также считаютъ унизительнымъ всякій трудъ и, при малѣйшей возможности, норовятъ спалить его на плечи другого. Одинъ улусный голова, человѣкъ очень богатый и не молодой, страдалъ ожирѣніемъ сердца; когда ему посовѣтовали косить для моціона, то онъ очень обидѣлся и объявилъ съ гордостью, что у него есть кому работать. Ему старались растолковать, что это -- лѣченіе, а не обыкновенная работа, но онъ остался при своемъ и, наконецъ, заявилъ, что онъ предпочитаетъ дожидаться смерти, чѣмъ косить.
   Но не только женщины вступаютъ въ бракъ со стариками изъ-за матеріальныхъ выгодъ, а и мужчины женятся на старухахъ изъ-за того-же, хотя и рѣже, -- этимъ и объясняется, что жены иногда старше мужей. Нужно замѣтить, что сближеніе половъ у якутовъ менѣе всего происходитъ подъ вліяніемъ сентиментовъ, да и жизненная обстановка нисколько не благопріятствуетъ какимъ бы то ни было сентиментамъ, хотя всесильная природа и тутъ даетъ себя чувствовать, такъ какъ наибольшее число рожденій приходится на декабрь и январь мѣсяцы,-- тутъ вѣдь весна начинается въ апрѣлѣ и маѣ.
   По нашему приходу записано родившихся за 22 года 1905 мальчиковъ и 1893 дѣвочки. Такимъ образомъ, дѣтей мужского пола рождается больше, но зато и умираетъ больше. До 5 лѣтъ умерло 529 мальчиковъ и 440 дѣвочекъ и отъ 5 до 25 лѣтъ умерло 180 мужчинъ и 161 женщина; затѣмъ, смертность мужчинъ уменьшается: отъ 25 до 45 лѣтъ умерло 92 мужчины и 155 женщинъ; отъ 45 до 75 лѣтъ цифры смертности мужчинъ и женщинъ колеблются, а въ общемъ умерло 226 мужчинъ и 213 женщинъ; отъ 75 до 100 лѣтъ и свыше -- 75 мужчинъ и 88 женщинъ. Мы видимъ, что,-- въ то время какъ въ возрастѣ отъ 25 до 45 лѣтъ смертность мужчинъ уменьшилась почти на половину съ предшествовавшимъ двадцатилѣтіемъ,-- смертность женщинъ осталась почти та же; затѣмъ, смертность мужчинъ и женщинъ почти уравнивается. Значительность смертности женщинъ въ періодъ дѣторожденія объясняется тѣмъ, что беременность и роды происходятъ при весьма неблагопріятныхъ условіяхъ. Кромѣ общихъ неблагопріятныхъ условій существованія якутовъ, тутъ имѣются еще и спеціальныя. Прежде всего, у нихъ совсѣмъ нѣтъ свѣдущихъ повитухъ; у нихъ нѣтъ женщинъ, спеціально занимающихся этимъ дѣломъ, а принимаетъ каждая старуха, такъ какъ эта процедура упрощена до невѣроятія. Роженицы-якутки чаще всего умираютъ отъ кровоизліяній или оттого, что не весь послѣдъ вышелъ; какъ въ томъ, такъ и въ другомъ случаѣ старухи безсильны. Не думайте, однако, что для облегченія родовъ не принимается никакихъ мѣръ,-- нѣтъ, мѣры принимаются, но очень странныя: заготовляются два березовыхъ кола съ вилообразными концами и одна болѣе или менѣе толстая палка, также березовая; передъ наступленіемъ родовъ колья (токосо) вколачиваются въ полъ позади камина вилообразными концами кверху, затѣмъ кладутъ на нихъ палку, и вотъ роженица становится на колѣни, хватается руками за поперечную палку (тардысар мас) и, натуживаясь, ждетъ, когда явятся къ ней на помощь двѣ богини, изъ которыхъ одна (аjысит) облегчаетъ роды, а другая (іäjäхсіт) приноситъ ребенку душу. Повитуха въ это время находится сзади роженицы и старается добыть ребенка. Трудно объяснить себѣ, почему употребляются упомянутые березовые колья и палка, но я замѣчу, что во время язычества якуты хоронили своихъ покойниковъ на деревьяхъ, а деревянные ящики (бісік), въ которыхъ грудныя дѣти лежатъ, и теперь, въ случаѣ смерти послѣднихъ, вѣшаются на деревья; шаманы, до недавняго времени, вѣшали на деревья конскія головы, шкуры и волосы. Не общей ли причиной обусловливаются всѣ эти обычаи?
