Тренёв Константин Андреевич
К. А. Тренёв: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   ТРЕНЕВ Константин Андреевич [1878--] -- советский писатель. Р. в семье бывшего крепостного крестьянина Харьковской губернии. Учился в уездном земледельческом училище, в семинарии, окончил три высшие школы. Впервые выступил в печати с рассказами из жизни дореволюционной украинской и донской деревни. Первый рассказ "На ярмарке" был напечатан в газете "Донская речь" [1898]. Крестьянин, сельский учитель, священник, торговец -- основные образы в произведениях Т. ("Мокрая балка", "По тихой воде"). Лирическая окрашенность бытовых рассказов писателя сочетается нередко с ироническими, социально-заостренными зарисовками обывателей, представителей духовенства ("Заблудились", "На хуторе" и др.). Хорошее знание материала, красочное описание быта, мастерская передача языка персонажей, в частности диалогов -- таковы достоинства прозы Т. Тонкий мастер пейзажа, Т. с особенной любовью рисует степные просторы, передает аромат степи, приближаясь нередко в своих описаниях к художественной выразительности и лиризму чеховских пейзажей. Решающую роль в творческом развитии Т. сыграл М. Горький, к-рый поддержал молодого автора, внимательно следил за его дальнейшим ростом. Особенно высоко оценивал Горький повесть Т. "Владыка", напечатанную в 1911, и его украинские очерки.
   После революции Т. приобрел известность как драматург. Однако в первой своей пьесе "Пугачевщина" (напеч. в 1924, постав. на сцене Московского Художественного театра в 1925) Т. не дает исторически верного освещения пугачевского движения, не сумев освободиться от традиционной трактовки личности Пугачева и его роли буржуазными историками. Но уже в этой пьесе автор проявил себя как мастер сценического сюжета и живого сочного диалога. Вторая пьеса -- "Любовь Яровая" (поставлена впервые в 1926 на сцене Малого театра; напеч. в 1927) -- пользуется огромным и заслуженным успехом. Это одна из тех советских пьес, которые не сходят со сцены наших театров уже в течение двенадцати лет. Это единственная советская пьеса, показанная МХАТ в 1937 на Всемирной выставке в Париже. Художественно яркое обобщение героики гражданской войны, острота поставленных проблем, живость действия, драматизм сюжета, типизация характеров, наряду с подчеркиванием своеобразия каждого из них, индивидуализация речи персонажей выделяют эту пьесу среди других произведений советской драматургии.
   Пафос утверждения революции, изображение замечательного героизма людей, выковывавшихся в бурные годы гражданской войны (Любовь Яровая, Кошкин, Швандя), сочетаются в пьесе с резким разоблачением враждебных начал революции, с едким смехом над чуждыми элементами, примазавшимися к великому делу (Дунька Панова).
   В комедии "Жена" (1928), воспроизводящей быт и характеры, сложившиеся в условиях нэпа, образ Веры Грушиной, человека новой формации, противопоставлен целой галлерее бюрократов, карьеристов, спекулянтов, оживших в нэповской обстановке. В противоположность ярким и выразительным зарисовкам отрицательных персонажей -- всей этой буржуазной накипи, положительные герои -- инженер Грушин и его жена -- изображены бледно и неотчетливо. В этом -- слабость комедии.
   Пьеса "Опыт", написанная в 1933, ставит в центр внимания героический образ крупного советского ученого, смелого инициатора, труженика науки -- Соболева, доводящего необычайный научный опыт до конца, невзирая на все трудности. Пьеса, интересная по своему замыслу, в художественном отношении представляет меньшую ценность, чем "Любовь Яровая".
   Революционным событиям в Петрограде, происходившим в промежуток между февральской и Великой Октябрьской социалистической революцией, посвящена последняя пьеса Т. -- "На берегу Невы" [1937], написанная к 20-летию Октябрьской революции. Эта пьеса -- о нарастании большевистских настроений среди рабочих и солдатских масс Петрограда, руководимых Лениным, о победоносном ходе революции. Образ великого вождя конкретно ощутим во всей пьесе, несмотря на то, что он только эпизодически появляется в ней. Значение этой пьесы, очень тепло встреченной советским зрителем, -- в остроте и выразительности социальных характеристик.
   В 1938 Т. подверг пьесу значительной переработке, добавив ряд дополнительных сцен, в частности создав новую сцену, в к-рой Ленин выступает как непосредственно действующее лицо.
   Из драматургических произведений Т. наибольшей популярностью пользуется пьеса "Любовь Яровая", не только прочно утвердившаяся в репертуаре советского театра, но и являющаяся значительным этапом в развитии советской драматургии.
   За выдающиеся заслуги в этой области Т. в июне 1938 (в связи с 40-летием лит-ой деятельности) был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1939 награжден орденом "Знак Почета".

