|
Скачать FB2 |
| |
ЛЕВ ТОЛСТОЙ
ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ
Издание осуществляется под наблюдением государственной редакционной комиссии
Серия первая
Произведения
ТОМ 31
(Перепечатка разрешается безвозмездно)
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1890-1900
Подготовка текста и комментарии
Н.В. Горбачева, Л.Н. Гроссмана, В.С. Мишина
СОДЕРЖАНИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
СТАТЬИ
НЕОПУБЛИКОВАННОЕ, НЕОТДЕЛАННОЕ И НЕОКОНЧЕННОЕ
ПЛАНЫ И ВАРИАНТЫ
КОММЕНТАРИИ
ИЛЛЮСТРАЦИИ
РЕДАКЦИОННЫЕ ПОЯСНЕНИЯ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1890 - 1900
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ОТЕЦ СЕРГИЙ
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
КАРМА (1)
Л. Толстой.
________
Л.Т.
__________
__________
ТРИ ПРИТЧИ
ПЕРВАЯ ПРИТЧА
ВТОРАЯ ПРИТЧА
ТРЕТЬЯ ПРИТЧА
СТАТЬИ
[О Т.М. БОНДАРЕВЕ. ДЛЯ СЛОВАРЯ С. А. ВЕНГЕРОВА]
Лев Толстой.
СТЫДНО
14 декабря 1895.
ПРИБЛИЖЕНИЕ КОНЦА
"Не убий".
Господину Герману Снейдерс.
Милостивый государь!
И. К. Ван-дер-Вер.
ПРЕДИСЛОВИЕ
К СТАТЬЕ ЭДУАРДА КАРПЕНТЕРА
"СОВРЕМЕННАЯ НАУКА"
Л. Толстой.
ПРЕДИСЛОВИЕ
К СБОРНИКУ МЫСЛЕЙ ДЖОНА РЁСКИНА
"ВОСПИТАНИЕ. КНИГА. ЖЕНЩИНА"
Лев Толстой.
ДВЕ ВОЙНЫ
Ясная Поляна.
15 августа 1898 г.
НЕОПУБЛИКОВАННОЕ,
НЕОТДЕЛАННОЕ
И НЕОКОНЧЕННОЕ
СОН МОЛОДОГО ЦАРЯ
И СВЕТ ВО ТЬМЕ СВЕТИТ
Драма в 5 действиях
ДЕЙСТВИЕ I
ЯВЛЕНИЕ I
Марья Ивановна, Александра Ивановна
и Петр Семенович.
ЯВЛЕНИЕ II
ЯВЛЕНИЕ III
Те же и няня.
ЯВЛЕНИЕ IV
Те же, без няни и Марьи Ивановны.
(Неловкое молчание. Священник идет к стороне и, раскрывая книгу, читает.
Входит Люба с Лизанькой.)
ЯВЛЕНИЕ V
Те же, Люба и Лизанька.
ЯВЛЕНИЕ VI
Те же, без Петра Семеновича.
(Степа въезжает на велосипеде.)
ЯВЛЕНИЕ VII
Те же и Степа.
ЯВЛЕНИЕ VIII
Те же и Ваня. (Вбегает Ваня в красной рубахе, с собаками, с телеграммой.)
(Входит Петр Семенович с папиросами.)
ЯВЛЕНИЕ IX
Те же и Петр Семенович.
ЯВЛЕНИЕ X
Те же, без Любы.
(Входит Николай Иванович.)
ЯВЛЕНИЕ XI
Те же и Николай Иванович.
(Входит лакей, здоровается. Николай Иванович подает ему руку. Александра Ивановна пожимает плечами и переглядывается с мужем).
ЯВЛЕНИЕ XII
Те же и лакей.
ЯВЛЕНИЕ XIII
Те же и Мисси.
Мисси (увидав отца, прибегает с крокета и вешается ему на шею). Папа, пойдем со мной.
ЯВЛЕНИЕ XIV
Те же, без Мисси.
Николай Иванович садится за стол, жадно пьет чай и ест.
В один голос:
ЯВЛЕНИЕ XV
Те же, без Степы.