   Послѣ родовъ якутка должна пролежать нѣсколько дней на полу. На 3-ій день послѣ родовъ къ роженицѣ приходятъ молодыя женщины, которыя желаютъ имѣть дѣтей. Онѣ выпроваживаютъ изъ юрты всѣхъ мужчинъ, взрослыхъ и малолѣтнихъ,-- такъ какъ богиня, дарующая душу, не любитъ мужчинъ,-- надѣваютъ свои шапки задомъ напередъ (въ подражаніе этой богинѣ, какъ онѣ объясняютъ), выкапываютъ въ земляномъ полу юрты небольшое углубленіе, ставятъ подлѣ него маленькую берестяную урасу {Лѣтнее жилье (юрта), конической формы. Э. П.}, вбиваютъ возлѣ нея коновязь, привязываютъ къ ней заранѣе приготовленнаго берестянаго коня съ сѣдокомъ, устанавливаютъ тутъ же, если родился мальчикъ, вырѣзанныхъ изъ бересты различныхъ животныхъ, за которыми якуты охотятся, приготовляютъ крошечный лукъ и стрѣлу, кладутъ въ ямку сѣна {Или лучинокъ. Э. П.} и затѣмъ углей; послѣ этого одна изъ присутствующихъ дѣвушекъ, непремѣнно дѣвственница, пускаетъ изъ лука стрѣлу въ какое-либо животное изъ бересты. Если же родится дѣвочка, то, вмѣсто изображеній животныхъ и лука, кладутъ берестяныя ножницы, иголку, наперстокъ и настоящія нитки изъ сушеныхъ коровьихъ жилъ; затѣмъ, присутствующія женщины садятся вокругъ ямки, стараются безпрерывно хохотать, льютъ на уголья растопленное масло, туда же сваливаютъ всѣ берестяные предметы, о которыхъ я только-что говорилъ, и смотрятъ, на кого потянетъ струя дыма и укажетъ такимъ образомъ, какая изъ сидящихъ женщинъ родитъ въ настоящемъ году. Если предсказаніе не оправдается, то это будетъ означать, что мужчина, отъ котораго должна была родить указанная женщина, оскорбилъ чѣмъ-нибудь богиню. Послѣдняя живетъ въ юртѣ послѣ родовъ всѣ три дня -- до упомянутаго жертвоприношенія, а потому въ это время говорятъ шепотомъ и ходятъ осторожно, чтобы какъ-нибудь не обидѣть ее, въ противномъ случаѣ она отниметъ жизнь у младенца, а можетъ-быть -- и у роженицы. Послѣ жертвоприношенія присутствующіе ѣдятъ саламату (саламат).
   Число ежегодныхъ вступленій въ бракъ значительно колеблется. Всего больше браковъ значится въ 1876 г., когда ихъ было 65, а всего меньше въ 1886 г.-- только 15. Къ сожалѣнію, у меня нѣтъ данныхъ объ урожаѣ, но я знаю, что въ 1886 г. былъ сильный неурожай; былъ ли особенно урожаенъ 1875 или 1876 годъ -- не знаю. Плодовитость браковъ тоже колеблется: въ 1876 г. родилось въ приходѣ 203, а въ 1871 г. всего 98. Точно такъ же и отдѣльныя семьи, повидимому, значительно разнятся въ плодовитости, хотя данныхъ у меня и нѣтъ на этотъ счетъ. Мнѣ лично извѣстны семьи, въ которыхъ было отъ 15 до 20 дѣтей, а также и такія, въ которыхъ совсѣмъ не было дѣтей. Тутъ рѣзко бросается въ глаза большая плодовитость бѣдныхъ семей, хотя, можетъ-быть, безплодіе часто зависитъ отъ разныхъ женскихъ болѣзней, которыя значительно распространены между якутками. Равнымъ образомъ, обращаетъ на себя вниманіе то обстоятельство, что въ періодъ половой производительности больше умираетъ женщинъ, чѣмъ мужчинъ. Въ то время какъ до одиннадцатилѣтняго возраста умерло 577 м. и 499 ж., а отъ 11 л. до 25 л.-- 121 м. и 103 ж., отъ 25 до 46 л. умерло 165 м. и 222 ж.; затѣмъ, отъ 46 л. до 100 и свыше умерло 299 м. и 298 ж. У меня нѣтъ данныхъ, чтобы судить о томъ, какъ рано начинаютъ рожать якутки, но я знаю случай беременности женщины, которой было болѣе 50 лѣтъ.