Библиография:

   I. Собр. соч., 2 тт., ЗиФ, М. -- Л., 1928 (т. I -- "Владыка", т. II -- "Мокрая балка"); Батраки, Рассказы, изд. "Недра", М., 1927;
   Избранные произведения, ГИХЛ, М., 1933;
   Рассказы и пьесы, изд. Моск. т-ва писателей [М.], 1933;
   Пьесы, Гослитиздат, М., 1935;
   Гимназисты. Пьеса, изд-во "Искусство", М., 1936;
   то же, Гослитиздат, М., 1937;
   Любовь Яровая. Пьеса в 5 д. Новый вариант, изд-во "Искусство", М. -- Л., 1936;
   На берегу Невы. Пьеса в 4 д., изд-во "Искусство", М., 1937;
   Моя работа над "Любовью Яровой", "Литературная газета", 1937, No 1, 5 января.

А. В.

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939.
   Т. 11. -- М.: Худож. лит., 1939. -- Стб. 381--383.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-3811.htm

II.

   ТРЕНЁВ, Константин Андреевич [21.V(2. VI). 1876, хутор Ромашово Харьковской губ., -- 19.V.1945, Москва] -- рус сов. писатель, драматург. Сын крестьянина. В 1903 окончил Петербургский археологич. институт и духовную академию, в 1921 -- агрономич. ф-т Таврич. ун-та. Длительное время работал учителем. Лит. деятельность начал в 1898. До революции был известен гл. обр. как прозаик, правдивый бытописатель крест. жизни. Первый сб. рассказов -- "Владыка" (1915). В 1907--12 пишет ряд одноактных пьес; в 1910 опубл. пьесу "Отчего порвались струны?" (1912 -- под назв. "Дорогины"), разоблачающую либеральную интеллигенцию. В пьесе сказалось влияние драматургии М. Горького, с к-рым Т. был связан дружбой.

0x01 graphic

   После 1917 почти целиком посвящает себя драматургии. В 1924 написана нар. трагедия "Пугачевщина", в к-рой проявились характерные для Т. черты -- острота социально-нравств. проблематики, тяготение к масштабной эпич. форме, реалистич. воссоздание образа народа, блестящее знание нар. языка. Пьеса сыграла значит. роль в развитии сов. историч. драмы, в ее утверждении на путях социалистам, реализма. Однако в "Пугачевщине" звучат в известной мере и мотивы жертвенности. Это была первая советская пьеса, поставленная во МХАТе (1925).

0x01 graphic

"Любовь Яровая". Афиша первого представления. 1926.

   В 1926 Т. пишет лучшую свою пьесу -- "Любовь Яровая" (пост. Малого театра; 1936 -- пост. МХАТ; Гос. премия СССР, 1941), к-рая отличается широтой социально-историч. обобщений, глубоким проникновением в историч. закономерности революц. эпохи. Судьба гл. героини -- сел. учительницы Яровой, к-рая, пережив тяжелую личную драму (переход мужа на сторону белогвардейцев) и преодолев в себе иллюзии надклассового порядка, становится "настоящим товарищем" большевиков, защищающих правду социалистич. гуманизма, проводящих линию Коммунистич. партии в формировании нового человека. Т. стремится раскрыть внутреннее, глубинное, человеч. содержание героики революции; внимание писателя устремлено к процессам интеллектуального характера, развертывающимся в сознании героев. Впервые в сов. драматургии эпич. размах, присущий ранним сов. пьесам, явился здесь в сочетании с углубленной обрисовкой отд. образов. Т. уделяет большое внимание не только социальной, но и индивидуальной психологии, вводит в пьесу личные, семейные коллизии. В этом внимании к человеку, его характеру ощущается близость Т. к традициям рус. и мировой классич. лит-ры, к драматургич. поэтике М. Горького. "Любовь Яровая" во многом определила пути дальнейшего развития сов. героико-революц. драмы. В пьесе рельефно сказались особенности творч. манеры Т.: его пристрастие к свободной, многоэпизодной композиции, полифонич. развитию темы, к чередованию сцен разл. характера -- остро драматич., комедийных, жанровых, броский афористич. язык. Пьеса доныне идет в театрах страны и за рубежом.
   В 1927--30 Т. пишет цикл рассказов, разоблачающих мещан, приспособленцев, нэпманскую "плесень". Этой же теме посв. комедия "Жена" (1928, пост. Малого театра). В пьесе "Ясный лог" (1931, пост. Малого театра) Т. обращается к теме коллективизации деревни, борьбы с кулачеством; в пьесе "Опыт" (1934) созданы образы сов. ученых-новаторов. Этим пьесам, однако, недостает богатства жизненных красок, на них лежит печать схематизма. Поэтичность в воплощении событий первой рус революции, рельефность характеров обусловили идейно-воспитат. и эстетич. значение пьесы для юношества -- "Гимназисты" (1936). В пьесе "На берегу Невы" (1937, пост. Малого театра), посв. революц. событиям 1917, Т. одним из первых в сов. драматургии создал образ В. И. Ленина. Пьеса "Анна Лучинина" (опубл. 1941, пост. 1946), посв. проблемам социалистич. морали, поэтизирует творч. дерзание в науке. В годы Великой Отечеств. войны T. выступил с пьесами "Навстречу" (1943) и "Полководец" (1945, пост. Центр. театра Сов. Армии) -- об Отечеств. войне 1812; печатал публицистич. статьи. Неоконченной осталась пьеса "Юность Петра" (опубл. 1946).
   В "Любови Яровой" и др. пьесах Т. проявил себя как художник, новаторски обогативший драматургич. опыт Горького, он показал человека в самой практике революц. борьбы, основав на этом идейно-философ., нравств. коллизии своей драмы. В "Любови Яровой" Т. явился одним из зачинателей драматургии социалистич. реализма. В своем творчестве и в теоретич. суждениях он утверждал принципы реализма, высокой идейности, выступал за драматургию ярких, объемных характеров, настойчиво подчеркивал роль языка "как самого главного, основного в драме".

Сочинения:

   Избр. произведения, т. 1--2. [Вступ. от. В. Диева], М., 1955;
   Пьесы, статьи, речи, М., 1952;
   Забытые рассказы, Симферополь, 1959;
   Автобиография, в книге: Сов. писатели, т. 2, М., 1959.

Литература:

   Сурков В., К. А. Тренёв, 2 изд., М., 1955 (есть библ.);
   Ежегодник Малого театра. 1953--1954, М., 1956;
   Диев В. А., Творчество К. А. Тренева, М., 1960;
   его же, К. А. Тренев, в кн.: История рус. сов. лит-ры, т. 1, 2 изд., М., 1967;
   Файнберг Р., К. А. Тренев. Очерки творчества, М. -- Л., 1962;
   Живой Тренев. Сб. воспоминаний, Ростов н/Д., 1963;
   Устюжанин Д., К. А. Тренев, "Любовь Яровая". К новой программе в X классе, "Лит-ра в школе", 1968, No 5;
   История рус. лит-ры конца XIX -- нач. XX в. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. -- Л., 1963.

В. А. Диев.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 7: "Советская Украина" -- Флиаки. -- 1972. -- Стб. 609--611.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke7/ke7-6092.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru