<...> Древнейший культурный народ, который 2500 лет тому назад имел своих "социалистов-революционеров" в лице пророков, который умел говорить своим властвующим царям то, что мы теперь говорим царю низложенному, -- такой ветеран культуры может ли мирволить анархии, этой детской болезни малокультурных народов?.. Правда, и из нашей среды вышло несколько демагогов, присоединившихся к героям улицы и пророкам захвата. Они выступают под русскими псевдонимами, стыдясь своего еврейского происхождения (Троцкий, Зиновьев и др.), но скорее псевдонимами являются их еврейские имена: в нашем народе они корней не имеют...2
<...>
12 июня <...>. М., доставляющий мне зарубежную литературу, принес вчера книжку "Русской мысли", возобновившейся в Софии под прежней редакцией Струве. Отрадно одно: даже консервативные русские люди наконец поняли, что большевизм -- истинно русская, национальная революция... Пусть не путают в эту революцию всех евреев на том основании, что Троцкие и Зиновьевы ассимилировались душою с Разиными и Пугачевыми. И все-таки это не избавит евреев при реставрации России от кровавой мести той же красной России, которая тогда почернеет.
<...>
[27 января 1930 г.] Вечером И. читает мне автобиографию Троцкого. Все здесь кричит о мнимом "сверхчеловеке", между тем как Троцкий представляет собою тип мыслящего человека с крайне ограниченным кругозором, с полным отсутствием высших запросов вне "перманентной революции". Признание его, что он в юности был психологически чужд "потребности в иных мирах" и всегда был материалистом, очень характерно.
7 февраля. Дочитал до конца автобиографию Троцкого. В последних частях это -- апология и полемика со сталинской группой. Но диктатура вообще не отпугивает Троцкого: "великий разбой" он находит необходимым3. Отвратительны его насмешки над демократией, европейским социализмом, парламентаризмом.
КОММЕНТАРИИ
Печатается по изданию: Дубнов С. М. Книга жизни: материалы для истории моего времени: воспоминания и размышления. Иерусалим: Гешарим; М.: Мосты культуры, 2004. С. 414.
Дубнов Семен Маркович (1860-1941) -- российский еврейский историк, публицист и общественный деятель, один из классиков и создателей научной истории еврейского народа. В 1922 г. эмигрировал в Германию, погиб в Рижском гетто.
1 В дневнике 9 июня Дубнов писал: "В одном собрании я вчера участвовал, большом еврейском митинге в зале Биржи, где выступали Винавер, Слиозберг, военные делегаты и другие. Цель -- протест против царящей анархии. Я указал на глубокий корень зла: "гипертрофию классовизма" в революционном движении, извращающую ход революции, поскольку классовое начало не подчиняется национальному и государственному" (Дубнов С. М. Книга жизни: материалы для истории моего времени: воспоминания и размышления. Иерусалим: Гешарим; М.: Мосты культуры, 2004. С. 414).
2 О. В. Будницкий, специалист по истории евреев в годы революции и Гражданской войны, прокомментировал этот фрагмент так: "Аналогичные мысли высказывали историки и публицисты и тогда, и теперь. Однако с таким же успехом можно было бы объявить не принадлежащими к своему народу революционеров русского происхождения на основании того, скажем, что они не исполняли православных обрядов. Думаю также, что активное участие евреев в русском освободительном движении объяснялось как раз не их разрывом с еврейством, а принадлежностью к нему" (Будницкий О. В чужом пиру похмелье: евреи и русская революция // Евреи и русская революция: Материалы и исследования. М., Иерусалим: Мосты культуры, 1999. С. 7).
3 "Великий разбой" -- часто встречающееся выражение тех лет. Скорее всего, восходит к характеристике государства, данной Августином.