(Во время разговора сначала дамы, а потом Петр Семенович уходят, и остаются один священник с Николаем Ивановичем.)
(Опять спор между играющими.)
(Во время разговора лакеи устанавливают стол, опять чай, кофе.)
(Молчание. [Входит Александра Ивановна.])
ЯВЛЕНИЕ XVI
Те же и Александра Ивановна.
(Священник откланивается.)
ЯВЛЕНИЕ XVII
Те же, без священника.
(Крик между играющими.)
(Входит Марья Ивановна.)
ЯВЛЕНИЕ XVIII
Те же и Марья Ивановна.
[(Уходит.)]
ЯВЛЕНИЕ XIX
Те же, без Александры Ивановны.
(Молчание, после которого Николай Ивановичи Марья Ивановна начинают говорить вместе.)
(Входит лакей.)
ЯВЛЕНИЕ XX
Те же и лакей.
(Слышен звук бубенчиков и подъезжающего экипажа.)
(Уходит за угол дома. Туда же идут Степа, Люба.)
Александра Ивановна с мужем и Лизанькой входят на террасу. Николай Иванович ходит в раздумье.)
ЯВЛЕНИЕ XXI
Николай Иванович, Александра Ивановна, Петр Семенович и Лизанька.
[Занавес.]
ДЕЙСТВИЕ II
Там же в деревне, через неделю. Сцена представляет большую залу. Накрытый стол: самовар, чай и кофе. У стены рояль, шкапчик с нотами. За столом сидят Марья Ивановна, княгиня и Петр Семенович.
ЯВЛЕНИЕ I
Марья Ивановна, Петр Семенович и княгиня.
ЯВЛЕНИЕ II
Марья Ивановна и княгиня.
(Входят няня.)
ЯВЛЕНИЕ III
Те же и няня.
(Из другой двери входит Николай Иванович с бумагой в руках.)
ЯВЛЕНИЕ IV
Марья Ивановна, княгиня и Николай Иванович.
(Идет на террасу и встречается с Борисом и Любой.)
ЯВЛЕНИЕ V
Те же, Борис и Люба.
ЯВЛЕНИЕ VI
Те же, без Николая Ивановича.
(Оба расходятся.)
[Занавес.]
Сцена переменяется. Улица. У избы лежит Иван Зябрев, накрыт тулупом.
ЯВЛЕНИЕ I
Иван Зябрев один.
(Из-за избы выходит крошечная девочка с малым на руках. (Малый кричит.)
ЯВЛЕНИЕ II
Иван Зябрев и Малашка с малым. Иван. Воды. Испить. (Малашка уходит в избу, слышно там крик ребенка, выносит ковш воды.)
(Входит Николай Иванович.)
ЯВЛЕНИЕ III
Те же и Николай Иванович.
(Приходит брюхатая баба с снопом овса и граблями. И тотчас же бьет по затылку Малашку.)
ЯВЛЕНИЕ IV
Те же и баба.
(Идет в избу. Слышен визг свиньи, крик детей.)
ЯВЛЕНИЕ V
Те же, без бабы.
(Входит Борис.)
ЯВЛЕНИЕ VI
Те же и Борис.
(Приходят мужики с косами и бабы с граблями, кланяются.)
ЯВЛЕНИЕ VII
Те же и мужики и бабы.
(Проходят.)
ЯВЛЕНИЕ VIII
Те же, без мужиков и баб.
(Идут сотский, Петр и его жена и мальчик.)
ЯВЛЕНИЕ IX
Те же, сотский, Петр, его жена и мальчик.
[Занавес.]
Сцена переменяется. Там же в деревне.
ЯВЛЕНИЕ I
Tоня сыграла Шумана сонату и сидит за роялем. У рояля стоит Степа. Сидят Люба, Борис, Лизанька, Митрофан Ермилович, священник. После игры все кроме Бориса, остаются в волнении.
(Тоня играет, если может, а то обрывает.)
(На столе конфеты. Все едят.)
(Входит Николай Иванович, здоровается с Тоней, с Степой, Лизанькой, Любой, [Митрофаном Ермиловичем и священником].)
ЯВЛЕНИЕ II
Те же и Николай Иванович.
(Степа зовет лакея.)
(Входит лакей.)
ЯВЛЕНИЕ III
Те же и лакей.
(Лакей робеет и уходит. Николай Иванович уходит.)
ЯВЛЕНИЕ IV
Те же, без лакея и Николая Ивановича.
ЯВЛЕНИЕ V
Те же и Николай Иванович.
ЯВЛЕНИЕ VI
Те же, без Николая Ивановича.
(Люба с Тоней шепчутся. Тоня идет к роялю и играет ноктюрн Chopin. Все замолкают.)
ЯВЛЕНИЕ VII
(Во время игры тихо входят Марья Ивановна и княгини садятся слушая. Перед концом ноктюрна слышны бубенчики.)
ЯВЛЕНИЕ VII
Те же, Марья Ивановна и княгиня. Люба. Это тетя. (Идет ей навстречу и Марья Ивановна.
(Продолжается музыка. -- Входят Александра Ивановна и отец Герасим, священник в наперсном кресте, и нотариус. Все встают.)
ЯВЛЕНИЕ VIII
Те же, Александра Ивановна, отец Герасим и нотариус.
(Княгиня подходит под благословение, также и священник.)
(Нотариус кладет на стол бумаги и уходит.)
ЯВЛЕНИЕ IX
Те же, без нотариуса.
(Александра Ивановна шепчет молодежи. Молодежь сговаривается, и уходят на террасу все, кроме Бориса. Священник тоже хочет уходить.)
ЯВЛЕНИЕ X
Марья Ивановна, Александра Ивановна, княгиня, отец Герасим, священник и Борис.
ЯВЛЕНИЕ XI
Те же, без Марьи Ивановны.
(Выходят Марья Ивановна и Николай Иванович.)
ЯВЛЕНИЕ XII
Те же. Марья Ивановна и Николай Иванович.
(Лакей приносит завтрак и вино.)
(Во время разговора входят понемногу Степа, Люба, Лизанька, Тоня, Борис, Александра Ивановна и все рассаживаются и расстанавливаются и слушают.)
ЯВЛЕНИЕ XIII
Марья Ивановна, княгиня, Николай Иванович, священник и Борис.
(Уходит, за ней и все остальные, кроме Николая Ивановича и Марьи Ивановны.)
ЯВЛЕНИЕ XIV
Николай Иванович и Марья Ивановна.
Занавес.
ДЕЙСТВИЕ III
Действие происходит в Москве. Большая комната, в ней верстак, стол с бумагами, шкаф с книгами, зеркало и картина, заставлена досками.
ЯВЛЕНИЕ I
Николай Иванович в фартуке работает у верстака. Строгает. Столяр-мастер.
(Из-за двери голос: Папа, можно?)
ЯВЛЕНИЕ II
Те же и Люба.
ЯВЛЕНИЕ III
Те же и Марья Ивановна.
(Люба идет.)
ЯВЛЕНИЕ IV
Те же, без Любы.
(Входит священник, целуются с Николаем Ивановичем, [и Люба].)
ЯВЛЕНИЕ V
Те же, священник и Люба.
ЯВЛЕНИЕ VI
Те же и княгиня.
(Уходят.)
[Занавес.]
Сцена переменяется. Канцелярия. Сидит один писарь, и ходит часовой у противоположной двери. Входит генерал с адъютантом, писарь вскакивает, солдат отдает честь.
ЯВЛЕНИЕ I
Генерал, адъютант и писарь.
(Писарь подает и уходит.)
ЯВЛЕНИЕ II
Те же, без писаря.
(Входит полковник с писарем. Генерал подает ему)
ЯВЛЕНИЕ III
Те же и полковник с писарем.
(Адъютант с писарем уходят.)
ЯВЛЕНИЕ IV
Генерал и полковник.
(Входит Борис с двумя конвойными, за ним адъютант [и писарь].)
ЯВЛЕНИЕ V
Те же, Борис с двумя конвойными, адъютант и писарь.
(Солдаты поднимают Бориса.)
ЯВЛЕНИЕ VI
Борис, писарь и солдаты.
(Входит жандармский офицер с писарем.)
ЯВЛЕНИЕ VII
Те же и жандармский офицер с писарем.
(Писарь пишет.)
(Входит священник.)
ЯВЛЕНИЕ VIII
Те же и священник.
ЯВЛЕНИЕ IX
Те же, без жандармского офицера и его писаря.
(Входит адъютант.)
ЯВЛЕНИЕ X
Те же и адъютант. Борис сидит в заду сцены.
ЯВЛЕНИЕ XI
Те же, без священника.
(Уходят.)
[Занавес.]
Сцена переменяется. Приемная комната в госпитале.
ЯВЛЕНИЕ I
Доктора, старший и младший. Больной в халате. Сторожа в блузах.
(Делает знак сторожам. Они сзади подходят.)
ЯВЛЕНИЕ II
Старший и младший доктор.
(Входит адъютант.)
ЯВЛЕНИЕ III
Те же и адъютант.
(Младший доктор выходит.)
ЯВЛЕНИЕ IV
Те же, без младшего доктора.
(Вводят Бориса.)
ЯВЛЕНИЕ V
Те же и Борис.
[(Адъютант уходит.)]
ЯВЛЕНИЕ VI
Те же, без адъютанта.
(Доктор пожимает звонок. Входят два сторожа.)
ЯВЛЕНИЕ VII
Те же и сторожа.
(Входит младший доктор.)
ЯВЛЕНИЕ VIII
Те же и младший доктор.
[(Уходит. За ним младший доктор и сторожа.)]
(Входит Николай Иванович и Люба. Княгиня глядит в дверь и говорит: Идите, я после.)
ЯВЛЕНИЕ IX
Борис, Николай Иванович и Люба.
(Люба сидит и плачет.)
(B коридоре слышны безумные вопли. Врывается больной, за ним сторожа и утаскивают его.)
(Входит княгиня.)
ЯВЛЕНИЕ X
Те же и княгиня.
(Слышны опять вопли в коридоре.)
ЯВЛЕНИЕ XI
Те же и старший доктор.
ЯВЛЕНИЕ XII
Борис один.
(Входят сторожа с халатом.)
ЯВЛЕНИЕ XIII
Борис и сторожа.
([Борис] переодевается.)
[Занавес.]
ДЕЙСТВИЕ IV
В Москве. Прошел год после III действия. Зала в доме Сарынцевых приготовлена для танцевального вечера под фортепиано. -- Лакеи устанавливают цветы перед роялем. Входит Марья Ивановна в нарядном шелковом платье с Александрой Ивановной.
ЯВЛЕНИЕ I
Марья Ивановна, Александра Ивановна и лакеи.
(Входит тапер.)
ЯВЛЕНИЕ II
Те же и тапер.
(Входит во фраке блестящий Александр Михайлович Старковский.)
ЯВЛЕНИЕ III
Те же и Старковский.
([Старковский] уходит. Навстречу ему идет Люба, несет подушку, звезды, ленты.)
ЯВЛЕНИЕ IV
Те же и Люба.
ЯВЛЕНИЕ V
Марья Ивановна, Александра Ивановна и Люба.
[(Входит Старковский.)]
ЯВЛЕНИЕ VI
Те же и Старковский.
(Уходит с Александрой Ивановной.)
ЯВЛЕНИЕ VII
Люба и Старковский.
ЯВЛЕНИЕ VIII
Те же и Ваня.
ЯВЛЕНИЕ IX
Люба и Старковский.
(Входят княгиня с Тоней и девочкой.)
ЯВЛЕНИЕ X
Те же и княгиня с Тоней и девочкой.
(Выходит Степа. Ваня приносит.)
ЯВЛЕНИЕ XI
Те же, Степа и Ваня.
(Входят студенты, дамы, Марья Ивановна, графиня)
ЯВЛЕНИЕ XII
Те же, Марья Ивановна, графиня, студенты, дамы.
(Расставляются. Танцуют.)
Сцена переменяется. Комната Николая Ивановича. Слышна музыка издалека. Он одет в пальто и кладет письмо на стол. С ним оборванный Александр Петрович.
ЯВЛЕНИЕ I
Николай Иванович и Александр Петрович.
ЯВЛЕНИЕ II
Николай Иванович, Александр Петрович и Марья Ивановна.
(Александр Петрович уходит.)
ЯВЛЕНИЕ III
Николай Иванович и Марья Ивановна.
(Вбегает Ваня.)
ЯВЛЕНИЕ IV
Те же и Ваня.
[(Уходит)].
ЯВЛЕНИЕ V
Николай Иванович и Марья Ивановна.
ЯВЛЕНИЕ VI
Те же, Ваня и Катя.
ЯВЛЕНИЕ VII
Николай Иванович один.
(Входит Лизанька.)
ЯВЛЕНИЕ VIII
Николай Иванович и Лизанька.
ЯВЛЕНИЕ IX
Николай Иванович один.
(Входит княгиня.)
ЯВЛЕНИЕ X
Николай Иванович и княгиня.
ЯВЛЕНИЕ XI
Николай Иванович один.
Николай Иванович ложится на диван. Молчание. Отворяются двери. Музыка слышнее, гросфатер. Входит Степа.
ЯВЛЕНИЕ XII
Николай Иванович и Степа.
[Степа.] Папа нет, идите.
(Входят пары, маленькие с большими.)
ЯВЛЕНИЕ XIII
Николай Иванович, Степа и пары.
(Пары проходят.)
ЯВЛЕНИЕ XIV
Николай Иванович один.
Занавес.
ДЕЙСТВИЕ V
Дисциплинарный батальон. Камера. Сидят, лежат арестанты. Борис читает евангелие. Толкует.
Сцена переменяется.
Сцена меняется.
[БЕССМЫСЛЕННЫЕ МЕЧТАНИЯ]
[К ИТАЛЬЯНЦАМ]
Братья итальянцы!
[СТУДЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 1899 ГОДА]
ПЛАНЫ И ВАРИАНТЫ
ОТЕЦ СЕРГИЙ
ТРИ ПРИТЧИ
ВТОРАЯ ПРИТЧА
СОН МОЛОДОГО ЦАРЯ
И СВЕТ ВО ТЬМЕ СВЕТИТ
Д[ЕЙСТВИЕ] I.
Д[ЕЙСТВИЕ] II.
Д[ЕЙСТВИЕ] III.
[ДЕЙСТВИЕ] IV.
[ДЕЙСТВИЕ] V.
Сцена представляет балкон, перед ним лон-тенис, в к[отором] играют с одной стороны Люба с Митр[офаном] Ерм[илычем], с другой, Ваня с Лизанькой. Мальчики босые подбирают шары. На балконе сидит Анна Ивановна, вяжет одеяло, глядя на играющих.
(Играют.)
(Входит быстрыми шагами Марья Ивановна с телеграммой в руке.)
(Играют.)
(Играющие, крича в один голос и хватая друг друга за ракеты и сердясь и смеясь, идут к балкону.)
Люба, Ваня бросают ракеты. Ваня перепрыгивает через перилы и бегут за угол дома. Степа закуривает папиросу.
(На сцене остаются Анна Ивановна, Степа и Лизанька с Митрофаном Ерми[лычем].)
(Идут играть и играют.)
(Выходит Марья Ивановна.)
(Люба садится за стол.)
(Лакей, пока они говорят, приносит самовар. Они (стесняются,) замолкают в его присутствии. Из дома выходят Марья Ивановна и княгиня. Во время разговора дам Люба с Борисом тихо говорят, потом спускаются с террасы и уходят в сад.)
(Входят мужики и баба и становятся на колени.)
(Мужики уходят.)
(Входит прикащик в высоких сапогах.)
(Входит Ваня.)
Выходит из-за угла Николай Иванович, за ним те мужики. которые были, и еще старуха и баба с ребенком.
(Люба с Борисом подходят.)
Выходит Николай Иванович, подает деньги старухе. Она кланяется в ноги, удерживает ее.
(Они за кустом сидят и слушают.)
Конец 1 действия.
ДЕЙСТВИЕ I
Сцена представляет террасу богатого барского деревенского дома. На втором плане лон-тенис и цветники.
ЯВЛЕНИЕ I
ЯВЛЕНИЕ I
Входит Марья Ивановна. (За ней лакей с блюдом земляники.)
Опять входит баба.
ЯВЛЕНИЕ I
Крик между играющими.
Входит молодой священник.
Священник садится и курит. Входит лакей с телеграммой.
Степа бойко въезжает на велосипеде и соскакивает, прислоняет к террасе и входит (мрачно).
Входит няня.
Выходят из-за угла мужик и баба.
(Священник с мужиками уходит.)
Ваня, увидав землянику, вскакивает на террасу и начинает есть одной горстью, другой берет телеграмму и читает.
Ваня, ухватив еще земляники, бежит за нею. Играют.
Опять входит баба.
Играющие, крича в один голос и хватая друг друга за ракеты, крича и смеясь, идут к террасе.
(Входит Марья Ивановна и немного погодя с другой стороння Люба.)
СТЫДНО
<ПОРУГАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА>
ВОЗВРАЩЕНИЕ К ЗВЕРИНОМУ ОБРАЗУ
Л. Толстой.
ДВЕ ВОЙНЫ
[БЕССМЫСЛЕННЫЕ МЕЧТАНИЯ]
КОММЕНТАРИИ
"ОТЕЦ СЕРГИЙ"
ИСТОРИЯ ПИСАНИЯ И ПЕЧАТАНИЯ
___________
___________
ОПИСАНИЕ РУКОПИСЕЙ
"КАРМА"
ИСТОРИЯ ПИСАНИЯ И ПЕЧАТАНИЯ
"ТРИ ПРИТЧИ"
ИСТОРИЯ ПИСАНИЯ И ПЕЧАТАНИЯ
ОПИСАНИЕ РУКОПИСЕЙ
"[О Т. М. БОНДАРЕВЕ. ДЛЯ СЛОВАРЯ С. А. ВЕНГЕРОВА]"
ИСТОРИЯ ПИСАНИЯ И ПЕЧАТАНИЯ
СТЫДНО
ИСТОРИЯ ПИСАНИЯ И ПЕЧАТАНИЯ
ОПИСАНИЕ РУКОПИСЕЙ
"ПРИБЛИЖЕНИЕ КОНЦА"
ИСТОРИЯ ПИСАНИЯ И ПЕЧАТАНИЯ
ОПИСАНИЕ РУКОПИСЕЙ
"ПРЕДИСЛОВИЕ
К СТАТЬЕ ЭДУАРДА КАРПЕНТЕРА
"СОВРЕМЕННАЯ НАУКА"
ИСТОРИЯ ПИСАНИЯ И ПЕЧАТАНИЯ
ОПИСАНИЕ РУКОПИСЕЙ
"ПРЕДИСЛОВИЕ
К СБОРНИКУ МЫСЛЕЙ ДЖОНА РЁСКИНА
"ВОСПИТАНИЕ. КНИГА. ЖЕНЩИНА"
ИСТОРИЯ ПИСАНИЯ И ПЕЧАТАНИЯ
"ДВЕ ВОЙНЫ"
ИСТОРИЯ ПИСАНИЯ И ПЕЧАТАНИЯ
ОПИСАНИЕ РУКОПИСЕЙ
СОН МОЛОДОГО ЦАРЯ
ИСТОРИЯ ПИСАНИЯ
И СВЕТ ВО ТЬМЕ СВЕТИТ
ИСТОРИЯ ПИСАНИЯ И ПЕЧАТАНИЯ
ТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИМЕЧАНИЯ
Действие I
Действие II
Действие III
Действие IV
____________
ОПИСАНИЕ РУКОПИСЕЙ
"[БЕССМЫСЛЕННЫЕ МЕЧТАНИЯ]"
ИСТОРИЯ ПИСАНИЯ И ПЕЧАТАНИЯ
ОПИСАНИЕ РУКОПИСЕЙ
"[К ИТАЛЬЯНЦАМ]"
ИСТОРИЯ ПИСАНИЯ И ОПИСАНИЕ РУКОПИСЕЙ
[СТУДЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 1899 ГОДА]"
ИСТОРИЯ ПИСАНИЯ И ОПИСАНИЕ РУКОПИСЕЙ
|