   Отчасти по бездѣтности, отчасти но другимъ причинамъ якуты часто берутъ чужихъ дѣтей на воспитаніе,-- берутъ даже и въ тѣхъ случаяхъ, когда имѣются и свои дѣти, -- берутъ иногда на болѣе или менѣе продолжительное время, но чаще усыновляютъ; для этого не требуется никакихъ формальностей, если берутъ въ своемъ наслегѣ, но если въ чужомъ, то обѣ стороны -- родители и воспитатели -- дѣлаютъ письменныя заявленія своимъ родовымъ управленіямъ. Но исповѣднымъ росписямъ за 1870 г. числится 69 воспитанниковъ и 55 воспитанницъ,-- явное предпочтеніе мальчиковъ; какъ я уже говорилъ, въ эти росписи не входятъ дѣти до 7--8-лѣтняго возраста, а потому всѣхъ воспитанниковъ несравненно больше, такъ что навѣрное одна изъ трехъ семей воспитываетъ чужого ребенка, а иногда и двухъ, и трехъ. Этотъ обычай обусловливается въ иныхъ случаяхъ экономическими причинами, а въ иныхъ -- уцѣлѣвшими языческими вѣрованіями. Сынъ или пріемышъ обезпечиваетъ за семействомъ возможность пользоваться землею и тогда, если глава семьи умретъ или дойдетъ до такого дряхлаго состоянія, что не въ силахъ вести хозяйство; точно такъ же и домашнее хозяйство требуетъ здоровой работницы, какою является дочь и воспитанница въ аналогичныхъ случаяхъ. Даже и бездѣтные богачи не могутъ обойтись безъ пріемышей, потому что у якутовъ до того развито безцеремонное отношеніе къ чужой собственности, что чужому человѣку никогда и ничто не довѣряется, а потому хозяинъ и особенно хозяйка сами должны неотступно слѣдить за хозяйствомъ, не спуская съ глазъ работниковъ и работницъ, а на старости лѣтъ это обременительно. Съ другой стороны, признавая причиною смерти до 70 лѣтъ похищеніе души какимъ-либо духомъ, якуты стараются, въ случаѣ частой смерти своихъ дѣтей, обмануть этихъ духовъ при рожденіи ребенка; для этого, по просьбѣ родителей, кто-нибудь изъ родныхъ или знакомыхъ воруетъ новорожденнаго и тайкомъ уноситъ къ себѣ такъ, чтобы никакой духъ не видѣлъ, куда дѣлся ребенокъ. Если бы какой-нибудь духъ вздумалъ явиться для похищенія души новорожденнаго, то онъ не найдетъ ребенка, а такъ какъ никому изъ духовъ неизвѣстно новое мѣстожительство ребенка, то послѣдній и остается живъ. Но какимъ же образомъ этимъ духамъ становится извѣстно, что въ такой-то юртѣ родился ребенокъ? По всѣмъ вѣроятіямъ, это извѣстно потому, что при рожденіи обязательно должны присутствовать двѣ богини, а разъ какой бы то ни былъ духъ знаетъ что-нибудь, то и всѣ остальные будутъ знать, такъ какъ нѣтъ основанія предполагать, что духи менѣе болтливы, чѣмъ якуты, которые съ поразительной быстротой разносятъ по своимъ знакомымъ и незнакомымъ всякую новость.
   Усыновленныя дѣти пользуются одинаковыми правами наслѣдства съ кровными дѣтьми, хотя по этому поводу зачастую ведутся безконечныя судбища, особенно если остается крупное наслѣдство. Тутъ уже нагрѣваютъ руки не только сельскія власти, но и просто вліятельные люди. Бываютъ случаи, гдѣ дѣлежъ наслѣдства получаетъ характеръ простого грабежа. Вообще, дѣла о наслѣдствѣ -- самая доходная статья для надежныхъ и улусныхъ властей и проходимцевъ-якутовъ, которые подъ разными предлогами норовятъ что-либо сорвать. Такимъ образомъ, пріемнымъ дѣтямъ иногда приходится разочароваться въ ожиданіяхъ богатаго наслѣдства, но иногда и воспитатели попадаютъ въ очень скверное положеніе. Мнѣ извѣстенъ случай, когда воспитанникъ завладѣлъ имуществомъ своего воспитателя и прогналъ послѣдняго изъ его собственнаго дома. Это только наиболѣе рѣзкій примѣръ, но аналогичные случаи довольно часты. Вообще, можно сказать, что пока воспитанникъ находится въ матеріальной зависимости отъ воспитателя, онъ -- тише воды, ниже травы, но какъ только оперился или воспитатель обѣднѣлъ -- онъ уходитъ отъ него и оставляетъ его на произволъ судьбы. Случай, о которомъ я только-что говорилъ, произошелъ такъ.
   Воспитатель задолжалъ въ городѣ купцу и, по якутскому обычаю, отказался платить. Купецъ предъявилъ искъ, и когда явились къ должнику описывать его имущество, то онъ заявилъ, что у него нѣтъ никакого имущества, такъ какъ все принадлежитъ его пріемному сыну. Купецъ ни съ чѣмъ и остался, но зато пріемный сынъ началъ послѣ этого распоряжаться имуществомъ воспитателя по своему усмотрѣнію, и когда тотъ запротестовалъ, то сынъ заявилъ ему, что онъ напрасно ввязывается не въ свое дѣло, такъ какъ имущество принадлежитъ ему, сыну. А въ концѣ концовъ отецъ былъ выдворенъ...
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru